Вертикаль абсурда
Сахалин резко воспротивился поправкам к Бюджетному кодексу, которые должны быть рассмотрены Госдумой на днях, — речь идет о праве на так называемое горизонтальное субсидирование, когда один регион предоставляет другому региону межбюджетные трансферты. Сахалин и так уже год как лишился двух третей поступлений от сахалинского нефтегазового проекта: раньше область получала 75% из общих поступлений от международного СРП-проекта «Сахалин-2», а федеральный бюджет — 25%, но с осени прошлого года области остается лишь 25%, а 75% уходит в федеральную казну. И теперь она боится лишиться еще значительной части доходов, став регионом-донором — например, для Приморья, на пост губернатора которого баллотируется экс-глава Сахалина Олег Кожемяко.
Разговоры о необходимости реформы межбюджетных отношений идут больше десяти лет, но тренд на усиление централизации переломить не удается. Сегодня, похоже, процесс дошел до некоего предела. Любое перераспределение ресурсов с мест наверх вызывает не просто возмущение, а настоящий взрыв. Люди устали делиться в условиях, когда им не хватает на обустройство собственной жизни. И дело не столько в самих регионах, сколько в низшем, базовом уровне — муниципалитетах. Сегодня налоговая система построена так, что муниципалитет довольствуется примерно 15% всех налоговых доходов, которые генерирует. Парадокс: ведь отправленные в центр и регион деньги потом частично возвращаются обратно, но уже с массой бюрократических обременений и проволочек. Скажем, год за годом счетные палаты всех уровней выявляют неэффективное использование бюджетных средств на местах или то, что они не используются вовсе, а просто лежат на счетах.
Но что происходит на самом деле? «Процесс не идет, потому что тебя изнуряют документами, — жалуется в разговоре с “Экспертом” глава одного из муниципалитетов. — Вот сейчас я не успел построить очистные сооружения водозабора. Пока перекорректировали, пока расторговывали, пока экспертизу еще одну получали — уже осень. А мы должны потратить наши и региональные деньги до 31 декабря. Если бы это были мои муниципальные деньги, я бы это сделал простым росчерком пера — перенес сумму вложений на следующий год. Но так как участвует регион, мне нужно, чтобы регион программу прекратил этим годом, принял законодательным собранием новое постановление, деньги, которые я не истратил, 40 миллионов рублей, отдали в дефицит, а следующим годом в бюджете нашли мне 40 миллионов рублей. То же самое должна сделать федерация. Это как доминошная пирамида, она валится в самом начале. И играть в нее правда очень тяжело».
По факту регионы сегодня не могут с толком распоряжаться деньгами, так как вязнут в сложившейся системе бюджетных согласований, а стимулировать создание новых предприятий у себя им нет никакого смысла — все равно все утечет в федеральный и региональный центр. Совсем худо приходится отдаленным муниципалитетам, где дешевые земли и мало высокооплачиваемых работников — значит, не будет НДФЛ и не будет больших поступлений от земельного налога. Неудивительно, что у муниципалитетов нет собственных представлений о развитии своих территорий — ради чего рисковать местом, а иногда и свободой? Ведь любая трата на нужды муниципалитета может быть истолкована как преступление — так произошло, например, с мэром города Оха Сахалинской области Александром Шкрабалюком, которого осудили за то, что он постарался исполнить муниципальный контракт в срок и построить-таки для населения очистные сооружения: чтобы не срывать сроки поставок оборудования на целый год по вине исполнителя контракта, он распорядился перечислить аванс чуть раньше, чем предусмотрено договором (см. «Там другие люди живут», «Эксперт» № 27 за 2016 год). И даже если люди скажут спасибо, от всех твоих усилий останется лишь 15% — в лучшем случае.
Требуется срочно придумать, как нам выпрыгнуть из этого выморочного Зазеркалья.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl