Сэм Бэнкман-Фрид и 10 других историй краха на миллиарды долларов
Сэм Бэнкман-Фрид, потерявший на крушении FTX $17 млрд, не единственный предприниматель, быстро растерявший свое миллиардное состояние. Forbes USA рассказывает истории других крупнейших падений в мире бизнеса ― от финансового краха до тюрьмы
Наблюдая за тем, как земля уходит из-под ног у Сэма Бэнкмана-Фрида, деловой мир пребывал в настоящем шоке. Всего за несколько дней 30-летний основатель и бывший генеральный директор криптобиржи FTX выбыл из числа 50 богатейших людей Америки, лишился статуса одной из самых влиятельных фигур в индустрии и стал лицом крупнейшего на сегодняшний день коллапса в криптосфере.
Крах начался со скептической статьи CoinDesk о финансах родственной FTX компании Alameda Research. Выяснилось, что по меньшей мере $5,8 млрд ее активов привязаны к FTT, собственному токену FTX, и инвесторы тут же кинулись лихорадочно выводить с биржи свои средства. В последующих материалах от The Wall Street Journal и других изданий утверждалось, что Alameda Research для собственных операций использует не менее $10 млрд средств клиентов FTX ― а это противозаконно. То, что трейдинг проводился за счет пользователей FTX, Бэнкман-Фрид фактически признал в беседе с репортером Vox. За считаные дни оценочное состояние предпринимателя упало с $17 млрд до $1 млрд. По расчетам Forbes, сейчас этот показатель приближается к нулю. В пятницу, 11 ноября, Alameda Research, FTX и FTX U.S. подали заявки на банкротство, и в тот же день Бэнкман-Фрид ушел с должности генерального директора. Вполне вероятно, создатель криптобиржи все-таки припрятал некоторую сумму либо с проданной инвесторам доли бизнеса, либо со взятых у Alameda Research кредитов на $2,7 млрд.
Пока последствия крушения FTX только выходят на поверхность, но уже понятно: среди других миллиардеров так же стремительно и громко, как Бэнкман-Фрид, с вершины падали очень немногие. В число тех, кто потерял почти все свое состояние в течение нескольких дней или недель, входят Адольф Меркль, некогда один из богатейших людей Германии, которого сразил финансовый кризис 2008 года, и Канье Уэст, с которым сыграл злую шутку его же антисемитизм.
Сильно обеднели и два сверхбогатых магната, которые никогда не были участниками рейтинга миллиардеров по версии Forbes: умерший в 2021 году Берни Мэдофф, мошенник и автор крупнейшей в истории финансовой пирамиды, а также Билл Хуан, чья инвестиционная фирма Archegos Capital Management в прошлом году разорилась почти в одночасье и принесла крупнейшим мировым банкам убытки в размере $10 млрд.
Другие финансовые империи за последние 20 лет терпели крах по многим причинам, включая мошенничество и обман. Во многих случаях дело доходило до суда и даже тюремного заключения. Сюда можно отнести Элизабет Холмс, основательницу Theranos, закрывшегося производителя быстрых анализов крови. Ее приговорили к 11 с лишним годам заключения за обман инвесторов.
Последняя страница в странной истории Сэма Бэнкмана-Фрида еще не написана. Пока весь мир следит за тем, какая судьба уготована бизнесмену и FTX, предлагаем посмотреть на других миллиардеров, разорившихся за последнее время больше и быстрее остальных, и узнать, как обстоят у них дела сегодня. Рейтинг составлен в нисходящем порядке, начиная с самого недавнего.
1Канье Уэст: антисемитизмом по обувной империи
Максимальное состояние: $2 млрд в апреле 2022 года
Состояние сегодня: $400 млн
Дата краха: октябрь 2022 года
В октябре, после того как Канье Уэст (теперь его официально зовут Йе) выступил с рядом антисемитских высказываний, от сотрудничества с рэпером-дизайнером отказался adidas, ключевой партнер линейки Yeezy. За месяц до этого у Йе сорвался контракт с ретейлером одежды Gap, рассчитанный на 10 лет. Всякие связи с музыкантом прекратили также французский модный дом Balenciaga, ретейлер спортивной одежды Foot Locker, агентство по поиску талантов CAA и банк JPMorgan. Несмотря на череду неурядиц в бизнесе, Йе по-прежнему принадлежат активы на сумму порядка $400 млн: сюда входят его личная недвижимость, музыкальный каталог, наличные средства и 5%-ная доля в SKIMS, бренде утягивающего белья, который основала его бывшая жена-миллиардерша Ким Кардашьян и стоимость которого оценивается в $3,2 млрд.