От кукольного домика к уборке дома: как художницы переосмысляли домашний труд
В этой подборке — художницы, которые в своих произведениях обращались к теме невидимого труда. Разбираемся, зачем они посвящали искусство уборке и готовке и как менялись эти темы с течением времени
Лилли Мартин Спенсер: сцены из домашней жизни
Мартин родилась в 1822 году в английском городе Эксетер. Когда ей было восемь лет, семья перебралась в Америку, в город Мариетт. Лилли получила домашнее образование.
В 1841 году, когда художественные способности и амбиции Лилли превзошли имеющиеся в Мариетте ресурсы, отец перевез ее в Цинциннати. Там спустя три года она вышла замуж за Бенджамина Спенсера, который работал в швейном бизнесе. После свадьбы муж почти полностью взял на себя повседневные обязанности и проводил много времени с детьми, а Лилли стала главной кормилицей семьи. Уже в конце 1840-х она прославилась по всей Америке, а затем стала известна и в Европе.
В основном Лилли писала портреты и натюрморты, а еще уделяла много внимания образу женщины и ее роли в обществе. Например, героиня этой картины, занятая вроде бы домашними хлопотами, явно флиртует с тем, к кому обращено название «Попробуй, поцелуй — получишь патокой!». Женщины на ее жанровых полотнах занимаются делами, приличествующими жене и матери, но их жовиальность меньше всего соответствует скромному идеалу «ангела в доме».
Луиза Буржуа: домо-хозяйки
Луиза родилась в Париже в начале XX века в семье владельцев антикварного магазина. Детство Буржуа было несчастливым — на первый взгляд ее родители были идеальной парой, однако отец постоянно изменял матери. Свидетельницей одной из таких интриг стала сама Луиза. Травматичные события Буржуа позже переосмысляла в своих работах. В одном из интервью она сказала: «Искусство — не самоцель. Искусство — это наша жизнь, вот в чем суть».
Несмотря на то, что с раннего возраста девочка хотела стать художницей, после школы Луиза поступила на математический факультет Сорбонны. В 1832 году умерла ее мать, Буржуа потеряла интерес к учебе и даже пыталась покончить собой, но ее спас отец. После окончания учебы Луиза не работала по специальности ни дня и начала посещать художественные занятия, ассистировала художнику, а уже в 1838 году открыла собственную галерею. Переехав в Нью-Йорк, она решилась стать художницей.
Одним из самых распространенных мотивов в ее искусстве стали обнаженные женщины, головы которых были заменены домами, что отсылает к темам домашнего быта и женской идентичности. Впервые она использовала этот мотив в 1940-х годах в серии картин под названием «Femme Maisons» (можно перевести как «Домо-хозяйки»), а потом создала серию небольших скульптур на ту же тему. К тому моменту у нее было уже трое детей, так что заниматься искусством ей приходилось, выкраивая время между готовкой и уборкой.
Хотя Буржуа демонстрировала свое искусство на протяжении многих десятилетий, впервые она получила признание после ретроспективы 1982 года в Музее современного искусства. С тех пор ее скульптуры выставлялись по всей Европе и в США.