Трансграничный автомобильный переход Благовещенск — Хэйхе

ЭкспертОбщество

Ворота в Китай

Трансграничный автомобильный переход Благовещенск — Хэйхе и канатная дорога между этими городами дают Амурской области шанс стать главными сухопутными воротами между Россией и Китаем. Через эти ворота дальневосточные промышленники смогут круглогодично отправлять свою продукцию на сопредельную сторону. А жители — за шесть минут попасть в другую страну

Вадим Пономарев

Предоставлено пресс-службой губернатора Амурской области

Тридцать первого мая этого года российские и китайские строители с помощью металлических болтов состыковали воедино мост через Амур, соединяющий Амурскую область и провинцию Хэйлунцзян. Первые грузовики по этому переходу пойдут в 2020 году, когда на обеих сторонах моста заработают пограничные пункты пропуска. Однако уже сейчас это событие воспринимается как историческое, поскольку дает Амурской области шанс превратиться в крупнейший логистический сухопутный центр на Дальнем Востоке по торговле с Китаем.

Сбывшаяся мечта

По мере нарастания экономической мощи Китая он становится одним из основных внешнеторговых партнеров России. По данным департамента статистического анализа Главного таможенного управления КНР, товарооборот между двумя странами в 2018 году вырос на 27,1% по сравнению с 2017 годом и достиг 107 млрд долларов.

Дальнейшее наращивание товарооборота требует наведения новых мостов между Россией и Китаем, в том числе через реку Амур, где на протяжении почти трех тысяч километров два государства связывают только паромные переправы или сезонные ледовые дороги (зимники). И когда в период межсезонья они «встают» на три-четыре месяца, транспортное сообщение между странами прекращается.

Самая большая протяженность госграницы по Амуру — у Амурской области (1243 км). Поэтому первое международное соглашение, предусматривающее строительство в районе Благовещенска постоянного моста через Амур, было заключено еще в 1995 году. В 2015-м Россия и Китай договорились, что мост будет строиться и эксплуатироваться на основе концессии.

В последующие три года концессионер (российско-китайская компания «Амур (Хэйлунцзян)») за счет долгосрочного кредита от банка провинции Хэйлунцзян построила мостовой переход через Амур длиной более километра. Пять опор моста расположились на российской стороне, пять — на китайской. Затраты на российскую часть составили 13,6 млрд рублей, на китайскую (в пересчете на рубли) — 5,2 млрд. При этом Россия и Китай строили части моста из собственных стройматериалов, но по единым согласованным строительным нормам и правилам. В конструкции моста применены короткие пилоны с вантовыми элементами, которые стали силовой системой для несущих конструкций.

Мостовая конструкция была состыкована 31 мая этого года. Сдача в эксплуатацию всего перехода ожидается весной 2020-го: строителям необходимо доделать подъездные пути к мосту и построить на обеих сторонах пограничные пункты пропуска. На китайской стороне погранпункт начал строиться в марте этого года, на российской под него выделена площадка и 1,6 млрд рублей на постройку.

Проезд по мосту будет платным. Ориентировочная цена — две тысячи рублей за машину физлица и десять тысяч рублей за грузовик. Таким образом, расчетный срок окупаемости проекта для концессионера составит 16 лет.

Трансграничный поток

По мнению властей Приамурья, трансграничный мост Благовещенск — Хэйхе» существенно увеличит грузопоток между Россией и Китаем, сделает его регулярным и круглогодичным. Погранпункт Кани-Курган будет работать круглосуточно, поэтому в сутки через мост будет проезжать 630 грузовых автомобилей, 164 автобуса, 68 легковых автомобилей и около 5500 человек. «Мостовой переход значительно удешевит логистику и создаст экономические предпосылки для реализации целого ряда инвестпроектов на территории области. В первую очередь это должно сказаться на объемах экспорта продукции сельского хозяйства. Мост позволит в разы увеличить товарооборот и поднимет торгово-экономические отношения России и Китая на качественно новый уровень», — рассказали «Эксперту» в правительстве Амурской области.

Под идею этого моста в Амурской области, по сути, были созданы две территории опережающего развития (ТОР), резиденты которых получают существенных налоговые льготы и административные преференции, — «Приамурская» и «Белогорск».

Первая ТОР площадью тысячу гектаров расположена на территориях Благовещенского, Ивановского, Тамбовского и Бурейского районов Амурской области и фактически примыкает к новому мосту. Сейчас там восемь резидентов, которые строят или уже ввели в эксплуатацию логистические мощности и производства удобрений, комбикормов, цементного клинкера и нефтепродуктов общей стоимостью 125 млрд рублей.

В ТОР «Белогорск» площадью три тысячи гектаров расположились восемь резидентов с совокупным объемом инвестиций 4,7 млрд рублей. Это производства по глубокой переработке сои, выпуску хлебобулочных изделий, переработке леса, промышленных отходов, производство лего-кирпича, шпона, металлоконструкций и литейное производство.

Наполнению моста Благовещенск — Хэйхе будет способствовать и строительство второго моста через реку Зея в Благовещенске общей протяженностью девять километров. В столице региона есть только один мост через эту реку, и он может не справиться с увеличением грузооборота с Китаем. Мост был построен в начале 1980-х и ни разу капитально не ремонтировался. Между тем уже сейчас реальная нагрузка на него превышает проектную в несколько раз. Поэтому второй мост через Зею — это необходимость. По предварительным расчетам, он будет стоить не меньше, чем мост через Амур: 20 млрд рублей. Однако осенью под него за 300 млн рублей (деньги регионального бюджета) уже будут выкуплены земельные участки, а правительство России приняло решение выделить на эту стройку в 2021 году из федерального бюджета 4,7 млрд рублей. Ожидается, что второй мост через Зею будет построен в 2024–2025 году.

Предоставлено пресс-службой губернатора Амурской области

До Китая за шесть минут

В июле этого года в Амурской области начался еще один уникальный проект — строительство трансграничной канатной дороги. Ее протяженность составит 973 метра. Она свяжет центр Благовещенска с центром Хэйхэ. По канатке добраться до соседней страны можно будет за шесть минут.

«Трансграничная дорога позволит легко перемещаться между нашими странами, увеличит туристический поток, станет точкой притяжения бизнеса. Да и сама по себе будет уникальным объектом, каких нет больше в мире», — сказал на церемонии, посвященной старту этого проекта, губернатор Амурской области Василий Орлов.

Канатная дорога будет состоять из четырех линий и работать по маятниковому принципу, как фуникулер. По канатам над Амуром будут ходить гондолы вместимостью 60 человек. Пропускная способность дороги — 457 человек в час и шесть-семь тысяч человек в день. Интервал между рейсами не превысит 12–15 минут. Планируемый ежегодный трансграничный поток пассажиров к 2024 году составит миллион человек.

Помимо канатной дороги проект включает в себя строительство четырехэтажных терминальных станций на площади 4,9 га. В каждом из этих зданий площадью 20 тыс. кв. м будут залы пункта пропуска и торговые помещения. Введение в эксплуатацию канатной дороги запланировано на второе полугодие 2022 года. Инвестором выступает группа компаний «Регион». Стоимость российской части строительства составляет 2,2 млрд рублей.

Таким образом, с вводом в эксплуатацию канатной дороги в Амурской области образуется новый грузопассажирский коридор между Россией и Китаем. Мост Благовещенск — Хэйхе будет способствовать росту грузооборота между странами, а канатная дорога — развитию пассажирского сообщения и туризма.

Справка

Общая длина мостового межгосударственного перехода Благовещенск — Хэйхе составляет 19,41 км, в том числе сам мост через Амур — 1080 м. Протяженность китайской части — 5,98 км, из которых мост — 40,33 м, российской части — 13,43 км, из которых мост займет 540,33 м. Граница ответственности российской стороны совпадает с серединой моста и с госграницей. Переход также включает в себя мост через протоку Каникурганскую, путепроводы, подъездную автодорогу к федеральной трассе.

Общая стоимость проекта — 18,8 млрд рублей. Стыковка мостовых конструкций российской и китайской сторон состоялась 31 мая 2019 года. Срок ввода мостового перехода в эксплуатацию будет синхронизирован со сроком завершения строительства пограничного перехода Благовещенск — Хэйхэ в 2020 году.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Логика инвестирования Логика инвестирования

Сергей Колесников о том, как принимать инвестиционные решения в России

Эксперт
Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья» Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья»

Хореограф-постановщик Денис Тагинцев — о том, что такое танец

Монокль
«Идеальный момент продавать любой бизнес — на его взлете» «Идеальный момент продавать любой бизнес — на его взлете»

Миллиардер Андрей Андреев — о предстоящем IPO своей группы

Forbes
Высоцкий, Рыбников и ансамбль «Арсенал». 100 пластинок «Мелодии»: отрывок из книги Высоцкий, Рыбников и ансамбль «Арсенал». 100 пластинок «Мелодии»: отрывок из книги

О том, как записывались эти альбомы и об историческом контексте их появления

СНОБ
За свежим соком — в морозилку За свежим соком — в морозилку

В Москве открылись первые магазины свежезамороженной продукции «Фреш Фрост»

Эксперт
Как новенькая! Как новенькая!

Способы, которые помогут запустить процесс очищения и омоложения организма

Лиза
Каста здесь Каста здесь

Некоторые соображения об устройстве российского общества

Esquire
Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат» Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат»

«Я хочу дать тебе свою фамилию. Никаким женам не давал, а тебе дам»

Караван историй
Агенты вливания Агенты вливания

Санкции ужесточаются, но бизнес иностранных компаний в России растет

Forbes
Код: элегантность Код: элегантность

Интерьер в стиле рафинированного софт-минимализма

SALON-Interior
Госсовет: 22 года в архитектуре российской власти Госсовет: 22 года в архитектуре российской власти

Какую роль в системе российской власти играет Госсовет?

Эксперт
7 вещей, которые нельзя чистить жидкостью мытья для посуды: мнение клинеров 7 вещей, которые нельзя чистить жидкостью мытья для посуды: мнение клинеров

Почему кофеварки, латунь и нержавеющую сталь нельзя мыть мылом для мытья посуды

VOICE
Нуар с двойным дном Нуар с двойным дном

«Шугар»: Колин Фаррелл копипастит голливудскую классику

Weekend
Ханами по-приморски Ханами по-приморски

Рододендрон – чудо дальневосточной природы и символ Приморья

Отдых в России
Монетизация воды Монетизация воды

Какие финансовые инструменты появились в борьбе за климат

Деньги
Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов

Справляться со сложностями и не терять эффективность на удаленке

РБК
Как сохранить любые отношения: мнение психолога Как сохранить любые отношения: мнение психолога

Иногда случается так, что отношения начинают сходить на нет. Но их можно спасти!

Psychologies
Насколько уникальна наша Солнечная система Насколько уникальна наша Солнечная система

Солнечная система имеет искусственное происхождение!

Зеркало Мира
The Kooks — гении ретромании и самая недооцененная рок-группа нулевых The Kooks — гении ретромании и самая недооцененная рок-группа нулевых

В чем феномен британской группы The Kooks

СНОБ
Темный туризм: 5 причин, почему нас тянет в Чернобыль и Аушвиц Темный туризм: 5 причин, почему нас тянет в Чернобыль и Аушвиц

Темный туризм: неодолимое желание столкнуться с темной стороной реальности

Psychologies
Масштабы загрязнения вод суши полифторалкильными соединениями назвали недооцененными Масштабы загрязнения вод суши полифторалкильными соединениями назвали недооцененными

Предельная допустимая концентрация загрязнения превышена в половине проб воды

N+1
Свет начал мерцать для разных людей на разной частоте Свет начал мерцать для разных людей на разной частоте

Ученые обнаружили разницу в скорости зрительного восприятия

N+1
Ставка на валюту Ставка на валюту

Особенности выбора юаневых и замещающих облигаций

Деньги
Самые большие паровозы Самые большие паровозы

Среди паровозов были просто гиганты, тянувшие огромное количество вагонов

Зеркало Мира
«Напоминает какой-нибудь американский городок»: как выглядел Ташкент в XIX веке «Напоминает какой-нибудь американский городок»: как выглядел Ташкент в XIX веке

Отрывок из книги «Центральная Азия. От века империй до наших дней»

Forbes
Усиление прибрежных апвеллингов назвали угрозой для мигрирующих морских обитателей Усиление прибрежных апвеллингов назвали угрозой для мигрирующих морских обитателей

Гибель сотен морских животных оказалась связана с усилением апвеллинга

N+1
«Это все квантовая физика! Непочтительное руководство по фундаментальной природе всего» «Это все квантовая физика! Непочтительное руководство по фундаментальной природе всего»

Как теория Дэвида Бома отрицает свободу воли

N+1
«Заглушка» от безопасности: как регулярные аварии подрывают имидж и экономику Boeing «Заглушка» от безопасности: как регулярные аварии подрывают имидж и экономику Boeing

Крупнейший самолетостроителей мира не заботится о качестве своей продукции

Forbes
10+ лайфхаков для мытья полов, после которых они будут чистыми, как никогда 10+ лайфхаков для мытья полов, после которых они будут чистыми, как никогда

Эти советы сделают мытье полов гораздо более простой задачей

VOICE
Психосоматика атопического дерматита: «порочный круг» Психосоматика атопического дерматита: «порочный круг»

Как связаны ментальное здоровье и атопический дерматит?

Psychologies
Открыть в приложении