Еврокомиссия может одобрить спорную директиву об авторском праве

ЭкспертБизнес

За авторство ответишь

Еврокомиссия может одобрить спорную директиву об авторском праве. В планах — изменить порядок работы ИT-компаний с авторами контента, продюсерами и простыми пользователями

Заур Мамедьяров

Евросоюз модернизирует правила защиты авторских прав, многие из которых не менялись с 2001 года, когда социальные сети и потоковые медиа еще не были распространены. Интернет открыл авторам новую аудиторию, но им оказалось трудно договориться о выгодных условиях использования материалов с такими гигантами, как Google. В ЕС считают, что крупные IT-компании извлекают прибыль из показа контента, принадлежащего другим лицам (например, на YouTube), и при этом не платят за использование материалов. Новые правила призваны помочь правообладателям получать вознаграждение за свой контент.

Как только директива и последующие законы вступят в силу, издательства, продюсеры музыки и кино получат возможность взимать плату с платформ в обмен на показ контента. Интернет-активисты опасаются, что это приведет к цензуре, поскольку платформы, скорее всего, будут блокировать загрузку пользователями контента, на который у них нет лицензий, и могут ограничить доступ к информации новостных изданий в результатах поиска.

Компании уровня Google и Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) никогда не скрывали, что популярность их сервисов зависит от актуального авторского контента. Эти компании даже стали ведущими поставщиками новостей, агрегируя материалы десятков тысяч изданий со всего мира. По словам Андерса Лассена, президента Европейской ассоциации авторов и композиторов, новые правила — беспрецедентная победа для европейских авторов, которые теперь будут получать справедливое вознаграждение от таких платформ, как YouTube.

Крупные издатели, в их числе Axel Springer SE и Hubert Burda Media KG, поддержали инициативу, отметив, что им надоело бесплатное использование их контента, позволившее IT-гигантам заработать миллиарды на рекламе, косвенно поддерживаемой их материалами. Музыкальные компании и киностудии также в целом поддерживают директиву. Директива вызвала одобрение и деятелей искусства: 1300 музыкантов, в их числе Пол Маккартни, Джеймс Блант и Пласидо Доминго, подписали открытое письмо в поддержку законодательной меры. Однако некоторые представители творческих профессий считают, что платформы смогут найти лазейки, чтобы не платить.

За что борьба

В конце марта новая директива ЕС была одобрена 348 голосами депутатов Европарламента против 274. Девятого апреля ее должна принять Еврокомиссия. Пока директива — это просто ряд требований (не закон). После 9 апреля (если директиву одобрят) у стран — членов ЕС будет два года, чтобы принять соответствующие законы, иначе их ждут судебные разбирательства и штрафы.

Больше всего возмущения активистов и IT-компаний вызвали 11-я и 13-я статьи директивы (в обновленной редакции они получили номера 15 и 17). В директиве указывается, что статьи 11 и 13 необходимы для поддержания свободной прессы и защиты оригинального контента: по мнению авторов документа, «организационный и финансовый вклад издателей необходимо признавать и поощрять для обеспечения устойчивости издательской индустрии».

Согласно статье 11, издания должны иметь законные права получать деньги от новостных агрегаторов и других платформ в случае размещения на них небольших фрагментов своих материалов. Противники назвали статью «налогом на ссылки» и посчитали, что она ударит по Google, Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), Twitter и Pinterest. Если раньше эти ресурсы бесплатно сопровождали ссылки на сайты СМИ в лентах новостей и поисковой выдаче короткими анонсами новостей, автоматически подгружаемыми с сайтов изданий, то теперь они вообще могут закрыть соответствующие возможности. Отметим, что размер платы пока не установлен, более того, неясно, будет ли он различаться в зависимости от размера аудитории издания.

