Трансграничный автомобильный переход Благовещенск — Хэйхе

ЭкспертОбщество

Ворота в Китай

Трансграничный автомобильный переход Благовещенск — Хэйхе и канатная дорога между этими городами дают Амурской области шанс стать главными сухопутными воротами между Россией и Китаем. Через эти ворота дальневосточные промышленники смогут круглогодично отправлять свою продукцию на сопредельную сторону. А жители — за шесть минут попасть в другую страну

Вадим Пономарев

Предоставлено пресс-службой губернатора Амурской области

Тридцать первого мая этого года российские и китайские строители с помощью металлических болтов состыковали воедино мост через Амур, соединяющий Амурскую область и провинцию Хэйлунцзян. Первые грузовики по этому переходу пойдут в 2020 году, когда на обеих сторонах моста заработают пограничные пункты пропуска. Однако уже сейчас это событие воспринимается как историческое, поскольку дает Амурской области шанс превратиться в крупнейший логистический сухопутный центр на Дальнем Востоке по торговле с Китаем.

Сбывшаяся мечта

По мере нарастания экономической мощи Китая он становится одним из основных внешнеторговых партнеров России. По данным департамента статистического анализа Главного таможенного управления КНР, товарооборот между двумя странами в 2018 году вырос на 27,1% по сравнению с 2017 годом и достиг 107 млрд долларов.

Дальнейшее наращивание товарооборота требует наведения новых мостов между Россией и Китаем, в том числе через реку Амур, где на протяжении почти трех тысяч километров два государства связывают только паромные переправы или сезонные ледовые дороги (зимники). И когда в период межсезонья они «встают» на три-четыре месяца, транспортное сообщение между странами прекращается.

Самая большая протяженность госграницы по Амуру — у Амурской области (1243 км). Поэтому первое международное соглашение, предусматривающее строительство в районе Благовещенска постоянного моста через Амур, было заключено еще в 1995 году. В 2015-м Россия и Китай договорились, что мост будет строиться и эксплуатироваться на основе концессии.

В последующие три года концессионер (российско-китайская компания «Амур (Хэйлунцзян)») за счет долгосрочного кредита от банка провинции Хэйлунцзян построила мостовой переход через Амур длиной более километра. Пять опор моста расположились на российской стороне, пять — на китайской. Затраты на российскую часть составили 13,6 млрд рублей, на китайскую (в пересчете на рубли) — 5,2 млрд. При этом Россия и Китай строили части моста из собственных стройматериалов, но по единым согласованным строительным нормам и правилам. В конструкции моста применены короткие пилоны с вантовыми элементами, которые стали силовой системой для несущих конструкций.

Мостовая конструкция была состыкована 31 мая этого года. Сдача в эксплуатацию всего перехода ожидается весной 2020-го: строителям необходимо доделать подъездные пути к мосту и построить на обеих сторонах пограничные пункты пропуска. На китайской стороне погранпункт начал строиться в марте этого года, на российской под него выделена площадка и 1,6 млрд рублей на постройку.

Проезд по мосту будет платным. Ориентировочная цена — две тысячи рублей за машину физлица и десять тысяч рублей за грузовик. Таким образом, расчетный срок окупаемости проекта для концессионера составит 16 лет.

Трансграничный поток

По мнению властей Приамурья, трансграничный мост Благовещенск — Хэйхе» существенно увеличит грузопоток между Россией и Китаем, сделает его регулярным и круглогодичным. Погранпункт Кани-Курган будет работать круглосуточно, поэтому в сутки через мост будет проезжать 630 грузовых автомобилей, 164 автобуса, 68 легковых автомобилей и около 5500 человек. «Мостовой переход значительно удешевит логистику и создаст экономические предпосылки для реализации целого ряда инвестпроектов на территории области. В первую очередь это должно сказаться на объемах экспорта продукции сельского хозяйства. Мост позволит в разы увеличить товарооборот и поднимет торгово-экономические отношения России и Китая на качественно новый уровень», — рассказали «Эксперту» в правительстве Амурской области.

Под идею этого моста в Амурской области, по сути, были созданы две территории опережающего развития (ТОР), резиденты которых получают существенных налоговые льготы и административные преференции, — «Приамурская» и «Белогорск».

Первая ТОР площадью тысячу гектаров расположена на территориях Благовещенского, Ивановского, Тамбовского и Бурейского районов Амурской области и фактически примыкает к новому мосту. Сейчас там восемь резидентов, которые строят или уже ввели в эксплуатацию логистические мощности и производства удобрений, комбикормов, цементного клинкера и нефтепродуктов общей стоимостью 125 млрд рублей.

В ТОР «Белогорск» площадью три тысячи гектаров расположились восемь резидентов с совокупным объемом инвестиций 4,7 млрд рублей. Это производства по глубокой переработке сои, выпуску хлебобулочных изделий, переработке леса, промышленных отходов, производство лего-кирпича, шпона, металлоконструкций и литейное производство.

Наполнению моста Благовещенск — Хэйхе будет способствовать и строительство второго моста через реку Зея в Благовещенске общей протяженностью девять километров. В столице региона есть только один мост через эту реку, и он может не справиться с увеличением грузооборота с Китаем. Мост был построен в начале 1980-х и ни разу капитально не ремонтировался. Между тем уже сейчас реальная нагрузка на него превышает проектную в несколько раз. Поэтому второй мост через Зею — это необходимость. По предварительным расчетам, он будет стоить не меньше, чем мост через Амур: 20 млрд рублей. Однако осенью под него за 300 млн рублей (деньги регионального бюджета) уже будут выкуплены земельные участки, а правительство России приняло решение выделить на эту стройку в 2021 году из федерального бюджета 4,7 млрд рублей. Ожидается, что второй мост через Зею будет построен в 2024–2025 году.

Предоставлено пресс-службой губернатора Амурской области

До Китая за шесть минут

В июле этого года в Амурской области начался еще один уникальный проект — строительство трансграничной канатной дороги. Ее протяженность составит 973 метра. Она свяжет центр Благовещенска с центром Хэйхэ. По канатке добраться до соседней страны можно будет за шесть минут.

«Трансграничная дорога позволит легко перемещаться между нашими странами, увеличит туристический поток, станет точкой притяжения бизнеса. Да и сама по себе будет уникальным объектом, каких нет больше в мире», — сказал на церемонии, посвященной старту этого проекта, губернатор Амурской области Василий Орлов.

Канатная дорога будет состоять из четырех линий и работать по маятниковому принципу, как фуникулер. По канатам над Амуром будут ходить гондолы вместимостью 60 человек. Пропускная способность дороги — 457 человек в час и шесть-семь тысяч человек в день. Интервал между рейсами не превысит 12–15 минут. Планируемый ежегодный трансграничный поток пассажиров к 2024 году составит миллион человек.

Помимо канатной дороги проект включает в себя строительство четырехэтажных терминальных станций на площади 4,9 га. В каждом из этих зданий площадью 20 тыс. кв. м будут залы пункта пропуска и торговые помещения. Введение в эксплуатацию канатной дороги запланировано на второе полугодие 2022 года. Инвестором выступает группа компаний «Регион». Стоимость российской части строительства составляет 2,2 млрд рублей.

Таким образом, с вводом в эксплуатацию канатной дороги в Амурской области образуется новый грузопассажирский коридор между Россией и Китаем. Мост Благовещенск — Хэйхе будет способствовать росту грузооборота между странами, а канатная дорога — развитию пассажирского сообщения и туризма.

Справка

Общая длина мостового межгосударственного перехода Благовещенск — Хэйхе составляет 19,41 км, в том числе сам мост через Амур — 1080 м. Протяженность китайской части — 5,98 км, из которых мост — 40,33 м, российской части — 13,43 км, из которых мост займет 540,33 м. Граница ответственности российской стороны совпадает с серединой моста и с госграницей. Переход также включает в себя мост через протоку Каникурганскую, путепроводы, подъездную автодорогу к федеральной трассе.

Общая стоимость проекта — 18,8 млрд рублей. Стыковка мостовых конструкций российской и китайской сторон состоялась 31 мая 2019 года. Срок ввода мостового перехода в эксплуатацию будет синхронизирован со сроком завершения строительства пограничного перехода Благовещенск — Хэйхэ в 2020 году.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Идеальный момент продавать любой бизнес — на его взлете» «Идеальный момент продавать любой бизнес — на его взлете»

Миллиардер Андрей Андреев — о предстоящем IPO своей группы

Forbes
Первый обзор нового Hyundai Santa Fe в России. Особенности, опции и цены Первый обзор нового Hyundai Santa Fe в России. Особенности, опции и цены

Autonews познакомился с новым Hyundai Santa Fe в России. Названы плюсы и минусы

РБК
Крутой воппер Крутой воппер

Дэниел Шварц возрождает Burger King, сеть быстрого питания с 60-летней историей

Forbes
Синдром суперженщины: в чем причины выгорания и как выйти из борьбы за медаль идеальности Синдром суперженщины: в чем причины выгорания и как выйти из борьбы за медаль идеальности

Как думаешь, что общего у образа идеальной суперженщины с реальностью?

VOICE
За свежим соком — в морозилку За свежим соком — в морозилку

В Москве открылись первые магазины свежезамороженной продукции «Фреш Фрост»

Эксперт
Человек человеку… волк: разбираемся в эволюции оборотней в кино Человек человеку… волк: разбираемся в эволюции оборотней в кино

Откуда появились истории о вервольфах в кинематографе?

Правила жизни
Тиндер-сюрприз Тиндер-сюрприз

Что делать, если в приложении для знакомств видишь девушку друга

GQ
Почему витамины обозначаются буквами, а группа В еще и цифрами? Почему витамины обозначаются буквами, а группа В еще и цифрами?

Когда и как были открыты витамины и почему получили именно такие названия?

ТехИнсайдер
Заметки о Каппадокии Заметки о Каппадокии

Поездка в Каппадокию в ноябре

Наука и жизнь
Национальный домен: какие приемы мировой практики в сети может применять российский бизнес Национальный домен: какие приемы мировой практики в сети может применять российский бизнес

Почему бизнес в России еще только в начале своего пути в онлайне

Inc.
Huawei: в США вход заказан Huawei: в США вход заказан

Google запрещает Android на смартфонах Huawei

Эксперт
Валерий Фокин: Театр вписан в контекст времени Валерий Фокин: Театр вписан в контекст времени

Режиссер Валерий Фокин — о библейских текстах и вкусах современного зрителя

Ведомости
Гингивит: десна болит Гингивит: десна болит

Что делать, если десны воспалились?

Лиза
Папу в детскую! Папу в детскую!

Что делать, если твой муж все время пытается увильнуть от роли отца?

Лиза
Британская жемчужина Британская жемчужина

О яхте Pearl 82 без пафосных слов

Y Magazine
Черный доктор Черный доктор

Как разоблачить обманщика в белом халате?

Лиза
«Ия, бросай всех и выходи за меня замуж!» — говорил Ефремов Саввиной «Ия, бросай всех и выходи за меня замуж!» — говорил Ефремов Саввиной

Я не актриса и по характеру, и по воспитанию

Коллекция. Караван историй
О чем говорят великие пожары прошлого: причины, последствия и уроки О чем говорят великие пожары прошлого: причины, последствия и уроки

Крупные пожары, изменившие города и судьбы — от Сан-Франциско до Москвы

СНОБ
Бытовая нумерология: почему мы одержимы числами и чем опасен подсчет шагов и лайков Бытовая нумерология: почему мы одержимы числами и чем опасен подсчет шагов и лайков

Чем опасен непрерывный мониторинг здоровья и продуктивности?

Forbes
Почему фильм «Крейвен-охотник» о супергерое с русскими корнями провалился в прокате Почему фильм «Крейвен-охотник» о супергерое с русскими корнями провалился в прокате

Почему экранизация комикса с саундтреком-колыбельной провалился в прокате

Forbes
Он же памятник! Он же памятник!

Как петербургские девелоперы проводят ревитализацию промышленных территорий

Собака.ru
Дочь Михаила Ульянова: «От гнева папы я падала в обморок» Дочь Михаила Ульянова: «От гнева папы я падала в обморок»

Вокруг нашей семьи часто слагали какие-то легенды

Коллекция. Караван историй
За гранью человеческого За гранью человеческого

Как воспринимают мир существа, наделенные нечеловеческими чувствами?

Вокруг света
У древних британских кельтов выявили матрилокальность У древних британских кельтов выявили матрилокальность

Ученые выяснили, что для кельтов железного века была характерна матрилокальность

N+1
Old but gold: как и почему растет рынок технологий для пожилых людей Old but gold: как и почему растет рынок технологий для пожилых людей

Продукты и услуги для старшего поколения — глобальный тренд

Forbes
Частная жизнь при абсолютной монархии. Отрывок из книги Марии Неклюдовой Частная жизнь при абсолютной монархии. Отрывок из книги Марии Неклюдовой

Как при Людовике XIV сформировалось понятие частной жизни

СНОБ
МХАТ и война: отрывок из книги Софьи Пилявской МХАТ и война: отрывок из книги Софьи Пилявской

Отрывок из переиздания книги Софьи Пилявской — «Грустная книга»

СНОБ
Постельные сцены Постельные сцены

14 фактов о сне, которые сделают твои ночи комфортнее

Лиза
3 шага, чтобы из любовного треугольника снова сделать пару 3 шага, чтобы из любовного треугольника снова сделать пару

В каждом любовном треугольнике есть третья сторона — и с ней нужно расстаться

Psychologies
Как экономить на лекарствах Как экономить на лекарствах

Разбираемся, как не тратить много денег в аптеке, но покупать все необходимое

Лиза
Открыть в приложении