В книге исследуются истоки, история, социальные основы и идеология фашизма

ЭкспертИстория

Движение, порожденное войной и общественным кризисом

В книге известного итальянского историка подробно исследуются истоки, история, социальные основы и идеология фашизма

Александр Механик

Автор этой книги Эмилио Джентиле — один из крупнейших итальянских специалистов по истории фашизма — известен также как автор концепции сакрализации политики в современных обществах. Основное его теоретическое достижение — разработка концепции «мирской религиозности», занявшей место традиционных религий в современном мире. Причем Джентиле усматривает проявления религиозности не только в тоталитарных политических системах, что в известном смысле является уже общепринятым взглядом, но и в либеральных, например в американской. Эту концепцию он изложил в своей книге «Политические религии. Между демократией и тоталитаризмом», о которой мы уже рассказывали в нашем журнале (см. «О сакрализации политики и ее последствиях», «Эксперт» № 29 за 2021 год.

В книге «Фашизм», о которой идет речь, он развивает эту концепцию применительно к итальянскому фашизму, который, как он пишет, «кажется каким-то таинственным феноменом, который не поддается ясному и рациональному историческому определению, несмотря на тысячи книг и статей и многочисленные споры, посвященные этому политическому движению ХХ века». И вся его книга — это попытка разгадать этот феномен через изучение его истоков, истории, идеологии и организации.

Книга начинается с введения, провокационно названного «Существовал ли фашизм?». Джентиле пишет, что этот вопрос только на первый взгляд кажется парадоксальным, и замечает, что уже давно наблюдается тенденция некоей возвратной «дефашизации» фашизма. Поясним, что в данном случае речь идет именно об итальянском фашизме. Суть этого взгляда заключается в том, что «фашизм лишают тех черт, которые ему были свойственны и характеризовали его историческую самобытность… например, говорят о том, что не было никакой фашистской идеологии, не было культуры фашизма, не существовало никакого руководящего фашистского класса, не наблюдалось никакой поддержки фашизма со стороны широких слоев населения, да и вообще не было никакого фашистского тоталитаризма и даже фашистского режима…» А проблема в том, что «стремление к “дефашизации” приводит к тому, что к феномену фашизма начинают относиться достаточно снисходительно, если не благосклонно: дескать, это история не столько трагическая, сколько полная комизма, некое шутовство, которое на протяжении двадцати лет разыгрывали итальянцы, находясь под влиянием несколько авторитарной личности».

Истоки

Свое изучение феномена фашизма Джентиле начинает с его истоков. Как он отмечает, «истоки фашизма надо искать в том кризисе и критическом преобразовании общества и государства, которые начались в Италии в последние десятилетия XIX века вместе с началом индустриализации и модернизации общества и сопровождались социальным брожением всех слоев (в том числе пролетариата и среднего сословия), давшим мощный импульс к политизации массового сознания незадолго до Первой мировой войны». Заметим, что это были общие причины революционных настроений, которые охватили большую часть стран Европы, в том числе Россию. Только в одних случаях их оседлали правые радикалы, а в других —левые: «Зарождение фашизма и его успешное распространение были обусловлены напряженной международной обстановкой и теми социально-экономическими, политическими и культурно-нравственными потрясениями, которые были вызваны войной и которые сильно ускорили коренное преобразование общества и кризис либерального государства, породив — как слева, так и справа — новые силы, не приемлющие либерализма и парламентаризма и на опыте войны и большевистской революции создававшие новые модели социальной организации и политической борьбы. Эти новые силы и привели к окончательному падению парламентского правления».

Но, как подчеркивает Джентиле, левые и правые «революционеры» ставили перед собой принципиально разные цели, опровергая распространенную точку зрения некоторых авторов о родстве коммунизма и фашизма. «С генетической, исторической и культурной точек зрения различие между фашизмом и коммунизмом (и социализмом) — тотальное, и такой же тотальной и нескрываемой была непререкаемая вражда между этими смертельными недругами». Суть этого различия, как отмечает Джентиле, в присущем фашизму духе антигуманизма, шовинизма и партикуляризма, принципиально отличающем его от присущих коммунизму универсализма, гуманизма и космополитизма.

