В книге исследуются истоки, история, социальные основы и идеология фашизма

ЭкспертИстория

Движение, порожденное войной и общественным кризисом

В книге известного итальянского историка подробно исследуются истоки, история, социальные основы и идеология фашизма

Александр Механик

Автор этой книги Эмилио Джентиле — один из крупнейших итальянских специалистов по истории фашизма — известен также как автор концепции сакрализации политики в современных обществах. Основное его теоретическое достижение — разработка концепции «мирской религиозности», занявшей место традиционных религий в современном мире. Причем Джентиле усматривает проявления религиозности не только в тоталитарных политических системах, что в известном смысле является уже общепринятым взглядом, но и в либеральных, например в американской. Эту концепцию он изложил в своей книге «Политические религии. Между демократией и тоталитаризмом», о которой мы уже рассказывали в нашем журнале (см. «О сакрализации политики и ее последствиях», «Эксперт» № 29 за 2021 год.

В книге «Фашизм», о которой идет речь, он развивает эту концепцию применительно к итальянскому фашизму, который, как он пишет, «кажется каким-то таинственным феноменом, который не поддается ясному и рациональному историческому определению, несмотря на тысячи книг и статей и многочисленные споры, посвященные этому политическому движению ХХ века». И вся его книга — это попытка разгадать этот феномен через изучение его истоков, истории, идеологии и организации.

Книга начинается с введения, провокационно названного «Существовал ли фашизм?». Джентиле пишет, что этот вопрос только на первый взгляд кажется парадоксальным, и замечает, что уже давно наблюдается тенденция некоей возвратной «дефашизации» фашизма. Поясним, что в данном случае речь идет именно об итальянском фашизме. Суть этого взгляда заключается в том, что «фашизм лишают тех черт, которые ему были свойственны и характеризовали его историческую самобытность… например, говорят о том, что не было никакой фашистской идеологии, не было культуры фашизма, не существовало никакого руководящего фашистского класса, не наблюдалось никакой поддержки фашизма со стороны широких слоев населения, да и вообще не было никакого фашистского тоталитаризма и даже фашистского режима…» А проблема в том, что «стремление к “дефашизации” приводит к тому, что к феномену фашизма начинают относиться достаточно снисходительно, если не благосклонно: дескать, это история не столько трагическая, сколько полная комизма, некое шутовство, которое на протяжении двадцати лет разыгрывали итальянцы, находясь под влиянием несколько авторитарной личности».

Истоки

Свое изучение феномена фашизма Джентиле начинает с его истоков. Как он отмечает, «истоки фашизма надо искать в том кризисе и критическом преобразовании общества и государства, которые начались в Италии в последние десятилетия XIX века вместе с началом индустриализации и модернизации общества и сопровождались социальным брожением всех слоев (в том числе пролетариата и среднего сословия), давшим мощный импульс к политизации массового сознания незадолго до Первой мировой войны». Заметим, что это были общие причины революционных настроений, которые охватили большую часть стран Европы, в том числе Россию. Только в одних случаях их оседлали правые радикалы, а в других —левые: «Зарождение фашизма и его успешное распространение были обусловлены напряженной международной обстановкой и теми социально-экономическими, политическими и культурно-нравственными потрясениями, которые были вызваны войной и которые сильно ускорили коренное преобразование общества и кризис либерального государства, породив — как слева, так и справа — новые силы, не приемлющие либерализма и парламентаризма и на опыте войны и большевистской революции создававшие новые модели социальной организации и политической борьбы. Эти новые силы и привели к окончательному падению парламентского правления».

Но, как подчеркивает Джентиле, левые и правые «революционеры» ставили перед собой принципиально разные цели, опровергая распространенную точку зрения некоторых авторов о родстве коммунизма и фашизма. «С генетической, исторической и культурной точек зрения различие между фашизмом и коммунизмом (и социализмом) — тотальное, и такой же тотальной и нескрываемой была непререкаемая вражда между этими смертельными недругами». Суть этого различия, как отмечает Джентиле, в присущем фашизму духе антигуманизма, шовинизма и партикуляризма, принципиально отличающем его от присущих коммунизму универсализма, гуманизма и космополитизма.

Но тем не менее Джентиле признает, что «для всех этих движений, несмотря на различные и порой прямо противоположные идеологические установки, характерно трагически деятельное восприятие жизни, ощущение современности как некоего взрыва человеческой энергии и противоборства коллективных сил, сформированных в классы и нации, и ожидание неизбежного исторического поворота, который покончит с буржуазно-либеральным обществом и даст начало новой эпохе». А присущий фашизму «протест против либерализма… был революцией молодого поколения и прежде всего представителей мелкой буржуазии, которые хотели через войну или революцию свергнуть существующий порядок, мечтая о нравственном и культурном возрождении итальянцев в более современном и действенном государстве, основанном на более тесном слиянии правящих кругов с теми, кем они правят».

