В России будут делать научные приборы
Ученые уже включились в процесс, однако готовность производства оставляет желать лучшего

В ноябре несколько ведущих технических вузов страны — Московский физико-технический институт (МФТИ), МГТУ им. Н. Э. Баумана, Московский инженерно-физический институт (МИФИ), Московский институт электронной техники (МИЭТ), Сколковский институт науки и технологий (Сколтех) и Всероссийский научно-исследовательский институт оптико-физических измерений (ВНИИ ОФИ) — подписали соглашение о создании консорциума в области научного приборостроения.
Это исторический момент для российской инженерной науки. Со времен падения железного занавеса, когда было ликвидировано Министерство приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР вместе с его проектами по достижению целей научно-технического прогресса, почти все приборы для исследований закупались за рубежом. По официальным данным, доля импортного научного оборудования, которое продавалось в России в 2022 году, достигла 93%. Общая сумма грантов, направленных Министерством науки и высшего образования РФ на обновление приборной базы научных и образовательных организаций, в этом году составила 11,8 млрд рублей — из них только 2,5 млрд пошли на приобретение отечественных устройств. Причем сделано в условиях ограничений: закупить не менее 15% оборудования российского производства требовалось по условиям грантов. Однако у отечественных компаний приобретались в основном недорогие и некритичные позиции, отдельные реактивы, программы или услуги для нужд научных организаций. Сложные и дорогостоящие устройства — спектрометры, инкубаторы, калибраторы, хроматографы и другое оборудование более чем для 10 тыс. лабораторий — поставлялись из Франции, Италии, Германии, США, Великобритании, Финляндии, Дании, Норвегии, Канады и даже Австралии.
Санкции последних двух лет напрямую затронули эти поставки. Одной из первых под ограничения Вашингтона еще в 2021 году попала компания из Санкт-Петербурга «Аналит Продактс» — дистрибьютор работающей по американским технологиям японской фирмы Shimadzu. Через нее приобретали масс-спектрометры Росгидромет, Санкт-Петербургский государственный университет, научно-производственный флагман иммунобиологии «Микроген» и другие научные центры.

После 24 февраля 2022 года приборный импорт вообще оказался под вопросом. Анонсируя первый пакет санкций, президент США Джо Байден заявил о намерении ограничить экспорт высокотехнологичного оборудования в РФ на 50%, заверив, что к такому решению присоединятся и страны-союзники: ЕС, Япония, Австралия, Канада, Новая Зеландия и Великобритания. В марте американская компания Thermo Fisher Scientific, один из мировых лидеров в области лабораторного и научно-исследовательского оборудования, прекратила отгрузки товаров российским контрагентам даже по предоплаченным контрактам, а вскоре закрыла дочернее предприятие в Санкт-Петербурге. Многие другие зарубежные поставщики также занесли российских заказчиков оборудования в стоп-лист.
Пришлось отечественным институтам перестраивать схемы закупок. Так, Физический институт им. П. Н. Лебедева РАН (ФИАН), заказавший в этом году за рубежом более 40 установок, в основном для оптических исследований и работы со сверхнизкими температурами, был вынужден переформатировать первоначальную заявку на две трети. От части приборов отказались, для остальных нашлась замена на аналогичные, доставку некоторых необходимых устройств сумели организовать поставщики. «Не каждый прибор можно приобрести в другом месте. Практически все дорогостоящее научное оборудование уникально, собирается под конкретные параметры заказчика», — комментирует руководитель отдела по связям с общественностью ФИАН Артем Доев.
С похожими проблемами сталкиваются и другие организации. В частности, в МФТИ почти все иностранные партнеры — производители оборудования прислали уведомление о прекращении сотрудничества, установив срок для завершения контрактов и проведения последних платежей. Новые договоры уже не заключаются. «Наши лаборатории вели переговоры с рядом западных компаний, но получили отказ из-за санкций. Пока критической ситуации не возникло. Все закупленное оборудование работает исправно, срок его амортизации — пять-семь лет. Это время нужно использовать для того, чтобы произвести собственные конкурентоспособные аналоги», — отмечает ректор МФТИ Дмитрий Ливанов. По признанию руководителя Росстандарта Антона Шалаева, организации его ведомства уже начали испытывать дефицит измерительных приборов.
Трудный путь к рынку
В таком контексте было принято решение о разработке федерального проекта «Научное приборостроение» и формировании консорциума. На первом этапе, в 2022–2025 годах, должны быть спроектированы и подготовлены к передаче в серийное производство 15 устройств (вакуумное и криогенное оборудование, масс-спектрометрия, оптическая и электронная литография, микроскопия и др.), которые затем будут выпущены в количестве от 10 до 1000 штук. Научный этап программы курирует Министерство науки и высшего образования РФ, на эти цели ежегодно, начиная с 2023 года, будет направляться 4 млрд рублей. К 2030 году показатель удельного веса отечественного оборудования, продающегося в России, должен составить 85%. Научная часть в проектах по приборостроению считается наименее проблемной. В России есть организации, которые имеют не только компетенции в этой области, но и готовые технологии и макеты приборов, сопоставимые с лучшими мировыми образцами (см. «Сложить нанопасьянс», «Эксперт» № 4 за 2012 год). Пример 2021 года — разработанный учеными МФТИ, Института космических исследований РАН и Исследовательского центра им. М. В. Келдыша прибор для дистанционного зондирования парниковых газов, чувствительность которого в десятки раз выше, чем у аналогичного аппарата NASA.

Однако на рынке уникальное отечественное оборудование практически не представлено. Специфические российские сложности обычно связаны с этапом перехода от лабораторных образцов к серийному выпуску. В идеале трансфер технологий должен происходить так, как это было с разработкой Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии им. Н. Ф. Гамалеи — вакциной «Спутник V»: сделали, проверили, зарегистрировали, отправили в производство. В случае с научным приборостроением за бесшовность передачи технологий в промышленные серии отвечает партнер консорциума — Агентство по технологическому развитию, учрежденное в 2016 году правительством РФ для поддержки процессов интеграции высоких технологий в производство. По словам его генерального директора Владимира Пастухова, к настоящему времени достигнуты предварительные договоренности с индустриальными партнерами по выпуску двух из пятнадцати разрабатываемых приборов. По остальным идет изучение спроса. В числе потенциальных потребителей рассматриваются не только научные организации, но и промышленные предприятия, которые используют приборную базу, например, при измерении и контроле параметров производства или готовой продукции.
«Главная проблема в данном случае — отсутствие массового спроса на устройства высокой степени сложности, — сообщили нам в агентстве. — Их серийное производство обычно ограничивается 10 штуками в год, тогда как промышленным предприятиям выгодно выполнять заказы, скажем на узлы, начиная с партии в 100 или 1000 штук. Кроме того, для изготовления научных приборов зачастую нужны сложные детали из прецизионных сплавов, особо чистые стекла или зеркала, а их может производить далеко не всякое предприятие».