Но тем не менее Джентиле признает, что «для всех этих движений, несмотря на различные и порой прямо противоположные идеологические установки, характерно трагически деятельное восприятие жизни, ощущение современности как некоего взрыва человеческой энергии и противоборства коллективных сил, сформированных в классы и нации, и ожидание неизбежного исторического поворота, который покончит с буржуазно-либеральным обществом и даст начало новой эпохе». А присущий фашизму «протест против либерализма… был революцией молодого поколения и прежде всего представителей мелкой буржуазии, которые хотели через войну или революцию свергнуть существующий порядок, мечтая о нравственном и культурном возрождении итальянцев в более современном и действенном государстве, основанном на более тесном слиянии правящих кругов с теми, кем они правят».

Социальная основа

Чтобы завоевать власть в эпоху радикальных потрясений, например таких, которые последовали после окончания Первой мировой войны, политическая партия должна опереться на массовую поддержку тех или иных социальных классов. В случае фашизма, по мнению Джентиле, это был средний класс: «Война пробудила и усугубила политическую активность средних слоев населения, увидевшего в войне “великое событие”, необходимое для радикальной смены режима. После войны среди фронтовиков стала популярной идея создания нового государства, и новые партии, делавшие ставку на мобилизацию народных масс, стремились к тому, чтобы претворить эту идею в жизнь, а тут залогом успеха среди всего прочего считалась способность перетянуть на свою сторону все тот же средний класс. …Обращение среднего класса к фашизму стало результатом исторических обстоятельств, в которых опять-таки не было ничего неизбежного и предрешенного… успех фашистского движения почти полностью зависел от его умения понять и принять многих представителей среднего класса, структурно его организовать, наделить вождями и идеологией, которая понимала и прославляла его роль и ценности».

В России существует некий миф о среднем классе как основе демократии. Только и слышно от некоторых политически активных граждан: «Вот поднимется средний класс, и демократия расцветет». На самом деле средний класс поддерживает демократию, когда она несет стабильность и личное процветание. В условиях кризиса средний класс очень часто тяготеет к диктатуре. (Итальянский пример в этом смысле очень характерен. И не только он.) А если не к диктатуре, то к политическим радикалам.

Идеология

Как замечает Джентиле, «бытуют различные мнения о том, существовала ли идеология фашизма на самом деле, и, касаясь именно этого феномена фашизма, многие исследователи нередко по привычке пускаются в рассуждения общего характера или вообще не отвечают на этот вопрос, заявляя, что у фашизма не было собственной идеологии и он обращался к другим идеологиям, из которых и заимствовал то, что ему было нужно». И приводит характерные высказывания тех, кто отрицает существование идеологии фашизма. По их мнению, «идеология фашизма представляла собой конгломерат самых разных идей, в котором не было никакой органической последовательности: являясь импровизацией на тему тех или иных обстоятельств, она не имела никакой жизнеспособности. Когда фашисты пытались разработать собственную идеологию, это выглядело как набор догм и трескучих фраз, не имевших особого смысла». Отвечая на подобного рода замечания, Джентиле пишет, что, отрицая существование идеологии фашизма, «невозможно понять, почему многие серьезные интеллектуалы подпадали под влияние фашизма — вплоть до того, что связывали с ним свою судьбу, честь и достоинство, считали, что должны внести свой вклад в его развитие и видели в нем будущее европейской цивилизации». Вот почему Джентиле предлагает свое видение идеологии фашизма: «Идеология итальянского фашизма представляла собой самую полную рационализацию идеи тоталитарного государства, понимаемого как монолитное общество, подчиняющееся политической аристократии, которая легитимирует свою власть только успехом и его непрерывностью… Фашизм был прежде всего идеологией государства, которое он наделял тоталитарной и неуничтожимой реальностью, и как таковой он противостоял коммунистической идеологии, которая была идеологией общества, поскольку ее идеалом был коллектив свободных и равных граждан, почти никак не различавшихся между собой и не имевших никакой социальной иерархии: предполагалось, что осуществление государственной власти одними членами этого коллектива не приведет к подчинению других». Еще раз обратим внимание на последовательно проводимое Джентиле различие между фашизмом и коммунизмом.

