Эрмитаж в Венеции, а «Христос в темнице»
Ректор Академии художеств и комиссар павильона России в Венеции Семен Михайловский создает на Биеннале-2019 оммаж Эрмитажу — совместно с его директором Михаилом Пиотровским — и открывает выставку-инсталляцию пермских деревянных скульптур в «Манеже». Нам первым он рассказал об этих проектах.
Семен Ильич, мы регулярно встречаемся примерно за полгода до начала очередной биеннале в Венеции, и вы не устаете повторять, что не являетесь ключником, миссия которого — открывать и закрывать национальный павильон. В прошлом и нынешнем году вы совмещали позиции комиссара павильона и куратора выставки. Почему вы решили вступить в коллаборацию с Эрмитажем при подготовке выставки 2019 года?
Конечно, мне неинтересно решать исключительно организационные, хозяйственные вопросы. В прошлом и в этом году я с большим интересом работал над созданием выставок, мне за них не стыдно. Почему мы решили пригласить Эрмитаж? Потому что наша страна ассоциируется в мире с этим музеем. В Венеции есть небольшое представительство Эрмитажа на площади Сан-Марко. Работы из Эрмитажа регулярно экспонируются в венецианской Галерее Академии и в Палаццо дожей, в прошлом году они были показаны на выставке Glasstress в Палаццо Франкетти в рамках параллельной программы художественной биеннале, а 14 декабря в Палаццо Фортуни открывается выставка FutuRuins, сокуратором которой является глава отдела современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков. Но, как ни странно, наш главный музей никогда, ни в каком качестве не участвовал в организации выставок в национальном павильоне. К слову, Музей Соломона Гуггенхайма, также имеющий в Венеции свое представительство, не раз участвовал в создании выставок в национальном американском павильоне.
О чем же будет эта выставка?
Виталий, вы правильно формулируете вопрос. Многие ведь хотят слышать имена художников. Скажи: «Иванов, Петров, Сидоров». А ведь главное — о чем будет выставка. Михаил Борисович Пиотровский просил до поры до времени не называть имена художников. Тем более что, согласно правилам, мы сначала должны озвучить концепцию нашей выставки и список ее участников руководству биеннале.
Теоретически можно показать в павильоне эрмитажные произведения, совместив с современными вещами, — так многие сейчас делают, в особенности хорошо этот прием удается нашим венским коллегам. Через старое искусство эффектно позиционируется новое, по соседству с новым актуализируется старое. Получается это когда-то более, когда-то менее удачно. Но мы предлагаем показать работы художников, которых нет в Эрмитаже. Тема Биеннале-2019 May You Live in Interesting Times, озвученная английским куратором Ральфом Ругоффом, отсылает к древнему китайскому проклятию, означающему что-то вроде «Не дай бог жить в эпоху перемен». Именно в такую эпоху — опасную и неопределенную, но таящую возможности — мы живем, и наша выставка будет не лишена драматизма.