Больше споров вызвала статья 13, которая требует от таких платформ, как YouTube и Dailymotion, делать все возможное, чтобы предотвращать появление на их ресурсах материалов, защищенных авторским правом (например, песен и видеоклипов), если правообладатели не предоставят им лицензии. Пользователи уже назвали этот пункт директивы «запретом на мемы», поскольку мемы являются измененными копиями защищенных авторским правом изображений. Европейцы даже выходили на митинги в защиту мемов, и в финальной версии директивы законодатели смягчили острый вопрос: мемы, гифки и пародии были исключены из списка лицензируемых материалов. Пусть европейцы продолжают публиковать мемы — лишь бы не бастовали.

Получается, основная нагрузка ложится на крупные IT-компании, которым предстоит внедрять механизмы отслеживания пиратских копий и при этом фильтровать контент — что считать мемом или пародией, а что нет. В финальной версии директивы появилась еще одна поправка: онлайн-платформам достаточно просто «приложить все усилия» для отслеживания и удаления копий материалов, защищенных авторским правом. Если «все усилия приложены», а пиратский контент все равно проник на YouTube, то YouTube не виноват. Кто и как будет определять «приложенные усилия», будут прописывать уже в законах.

Google не хочет платить

Авторы документа считают несправедливой ситуацию, когда Google и другие новостные агрегаторы могут получать доходы от рекламы за счет размещения на своих ресурсах фрагментов новостных материалов и при этом совершенно ничего не платить СМИ — авторам этих материалов. «Эта директива — важный шаг к исправлению ситуации, которая позволяет нескольким компаниям заработать огромные деньги, при этом не вознаграждая тысячи креативщиков и журналистов, от работы которых они зависят, — объясняет европарламентарий от немецкого Христианско-демократического союза Аксель Фосс. — Это поможет подготовить интернет к будущему, сделать его пространством, где выигрывают все, а не только несколько могущественных игроков».

С Фоссом не согласна Юлия Реда, депутат Европарламента от Пиратской партии Германии. На своем сайте она пишет, что размещение ссылок и анонсов новостей в новостных агрегаторах позволяет небольшим изданиям выступать на равных с крупными СМИ, то есть меры, предлагаемые директивой, приведут к монополизации медиарынка. Что касается авторского права, то по мнению г-жи Реды, заголовки и краткие анонсы не несут в себе практически никакой ценности и их нельзя считать креативным контентом, который нужно защищать от бесплатного копирования.

Статья 11 особенно возмутила Google: в компании считают, что поисковик, наоборот, упрощает пользователям доступ к материалам СМИ. Представители Google предупредили, что вступление директивы в силу приведет к тому, что многие издания просто перестанут появляться в поисковой выдаче. «Онлайн-сервисам, многие из которых не приносят никакого дохода (например, Google News), придется выбирать, с какими изданиями сотрудничать. Сейчас более 80 тыс. изданий со всего мира отображаются в Google News, но статья 11 существенно сократит это число», — заявил в блоге компании глава Google News Ричард Джинграс. Как Google будет выбирать издания, которые продолжат размещать ссылки в Google News, — неизвестно. Есть риск, что это позволит Google манипулировать новостной повесткой, отдавая предпочтение, например, только либеральным изданиям.

Чтобы наглядно продемонстрировать, к чему приведет принятие директивы, в Google даже смоделировали «интернет после статьи 11». Компания исключила из поисковых результатов иллюстрации в СМИ и журналистские тексты, оставив лишь названия интернет-изданий. Эксперимент показал, что при таком сценарии трафик на новостные сайты сокращается на 45% — вместо них пользователи начинают искать новости не у журналистов, а в социальных сетях.