Социальная основа

Чтобы завоевать власть в эпоху радикальных потрясений, например таких, которые последовали после окончания Первой мировой войны, политическая партия должна опереться на массовую поддержку тех или иных социальных классов. В случае фашизма, по мнению Джентиле, это был средний класс: «Война пробудила и усугубила политическую активность средних слоев населения, увидевшего в войне “великое событие”, необходимое для радикальной смены режима. После войны среди фронтовиков стала популярной идея создания нового государства, и новые партии, делавшие ставку на мобилизацию народных масс, стремились к тому, чтобы претворить эту идею в жизнь, а тут залогом успеха среди всего прочего считалась способность перетянуть на свою сторону все тот же средний класс. …Обращение среднего класса к фашизму стало результатом исторических обстоятельств, в которых опять-таки не было ничего неизбежного и предрешенного… успех фашистского движения почти полностью зависел от его умения понять и принять многих представителей среднего класса, структурно его организовать, наделить вождями и идеологией, которая понимала и прославляла его роль и ценности».

В России существует некий миф о среднем классе как основе демократии. Только и слышно от некоторых политически активных граждан: «Вот поднимется средний класс, и демократия расцветет». На самом деле средний класс поддерживает демократию, когда она несет стабильность и личное процветание. В условиях кризиса средний класс очень часто тяготеет к диктатуре. (Итальянский пример в этом смысле очень характерен. И не только он.) А если не к диктатуре, то к политическим радикалам.

Идеология

Как замечает Джентиле, «бытуют различные мнения о том, существовала ли идеология фашизма на самом деле, и, касаясь именно этого феномена фашизма, многие исследователи нередко по привычке пускаются в рассуждения общего характера или вообще не отвечают на этот вопрос, заявляя, что у фашизма не было собственной идеологии и он обращался к другим идеологиям, из которых и заимствовал то, что ему было нужно». И приводит характерные высказывания тех, кто отрицает существование идеологии фашизма. По их мнению, «идеология фашизма представляла собой конгломерат самых разных идей, в котором не было никакой органической последовательности: являясь импровизацией на тему тех или иных обстоятельств, она не имела никакой жизнеспособности. Когда фашисты пытались разработать собственную идеологию, это выглядело как набор догм и трескучих фраз, не имевших особого смысла». Отвечая на подобного рода замечания, Джентиле пишет, что, отрицая существование идеологии фашизма, «невозможно понять, почему многие серьезные интеллектуалы подпадали под влияние фашизма — вплоть до того, что связывали с ним свою судьбу, честь и достоинство, считали, что должны внести свой вклад в его развитие и видели в нем будущее европейской цивилизации». Вот почему Джентиле предлагает свое видение идеологии фашизма: «Идеология итальянского фашизма представляла собой самую полную рационализацию идеи тоталитарного государства, понимаемого как монолитное общество, подчиняющееся политической аристократии, которая легитимирует свою власть только успехом и его непрерывностью… Фашизм был прежде всего идеологией государства, которое он наделял тоталитарной и неуничтожимой реальностью, и как таковой он противостоял коммунистической идеологии, которая была идеологией общества, поскольку ее идеалом был коллектив свободных и равных граждан, почти никак не различавшихся между собой и не имевших никакой социальной иерархии: предполагалось, что осуществление государственной власти одними членами этого коллектива не приведет к подчинению других». Еще раз обратим внимание на последовательно проводимое Джентиле различие между фашизмом и коммунизмом.

И именно основываясь на своем понимании идеологии фашизма, Джентиле дает ему следующее определение: «Фашизм представляет собой современный политический феномен, сочетающий в себе националистическое и революционное, антилиберальное и антимарксистское начала; феномен, выраженный в партии, сформированной по военному образцу, с характерной для него тоталитарной концепцией политики и государства, с активистской идеологией, не признающей отвлеченных рассуждений и утверждающейся на мифологической, мужествующей и антигедонистической установке, а также на исповедании некоей мирской религии, которая ставит во главу угла абсолютное первенство нации, осмысляемой как органическое, этнически однородное единство, иерархически-структурированное в корпоративном государстве с воинствующей установкой на политику величия, завоевательной мощи и создания нового порядка и новой цивилизации».

Джентиле, Эмилио. Фашизм. История и истолкование. Научное издание. Санкт-Петербург. Издательство «Владимир Даль», 2022. 398 с.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Операция «Мавзолей» Операция «Мавзолей»

Как из вождя мирового пролетариата, атеиста и сторонника кремации сделали мумию?

Дилетант
Между «Севером — Югом» и «Западом — Востоком» Между «Севером — Югом» и «Западом — Востоком»

Потенциал развития сельского хозяйства Самарской области

Агроинвестор
Орловский дуплет Орловский дуплет

Особую сложность при атрибуции портретов представляют изображения военных

Дилетант
Чип спешит на помощь искусственному интеллекту Чип спешит на помощь искусственному интеллекту

Спрос на ChatGPT потянул вверх капитализацию производителей полупроводников

Эксперт
Фармконвейер про запас Фармконвейер про запас

Открытие новых фармпроизводств призвано помочь увеличению выпуска лекарств

Эксперт
Книги жалоб Книги жалоб

Ярмо жизни и тень рая в прозе Людмилы Петрушевской

Weekend
Были ли в России придворные шуты? Были ли в России придворные шуты?