И именно основываясь на своем понимании идеологии фашизма, Джентиле дает ему следующее определение: «Фашизм представляет собой современный политический феномен, сочетающий в себе националистическое и революционное, антилиберальное и антимарксистское начала; феномен, выраженный в партии, сформированной по военному образцу, с характерной для него тоталитарной концепцией политики и государства, с активистской идеологией, не признающей отвлеченных рассуждений и утверждающейся на мифологической, мужествующей и антигедонистической установке, а также на исповедании некоей мирской религии, которая ставит во главу угла абсолютное первенство нации, осмысляемой как органическое, этнически однородное единство, иерархически-структурированное в корпоративном государстве с воинствующей установкой на политику величия, завоевательной мощи и создания нового порядка и новой цивилизации».

Джентиле, Эмилио. Фашизм. История и истолкование. Научное издание. Санкт-Петербург. Издательство «Владимир Даль», 2022. 398 с.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Александр Фадеев Александр Фадеев

Мы вспомнили об Александре Фадееве, чьих романов сейчас никто не читает

Дилетант
«Мы решили рискнуть»: как живут и строят бизнес переехавшие в Сербию россияне «Мы решили рискнуть»: как живут и строят бизнес переехавшие в Сербию россияне

В каких сферах русскоязычные релоканты открывают собственный бизнес в Сербии

Forbes
Великий научный путь Великий научный путь

Стоит ли ожидать прорыва от Китая в сфере исследований и разработок

Эксперт
Нижняя часть «Артемиды» глазами баллистика Нижняя часть «Артемиды» глазами баллистика

Начинается новый этап колонизации единственного спутника Земли

Наука
Зачем бобры строят плотины? Зачем бобры строят плотины?

Зачем бобры вообще строят плотины? Они в них живут?

ТехИнсайдер
Чип и фэйл: как избежать ошибок в импортозамещении Чип и фэйл: как избежать ошибок в импортозамещении

Как производителям избежать ошибок при импортозамещении

Forbes
Интеллектуально развитый мозг думает медленнее, чем среднестатистический Интеллектуально развитый мозг думает медленнее, чем среднестатистический

Умные люди думают быстрее? Оказывается, не всегда

ТехИнсайдер
10 фильмов Beat Film Festival 10 фильмов Beat Film Festival

Beat Film Festival, знакомящий зрителя с хитами мирового документального кино

Weekend
«Я не прожил и дня без любви к тебе»: история Наполеона и Жозефины в письмах французского императора «Я не прожил и дня без любви к тебе»: история Наполеона и Жозефины в письмах французского императора

Роман Жозефины Богарне и Наполеона Бонапарта — чувственный бестселлер о любви

Правила жизни
Серийный убийца, орудовашвий в 1980-е, сдался полиции в 2023 году! Совесть замучила? Серийный убийца, орудовашвий в 1980-е, сдался полиции в 2023 году! Совесть замучила?

Почему серийный убийца явился с повинной?

ТехИнсайдер
Домашний фитнес Домашний фитнес

Как встать с дивана и заставить себя заниматься

Лиза
Boston Dynamics улучшила знаменитого желтого робопса Spot - теперь он сам открывает двери Boston Dynamics улучшила знаменитого желтого робопса Spot - теперь он сам открывает двери

Робот-собака Boston Dynamics стал функциональнее

ТехИнсайдер
80-летний мужчина годами проживает один и тот же день из-за редкого синдрома 80-летний мужчина годами проживает один и тот же день из-за редкого синдрома

Уж лучше ошибаться здесь и сейчас, чем заново проживать одни и те же события

Psychologies
Золотое сечение Золотое сечение

5 советов от дизайнера, как улучшить интерьер с помощью формулы гармонии

Лиза
«Жених младше на 10 лет»: самоназванная любовница Юрия Шатунова и Пьера Нарцисса выходит замуж «Жених младше на 10 лет»: самоназванная любовница Юрия Шатунова и Пьера Нарцисса выходит замуж

Ксения Грин сообщила, что выходит замуж за продюсера

VOICE
Студентка смешала антидепрессанты с энергетиком и попала в больницу: почему так вышло — объяснение психиатра Студентка смешала антидепрессанты с энергетиком и попала в больницу: почему так вышло — объяснение психиатра

Почему успокаивающие лекарства на травах — плохой выбор

Psychologies
Как избавиться от храпа женщине и мужчине и почему человек храпит Как избавиться от храпа женщине и мужчине и почему человек храпит

Почему человек храпит?

РБК
Доверительные отношения: как научить ребенка рассказывать о проблемах — 3 главных принципа воспитания Доверительные отношения: как научить ребенка рассказывать о проблемах — 3 главных принципа воспитания

Как приучить детей говорить о переживаниях, чувствах и проблемах?

Psychologies
Из подряда вон: как киберпреступники эксплуатируют доверие компаний-партнеров Из подряда вон: как киберпреступники эксплуатируют доверие компаний-партнеров

Риск эксплуатации доверия сегодня входит в топ-5 наиболее критичных

Forbes
Солнце, море, Дагестан Солнце, море, Дагестан

Отправляемся за пляжными развлечениями и не только в солнечный Дагестан

Лиза
Азима Петра: Алексей Петренко. История любви Азима Петра: Алексей Петренко. История любви

Азима Петра поделилась историей любви с Алексеем Петренко

Коллекция. Караван историй
Пропали без вести и ушли из кино: что стало с детьми из любимого фильма «Подкидыш» Пропали без вести и ушли из кино: что стало с детьми из любимого фильма «Подкидыш»

Как сложилась судьба детей-актеров из фильма «Подкидыш»?

VOICE
Ищу хорошего психолога Ищу хорошего психолога

Найти хорошего психолога самостоятельно непросто

Лиза
Перезапись страшных воспоминаний мышей разорвала связь с изначальной нейронной сетью Перезапись страшных воспоминаний мышей разорвала связь с изначальной нейронной сетью

Нейроны, хранящие страшное воспоминание мышей, поменяли паттерн кодирования

N+1
Дизайнеры, чиновники, маркетологи: кто еще может скоро потерять работу из-за ИИ Дизайнеры, чиновники, маркетологи: кто еще может скоро потерять работу из-за ИИ

Кого генеративный ИИ уже вытеснил с рынка труда и кого заменит в будущем

Forbes
Седло и стремя Седло и стремя

Как люди изобретали приспособления для управления лошадью

Вокруг света
Биполярное расстройство и творчество: как они связаны Биполярное расстройство и творчество: как они связаны

Люди с биполярным расстройством личности более креативны

Psychologies
Суд бульварной истории Суд бульварной истории

«Мое преступление»: Франсуа Озон и феминизм

Weekend
Магнитный микроробот с алюминиевой чешуей остановил кровотечение в желудке свиньи Магнитный микроробот с алюминиевой чешуей остановил кровотечение в желудке свиньи

Прототип миниатюрного робота для биомедицинских целей

N+1
Те самые легендарные коктейли по рецептам Венички Ерофеева Те самые легендарные коктейли по рецептам Венички Ерофеева

Принимать строго визуально и умозрительно! Болтать, но не смешивать!

Maxim
Открыть в приложении