Развитие интернет-ритейла привело к появлению нового типа складской недвижимости

ЭкспертБизнес

Заказ на «умную» коробку

Бурное развитие интернет-ритейла привело к появлению нового типа складской недвижимости — fulfillment-центров, которые дают возможность максимально сократить время на обработку онлайн-заказов

Вера Кузьмина

Fulfillment-склады — это совокупность разных технологий, позволяющих быстро подготовить заказ к отправке потребителю

На рынке складской недвижимости быстро набирает обороты строительство складов нового формата — fulfillment-центров. Специалисты называют их «складами будущего» — в первую очередь они отвечают требованиям быстрорастущих компаний из онлайн-ритейла.

Fulfillment-склады — это совокупность разных технологий, позволяющих быстро осуществлять большое количестве операций на складе — от разгрузки привезенного товара до формирования готового заказа к доставке. Главная задача таких центров — обработка заказов интернет-магазинов в максимально короткие сроки при минимальных сроках хранения товара на складе. Это удается благодаря тому, что все операции с товарами проходят в одном здании, и, чтобы, например, упаковать товар, его не нужно везти для этого со склада хранения в распределительный центр. Для онлайн-компаний это важная функция, поскольку быстрая доставка наравне с широким ассортиментом и низкими ценами сейчас одно из главных конкурентных преимуществ в онлайн-торговле (см. «Окупаемость в пять курьеров», стр. 22), к тому же значительная часть затрат на логистику приходится на формирование заказов на складах.

Сегодня у всех крупных игроков этого рынка — Wildberries, Ozon, Lamoda, «Юлмарт», «Яндекс. Маркет», «Почта России», «Утконос», «Лента» и Х5 — или уже построены, или находятся на стадии строительства fulfillment-центры. По данным пресс-службы Wildberries, логистические комплексы компании есть в нескольких крупных городах России, а самый крупный из них, на 250 тыс. квадратных метров, строится в Коледино Московской области.

Интерес к таким центрам проявляет и другой крупнейший игрок онлайнрынка — компания Ozon. «Чтобы поддержать спрос потребителей на покупки онлайн, нужна логистическая инфраструктура. Российскому рынку e-commerce сейчас не хватает полутора миллионов квадратных метров складов. Ozon только в этом году закроет десять процентов этой потребности, а всего через шесть лет у нас будет порядка миллиона квадратных метров складских площадей. Например, сейчас в Хоругвино Ozon строит самую технологичную fulfillment-фабрику в России площадью порядка 120 тыс. квадратных метров, которая сможет ежедневно обрабатывать 350 тыс. посылок. А поскольку регионы имеют наибольший потенциал роста с точки зрения развития интернет-торговли, в ближайшие полтора-два года мы планируем открыть не менее пяти fulfillment-фабрик в регионах, самая удаленная будет расположена в Новосибирске», — говорит Елена Рулева, руководитель внутренних закупок Ozon.

Дмитрий Пилевин, управляющий инвестиционным фондом «ПНК Девелопмент», рассказал «Эксперту», что его компания заканчивает очень крупный проект площадью 140 тыс. квадратных метров в «PNK Парк Белый Раст» для компании «Леруа Мерлен», которая является активным игроком рынка e-commerce. Компания также планирует строить для «Почты России» в Новосибирске склад площадью более 45 тыс. квадратных метров с fulfillment-зоной.

«С учетом того, что основными пользователями технологии fulfillment являются операторы онлайн-торговли, которые активно развиваются и их доля в общем объеме сделок на рынке складской недвижимости растет, этот тип складов будет востребован на рынке», — считает Константин Фомиченко, директор департамента складской и индустриальной недвижимости компании Knight Frank.

Склад решит проблему

Классический вариант склада класса А — это большое здание, оборудованное только под хранение товаров. Поэтому все существующее на таком складе оборудование предназначено для перемещения товаров. Fulfillment-центры внешне похожи на обычный склад, но их отличает очень широкий внутренний функционал и связанное с исполнением разных функций оборудование. При этом хранение товара — только одна из базовых функций. «В отличие от складов в привычном понимании fulfillment — это фабрика e-commerce. Это огромное производство, где товары принимают, кладут на полки, собирают в заказы, упаковывают и отправляют в сортировочные центры, где их забирают и развозят по пунктам выдачи заказов, по постаматам или домой к клиентам курьерами», — говорит Степан Гусамов, директор по инвестициям и развитию инфраструктуры компании Ozon.

В обычных складах, которые используют преимущественно офлайн-магазины, товар, как правило, хранится в больших упаковках, затем его отвозят со склада в распределительные центры. На fulfillment-складах большие упаковки распаковываются, ведется работа с малогабаритным товаром, что предполагает использование большого количества оборудования, нетипичного для обычных складов. Например, на fulfillment-фабриках Ozon используют для сортировки посылок башмачный сортер Vanderlande Industries, а книги упаковывает робот — аналогичный тому, что использует Amazon.

Для онлайн-ритейлера важное требование к складу — решения по автоматизации логистических процессов. Автоматизируют в первую очередь наиболее трудоемкие из них. Так, во внутрискладской логистике основное внимание уделяется перемещению грузов и товаров между функциональными зонами склада, формированию заказов, разгрузке-погрузке товаров в транспорт. Сейчас набор технических решений для автоматизации логистических процессов весьма обширен. Например, для обработки мелких штучных заказов могут внедряться AGV (Automatic Guided Vehicle — автоматически управляемые тележки), роботы-комплектовщики и системы сортировки заказов. Для оптимизации процесса разгрузки-погрузки товара используют системы синхронной загрузки-выгрузки фуры или грузового транспорта целиком.

Разница между складами есть и во внутреннем зонировании пространства. Fulfillment-склады имеют многоуровневую мезонинную систему хранения (три-пять этажей), притом что высота склада может быть всего 12 метров. Многоуровневая система важна потому, что работа fulfillment-центра заключается в штучном подборе товара. Если крупные предметы в обычных складах распределяют роботизированные системы, то внедрять такие системы для мелких товаров сложно и дорого, и с ними сотрудники работают вручную, забирая товары с разных этажей. Поэтому в работу fulfillment-центров, несмотря на автоматизацию, вовлечено больше персонала, чем в классических автоматизированных складах класса А.

Онлайн выходит вперед

На российском складском рынке представлено три типа складской недвижимости: А, В и С. Склады А-класса — самые современные, они оснащены разнообразным оборудованием, и сейчас строится в основном только этот тип складов. Склады В — устаревшие складские помещения, адаптированные под современные нужды; они также могут быть автоматизированными. Склады класса С — что-то вроде подсобных хозяйств, ими владеют небольшие региональные магазины или частные лица для личного пользования. Объем складов этой категории в России даже не подсчитывали. По данным компании Knight Frank, на склады класса А в Московском регионе приходится 80% количества всех складов А- и В-классов, а на склады В-класса — 20%. Доля складов fulfillment, по данным Knight Frank, в ближайшее время не превысит 10–15% суммарного объема складов класса А.

Башмачный сортер на складе Ozon используют для сортировки посылок

Спрос на склады нового формата стал расти благодаря росту электронной коммерции. По данным девелоперов, на онлайн-ритейлеров приходится порядка семи процентов общего объема заказов на строительство складов, и девелоперы видят огромные перспективы у этого направления. Например, по итогам 2018-го за два года работы в портфеле девелоперской складской компании «Ориентир» доля e-commerce клиентов выросла с нуля почти до 50%. При этом больше половины проектов на рынке приходится на строительство складов под заказ (built to suit) — fulfillment-центры строятся с учетом индивидуальных задач конкретной компании.

Стоимость строительства коробки складов класса А и fulfillment примерно одинакова, разница только в стоимости оснащения складов. Мы подсчитали с девелоперской компанией «Ориентир», в какую сумму обойдутся инвестиции в разные по степени автоматизации склады. Инвестиции в обычный автоматизированный склад площадью 70 тыс. квадратных метров класса А начинаются от 3,5 млрд рублей, в fulfillmentцентр — от семи миллиардов рублей, включая расходы на землю, инфраструктуру, строительства дорог, складского здания и оснащения его оборудованием. Fulfillment-склады стоят в два раза дороже обычных, и позволить себе такие инвестиции могут только крупные онлайн-ритейлеры с большим оборотом и ассортиментом — от ста тысяч наименований. Офлайн-ритейлер, как правило, имеет ассортимент до 50 тыс. наименований, поэтому инвестиции в такие склады для обычной розницы неэффективны: «Для склада размером менее 20 тысяч квадратных метров затраты на оборудование не окупятся. Хороший показатель окупаемость склада — три-пять лет, что возможно при условии достаточно высокого оборота, которого сложно добиться на небольшой площади, с минимальным ассортиментом», — объясняет Андрей Постников, генеральный директор компании «Ориентир».

Впрочем, шанс воспользоваться новыми складами есть и у небольших компаний. Например, крупный российский логистический оператор «Почта России» будет строить склады и частично оборудовать их под fulfillment-центры для того, чтобы оказывать услуги по подготовке товара к доставке для мелких интернетмагазинов, которые нуждаются в такой услуге, но строить собственные центры для них дорого.

Фотографии предоставлены компанией Ozon

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

10 примет времени, изменивших наш быт 10 примет времени, изменивших наш быт

Forbes представляет 10 самых ярких примет нашего времени

Forbes
Счастье: рецепт (не) для всех Счастье: рецепт (не) для всех

Человечество единодушно стремится быть счастливым

Psychologies
Лазер, зажигающий Солнце на Земле Лазер, зажигающий Солнце на Земле

Сергей Гаранин рассказывает о состоянии разработок лазерного термояда

Эксперт
Исследовательница измен смотрит сериал «Почему женщины убивают» — и рассказывает, как изменяют в России Исследовательница измен смотрит сериал «Почему женщины убивают» — и рассказывает, как изменяют в России

Почему в России разваливаются браки

Esquire
Дикая ягода в цене Дикая ягода в цене

«Альфа-групп» приобрела контрольный пакет ГК «Русбиоальянс»

Эксперт
Где учится американская бизнес-элита. Рейтинг лучших программ MBA в США Где учится американская бизнес-элита. Рейтинг лучших программ MBA в США

Популярность программ MBA в американских бизнес-школах снижается

Forbes
Украина и сила искусства Украина и сила искусства

Владимир Зеленский принялся крушить политическую элиту Украины

Эксперт
35 фраз, которые помогут справиться с тревогой и вернуться к себе 35 фраз, которые помогут справиться с тревогой и вернуться к себе

Как помочь самим себе справиться с тревогой

Psychologies
Шеф-повара из Петербурга и Копенгагена — о национальной кухне и рейтингах Шеф-повара из Петербурга и Копенгагена — о национальной кухне и рейтингах

Что гораздо важнее звезд «Мишлен» и как попасть в когорту лучших?

РБК
Орешкин возложил на банки ответственность за закредитованность россиян Орешкин возложил на банки ответственность за закредитованность россиян

Центробанк с ним не согласен

Forbes
Как поднять иммунитет Как поднять иммунитет

Что все-таки делать, чтобы болеть как можно реже?

Лиза
Portal в будущее: зачем Facebook собственные гаджеты Portal в будущее: зачем Facebook собственные гаджеты

Компания Марка Цукерберга представила новую линейку устройств Portal

Forbes
Испытание огнем Испытание огнем

Современные газотурбинные двигатели в гражданской авиации — воплощение хай-тека

Популярная механика
Звери в клетке: 7 страшных случаев нападения животных на людей в зоопарках Звери в клетке: 7 страшных случаев нападения животных на людей в зоопарках

Рядом с дикими зверями в клетке любая неосторожность может обернуться трагедией

Cosmopolitan
Жить, а не бояться: как справляться с канцерофобией Жить, а не бояться: как справляться с канцерофобией

Канцерофобия сегодня стала страхом номер один

Psychologies
Анна и Софья Ардовы: Лунный свет Анна и Софья Ардовы: Лунный свет

Соня не растрачивает попусту энергию на посторонних. И учит этому мать

Караван историй
«Рэмбо: Последняя кровь» – невменяемое кино и уникальный артефакт «Рэмбо: Последняя кровь» – невменяемое кино и уникальный артефакт

«Рэмбо: Последняя кровь» – это не фильм, а машина времени

GQ
Нота протеста Нота протеста

Музыкант Владимир Спиваков сегодня празднует свою победу и юбилей

GQ
Патрик Уркад о выставке «Восточный джаз / East West Jazz» в Пушкинском музее Патрик Уркад о выставке «Восточный джаз / East West Jazz» в Пушкинском музее

Экскурсия со-куратора, сценографа и бывшего арт-директора французского Vogue

Vogue
Правила жизни Александра Солженицына Правила жизни Александра Солженицына

Писатель, публицист, историк умер 3 августа 2008 года в Москве в возрасте 89 лет

Esquire
Интриги Единого дня голосования Интриги Единого дня голосования

Ждать ли вторых туров на губернаторских выборах и отмены прямого голосования

Эксперт
5 шагов от страха к свободе 5 шагов от страха к свободе

Сильный страх перед непредсказуемостью жизни ограничивает многих из нас

Psychologies
«В сандалиях на босу ногу» «В сандалиях на босу ногу»

Фрагмент повести режиссера Михаила Левитина «Витя Куза в сандалиях на босу ногу»

Seasons of life
История в тротиловом эквиваленте: эволюция взрывчатки История в тротиловом эквиваленте: эволюция взрывчатки

На протяжении истории цивилизации люди искали эффективные взрывчатые вещества

Популярная механика
Кинокомпозитор Джордж С. Клинтон: от Майкла Джексона до «Остина Пауэрса» Кинокомпозитор Джордж С. Клинтон: от Майкла Джексона до «Остина Пауэрса»

Легендарный кинокомпозитор Джордж С. Клинтон рассказывает о своей карьере

Cosmopolitan
6 забытых советских и российских легковушек: ностальгия и обида 6 забытых советских и российских легковушек: ностальгия и обида

Не стоит судить об отечественном автопроме строго

Популярная механика
По воле блога По воле блога

Как российский блогер оказался в Америке без денег и визы — и что из этого вышло

Robb Report
Бургер уже не торт: что случилось с самым популярным в мире блюдом Бургер уже не торт: что случилось с самым популярным в мире блюдом

Бургер перекочевал из разряда блюд фаст-фуда в меню ресторанов

Forbes
Рынок свободной любви: как экономика влияет на отношения, а отношения — на экономику Рынок свободной любви: как экономика влияет на отношения, а отношения — на экономику

Что теперь представляет собой экономика любви в мире миллениалов

Forbes
Полиция предупредила о волне угонов. В зоне риска — японцы и корейцы Полиция предупредила о волне угонов. В зоне риска — японцы и корейцы

Больше всего угонщики любят отечественные, японские и корейские автомобили

РБК
Открыть в приложении