Заказ на «умную» коробку
Бурное развитие интернет-ритейла привело к появлению нового типа складской недвижимости — fulfillment-центров, которые дают возможность максимально сократить время на обработку онлайн-заказов
На рынке складской недвижимости быстро набирает обороты строительство складов нового формата — fulfillment-центров. Специалисты называют их «складами будущего» — в первую очередь они отвечают требованиям быстрорастущих компаний из онлайн-ритейла.
Fulfillment-склады — это совокупность разных технологий, позволяющих быстро осуществлять большое количестве операций на складе — от разгрузки привезенного товара до формирования готового заказа к доставке. Главная задача таких центров — обработка заказов интернет-магазинов в максимально короткие сроки при минимальных сроках хранения товара на складе. Это удается благодаря тому, что все операции с товарами проходят в одном здании, и, чтобы, например, упаковать товар, его не нужно везти для этого со склада хранения в распределительный центр. Для онлайн-компаний это важная функция, поскольку быстрая доставка наравне с широким ассортиментом и низкими ценами сейчас одно из главных конкурентных преимуществ в онлайн-торговле (см. «Окупаемость в пять курьеров», стр. 22), к тому же значительная часть затрат на логистику приходится на формирование заказов на складах.
Сегодня у всех крупных игроков этого рынка — Wildberries, Ozon, Lamoda, «Юлмарт», «Яндекс. Маркет», «Почта России», «Утконос», «Лента» и Х5 — или уже построены, или находятся на стадии строительства fulfillment-центры. По данным пресс-службы Wildberries, логистические комплексы компании есть в нескольких крупных городах России, а самый крупный из них, на 250 тыс. квадратных метров, строится в Коледино Московской области.
Интерес к таким центрам проявляет и другой крупнейший игрок онлайнрынка — компания Ozon. «Чтобы поддержать спрос потребителей на покупки онлайн, нужна логистическая инфраструктура. Российскому рынку e-commerce сейчас не хватает полутора миллионов квадратных метров складов. Ozon только в этом году закроет десять процентов этой потребности, а всего через шесть лет у нас будет порядка миллиона квадратных метров складских площадей. Например, сейчас в Хоругвино Ozon строит самую технологичную fulfillment-фабрику в России площадью порядка 120 тыс. квадратных метров, которая сможет ежедневно обрабатывать 350 тыс. посылок. А поскольку регионы имеют наибольший потенциал роста с точки зрения развития интернет-торговли, в ближайшие полтора-два года мы планируем открыть не менее пяти fulfillment-фабрик в регионах, самая удаленная будет расположена в Новосибирске», — говорит Елена Рулева, руководитель внутренних закупок Ozon.
Дмитрий Пилевин, управляющий инвестиционным фондом «ПНК Девелопмент», рассказал «Эксперту», что его компания заканчивает очень крупный проект площадью 140 тыс. квадратных метров в «PNK Парк Белый Раст» для компании «Леруа Мерлен», которая является активным игроком рынка e-commerce. Компания также планирует строить для «Почты России» в Новосибирске склад площадью более 45 тыс. квадратных метров с fulfillment-зоной.
«С учетом того, что основными пользователями технологии fulfillment являются операторы онлайн-торговли, которые активно развиваются и их доля в общем объеме сделок на рынке складской недвижимости растет, этот тип складов будет востребован на рынке», — считает Константин Фомиченко, директор департамента складской и индустриальной недвижимости компании Knight Frank.
Склад решит проблему
Классический вариант склада класса А — это большое здание, оборудованное только под хранение товаров. Поэтому все существующее на таком складе оборудование предназначено для перемещения товаров. Fulfillment-центры внешне похожи на обычный склад, но их отличает очень широкий внутренний функционал и связанное с исполнением разных функций оборудование. При этом хранение товара — только одна из базовых функций. «В отличие от складов в привычном понимании fulfillment — это фабрика e-commerce. Это огромное производство, где товары принимают, кладут на полки, собирают в заказы, упаковывают и отправляют в сортировочные центры, где их забирают и развозят по пунктам выдачи заказов, по постаматам или домой к клиентам курьерами», — говорит Степан Гусамов, директор по инвестициям и развитию инфраструктуры компании Ozon.
В обычных складах, которые используют преимущественно офлайн-магазины, товар, как правило, хранится в больших упаковках, затем его отвозят со склада в распределительные центры. На fulfillment-складах большие упаковки распаковываются, ведется работа с малогабаритным товаром, что предполагает использование большого количества оборудования, нетипичного для обычных складов. Например, на fulfillment-фабриках Ozon используют для сортировки посылок башмачный сортер Vanderlande Industries, а книги упаковывает робот — аналогичный тому, что использует Amazon.
