VI Московская международная биеннале молодого искусства — выставка «Абракадабра»

ЭкспертКультура

Восстание вещей

VI Московская международная биеннале молодого искусства — это попытка 50 молодых художников объясниться с окружающим миром с помощью набора видеоизображений и вещей

Вячеслав Суриков

В работе Томоюки Уэно «Обратный путь “Вояджера”» анализируется проблема инаковости и растущей нетерпимости. Предоставлено Teamplusone Agency

Выставка «Абракадабра» — ключевая в нынешней биеннале — проходит в одном из бывших заводских цехов в Столярном переулке. Цех успели слегка почистить, но атмосфера производственной жизни с тусклыми окнами и узнаваемым внутренним дизайном: просторное, выкрашенное нейтральной краской помещение с квадратными колоннами и неровно лежащей на стенах штукатуркой — еще держится в воздухе. Выбор помещения для выставки современного искусства, видимо, отчасти обусловлен традицией: в Москве его центром на протяжении уже десяти лет является Винзавод со всеми его бывшими цехами, которым даже удалось сохранить название, — и там зритель заходит не в зал, а в цех. Это сразу создает новую для него ситуацию — по отношению к тому, когда он приходит в музей, где картины висят на стенах. В цехах на стенах — видеоэкраны, и они выигрывают у холстов и бумаги в убедительности передачи изображения. Для художников разрыв между тем, что происходит в воспринимаемом органами чувств мире, и тем, что становится предметом искусства, давно случился, осталось, чтобы он состоялся для большей части аудитории.

Возрастные ограничения, которые предусматривает та или иная акция (в случае биеннале молодого искусства речь идет о тридцати пяти годах), позволяют воспринимать ее как одну из разновидностей социологического исследования. Выставки современного искусства меньше всего предполагают получение эстетического удовольствия. Как правило, они выглядят как набор хаотично расставленных вещей неясного назначения. О смысле их появления на выставке можно судить только по надписи, которая их сопровождает. Содержание ее почти всегда очень зыбко соотносится с прикрепленным к ней предметом, даже если четко и внятно передано самим художником. Но пусть мы не видим этой связи, она все-таки существует — хотя бы потому, что в нее верят сам художник и куратор выставки. А мы, если все-таки здесь оказались, вынуждены верить тому, что они пытаются нам сказать, иначе наше появление на выставке будет лишено смысла и придется расписаться в собственной беспомощности перед загадочным феноменом современного искусства, которое шаг за шагом отвоевывает аудиторию у искусства классического.

Преимущество современного искусства в том, что формы, которые оно использует, заключают в себе элементы новизны, несмотря на то что его языку лишь несколько десятилетий, тогда как история классического изобразительного искусства исчисляется столетиями. Однако новое остается новым только до тех пор, пока ему противостоит старое. Как только, предположим, мастера станковой живописи ввиду отсутствия спроса на их произведения мигрируют в сферу современного искусства, недостатки новых форматов станут слишком очевидны. Прежде всего они заключаются в том, что объекты современного искусства не существуют вне концепции, а та, в свою очередь, нуждается в дополнительном носителе. Оно не является объектом продажи. На него уже можно смотреть, но покупать его не имеет смысла. Вы можете приобрести нечто обозначенное как произведение современного искусства, но тогда и сами должны стать носителем концепции. Однако и без акта покупки современное искусство принуждает зрителя занять место художника — только тогда у него возникает смысл.

В мире современного искусства нет общепринятой иерархической структуры. Для этого даже не нужно быть философом: концепция не должна быть слишком изощренной. Наоборот, необходимо, чтобы она была максимально доступной массовому зрителю, тогда у него все-таки есть шанс сходу считать ее смысл. Живущий в Германии японец Томоюки Уэно, уже почти достигший возрастного рубежа в 35 лет, — автор работы «Обратный путь “Вояджера”». Это объемная, частично перетянутая стальной сеткой стальная же конструкция, в центре которой деревянный стол. На нем лежит копия послания представителям внеземных цивилизаций, отправленного в космос по инициативе американского президента Джимми Картера. На золотых пластинах изображены мужчина и женщина. Мужчина поднял руку вверх в знак дружелюбного приветствия. Уэно, за плечами у которого десять лет обучения сначала в Токийском институте искусств, а потом в Берлинском, справедливо замечает, что земляне теперь и сами нуждаются в том, чтобы совершить аналогичный жест, но по отношению не к инопланетянам, а друг к другу.

