В книге исследуются истоки, история, социальные основы и идеология фашизма

ЭкспертИстория

Движение, порожденное войной и общественным кризисом

В книге известного итальянского историка подробно исследуются истоки, история, социальные основы и идеология фашизма

Александр Механик

Автор этой книги Эмилио Джентиле — один из крупнейших итальянских специалистов по истории фашизма — известен также как автор концепции сакрализации политики в современных обществах. Основное его теоретическое достижение — разработка концепции «мирской религиозности», занявшей место традиционных религий в современном мире. Причем Джентиле усматривает проявления религиозности не только в тоталитарных политических системах, что в известном смысле является уже общепринятым взглядом, но и в либеральных, например в американской. Эту концепцию он изложил в своей книге «Политические религии. Между демократией и тоталитаризмом», о которой мы уже рассказывали в нашем журнале (см. «О сакрализации политики и ее последствиях», «Эксперт» № 29 за 2021 год.

В книге «Фашизм», о которой идет речь, он развивает эту концепцию применительно к итальянскому фашизму, который, как он пишет, «кажется каким-то таинственным феноменом, который не поддается ясному и рациональному историческому определению, несмотря на тысячи книг и статей и многочисленные споры, посвященные этому политическому движению ХХ века». И вся его книга — это попытка разгадать этот феномен через изучение его истоков, истории, идеологии и организации.

Книга начинается с введения, провокационно названного «Существовал ли фашизм?». Джентиле пишет, что этот вопрос только на первый взгляд кажется парадоксальным, и замечает, что уже давно наблюдается тенденция некоей возвратной «дефашизации» фашизма. Поясним, что в данном случае речь идет именно об итальянском фашизме. Суть этого взгляда заключается в том, что «фашизм лишают тех черт, которые ему были свойственны и характеризовали его историческую самобытность… например, говорят о том, что не было никакой фашистской идеологии, не было культуры фашизма, не существовало никакого руководящего фашистского класса, не наблюдалось никакой поддержки фашизма со стороны широких слоев населения, да и вообще не было никакого фашистского тоталитаризма и даже фашистского режима…» А проблема в том, что «стремление к “дефашизации” приводит к тому, что к феномену фашизма начинают относиться достаточно снисходительно, если не благосклонно: дескать, это история не столько трагическая, сколько полная комизма, некое шутовство, которое на протяжении двадцати лет разыгрывали итальянцы, находясь под влиянием несколько авторитарной личности».

Истоки

Свое изучение феномена фашизма Джентиле начинает с его истоков. Как он отмечает, «истоки фашизма надо искать в том кризисе и критическом преобразовании общества и государства, которые начались в Италии в последние десятилетия XIX века вместе с началом индустриализации и модернизации общества и сопровождались социальным брожением всех слоев (в том числе пролетариата и среднего сословия), давшим мощный импульс к политизации массового сознания незадолго до Первой мировой войны». Заметим, что это были общие причины революционных настроений, которые охватили большую часть стран Европы, в том числе Россию. Только в одних случаях их оседлали правые радикалы, а в других —левые: «Зарождение фашизма и его успешное распространение были обусловлены напряженной международной обстановкой и теми социально-экономическими, политическими и культурно-нравственными потрясениями, которые были вызваны войной и которые сильно ускорили коренное преобразование общества и кризис либерального государства, породив — как слева, так и справа — новые силы, не приемлющие либерализма и парламентаризма и на опыте войны и большевистской революции создававшие новые модели социальной организации и политической борьбы. Эти новые силы и привели к окончательному падению парламентского правления».

Но, как подчеркивает Джентиле, левые и правые «революционеры» ставили перед собой принципиально разные цели, опровергая распространенную точку зрения некоторых авторов о родстве коммунизма и фашизма. «С генетической, исторической и культурной точек зрения различие между фашизмом и коммунизмом (и социализмом) — тотальное, и такой же тотальной и нескрываемой была непререкаемая вражда между этими смертельными недругами». Суть этого различия, как отмечает Джентиле, в присущем фашизму духе антигуманизма, шовинизма и партикуляризма, принципиально отличающем его от присущих коммунизму универсализма, гуманизма и космополитизма.

Но тем не менее Джентиле признает, что «для всех этих движений, несмотря на различные и порой прямо противоположные идеологические установки, характерно трагически деятельное восприятие жизни, ощущение современности как некоего взрыва человеческой энергии и противоборства коллективных сил, сформированных в классы и нации, и ожидание неизбежного исторического поворота, который покончит с буржуазно-либеральным обществом и даст начало новой эпохе». А присущий фашизму «протест против либерализма… был революцией молодого поколения и прежде всего представителей мелкой буржуазии, которые хотели через войну или революцию свергнуть существующий порядок, мечтая о нравственном и культурном возрождении итальянцев в более современном и действенном государстве, основанном на более тесном слиянии правящих кругов с теми, кем они правят».

Социальная основа

Чтобы завоевать власть в эпоху радикальных потрясений, например таких, которые последовали после окончания Первой мировой войны, политическая партия должна опереться на массовую поддержку тех или иных социальных классов. В случае фашизма, по мнению Джентиле, это был средний класс: «Война пробудила и усугубила политическую активность средних слоев населения, увидевшего в войне “великое событие”, необходимое для радикальной смены режима. После войны среди фронтовиков стала популярной идея создания нового государства, и новые партии, делавшие ставку на мобилизацию народных масс, стремились к тому, чтобы претворить эту идею в жизнь, а тут залогом успеха среди всего прочего считалась способность перетянуть на свою сторону все тот же средний класс. …Обращение среднего класса к фашизму стало результатом исторических обстоятельств, в которых опять-таки не было ничего неизбежного и предрешенного… успех фашистского движения почти полностью зависел от его умения понять и принять многих представителей среднего класса, структурно его организовать, наделить вождями и идеологией, которая понимала и прославляла его роль и ценности».

В России существует некий миф о среднем классе как основе демократии. Только и слышно от некоторых политически активных граждан: «Вот поднимется средний класс, и демократия расцветет». На самом деле средний класс поддерживает демократию, когда она несет стабильность и личное процветание. В условиях кризиса средний класс очень часто тяготеет к диктатуре. (Итальянский пример в этом смысле очень характерен. И не только он.) А если не к диктатуре, то к политическим радикалам.

Идеология

Как замечает Джентиле, «бытуют различные мнения о том, существовала ли идеология фашизма на самом деле, и, касаясь именно этого феномена фашизма, многие исследователи нередко по привычке пускаются в рассуждения общего характера или вообще не отвечают на этот вопрос, заявляя, что у фашизма не было собственной идеологии и он обращался к другим идеологиям, из которых и заимствовал то, что ему было нужно». И приводит характерные высказывания тех, кто отрицает существование идеологии фашизма. По их мнению, «идеология фашизма представляла собой конгломерат самых разных идей, в котором не было никакой органической последовательности: являясь импровизацией на тему тех или иных обстоятельств, она не имела никакой жизнеспособности. Когда фашисты пытались разработать собственную идеологию, это выглядело как набор догм и трескучих фраз, не имевших особого смысла». Отвечая на подобного рода замечания, Джентиле пишет, что, отрицая существование идеологии фашизма, «невозможно понять, почему многие серьезные интеллектуалы подпадали под влияние фашизма — вплоть до того, что связывали с ним свою судьбу, честь и достоинство, считали, что должны внести свой вклад в его развитие и видели в нем будущее европейской цивилизации». Вот почему Джентиле предлагает свое видение идеологии фашизма: «Идеология итальянского фашизма представляла собой самую полную рационализацию идеи тоталитарного государства, понимаемого как монолитное общество, подчиняющееся политической аристократии, которая легитимирует свою власть только успехом и его непрерывностью… Фашизм был прежде всего идеологией государства, которое он наделял тоталитарной и неуничтожимой реальностью, и как таковой он противостоял коммунистической идеологии, которая была идеологией общества, поскольку ее идеалом был коллектив свободных и равных граждан, почти никак не различавшихся между собой и не имевших никакой социальной иерархии: предполагалось, что осуществление государственной власти одними членами этого коллектива не приведет к подчинению других». Еще раз обратим внимание на последовательно проводимое Джентиле различие между фашизмом и коммунизмом.

И именно основываясь на своем понимании идеологии фашизма, Джентиле дает ему следующее определение: «Фашизм представляет собой современный политический феномен, сочетающий в себе националистическое и революционное, антилиберальное и антимарксистское начала; феномен, выраженный в партии, сформированной по военному образцу, с характерной для него тоталитарной концепцией политики и государства, с активистской идеологией, не признающей отвлеченных рассуждений и утверждающейся на мифологической, мужествующей и антигедонистической установке, а также на исповедании некоей мирской религии, которая ставит во главу угла абсолютное первенство нации, осмысляемой как органическое, этнически однородное единство, иерархически-структурированное в корпоративном государстве с воинствующей установкой на политику величия, завоевательной мощи и создания нового порядка и новой цивилизации».

Джентиле, Эмилио. Фашизм. История и истолкование. Научное издание. Санкт-Петербург. Издательство «Владимир Даль», 2022. 398 с.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Могущество Запада уперлось в потолок Могущество Запада уперлось в потолок

США пытается ввести потолок цен для российской энергетики

Эксперт
Физики разобрались с танцем арахиса в пиве Физики разобрались с танцем арахиса в пиве

Эксперимент, который поможет добывать руду и обрабатывать ядерные отходы

N+1
Возвращение Чемберлена из Мюнхена Возвращение Чемберлена из Мюнхена

Аэродром Хестон, Лондон. 30 сентября 1938 года

Дилетант
Море любви Море любви

У курортных романов, помимо опасностей, есть множество плюсов

Лиза
Александр Сокуров: «Власть не от Бога» Александр Сокуров: «Власть не от Бога»

Фильм «Молох» — не о Гитлере и не о немецком нацизме

Дилетант
Аркадий Столпнер Аркадий Столпнер

Аркадий Столпнер делал диагностическую сеть одной из крупнейших в стране

Собака.ru
Отрывок из новой книги норвежского писателя Карла Уве Кнаусгора Отрывок из новой книги норвежского писателя Карла Уве Кнаусгора

«Надежды» — пятая книга автобиографии «Моя борьба» Карла Уве Кнаусгора

СНОБ
Первый антисептик, вакцинация и микроскоп: 5 медицинских изобретений прошлого, которые спасают нам жизнь и сегодня Первый антисептик, вакцинация и микроскоп: 5 медицинских изобретений прошлого, которые спасают нам жизнь и сегодня

Главные изобретения медицины, которые помогают нам быть здоровыми

ТехИнсайдер
Директор аукционного дома Егор Молчанов: Нонконформисты существовали за пределами выставочной и музейной жизни Директор аукционного дома Егор Молчанов: Нонконформисты существовали за пределами выставочной и музейной жизни

Почему внимание коллекционеров обращено именно на художников-нонконформистов?

СНОБ
Максим Матвеев: «Поход к терапевту не делает тебя психом» Максим Матвеев: «Поход к терапевту не делает тебя психом»

Интервью с одним из самых востребованных актеров страны

СНОБ
Ужасная история Эбена Байерса, который три года пил радий, пока у него не отвалилась челюсть Ужасная история Эбена Байерса, который три года пил радий, пока у него не отвалилась челюсть

В 90-х американцы только и говорили, что о чудодейственной радиоактивной терапии

ТехИнсайдер
Металлический мир: что известно о миссии по изучению астероида Психея, которая стартует уже осенью Металлический мир: что известно о миссии по изучению астероида Психея, которая стартует уже осенью