Отметим, что подобные меры уже вводились в Германии и Испании несколько лет назад и не оправдали себя. Испанский закон 2014 года обязал все новостные агрегаторы платить налог в пользу Ассоциации испанских периодических изданий. В ответ на это Google отключил сервис Google News на территории Испании и исключил все испанские издания из выдачи сервиса — согласно исследованию Ассоциации испанских периодических изданий, испанские издатели понесли убытки в объеме 10,9 млн долларов, причем больше других пострадали мелкие издания. В Германии «налог на ссылки» ввели в 2013 году, но там законодательные меры были мягче: издатели сами решали, нужно ли требовать оплату от новостных агрегаторов. Тогда Google прекратила публиковать анонсы к материалам немецких СМИ — переходы на новостные сайты упали на 80%. Немецкие издатели поняли свою ошибку, и Google освободили от уплаты «налога на ссылки», в то время как не столь крупные новостные агрегаторы по-прежнему обязаны платить.

В первую очередь от новых законов выиграют крупные правообладатели: кино- и музыкальные корпорации, медиахолдинги, известные издания. Трафик на их ресурсы традиционно больше, чем на сайты небольших СМИ и независимых авторов. Соответственно и новостные агрегаторы заинтересованы в том, чтобы сохранять в своей поисковой выдаче ссылки и фрагменты их материалов, ведь в таком случае трафик приходит и на сайты самих агрегаторов. А за размещение материалов малоизвестных изданий технологические компании вряд ли захотят платить, и в результате небольшие СМИ окажутся исключены из европейского медиаландшафта. Так что директива, призванная защищать свободу прессы, может, наоборот, усилить монополизацию на рынке СМИ и вытеснит небольших игроков.

В выигрыше останутся, как ни парадоксально, и сами технологические гиганты — даже Google, который громче всех кричал о том, сколь опасна директива. Алгоритмы обнаружения пиратского контента разрабатывает именно Google и уже применяет их в YouTube, который умеет блокировать копии видео- и аудиофайлов, защищенных авторским правом. С новой европейской директивой Google сможет продавать лицензии на это менее крупным и технологически развитым онлайн-сервисам. Получается, с одной стороны, европейцы считают, что технологические компании слишком могущественны, имеют излишний доступ к информации и нарушают конфиденциальность пользователей, а с другой — сами же дают IT-гигантам новые возможности для расширения своего влияния.

Фото ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Увидеть в картине свое отражение Увидеть в картине свое отражение

Как превратить досуг в психотерапевтический инструмент?

Psychologies
Как ускорить процессор на ноутбуке: все нюансы и последствия Как ускорить процессор на ноутбуке: все нюансы и последствия

Пользователи всегда не прочь попробовать разогнать процессор на ноутбуке

CHIP
Лёгкий шаг Лёгкий шаг

Интерьер дома по проекту Татьяны Борониной

SALON-Interior
Что будет, если отказаться от сладкого на 3 месяца (если ты на это способен, конечно) Что будет, если отказаться от сладкого на 3 месяца (если ты на это способен, конечно)

Сахар — это «фу», и мы все это знаем

Playboy
Прийти в сознание Прийти в сознание

Уве­рен­ны­ми в се­бе не рож­да­ют­ся, а ста­но­вят­ся

Glamour
Как из автомата сделать конфетку: проект модернизации А.К. Как из автомата сделать конфетку: проект модернизации А.К.

Подход к тюнингу автомата Калашникова сильно отличается от тюнинга СВД

Популярная механика
10 киногероинь с идеальным весенне-летним гардеробом 10 киногероинь с идеальным весенне-летним гардеробом

Образы Одри Хепберн, Джейн Биркин, Лив Тайлер и других вдохновляют на покупки

Vogue
Лайк за смелость Лайк за смелость

Ресторатор Василиса Волкова делится рецептом успеха

OK!
Как поднять настроение девушке и рассмешить ее: 7 проверенных способов Как поднять настроение девушке и рассмешить ее: 7 проверенных способов

Почему так важно уметь рассмешить девушку

Playboy
Что мы увидели в фильме «Пираньи Неаполя» про итальянских АУЕшников Что мы увидели в фильме «Пираньи Неаполя» про итальянских АУЕшников