В данном случае интересна не столько сама композиция, которую с учетом ее веса и объема дешевле воспроизводить в том месте, где ей предстоит в очередной раз предстать перед публикой, чем перемещать с места хранения. По поводу хранения тоже возникают вопросы: как, где и на каких условиях оно осуществляется? Это первая зрительская реакция. «Обратный путь “Вояджера”» вне контекста выглядит как груда бесполезного металла, и, даже если поставить его в общественном месте, чтобы он транслировал ту самую идею, которую попытался выразить в нем художник, с трудом можно представить, что такая попытка коммуникации произведения с аудиторией без подпорки в виде самого художника или замещающего его куратора окажется хоть сколько-нибудь успешной. Современное искусство делает вид, что пытается объяснить мир, предлагая человеку новый, более совершенный интерфейс для взаимодействия, но оказывается, что оно его только усложняет.

Ответственная за выставку итальянка Лукреция Калабро Висконти, столь же юная, как и авторы работ, увлечена концепцией экономики присутствия, которая подразумевает, что мир населен по большей части людьми, занятыми погоней за удовольствиями, переставшими разграничивать общественное и частное, жаждущими эмоций и не способными их переживать в одиночестве, поэтому посты в соцсетях — необходимый элемент их жизни. Одна из самых ярких иллюстраций концепции — видеозапись гонок на вилочных погрузчиках, которые были инициированы французским художником Клеманом Кара. Он, в свою очередь, был очарован венгерским словечком «фуши», которое означает «время, украденное у работодателя для производства собственных товаров или для самовыражения». Для производства этого видео понадобилось лишь найти подходящее место, два погрузчика и двух водителей. Камера фиксирует их действия, но файл с изображением не становится объектом искусства даже после окончательного монтажа — он оказывается таковым только на выставке, оснащенной фундаментальной концепцией, и больше нигде. В другой ситуации это просто забавное видео, каких миллионы.

Современное искусство подкупает своей доступностью. Для создания выставочного объекта нет необходимости совершать сверхъестественные усилия и не нужно даже обладать какими-то навыками, за исключением разве что наблюдательности. По этому поводу можно бесконечно иронизировать (иронию как наиболее естественную реакцию на современное искусство практически канонизировал фильм «Квадрат» Роберта Эстлунда, получивший в прошлом году на Каннском фестивале «Золотую пальмовую ветвь»), но ирония не убивает современное искусство, а делает его только сильнее. Соблазн мыслить как художник слишком велик. Акт творения, не требующий специальной подготовки, слишком притягателен. Он совершается на фоне бесконечного копирования полотен признанных великими мастеров, которые бесконечно тиражируются тысячами безвестных художников. Одновременно самой дорогой русской картиной становится «Супрематическая композиция» Казимира Малевича, представляющая собой сочетание разноцветных геометрических фигур. Она была продана за 85 млн долларов. Самое время задаться вопросом: что есть искусство?

Выставка «Абракадабра» убеждает нас: все, что происходит вокруг, и есть искусство. Выставка больше не является только возможностью его созерцать, чтобы прибрести новый визуальный опыт, а вместе с ним и новое качество личности — личности, которая соприкасалась с великим искусством и теперь несет на себе тень этого величия. Современное искусство лишено величия. Выставка «Абракадабра» предназначена, скорее, для того, чтобы посетители осознали себя равными художнику, чтобы увидели: ничего сверхъестественного в том, что им создается, нет и они тоже способны на акт творения. Единственное, что сдерживает повальное увлечение созданием объектов современного искусства, — это ограниченное число кураторов, способных создать соответствующее интеллектуальное обрамление. Их даже приходится подозревать в том, что они сами создали такую ситуацию, чтобы быть максимально востребованными на арт-рынке. Должен же мир современного искусства быть хоть в чем-то несовершенен.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Хочу, чтобы мои станки по всей России продавались» «Хочу, чтобы мои станки по всей России продавались»

Дмитрий Зырянов разрабатывает и строит токарно-фрезерные автоматы с ЧПУ

Эксперт
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
Альберт Эйнштейн и Нильс Бор Альберт Эйнштейн и Нильс Бор

Элементы сравнительного жизнеописания

Наука и жизнь
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Азбучные неистины Азбучные неистины

Перечислим несколько «азбучных истин» из учебников, опровергнутых временем

Вокруг света
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
Гигантские шершни добрались до Европы Гигантские шершни добрались до Европы

Южных гигантских шершней заметили в Испании

N+1
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
«7 раз подумай, 1 раз выброси»: самые опасные бытовые отходы, которые нужно утилизировать правильно «7 раз подумай, 1 раз выброси»: самые опасные бытовые отходы, которые нужно утилизировать правильно

Какие бытовые отходы считаются опасными и приносят наибольший вред природе

ТехИнсайдер
Шимпанзе лучше выполняют задания, если на них смотрят зрители Шимпанзе лучше выполняют задания, если на них смотрят зрители

«Эффект аудитории» укоренился в социальной эволюции человекообразных обезьян

ТехИнсайдер
Как заинтересовать клиента, и почему люди больше не любят гипермаркеты Как заинтересовать клиента, и почему люди больше не любят гипермаркеты

Как рынку электроники привлекать новых клиентов?

Inc.
Как ходить с маленьким ребенком в ресторан: лайфхаки и хитрости Как ходить с маленьким ребенком в ресторан: лайфхаки и хитрости

Лайфхаки, которые помогут насладиться походом в ресторан с ребенком

Psychologies
5 мифов о браке, вера в которые может разрушить вашу семью 5 мифов о браке, вера в которые может разрушить вашу семью

Какие мифы о браке существуют и чем они опасны?

Psychologies
Бьюти для мужчин: как работает косметология для сильного пола и почему они такие требовательные Бьюти для мужчин: как работает косметология для сильного пола и почему они такие требовательные

Что происходит на набирающем популярность рынке мужской косметологии

Inc.
Тело помнит жир! Ученые рассказали, почему трудно удержать вес после похудения Тело помнит жир! Ученые рассказали, почему трудно удержать вес после похудения

Почему сброшенные килограммы часто возвращаются?

ТехИнсайдер
«Шугар», «Заговор сестер Гарви», «Плохая обезьяна»: лучшие новые детективные сериалы «Шугар», «Заговор сестер Гарви», «Плохая обезьяна»: лучшие новые детективные сериалы

Новые детективы, которые невозможно выключить, не узнав, кто же убийца

Forbes
«Фотокасса» сэкономит еду «Фотокасса» сэкономит еду

В России активно внедряются первые в мире умные весы на основе нейросети

Монокль
Побойтесь, ради бога Побойтесь, ради бога

«Еретик»: неудавшийся богословский хоррор с Хью Грантом

Weekend
Рай от-кутюр Рай от-кутюр

Соосновательница брендов Splat и Edem о том, как построить бизнес с мужем

Grazia
Система Юпитера: рождение пожирателя миров Система Юпитера: рождение пожирателя миров

Юпитер огромен. Настолько, что сухие цифры его величия ни о чем уже не говорят

Наука и техника
Петербург будущего Петербург будущего

Основатель бюро SLOI Валентин Коган — самый успешный молодой архитектор Питера

Собака.ru
Раньше было лучше? Раньше было лучше?

Как научиться ценить себя в настоящем, чтобы через годы не скучать по прошлому

Grazia
Что такое «теория красных ногтей» — и правда ли, что этот цвет помогает привлечь мужчину Что такое «теория красных ногтей» — и правда ли, что этот цвет помогает привлечь мужчину

Почему красный цвет маникюра некоторым кажется таким «могущественным».

Psychologies
6 правил хорошего брака 6 правил хорошего брака

Какие привычки повышают шансы на то, что вы будете жить вместе долго и счастливо

Psychologies
Открыть в приложении