Для онлайн-ритейлера важное требование к складу — решения по автоматизации логистических процессов. Автоматизируют в первую очередь наиболее трудоемкие из них. Так, во внутрискладской логистике основное внимание уделяется перемещению грузов и товаров между функциональными зонами склада, формированию заказов, разгрузке-погрузке товаров в транспорт. Сейчас набор технических решений для автоматизации логистических процессов весьма обширен. Например, для обработки мелких штучных заказов могут внедряться AGV (Automatic Guided Vehicle — автоматически управляемые тележки), роботы-комплектовщики и системы сортировки заказов. Для оптимизации процесса разгрузки-погрузки товара используют системы синхронной загрузки-выгрузки фуры или грузового транспорта целиком.
Разница между складами есть и во внутреннем зонировании пространства. Fulfillment-склады имеют многоуровневую мезонинную систему хранения (три-пять этажей), притом что высота склада может быть всего 12 метров. Многоуровневая система важна потому, что работа fulfillment-центра заключается в штучном подборе товара. Если крупные предметы в обычных складах распределяют роботизированные системы, то внедрять такие системы для мелких товаров сложно и дорого, и с ними сотрудники работают вручную, забирая товары с разных этажей. Поэтому в работу fulfillment-центров, несмотря на автоматизацию, вовлечено больше персонала, чем в классических автоматизированных складах класса А.
Онлайн выходит вперед
На российском складском рынке представлено три типа складской недвижимости: А, В и С. Склады А-класса — самые современные, они оснащены разнообразным оборудованием, и сейчас строится в основном только этот тип складов. Склады В — устаревшие складские помещения, адаптированные под современные нужды; они также могут быть автоматизированными. Склады класса С — что-то вроде подсобных хозяйств, ими владеют небольшие региональные магазины или частные лица для личного пользования. Объем складов этой категории в России даже не подсчитывали. По данным компании Knight Frank, на склады класса А в Московском регионе приходится 80% количества всех складов А- и В-классов, а на склады В-класса — 20%. Доля складов fulfillment, по данным Knight Frank, в ближайшее время не превысит 10–15% суммарного объема складов класса А.
Спрос на склады нового формата стал расти благодаря росту электронной коммерции. По данным девелоперов, на онлайн-ритейлеров приходится порядка семи процентов общего объема заказов на строительство складов, и девелоперы видят огромные перспективы у этого направления. Например, по итогам 2018-го за два года работы в портфеле девелоперской складской компании «Ориентир» доля e-commerce клиентов выросла с нуля почти до 50%. При этом больше половины проектов на рынке приходится на строительство складов под заказ (built to suit) — fulfillment-центры строятся с учетом индивидуальных задач конкретной компании.
Стоимость строительства коробки складов класса А и fulfillment примерно одинакова, разница только в стоимости оснащения складов. Мы подсчитали с девелоперской компанией «Ориентир», в какую сумму обойдутся инвестиции в разные по степени автоматизации склады. Инвестиции в обычный автоматизированный склад площадью 70 тыс. квадратных метров класса А начинаются от 3,5 млрд рублей, в fulfillmentцентр — от семи миллиардов рублей, включая расходы на землю, инфраструктуру, строительства дорог, складского здания и оснащения его оборудованием. Fulfillment-склады стоят в два раза дороже обычных, и позволить себе такие инвестиции могут только крупные онлайн-ритейлеры с большим оборотом и ассортиментом — от ста тысяч наименований. Офлайн-ритейлер, как правило, имеет ассортимент до 50 тыс. наименований, поэтому инвестиции в такие склады для обычной розницы неэффективны: «Для склада размером менее 20 тысяч квадратных метров затраты на оборудование не окупятся. Хороший показатель окупаемость склада — три-пять лет, что возможно при условии достаточно высокого оборота, которого сложно добиться на небольшой площади, с минимальным ассортиментом», — объясняет Андрей Постников, генеральный директор компании «Ориентир».
Впрочем, шанс воспользоваться новыми складами есть и у небольших компаний. Например, крупный российский логистический оператор «Почта России» будет строить склады и частично оборудовать их под fulfillment-центры для того, чтобы оказывать услуги по подготовке товара к доставке для мелких интернетмагазинов, которые нуждаются в такой услуге, но строить собственные центры для них дорого.
Фотографии предоставлены компанией Ozon
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl