Как из любимого школьного предмета сделать два производства

ЭкспертБизнес

Железо выходит на улицы, чтобы загнать людей в «качалки»

Как из любимого школьного предмета и занятий бодибилдингом сделать два производства

Берт Корк

Казалось бы, увлечение «качать железо» осталось только в ностальгической памяти о «лихих 90-х», одной из примет времени в виде пропахших потом подвалов-«качалок». Пережив к «нулевым», с приходом профессионального клубного оборудования, кратковременный всплеск популярности, это тяжелое занятие уступило место фитнесу и йоге. Тульский предприниматель Андрей Владимиров, основатель компании ProfiGym по производству клубных тренажеров, с этим категорически не согласен. По его данным, бодибилдинг становится более массовым.

Об этом свидетельствует выручка ProfiGym, которая со дня основания в 2005 году медленно, но стабильно росла, достигнув 82 млн рублей в 2019 году. С дебютом коронавируса, когда спортзалы повсеместно закрылись, выручка обвалилась вдвое и в 2020 году составила 31,6 млн рублей, но Андрей Евгеньевич склонен считать это обстоятельством форс-мажорным и потому временным. Более того, за последние несколько лет появился новый тренд: все популярнее становятся «качалки под открытым небом», то есть уличные площадки с установленными профессиональными тренажерами. Настолько популярными, что он открыл в Орле второе свое производство, ориентированное именно на этот вид продукции, — компанию TurboGym.

Недетская площадка

Устойчивый тренд на появление «качалок под открытым небом» возник в 2017–2018 годах, когда на улицах стали массово возникать площадки с тренажерами, на которых можно делать те же упражнения, что и в спортзале. Это был новый подход к конструкции — до этого она ограничивалась простыми «фигурами», вроде турников, шведских стенок и скамеечек для пресса. Визуальное решение меняет отношение. Раньше были тренажеры, в которых для нагрузки использовался собственный вес человека. Теперь на улицы пришли конструкции с весами, дисками, передачами, с которыми люди привыкли работать именно в спортзалах.

Именно тогда у Андрея Владимирова появились первые мысли об этом бизнесе. В тренд он поверил настолько, что новое производство в Орле было открыто в 2021 году, во второй год пандемии. К этому времени ProfiGym работала на рынке уже более пятнадцати лет.

Концепция уличных тренажеров не нова, она была скопирована с западных аналогов. Основная особенность уличного тренажера — рама с установленными несъемными весами, рычагами и передачами. Понятно, что на уличном тренажере нельзя снимать и надевать веса, они быстро «потеряются». Поэтому их делают несъемными, они перемещаются по направляющим. Таким образом, собственно вес установленных грузов не меняется, изменяется нагрузка за счет увеличения плеча движения.

В компании увидели этот спрос, решили использовать собственный опыт, чтобы выйти на улицу. К тому времени рынок был уже занят конкурентами, которые если и не удовлетворяли весь спрос, то заполнили достаточный объем потребностей. Поэтому войти на рынок можно было, только придумав что-то свое. Интереса копировать не было — в компании считали, что способны придумать сами новое и интересное. Новое производство в Орле выпустило линейку примерно из 25 тренажеров, 14 из них — с изменяемой нагрузкой, остальные — с нагрузкой весом человека, которая меняется системой рычагов.

— Мы решили создать продукт, которым будет очень удобно пользоваться самым разным людям — от подростка до бабушки. Учитывая, что среди них будут люди, которые давно и серьезно занимаются, с высокими силовыми показателями. У домохозяйки и спортсмена даже среднего уровня разница в нагрузке может быть десятикратной, — объясняет основные отличия от конкурентов Андрей Евгеньевич. — Тренажеры, которые есть у наших коллег, в основном дисковые — это диски с весами, которые перемещаются на раме по направляющим для изменения нагрузки. Есть общее свойство: чтобы изменить нагрузку, этот вес нужно вручную переместить. И это не всегда удобно, потому что на тренажере могут тренироваться несколько человек с разными физическими показателями. И после спортсмена подходит девушка, которой нужно передвинуть груз с его ста на свои десять килограммов. Это лишние усилия, особенно если это центр города, много людей занимаются и друг после друга терпят неудобства. Тренировка становится почти невозможной, потому что груз приходится постоянно передвигать.

Поэтому в компании разработали тренажеры, в которых грузы установлены неподвижно, а нагрузка изменяется рычагом, через систему шатунов, то есть без перемещения груза. Это может сделать даже ребенок: он перемещает переключатель по шкале, на которой указана нагрузка с шагом 10 килограммов, которая изменяется системой приводов при неподвижном грузе. Это удобно и безопасно.

— Контингент разный. Но он разный и в спортзалах, — размышляет Андрей Владимиров. — Приходят даже пенсионеры и домохозяйки. Для спортсменов это не замена зала, но хорошее дополнение. Тренировки ведь не каждый день, и можно между ними вечером поддержать тонус. С другой стороны, это имеет хороший мотивирующий эффект. Человек, давно или никогда не занимавшийся спортом, может просто стесняться прийти в спортзал, а так ему будет проще начать и втянуться. Пошел гулять с ребенком в парк — попутно и позанимался. Использовать тренажеры просто, а мы на свои тренажеры клеим QR-код с видеоинструкцией, как им правильно пользоваться.

Спорт + образование = бизнес

Социологи утверждают, что в ближайшем будущем личные компетенции станут важнее образования. Основной профессиональной деятельностью все чаще становятся индивидуальные таланты и увлечения, а не то, что написано в дипломе. В этом отношении Андрей Владимиров опередил время: его работа оказалась на стыке личных интересов, по которым он и получил образование, и многолетних занятий спортом. В школе ему нравилась практическая физика в разделе механики. Чуть позже его стали привлекать связанные с этим чисто производственные процессы — механизмы и технологии, металлообработка, сварочное и литейное производство. Поэтому после школы он поступил в Тульский госуниверситет по специальности «машинная обработка и формование полимеров», получив диплом инженера-технолога. Спортом он занимался еще в школе, начав с плавания и карате, а в 1995 году пришел к своему первому тренеру по бодибилдингу.

— Еще в школе, когда я занимался карате, тренер повел нас в «качалку», на силовую тренировку, — вспоминает Андрей. — Тогда я увидел тренажеры. Они были советского производства, но хорошо сделаны, довольно сложные. И, поработав на этих механизмах, я удивлялся, что для таких простых упражнений были созданы такие сложные конструкции — с блоками, грузами, тросами. Я был этим впечатлен не меньше, чем посетив музей космонавтики. Другие виды спорта мне стали просто неинтересны, я понял, что бодибилдинг — это надолго.

В университете он уже выходил на соревнования по силовому троеборью на первенство университета по Тульской области. Окончив в 2003 году университет, два года проработал в продажах. Его друг-одногруппник по университету делал сайты, а он искал под них заказчиков. В то время, когда рекламу давали в газеты и на ТВ, мысль для этих целей завести собственный сайт еще казалась свежей и даже пугающей. Убеждая первых боязливых бизнесменов, что за этим будущее, Андрей Владимиров постепенно приходил к мысли, что если он может убедить совершенно посторонних людей купить сайт, то он может то же самое сделать и со своим собственным продуктом. Оставалось найти этот продукт.

— Идея о производстве профессиональных тренажеров появилась в процессе работы. Мы с моим товарищем вращались в среде предпринимателей — делали сайты, через стенку ребята торговали акциями. Суть в том, что вокруг были люди, которые сами зарабатывали деньги. Через полгода работы я начал искать идею, которую мне было бы интересно реализовать. Думал над производством мебели, каких-то металлоконструкций. Но когда в 2004 году я задумался о тренажерах, решение пришло в один момент, и больше я уже ничего не перебирал — я думал только над реализацией, а не о вариантах.

Он не только хотел их создавать, но и хорошо знал, как это должно работать и выглядеть, какие есть проблемы на рынке, недостатки отечественного и импортного оборудования. К этому времени Владимиров уже десять лет занимался спортом, то есть тренировался сам, ездил на соревнования, общался с тренерами и спортсменами и слышал их отзывы: что было не так, что можно улучшить. Было понятно, что на рынке есть потребность в интересном, недорогом и надежном продукте. Потому что качественные изделия, попадавшие в Россию из-за границы, были ненадежными: это были конструкции для домашнего использования и от потокового использования в наших спортзалах быстро ломалось. А дорогие надежные тренажеры не все клубы могли себе позволить. И получалось, что в то время в клубах стояли либо надежные, но простые советские тренажеры, либо ненадежные иностранные, либо качественные, но очень дорогие, для элиты. Ниша обозначилась: создать лучше, чем в СССР, но дешевле, чем западные, и качественнее, чем китайские, — и тогда это будет востребовано.

Со времен «Наутилуса» менялся только дизайн

История создания силовых тренажеров имеет собственную, параллельную истории бодибилдинга, сюжетную линию. «Строительство тела» как спорт зародилось еще в первой половине прошлого века, но популярность стало набирать с организованного в 1948 году в Англии и ставшего ежегодным соревнования «Мистер Вселенная». Факт для привлечения внимания: австрийский спортсмен Арнольд Шварценеггер побеждал в нем трижды, причем первый раз, в 1967 году, — в номинации любителей (два других, в 1969 и 1970-м, — уже как профессионал).

Американский аналог «Мистер Олимпия» появился только в 1965 году, быстро став главной мировой площадкой оценки бодибилдеров. В продолжение факта: по-прежнему оставаясь австрийским подданным, Арнольд становился призером шесть раз подряд, в 1970–1975 годах. В том же 1970-м, когда он начал рвать конкурентов на подиуме, американский бодибилдер-любитель из семьи врачей Артур Аллен Джонс изобрел первую линейку профессиональных силовых тренажеров «Наутилус» — до этого тренировки бодибилдеров мира мало чем отличались от перестроечных «качалок» в душных подвалах, с дедовскими гирями и штангами, сваренными из лома и трамвайных колес.

Изобретение агрегатов для продвинутых атлетов породило огромную волну популярности силового тренинга. Тренажеры ждал оглушительный успех, на волне которого Джонс продал свою компанию «Наутилус» за 23 млн долларов, решив, что он уже все, что мог, придумал. По сути, он был прав: после продажи компании новые владельцы меняли только материалы и расцветки, конструктивные принципы тренажеров с тех пор не менялись и остаются базовыми до сих пор. Тренажеры больше не развивались с точки зрения механики и воздействия на мышцы.

Компании, появившиеся позднее, вынуждены были придумывать свои фирменные фишечки, чтобы занять свою нишу. В апреле 1989 года компания Hammer Strength выпустила серию «Хаммер». Три года команда проектировщиков изучала движения тела и возможности мышц, консультировалась с врачами и спортсменами и в результате представила линейку тренажеров, воспроизводящих при тренировках независимые движения рук и ног по нелинейным траекториям. Это давало раздельную нагрузку на каждую руку и ногу, а движения были максимально приближены к тем, которые человек делает на «свободных весах» — штангах и гантелях. Линейка до сих пор пользуется спросом, стоит в залах, на ней тренируются спортсмены высокого уровня.

К началу 2000-х в ассортименте проблем не было: дешевые тренажеры везли из Китая. Но хорошего, качественного оборудования не хватало тогда, не хватает и сейчас. Вот в таких условиях в 2005 году компания ProfiGym появилась на рынке.

— Новых упражнений мы придумать не можем: у человека не появилось новых мышц, движения остались прежними. Но распределение усилий во время движения, амплитуда, начальная и конечная фаза движения — это те слабые места, которые в существующих конструкциях недодуманы, но все это поддается глубокой проработке, — объясняет Андрей Владимиров. — Кто-то из производителей страхуется от возможных травм: если сделать максимальную амплитуду движения, с растяжкой вначале и сокращением в конце, то возникают экстремальные нагрузки и теоретически мышцу можно порвать. Понимают эти принципы нагрузок единицы, и производители страхуются от претензий всех остальных.

Поэтому дальше развивался только дизайн. Производители выпускают очень красивые и эргономичные тренажеры, но движения остались теми же. Одна из основных причин состоит в непонимании рынком необходимости развития конструктивных особенностей, до него трудно донести идею инновационного тренажера с глубоким воздействием на мышцы. Дизайн видно сразу. Девяносто процентов людей в «качалках» не спортсмены, но они точно так же приносят деньги и заказывают дополнительные услуги, тренеров. А тогда зачем? Поэтому тренажеры как механизмы не развивались.

Производство в гараже

Экономику Владимиров не просчитывал. Посмотрел, что было на Западе, но не все можно было реализовать в гараже. Брал от них то, что подходило под ручное производство, и усовершенствовал. Посмотрел в каталогах цены, нарисовал 3D-рисунки на компьютере — это были не чертежи, по которым можно собрать, а именно рисунки, отображающие общий вид тренажера. Но по сути это не были принципиально новые тренажеры — это были качественные и чуть улучшенные аналоги западных производителей по бюджетной цене.

Свой первый тренажер Владимиров продал на бумаге — первый клиент появился еще до физического наличия готового товара. Владелец московского фитнес-центра «Летиция» задумал полностью обновить парк своего спортзала: выбросить старье и поставить что-то новое, красивое, похожее на западные образцы. Тут его и нашел тульский «Кулибин» и продал ему даже не чертеж, а картинку — как должны выглядеть новые агрегаты. «Летиции» идея понравилась, и работа закипела.

Первые прототипы делались в гараже. Андрей покупал голое железо, сам его гнул и обрабатывал, варил и красил. Что невозможно было сделать в гараже, токарную и фрезерную обработку, — заказывал сторонним мастерам. Первые тренажеры красились по технологии автомобилей: покупалась грунтовка для метала, краска, дорого, но качественно. В месяц «производство» выпускало по три-четыре тренажера. Доводились до ума они здесь же: приходил тренер из «Летиции», что-то подсказывал, что-то не нравилось — тут же, «на коленке», поправляли и переделывали. За полгода полностью обновили зал. Клиенты остались довольны.

Часть предоплаты заказа была потрачена на закупку металла и краски, что-то ушло на оплату электричества. По факту сдачи заказа на руках осталось около 40% чистой прибыли. Заработок был небольшой, но достаточный, чтобы развиваться мелкими шагами. Потом был арендован цех, где поставили камеры для порошковой покраски — быстрее, дешевле и лучше для залов, устойчиво к истиранию и сколам. Потом появилась пескоструйная обработка поверхностей перед покраской, чего многие производители до сих пор не делают, — это подготовка поверхностей, делающая металл шероховатым, она удаляет все загрязнения и налеты. Краска на такой поверхности держится лучше всего, нет отслоений краски.

Потом купил свой цех, купил землю, построил новые цеха. Сегодня компания ProfiGym — это участок земли под Тулой, на котором работает около 30 человек, со своими литейным производством, производством резинотехнических изделий для обрезинивания заготовок, заготовительный цех, где стоит лазерное оборудование для раскроя трубного и листового металла. Слесарный цех, где гнут трубы. Сварочный цех, где собираются тренажеры. Цех подготовки поверхностей и покраски. Есть цех сборки. Это предприятие полного цикла, на стороне закупаются только сырье и метизы (болты, гайки, подшипники, тросы — узлы крепления и вращения).

Металлопроката на производство тренажеров перерабатывается до 50 тонн в месяц. Еще 100 тонн металла уходит на производство «мелочи» — дисков, гантель. Есть собственная переработка отходов. Сложный тренажер производится в среднем один в день. Есть складские запасы. Укомплектованные полностью залы для школ или госконтракт на зал делаются под заказ.

Как признается Андрей Владимиров, еще долго, до 2020-х годов, особых инноваций у компании не было. Хватало работы и так — создали широкий каталог, который обновлялся по мере необходимости самими клиентами, которые приходили и спрашивали: «Я видел американский тренажер, там вот так это сделано, можете так же?» — «Да, интересно, давайте попробуем». Потом рисовали картинку, если заказчику нравилось — делали ему и одновременно вносили в свой каталог.

— Например, приходит к нам человек, и говорит: «Хочу тренажер для пресса. Но не просто скамеечку, а чтобы одновременно прорабатывалась вся поверхность пресса, а не верхней или нижней части, как обычно, чтобы была одновременная нагрузка и на корпус, и на ноги и при этом еще возможность поворотов корпусом, чтобы прорабатывать косые мышцы живота». И показывает пример западного аналога. Мы посмотрели картинку, собрали на прихваточках, опробовали на себе, поняли, что он работает не так, как надо. Поправили ось, сбалансировали движения по-своему. Позвали клиента, он внес поправки, мы при нем это доработали. И все получилось, клиенту понравилось — собрали, покрасили, привезли. Он мог бы купить его на Западе, но дороже и с недостатками. А у нас более совершенный образец появляется в каталоге и производится до сих пор.

Кроме большего совершенства моделей компания гордится своими ценами. Если сравнивать западные аналоги, дорогие и клубные, то базовая цена у них начинается от 500 тыс. рублей. Тульские аналоги — от 180 тыс. рублей.

— Мы, находясь в наводненном разным спортивным оборудованием рынке, вынуждены искать точки отличий и давать рынку то, чего ему не хватает. И пришли к тому, что каждый тренажер, существующий на рынке, глубоко прорабатываем. Убираем недостатки. Создаем тренажеры, максимально эффективно воздействующие на мышцы в каждом конкретном упражнении и при этом безопасные. Например, делаем легкий старт: начало движения делаем безопасным. Скрупулезно высчитываем траекторию движения в тренажере, чтобы каждый сантиметр работы мышцы был реализован максимально эффективно, — объясняет концепцию своей компании Андрей Владимиров. — Успехи есть, мы ездим на выставки, много новых наработок. Порядка десяти упражнений, которые планируем реализовать в тренажерах, которых сейчас нет у других. Например, тренировка мышцы с двух концов. Бицепс сейчас тренируют только со стороны крепления к предплечью. А это самая простая мышца.

170 км. Блиц-опрос

— Андрей Евгеньевич, уличные площадки — это уход от концепции клубных тренировок?

— Забавно, что нам несколько посетителей таких площадок говорили при монтаже: «То, что вы делаете, — это конкуренция залам». Но конкуренции тут нет. Чтобы человек бросил зал и перешел тренироваться на улицу — это фантастика. Это, скорее, дополнение — то, что, наоборот, приводит людей в залы. То есть человек пришел на улицу, потягал снаряды, понял, что ничего страшного в этом нет и он выглядит не так уж стыдно, как представлял себе, и может пойти уже всерьез тренироваться в зал.

— Существует проблема уличного вандализма?

— Мы свои тренажеры делаем так, чтобы гарантийное обслуживание не потребовалось. По опыту производства клубных тренажеров, обращений с гарантийным ремонтом вообще крайне мало — можно пересчитать по пальцам одной руки, когда мы выезжали к клиенту и что-то там устраняли. Уличные тренажеры мы делаем с еще большим запасом прочности. Улица есть улица, и бывают нерасчетные нагрузки и ударные воздействия, поэтому предусмотрен избыточный запас прочности. Но если возникают какие-то ситуации — скажем, рассыпался подшипник, порвали обивку, — не представляет сложности это починить и заменить, наши тренажеры максимально ремонтопригодны. Детали не уникальны.

— При разработке новых тренажеров вы привлекаете врачей-физиотерапевтов?

— У нас есть опытные тренеры и кинезис-терапевт — человек, который занимается реабилитацией опорно-двигательного и мышечного аппарата с помощью упражнений. Они нас хорошо консультируют по вопросам безопасности, по нагрузкам и напряжениям в суставах и мышцах. Тема не стоит остро, потому что мы делаем тренажеры для упражнений, которые уже хорошо известны, — просто делаем их лучше, более амплитудными и эффективными. Потенциально опасного в этом ничего нет.

— Насколько это выгодный, маржинальный вид деятельности?

— Экономическая и хозяйственная деятельность в Туле и Орле разная, это два разных предприятия. Свои закупки металла, свой менеджмент, свой сбыт, свои выставки, свои клиенты. Рентабельность уличных и клубных тренажеров невысокая — это не самый доходный бизнес. Уличные — изделия новые, но рынок пока не готов платить нам за новизну. Себестоимость у нас чуть выше, чем у конкурентов: механизмы с нашими доработками сложнее. Цена такая же, как в рынке. Так что сверхдоходов нет. Зато дело интересное. Нам хватает. Мы создали первые тренажеры для первых частных площадок в Орле, сразу их продали, люди остались довольны, эти деньги вложили в развитие, разработали новые тренажеры и повезли их на выставку. Показали, нашли клиента из Удмуртии, поставили площадку там. На эти доходы мы стали делать новые площадки. Так что Орел особой прибыли пока не приносит, но и в убыток не работает. Мы пока не имеем возможности расширять производство, но это и не нужно: мы сейчас создаем каталог, создаем новые тренажеры, улучшаем технологию.

— Между Тулой и Орлом 170 километров. Какой экономический смысл так далеко разносить два сходных по профилю производства?

— Разбавлять тульское производство новым было сложно — и так каталог достаточно большой. Разнообразие делать качественно сложно, то есть была вероятность падения либо качества, либо производительности. Поэтому было принято решение создать отдельную самостоятельную компанию. Подвернулась удобно расположенная база в Орле, по подходящей цене. Здесь был новый рынок труда. У нас очень развита оборонка, предприятий в Туле много, свободных рабочих рук там мало. В Орле оборонных предприятий немного, поэтому кадровый вопрос не стоит так остро. Сложились все факторы. Быстро набрали сотрудников с необходимой квалификацией — быстрее, чем это было бы в Туле.

— Сколько уличных площадок вы уже сделали?

— Шесть площадок — в Орле, Туле и Удмуртии. Есть новые заказы, четыре в работе. Это нарастающий тренд. Каталог у нас уже сформировался, появились отзывы, мы уже выполняем не отдельные заказы, а несколько одновременно. Заказчики — частные лица для коттеджных поселков и муниципальные предприятия для дворов и парков.

— Разве мода на «качалки» не осталась в девяностых?

— Если не отставать от рынка и постоянно давать что-то новое, то спада не происходит. Внешне кажется, что спортивных людей в залах стало меньше. Когда я занимался в университете, то, приходя в зал, среди тридцати посетителей видел пять человек с хорошей подготовкой, пять — со средней и двадцать остальных. Сегодня в фитнес-клубе можно увидеть двух-трех человек хорошо подготовленных и тридцать — всех остальных. Спортивные результаты стали менее заметны, но людей, занимающихся для здоровья, после сидячей работы, становится больше.

Фотографии предоставлены компанией ProfiGym

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Приоритет — у русской моды Приоритет — у русской моды

Сегодня сложился уникальный момент для подъема отечественного легпрома

Эксперт
«Пытается теперь делать ходы в грязной политической игре» «Пытается теперь делать ходы в грязной политической игре»

Как советская пропаганда поминала звездных невозвращенцев

Weekend
Новые трассы — новые сметы Новые трассы — новые сметы

Дорожные строители предъявили производителям спрос на нишевую спецтехнику

Эксперт
Зоя Яровицына: «У ответственности вкус брокколи» Зоя Яровицына: «У ответственности вкус брокколи»

Как взятие ответственности помогает нам повзрослеть?

Psychologies
Дешевле не будет Дешевле не будет

Реорганизация городских транспортных систем требует значительных инвестиций

Эксперт
Тихая убийца отношений: 2 способа победить рутину Тихая убийца отношений: 2 способа победить рутину

Рутина — «тихая убийца отношений», которую мы замечаем слишком поздно

Psychologies
Почему мужья и жены хотят, чтобы их поймали на измене? Почему мужья и жены хотят, чтобы их поймали на измене?

В глубине души многие бессознательно хотят, чтобы супруг узнал о неверности

Psychologies
Синтез пептида прошел на двух цепях РНК без участия рибосомы Синтез пептида прошел на двух цепях РНК без участия рибосомы

Как мог проходить синтез пептидов до возникновения жизни на Земле

N+1
Электрический сноуборд Электрический сноуборд

Настало время познакомиться с модным зеленым сноубордом ELIQ на электротяге

Популярная механика
Уральские приключения Уральские приключения

Челябинская область — край гор, лесов и тысячи озер

Отдых в России
Перевал Перевал

С момента гибели туристов из группы Игоря Дятлова прошло больше полувека

Популярная механика
Снимай стресс Снимай стресс

5 видов спорта, которые помогут достичь душевного равновесия

Лиза
Проверено временем и народом! Легкие способы убрать второй подбородок Проверено временем и народом! Легкие способы убрать второй подбородок

Советы, которые помогут обрести острый овал лица без второго подбородка

VOICE
Новые машины на старых платформах. Неожиданные примеры со всего мира Новые машины на старых платформах. Неожиданные примеры со всего мира

Какие современные автомобили построены на весьма пожилой технической базе

РБК
Археологи обнаружили в Израиле 120-тысячелетнюю кость с гравировкой Археологи обнаружили в Израиле 120-тысячелетнюю кость с гравировкой

Во время раскопок памятника Нешер Рамла нашли фрагмент кости первобытного тура

N+1
Пошаговая инструкция по избавлению от засилья гринбэка Пошаговая инструкция по избавлению от засилья гринбэка

Шагом к дедолларизации является переход к расчетам на основе «бумажного» золота

Эксперт
Супергерои, которые не летают: истории родителей-доноров Супергерои, которые не летают: истории родителей-доноров

Почему так мало снято фильмов о супергероях, которые спасают родные жизни?

Cosmopolitan
Колонка психиатра: сложная любовь или психическое заболевание? Колонка психиатра: сложная любовь или психическое заболевание?

Психиатр — как болезнь его пациентки стала причиной трудностей в отношениях

Psychologies
Язык бога: лингвист расшифровал генетической код Язык бога: лингвист расшифровал генетической код

Язык бога: лингвист расшифровал генетической код

Вокруг света
Виды приложений: какими бывают мобильные сервисы и как их использовать в бизнесе Виды приложений: какими бывают мобильные сервисы и как их использовать в бизнесе

Почему заказывают разработку приложений и какие виды используют в бизнесе

ТехИнсайдер
Цианобактерии полгода питали процессор энергией: биотехнологии в жизни Цианобактерии полгода питали процессор энергией: биотехнологии в жизни

Как работает энергия сине-зеленых водорослей?

ТехИнсайдер
Хэви-метал и мода: рассказываем как менялся стиль, прикид и гламур тяжелой музыки на антигламурных примерах Хэви-метал и мода: рассказываем как менялся стиль, прикид и гламур тяжелой музыки на антигламурных примерах

Вряд ли металлистов можно назвать самыми стильными и модными

Maxim
«Мне мучительно стыдно, что я вернулся живым»: история солдата, для которого война растянулась на 30 лет «Мне мучительно стыдно, что я вернулся живым»: история солдата, для которого война растянулась на 30 лет

Сёити Ёкои — один из последних, кто вернулся к мирной жизни после Второй мировой

Вокруг света
Твоя мать! 5 ужасных поступков Иоланды Хадид, в которые сложно поверить Твоя мать! 5 ужасных поступков Иоланды Хадид, в которые сложно поверить

Почему Иоланда Хадид — настоящий антигерой?

VOICE
Почему мы «забываем» о сексе и как вернуть его в свою жизнь Почему мы «забываем» о сексе и как вернуть его в свою жизнь

Иногда супруги и забывают, как это — быть вместе

Psychologies
Роман «наследника Маркеса»: как преодолевали травмы в Колумбии после Пабло Эскобара Роман «наследника Маркеса»: как преодолевали травмы в Колумбии после Пабло Эскобара

Отрывок из книги современного колумбийского писателя «Звук падающих вещей»

Forbes
Как продлить жизнь покрышкам: 5 простых советов, которые реально работают Как продлить жизнь покрышкам: 5 простых советов, которые реально работают

Как действовать, чтобы покрышки прослужили дольше

Вокруг света
Made in Italy Made in Italy

Чем живёт тосканский городок Виареджо, родина суперъяхт

Robb Report
Твое, мое или наше: почему нам нравится пользоваться чужой косметикой и как этого избежать? Твое, мое или наше: почему нам нравится пользоваться чужой косметикой и как этого избежать?

Как перестать ссориться из-за косметических средств?

Psychologies
Не хуже семян чиа: 7 причин, почему голубика — отличный российский суперфуд Не хуже семян чиа: 7 причин, почему голубика — отличный российский суперфуд

Многие не догадываются, сколько полезного в этой болотной ягоде

Вокруг света
Открыть в приложении