В Российский прокат выходит криминальная драма про малолеток

Maxim
Что художники сделали с офисом Vogue Italia Что художники сделали с офисом Vogue Italia

Преображение кабинетов и переговорных к выставке Salone del Mobile 2019

Vogue
Надежная база и пространство для риска. Как помочь ребенку с выбором профессии Надежная база и пространство для риска. Как помочь ребенку с выбором профессии

Насколько ваши дети будет успешными, зависит от среды, в которой они воспитаны

Forbes
Следопыт: тест Jeep Cherokee Trailhawk Следопыт: тест Jeep Cherokee Trailhawk

Jeep Cherokee 2019 наконец-то обрёл нормальную внешность и получил крепкий кузов

Популярная механика
Онлайн-примерочные и 3D-проекции из «Звездных войн»: лекция Алексея Хахунова о технологиях будущего, которые уже доступны Онлайн-примерочные и 3D-проекции из «Звездных войн»: лекция Алексея Хахунова о технологиях будущего, которые уже доступны

Когда искусственный интеллект заменит журналистов?

Forbes
Bombay Canvas by Urban Dreams: что ждет посетителей нового поп-ап пространства Bombay Canvas by Urban Dreams: что ждет посетителей нового поп-ап пространства

Команда Rise Entertainment снова вернется в городскую среду

Cosmopolitan
Механизмы зависимости Механизмы зависимости

У технического прогресса есть и обратная сторона

Psychologies
Отечественный продукт Отечественный продукт

Как дело обстоит с производством шин в России?

АвтоМир
Веское слово Джексона Веское слово Джексона

Разменяв восьмой десяток, Джексон не собирается останавливаться на достигнутом

Esquire
«Никто не просил создавать Amazon. Но мир был готов». О чем Безос написал инвесторам «Никто не просил создавать Amazon. Но мир был готов». О чем Безос написал инвесторам

Гендиректор Amazon Джефф Безос написал традиционное письмо акционерам

Forbes
Где искать новый рост? Где искать новый рост?

Об утвержденной стратегии пространственного развития РФ до 2025 года

Огонёк
Стекло не готово к бою Стекло не готово к бою

Доля стекла в общем объеме отходов, которые сортируются в России, очень мала

Эксперт
Россия уступила только Китаю по числу эмигрировавших миллионеров Россия уступила только Китаю по числу эмигрировавших миллионеров

Число уехавших из России долларовых миллионеров за год выросло в два раза

Forbes
По следам Билла Гейтса. Как молодые предприниматели дают клятву стать филантропами По следам Билла Гейтса. Как молодые предприниматели дают клятву стать филантропами

Билл Гейтс и Уоррен Баффетт призывают миллиардеров дать «Клятву дарения»

Forbes
Богатейшие женщины России-2019 из рейтинга Forbes Богатейшие женщины России-2019 из рейтинга Forbes

Кто из женщин вошел в список богатейших бизнесменов России

Forbes
Гениальность: дар или проклятие? Гениальность: дар или проклятие?

Те, кого общество считает гениями, воспринимают одаренность как тяжелое бремя

Psychologies
Братья, улыбайте Братья, улыбайте

Чем живет и как пишет самая успешная сценарная группа в России

Esquire
Домашние войны Домашние войны

Рассказываем, как отстоять свою точку зрения и не испортить микроклимат в семье

StarHit
Нос тигра, усы Дали Нос тигра, усы Дали

Обновлённый KIA Sportage отказался от турбомотора и коробки с двойным сцеплением

4x4 Club
Свободный дух Club Med: горнолыжные склоны весной Свободный дух Club Med: горнолыжные склоны весной

Французский туроператор Club Med — лидер в организации отдыха

Cosmopolitan
Какие компании выживут в этом столетии Какие компании выживут в этом столетии

Отрывок из книги «Впереди перемен» Джона Коттера

Forbes
Открыть в приложении