VI Московская международная биеннале молодого искусства — выставка «Абракадабра»

ЭкспертКультура

Восстание вещей

VI Московская международная биеннале молодого искусства — это попытка 50 молодых художников объясниться с окружающим миром с помощью набора видеоизображений и вещей

Вячеслав Суриков

В работе Томоюки Уэно «Обратный путь “Вояджера”» анализируется проблема инаковости и растущей нетерпимости. Предоставлено Teamplusone Agency

Выставка «Абракадабра» — ключевая в нынешней биеннале — проходит в одном из бывших заводских цехов в Столярном переулке. Цех успели слегка почистить, но атмосфера производственной жизни с тусклыми окнами и узнаваемым внутренним дизайном: просторное, выкрашенное нейтральной краской помещение с квадратными колоннами и неровно лежащей на стенах штукатуркой — еще держится в воздухе. Выбор помещения для выставки современного искусства, видимо, отчасти обусловлен традицией: в Москве его центром на протяжении уже десяти лет является Винзавод со всеми его бывшими цехами, которым даже удалось сохранить название, — и там зритель заходит не в зал, а в цех. Это сразу создает новую для него ситуацию — по отношению к тому, когда он приходит в музей, где картины висят на стенах. В цехах на стенах — видеоэкраны, и они выигрывают у холстов и бумаги в убедительности передачи изображения. Для художников разрыв между тем, что происходит в воспринимаемом органами чувств мире, и тем, что становится предметом искусства, давно случился, осталось, чтобы он состоялся для большей части аудитории.

Возрастные ограничения, которые предусматривает та или иная акция (в случае биеннале молодого искусства речь идет о тридцати пяти годах), позволяют воспринимать ее как одну из разновидностей социологического исследования. Выставки современного искусства меньше всего предполагают получение эстетического удовольствия. Как правило, они выглядят как набор хаотично расставленных вещей неясного назначения. О смысле их появления на выставке можно судить только по надписи, которая их сопровождает. Содержание ее почти всегда очень зыбко соотносится с прикрепленным к ней предметом, даже если четко и внятно передано самим художником. Но пусть мы не видим этой связи, она все-таки существует — хотя бы потому, что в нее верят сам художник и куратор выставки. А мы, если все-таки здесь оказались, вынуждены верить тому, что они пытаются нам сказать, иначе наше появление на выставке будет лишено смысла и придется расписаться в собственной беспомощности перед загадочным феноменом современного искусства, которое шаг за шагом отвоевывает аудиторию у искусства классического.

Преимущество современного искусства в том, что формы, которые оно использует, заключают в себе элементы новизны, несмотря на то что его языку лишь несколько десятилетий, тогда как история классического изобразительного искусства исчисляется столетиями. Однако новое остается новым только до тех пор, пока ему противостоит старое. Как только, предположим, мастера станковой живописи ввиду отсутствия спроса на их произведения мигрируют в сферу современного искусства, недостатки новых форматов станут слишком очевидны. Прежде всего они заключаются в том, что объекты современного искусства не существуют вне концепции, а та, в свою очередь, нуждается в дополнительном носителе. Оно не является объектом продажи. На него уже можно смотреть, но покупать его не имеет смысла. Вы можете приобрести нечто обозначенное как произведение современного искусства, но тогда и сами должны стать носителем концепции. Однако и без акта покупки современное искусство принуждает зрителя занять место художника — только тогда у него возникает смысл.

В мире современного искусства нет общепринятой иерархической структуры. Для этого даже не нужно быть философом: концепция не должна быть слишком изощренной. Наоборот, необходимо, чтобы она была максимально доступной массовому зрителю, тогда у него все-таки есть шанс сходу считать ее смысл. Живущий в Германии японец Томоюки Уэно, уже почти достигший возрастного рубежа в 35 лет, — автор работы «Обратный путь “Вояджера”». Это объемная, частично перетянутая стальной сеткой стальная же конструкция, в центре которой деревянный стол. На нем лежит копия послания представителям внеземных цивилизаций, отправленного в космос по инициативе американского президента Джимми Картера. На золотых пластинах изображены мужчина и женщина. Мужчина поднял руку вверх в знак дружелюбного приветствия. Уэно, за плечами у которого десять лет обучения сначала в Токийском институте искусств, а потом в Берлинском, справедливо замечает, что земляне теперь и сами нуждаются в том, чтобы совершить аналогичный жест, но по отношению не к инопланетянам, а друг к другу.

В данном случае интересна не столько сама композиция, которую с учетом ее веса и объема дешевле воспроизводить в том месте, где ей предстоит в очередной раз предстать перед публикой, чем перемещать с места хранения. По поводу хранения тоже возникают вопросы: как, где и на каких условиях оно осуществляется? Это первая зрительская реакция. «Обратный путь “Вояджера”» вне контекста выглядит как груда бесполезного металла, и, даже если поставить его в общественном месте, чтобы он транслировал ту самую идею, которую попытался выразить в нем художник, с трудом можно представить, что такая попытка коммуникации произведения с аудиторией без подпорки в виде самого художника или замещающего его куратора окажется хоть сколько-нибудь успешной. Современное искусство делает вид, что пытается объяснить мир, предлагая человеку новый, более совершенный интерфейс для взаимодействия, но оказывается, что оно его только усложняет.

Ответственная за выставку итальянка Лукреция Калабро Висконти, столь же юная, как и авторы работ, увлечена концепцией экономики присутствия, которая подразумевает, что мир населен по большей части людьми, занятыми погоней за удовольствиями, переставшими разграничивать общественное и частное, жаждущими эмоций и не способными их переживать в одиночестве, поэтому посты в соцсетях — необходимый элемент их жизни. Одна из самых ярких иллюстраций концепции — видеозапись гонок на вилочных погрузчиках, которые были инициированы французским художником Клеманом Кара. Он, в свою очередь, был очарован венгерским словечком «фуши», которое означает «время, украденное у работодателя для производства собственных товаров или для самовыражения». Для производства этого видео понадобилось лишь найти подходящее место, два погрузчика и двух водителей. Камера фиксирует их действия, но файл с изображением не становится объектом искусства даже после окончательного монтажа — он оказывается таковым только на выставке, оснащенной фундаментальной концепцией, и больше нигде. В другой ситуации это просто забавное видео, каких миллионы.

Современное искусство подкупает своей доступностью. Для создания выставочного объекта нет необходимости совершать сверхъестественные усилия и не нужно даже обладать какими-то навыками, за исключением разве что наблюдательности. По этому поводу можно бесконечно иронизировать (иронию как наиболее естественную реакцию на современное искусство практически канонизировал фильм «Квадрат» Роберта Эстлунда, получивший в прошлом году на Каннском фестивале «Золотую пальмовую ветвь»), но ирония не убивает современное искусство, а делает его только сильнее. Соблазн мыслить как художник слишком велик. Акт творения, не требующий специальной подготовки, слишком притягателен. Он совершается на фоне бесконечного копирования полотен признанных великими мастеров, которые бесконечно тиражируются тысячами безвестных художников. Одновременно самой дорогой русской картиной становится «Супрематическая композиция» Казимира Малевича, представляющая собой сочетание разноцветных геометрических фигур. Она была продана за 85 млн долларов. Самое время задаться вопросом: что есть искусство?

Выставка «Абракадабра» убеждает нас: все, что происходит вокруг, и есть искусство. Выставка больше не является только возможностью его созерцать, чтобы прибрести новый визуальный опыт, а вместе с ним и новое качество личности — личности, которая соприкасалась с великим искусством и теперь несет на себе тень этого величия. Современное искусство лишено величия. Выставка «Абракадабра» предназначена, скорее, для того, чтобы посетители осознали себя равными художнику, чтобы увидели: ничего сверхъестественного в том, что им создается, нет и они тоже способны на акт творения. Единственное, что сдерживает повальное увлечение созданием объектов современного искусства, — это ограниченное число кураторов, способных создать соответствующее интеллектуальное обрамление. Их даже приходится подозревать в том, что они сами создали такую ситуацию, чтобы быть максимально востребованными на арт-рынке. Должен же мир современного искусства быть хоть в чем-то несовершенен.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Битва за бензин Битва за бензин

Правительству и нефтяникам предстоит договориться на новых условиях

Эксперт
Не стучись в мою дверь: 5 сериалов-антологий в жанре ужасов Не стучись в мою дверь: 5 сериалов-антологий в жанре ужасов

Хорроры-антологии, которые не позволят вам от себя оторваться

Правила жизни
«Театр уж полон, ложи блещут...» Традиции и правила для посетителей театра XIX века «Театр уж полон, ложи блещут...» Традиции и правила для посетителей театра XIX века

Сборы в театр — важная часть времяпрепровождения светского человека XIX века

Караван историй
Код: элегантность Код: элегантность

Интерьер в стиле рафинированного софт-минимализма

SALON-Interior
Выставка терминаторов Выставка терминаторов

В Абу-Даби прошла выставка беспилотных систем Umex 2024

ТехИнсайдер
Что такое локальная сеть. Для чего нужна и как ее создать Что такое локальная сеть. Для чего нужна и как ее создать

Как легко настроить собственную локальную сеть?

Цифровой океан
Ханами по-приморски Ханами по-приморски

Рододендрон – чудо дальневосточной природы и символ Приморья

Отдых в России
Ученые пытаются понять, что делать с ледниковым шельфом Уилкинса. Он на грани и грозит катастрофой планете Ученые пытаются понять, что делать с ледниковым шельфом Уилкинса. Он на грани и грозит катастрофой планете

Ледниковый шельф Уилкинса в Антарктиде демонстрирует признаки нестабильности

Inc.
Как сохранить любые отношения: мнение психолога Как сохранить любые отношения: мнение психолога

Иногда случается так, что отношения начинают сходить на нет. Но их можно спасти!

Psychologies
Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов

Справляться со сложностями и не терять эффективность на удаленке

РБК
Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат» Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат»

«Я хочу дать тебе свою фамилию. Никаким женам не давал, а тебе дам»

Караван историй
Монетизация воды Монетизация воды

Какие финансовые инструменты появились в борьбе за климат

Деньги
Нуар с двойным дном Нуар с двойным дном

«Шугар»: Колин Фаррелл копипастит голливудскую классику

Weekend
Астрономы нашли на Луне потенциальный источник квазиспутника Земли Астрономы нашли на Луне потенциальный источник квазиспутника Земли

Астероид Камоалева мог быть выбит с поверхности Луны в прошлом

N+1
«Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля «Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля

Зачем внедорожникам нужны «режимы движения»?

4x4 Club
Как новенькая! Как новенькая!

Способы, которые помогут запустить процесс очищения и омоложения организма

Лиза
Покидая Генотопию Покидая Генотопию

С тех пор каждый человек фактически живет в двух параллельных мирах...

Вокруг света
Высоцкий, Рыбников и ансамбль «Арсенал». 100 пластинок «Мелодии»: отрывок из книги Высоцкий, Рыбников и ансамбль «Арсенал». 100 пластинок «Мелодии»: отрывок из книги

О том, как записывались эти альбомы и об историческом контексте их появления

СНОБ
В будущем самолеты могут стать полностью бесшумными В будущем самолеты могут стать полностью бесшумными

Возможно ли, что у самолетов будут бесшумные двигатели? Это вполне реально.

ТехИнсайдер
Жизнь технологии после хайпа: 4 главных вопроса о развитии метавселенной Жизнь технологии после хайпа: 4 главных вопроса о развитии метавселенной

Куда движется развитие метавселенной, как в нее попасть?

ТехИнсайдер
«Люди, естественно, хотят сбежать от реальности» «Люди, естественно, хотят сбежать от реальности»

Андрей Золотарев о фильме «Сто лет тому вперед»

Weekend
10+ лайфхаков для мытья полов, после которых они будут чистыми, как никогда 10+ лайфхаков для мытья полов, после которых они будут чистыми, как никогда

Эти советы сделают мытье полов гораздо более простой задачей

VOICE
Как принять правильное решение? Как принять правильное решение?

Что мешает нам сделать правильный выбор?

Здоровье
Поздравлять бывшего с днем рождения или нет: мнения психологов Поздравлять бывшего с днем рождения или нет: мнения психологов

Нужно ли полностью игнорировать существование бывшего партнера?

Psychologies
6 техник, чтобы справиться с одиночеством 6 техник, чтобы справиться с одиночеством

Можно ли не бороться с ощущением одиночества, а принять его

Psychologies
Эстетика пустыни Эстетика пустыни

Современный интерьер в стиле контемпорари в Дубае

SALON-Interior
На счастье На счастье

Как привлечь удачу в свою жизнь и стать везучей

Лиза
Как и зачем птицы помогают друг другу. Отрывок из книги Как и зачем птицы помогают друг другу. Отрывок из книги

Почему основным законом природы стоит считать не борьбу за выживание

СНОБ
Как избавиться от неприятного запаха в туалете: 10 простых лайфхаков Как избавиться от неприятного запаха в туалете: 10 простых лайфхаков

Простые лайфхаки, как сделать так, чтобы в туалете не пахло

VOICE
«Почетные арийки»: как женщины еврейского происхождения жили в оккупированной Франции «Почетные арийки»: как женщины еврейского происхождения жили в оккупированной Франции

Отрывок из документального романа Дамьена Роже «Почетные арийки»

Forbes
Открыть в приложении