Зонд Psyche должен осмотреть целиком металлический мир

ТехИнсайдер
Туризм как точка роста Туризм как точка роста

Россия планирует новые масштабные проекты

Деньги
«Кластерный механизм — ключевой фактор развития химпрома» «Кластерный механизм — ключевой фактор развития химпрома»

Как сегодня развивается химическая отрасль и какие задачи решает бизнес

РБК
Он шантажом заставлял Софью рожать все чаще и чаще: жуткие факты из жизни Льва Толстого Он шантажом заставлял Софью рожать все чаще и чаще: жуткие факты из жизни Льва Толстого

Софья и Лев Толстой познакомились, когда ей было 18, а ему 34

ТехИнсайдер
Она развелась в 70 лет, но в свои 102 года ни о чем не жалеет! Счастливая история Она развелась в 70 лет, но в свои 102 года ни о чем не жалеет! Счастливая история

Глэдис МакГэри нашла свое счастье на пенсии

ТехИнсайдер
Враг в отражении Враг в отражении

Как узнать, кто навел порчу или сглаз? 6 способов выявить недоброжелателя

Лиза
Как гриб-зомби управляет телом своего хозяина: жуткое открытие Как гриб-зомби управляет телом своего хозяина: жуткое открытие

Гриб-паразит дергает своего хозяина за нервные волокна как марионетку

ТехИнсайдер
Знакомства в интернете: 9 способов привлечь к себе внимание Знакомства в интернете: 9 способов привлечь к себе внимание

Как выделиться в интернете, чтобы привлечь к себе внимание?

Psychologies
Технология блокчейн делает управление роем роботов безопасным Технология блокчейн делает управление роем роботов безопасным

Как технология блокчейн обеспечивает безопасность роботов

ТехИнсайдер
«Производственная цепочка в кластере будет крепкой и гибкой» «Производственная цепочка в кластере будет крепкой и гибкой»

О перспективах химического кластера в Московской области

РБК
Ни в коем случае не наносите сметану: как быстро вылечить солнечный ожог и облегчить боль Ни в коем случае не наносите сметану: как быстро вылечить солнечный ожог и облегчить боль

Случайно уснули на солнце, пока загорали?

ТехИнсайдер
«Мы расширяем границы кредитования для предпринимателей» «Мы расширяем границы кредитования для предпринимателей»

Как выстоять в жесткой конкуренции за клиентов

Деньги
Эксперт объяснил, почему ИИ в одних задачах превосходит человека, а в других делает дикие ошибки Эксперт объяснил, почему ИИ в одних задачах превосходит человека, а в других делает дикие ошибки

Инструмент, который может объяснить, как работают модели ИИ

ТехИнсайдер
Как не рассориться с назойливой свекровью: 10 советов Как не рассориться с назойливой свекровью: 10 советов

Как быть, если не хочется подстраивать свою жизнь под мнение свекрови?

Psychologies
«Концентрируйтесь на функциональности»: как правильно думать о теле — повысьте самооценку «Концентрируйтесь на функциональности»: как правильно думать о теле — повысьте самооценку

Как нужно думать о внешности, чтобы принять себя со всеми особенностями?

Psychologies
Машины для Бонни и Клайда, Мэла Гибсона и ГИБДД: Ford исполнилось 120 лет Машины для Бонни и Клайда, Мэла Гибсона и ГИБДД: Ford исполнилось 120 лет

Вспоминаем самые культовые модели американской компании Ford

РБК
«Я никогда не испытывала оргазм»: почему так бывает — объясняет сексолог «Я никогда не испытывала оргазм»: почему так бывает — объясняет сексолог

Почему не все женщины испытывают оргазм и как справиться с деликатной проблемой

Psychologies
Новостройки держатся Новостройки держатся

Цены стагнируют на фоне роста предложения и нестабильности спроса

Деньги
Хозяин своей жизни: 8 аргументов в пользу одиночества Хозяин своей жизни: 8 аргументов в пользу одиночества

Даже в природе не все особи создают пару. И это тоже вариант нормы

Psychologies
Открыть в приложении