На Руси шутов звали «дураками». Многие из них происходили из бояр или дворян

Культура.РФ
Больше витаминов Больше витаминов

Топ-9 полезных соков и когда пить их не рекомендуется

Лиза
Чему учили школьников на НВП в СССР? Чему учили школьников на НВП в СССР?

В СССР в был предмет «Начальная военная подготовка». Чему на нем учили?

Maxim
Археологи комплексно датировали некрополь времен Великого переселения на Алтае Археологи комплексно датировали некрополь времен Великого переселения на Алтае

Археологи уточнили хронологию некрополя Карбан-I булан-кобинской культуры

N+1
Как понять, что сладкое разрушает твое здоровье: 5 тревожных симптомов Как понять, что сладкое разрушает твое здоровье: 5 тревожных симптомов

Задумайся о снижении количества сахара в рационе, если у тебя есть эти признаки

VOICE
Из-за этого у меня отняли ребенка: три жуткие реальные истории об алкоголизме Из-за этого у меня отняли ребенка: три жуткие реальные истории об алкоголизме

Три героини поделились с нами своими непростыми историями об алкоголизме

VOICE
Как перестать соглашаться делать то, что не хочется: 5 способов научиться отказывать — советы психолога Как перестать соглашаться делать то, что не хочется: 5 способов научиться отказывать — советы психолога

Как выстроить здоровые границы и научиться отказывать окружающим?

Psychologies
Допрос с бесчувствием Допрос с бесчувствием

«Копенгагена не существует»: «Секс, ложь и видео» эпохи самоизоляции

Weekend
Наука о чужих. Жизнь и разум во Вселенной Наука о чужих. Жизнь и разум во Вселенной

Марс лучше всего наблюдать в периоды противостояний

Наука и жизнь
«Да у него просто выдался тяжелый день»: 6 признаков травматической привязанности «Да у него просто выдался тяжелый день»: 6 признаков травматической привязанности

Травматическая привязанность — парадоксальная тяга жертвы к абьюзеру

Psychologies
ChatGPT разработал своего первого робота ChatGPT разработал своего первого робота

Могут ли роботы создавать роботов?

ТехИнсайдер
Мечтают о деньгах и славе: куда пойдут учиться дети Волочковой, Глюкозы, Децла и других звезд Мечтают о деньгах и славе: куда пойдут учиться дети Волочковой, Глюкозы, Децла и других звезд

Повзрослевшим детям звезд предстоит выбрать жизненный путь

VOICE
Самые популярные мужские вопросы про косметические процедуры Самые популярные мужские вопросы про косметические процедуры

Основные  вопросы на косметологические услуги от мужчин звучат примерно так

Maxim
Роботы взялись за компьютеры и планшеты Роботы взялись за компьютеры и планшеты

Можно ли привлечь искусственный интеллект к контролю качества продукции

Эксперт
Ученые озадачены! У белокожих меньше пищевых аллергий, чем у людей с другими цветами кожи Ученые озадачены! У белокожих меньше пищевых аллергий, чем у людей с другими цветами кожи

Уровень дохода и цвет кожи человека влияют на развитие пищевых аллергий

ТехИнсайдер
Пино-нуар со дна Черного моря Пино-нуар со дна Черного моря

Как Андрюсу Юцису удается создавать легкое вино в жарком климате

СНОБ
Вопрос психологу: почему созависимые люди продолжают страдать в паре Вопрос психологу: почему созависимые люди продолжают страдать в паре

Можно ли выбраться из созависимости? Есть ли шанс на счастье в подобной связи?

Правила жизни
Суп кочевника Суп кочевника

Монгольский наваристый мясной суп

Вокруг света
Каких святых на Руси считали покровителями женщин? Каких святых на Руси считали покровителями женщин?

Главной покровительницей женщин и материнства была Пресвятая Богородица

Культура.РФ
Технология блокчейн делает управление роем роботов безопасным Технология блокчейн делает управление роем роботов безопасным

Как технология блокчейн обеспечивает безопасность роботов

ТехИнсайдер
Дневник предпринимательницы: сколько упаковки нужно для одного батона Дневник предпринимательницы: сколько упаковки нужно для одного батона

Как устроены поставки хлеба в крупные сети и сколько коробок для этого нужно

Forbes
6 западных продуктов, от которых навсегда отказалась диетолог из Японии (и чем она их заменила) 6 западных продуктов, от которых навсегда отказалась диетолог из Японии (и чем она их заменила)

Продукты, которые исключают из своего рациона японцы

Psychologies
Почему люди верят в теории заговора? Простое объяснение ученых! Почему люди верят в теории заговора? Простое объяснение ученых!

Люди склонны верить в теории заговора из-за сочетания личностных черт

ТехИнсайдер
От белого платья до личного выбора: как эмансипация изменила свадебные традиции От белого платья до личного выбора: как эмансипация изменила свадебные традиции

Как наряд невесты прошел путь от церемониального облачения до личного выбора

Forbes
Открыть в приложении