Решение, позволяющее сократить отставание страны в разработке двигателей

ЭкспертАвто

Юбки без задиров, днища без «прихватов»

Керамическое, антифрикционное и термоизолирующее покрытие и технология его нанесения, разработанные техностартапом «Зенторн», — решение, позволяющее сократить отставание страны в разработке двигателей, от «легковых» турбомоторов до танковых дизелей

Александр Астапов

Снисходительно улыбаетесь? Не удивлен, сам такой. За четверть века в журналистике (в основном мотоциклетной, что называется, на переднем крае моторостроения) видел с сотню разных «химиков» и их изобретений, от чудо-присадок в масло до сказочных доработок камер сгорания, всякий раз порождавших то ироничную улыбку, а то и сардонический смех. Так было и в этот раз, но перевесило любопытство — и не журналиста, а старого тюнингера двухтактных моторов: уж больно хвалились инженеры стартапа результатами экспериментов, полученными на картинговых моторах.

«Что, вот так, и без задиров на юбке? И вот вместо никасила на расточенный цилиндр можете нанести? А откуда взялась такая красота по приросту мощности? Тут со смесями и каналами упаришься колдовать, а вы какой-то керамикой…» Первый же разговор с инженерами во главе с Дмитрием Лебедевым, техническим директором компании, растянулся на полтора часа и убедил: эти парни понимают и в современных движках, и в их поршнях, и в покрытиях. Копнул поглубже.

Нет, не кулибинщина. И не изобретения «чокнутого профессора». Это технология. Апробированная не только в гонках, но и на стендовых испытаниях дизеля (6ЧН 15/16 мощностью в стандарте 540 сил, что дало прирост мощности в 21% без потери надежности). Отработанная на опытных образцах малых серий. И постепенно внедряемая в серийное производство в сотрудничестве с «ЧТЗ-Уралтрак», ОДК и КамАЗом.

Альтернатива Nikasil

Суть технологии «Керонит», разработанном «Зенторном», — в нанесении керамического покрытия плазменной электролитической обработкой (плазменным электрическим, оно же микродуговое, оксидированием). Первый, внутренний, слой, состоит в основном из алюминия и служит подложкой для внешнего, основного, состоящего из оксида алюминия (корунда), оксида кремния и оксида церия. Для улучшения каталитических свойств в отношении продуктов горения покрытие может содержать оксиды меди и магния. Получаемое покрытие является не только износостойким и термобарьерным, но и каталитически активным, что подтверждено исследованиями Томского университета.

Ноу-хау — в легирующих составах и необходимой структуре, получаемой в результате технологического процесса. Именно на это ушли годы исследований, личные средства инженеров и гранты «Сколково». Последние (несколько миллионов рублей) по меркам индустрии можно отнести скорее к микрогрантам (затраты на разработку «мобильного приложения» и технологии для машиностроения несопоставимы), тем не менее следует признать позитивную роль технокластера в эволюции компании, ставшей сколковским резидентом.

Разработанное покрытие имеет термоизолирующие свойства. Покрытие днища поршня, камеры сгорания и выпускных каналов позволяют поднять максимальную температуру процесса на 100 градусов, за счет чего увеличить КПД двигателя и обойтись менее производительной системой охлаждения. А значит — увеличить мощность при том же расходе или же не потерять ее, перейдя в угоду «евронормам» на бедные смеси (головная боль, замечу, автомобилестроителей всего мира). И в любом случае обойтись меньшими габаритами каталитических нейтрализаторов у бензиновых моторов. Проблема высоких температур и теплоотвода остро стоит и в создании ДВС, работающих на газе, — а с внедрением модных на Западе «биодобавок» на спиртовой основе предстоит столкнуться любому моторостроителю, помышляющему об экспорте.

А главное, теперь в России есть своя технология покрытий алюминиевых цилиндров и юбок поршней. В автомобильном мире большинство производителей отказались от чугунных гильз блоков, перейдя на металлокерамические покрытия (самые известные — Nicasil и Alusil), имеющие намного большую износостойкость. И только у нас продолжают гильзовать алюминиевые блоки даже на «Аурусе» (при том что изначальный проект его двигателя, разработанный Porsche Engineering, был «никасиловым»). Еще больший путь на Западе прошла эволюция поршней в автомире — сплошь алюминиевых). Сложная конфигурация, вставки из стального сплава (нирезиста), методики расчетов — все это в последние сорок лет дало рост производительности моторов без потери надежности. В нашей же стране эти технологии практически не развивались, замещаясь за счет импорта или заводов иностранных компаний (интеллектуальная собственность на их продукцию принадлежит отнюдь не нашим инженерам).

Попутно в «Зенторне» решали и другие проблемы, связанные с ДВС, например разработку композита на основе титана, легированного бором, и технологии изготовления деталей из него (например, шатунов) методом порошкового спекания. Но это скорее на перспективу и для мира высоких технологий (например, для мотоциклетных моторов топ-уровня). А вот технология для дня сегодняшнего, необходимость в которой давно назрела, — изготовление «кованых» (точнее, изотермически штампованных) поршней с жаростойкой (нирезистовой) вставкой. До них такие вставки (обеспечивающие более равномерное тепловое расширение поршней) практиковали только в литых поршнях, имеющих кардинально худшее соотношение «массажесткость». И в основном в приливах под поршневой палец — в поршнях же работы «Зенторна» из нирезиста выполнена жаровая часть с канавками под кольца. Что особенно к месту именно для моторов с керамопокрытием: если покрывать «Керонитом» не только цилиндры и юбки поршней, но и днища поршней и камеры сгорания, рост температуры вызывает повышенное расширение поршней, что предъявляет повышенные требования к сохранению формы и в «холодном», и в «горячем» виде одновременно. А благодаря сочетанию решений зазор между поршнем и цилиндром можно сократить с нынешних «рабоче-колхозных» 20 мкм до принятых у приличных западных движков 5 мкм — это и повысит эффективность двигателя, и снизит расход масла.

Успешно завершились эксперименты и с другими вариантами применения «Керонита». Например, на вкладышах коленвала для увеличения их износостойкости. И совсем к побочным с точки зрения науки — но не масштабирования технологии — можно отнести использование покрытия для корпусов приборов и других ненагруженных деталей. Испытания показали его коррозионную стойкость (до 2700 часов в соляном тумане) и твердость (если грубо, хоть ножи точи о корпус или колесо).

Кому нужен прорыв

Революция? Нет, конечно. Но потенциал для скачкообразного развития отечественного моторостроения (где мы очень сильно отстали от Запада) очень большой. И неудивительно, что его осуществили не в «профильном» институте вроде ЦИАМа или НАМИ, а на территории, свободной от корпоративных недугов.

Вот только… что дальше?

На невостребованность в «Зенторне» не могут жаловаться уже сейчас. Опытное производство загружено заказами для тех, у кого проблема ресурса мощных дизелей костью в горле — производителей техники двойного назначения. На очереди закупка оборудования для опытно-промышленного производства в «Сколкове», в том числе покрытий для прототипов других резидентов сколковского кластера.

Но это капля в море, как и эксперименты «Зенторна» для автоспорта и «прокачки» уличных машин и мотоциклов — индустрия как официальных соревнований, так и «активного отдыха по ночам» в России крошечная. Да и работа на внешние рынки сегмента Top performance parts не будет особо массовой: мэтры двигателестроения решают проблемы «антизадирности» своими методами (лучшими или худшими — другой вопрос), а для собственного производства «тюнингов» к пуговице «Зенторна» придется пришивать большое многофункциональное «пальто». (Не повезешь же поршни из Америки или Италии в Россию, а потом обратно.) Хотя «Керонит» неспроста обкатывали на картинговых моторах именно Rotax — у австро-канадской компании мощное производство ДВС и для снегоходов, и для малой авиации (включая беспилотники) — в теории они, не связанные по рукам ни санкциями, ни обязательствами перед корпорациями, вполне могут заинтересоваться. Как, в теории, не могут не заинтересоваться производители мощных и особо мощных дизелей (в том числе для судостроения), особенно быстроходных, где вопросы и повышения удельной мощности, и снижения выбросов давно стоят ребром. Но должны в теории — на практике же первичны корпоративные и ведомственные интересы. А потому — подожду с оптимизмом.

Также я преисполнен скепсиса в отношении автопрома: отечественный производитель использует поршни «мировых лидеров» с их устоявшимися технологическими цепочками и внутрикорпоративными интересами. Но скепсис не значит отрицание — более того, новая технология может, напротив, подстегнуть развитие отечественной школы моторостроения. Пока что сильно отстающей от «мирового уровня». Но, как видим, не безнадежно.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Глаза» для беспилотников «Глаза» для беспилотников

Автомобили с круглой нашлепкой на крыше сегодня на дорогах уже не редкость

Популярная механика
Выращивает салат в автоматах и хочет спасти мир: как немецкая Infarm привлекла $315 млн на «рукколу для богатых» Выращивает салат в автоматах и хочет спасти мир: как немецкая Infarm привлекла $315 млн на «рукколу для богатых»

Как работают вертикальные фермы?

VC.RU
Страхи и перспективы восьмого созыва Страхи и перспективы восьмого созыва

Чего ждать от восьмого созыва Госдумы

Эксперт
Большая чистка: как Голливуд переваривает культуру отмены Большая чистка: как Голливуд переваривает культуру отмены

«Культура отмены», или бойкот публичной персоны

РБК
Сара, Сабрина и Ламия: Франция глазами мигрантов Сара, Сабрина и Ламия: Франция глазами мигрантов

Что думают француженки из стран Магриба об успехах мультикультурализма

Эксперт
Продукты против старения Продукты против старения

Как с помощью рациона замедлить естественные возрастные изменения?

Лиза
Новый «Союз–Аполлон» из космического мусора Новый «Союз–Аполлон» из космического мусора

Космический мусор может привести к глобальной катастрофе

Эксперт
Донбасс против Украины: кто победит? Донбасс против Украины: кто победит?

Сравнение военного потенциала участников войны в Донбассе

Эксперт
Макаронам нужен твердый злак Макаронам нужен твердый злак

Производители макарон просят запретить экспорт твердой пшеницы

Эксперт
Как выйти замуж успешно: пошаговая инструкция от блогера Как выйти замуж успешно: пошаговая инструкция от блогера

Она поставила себе ясную цель, разбила ее на несколько задач

Psychologies
Узбекистан: вторая пятилетка реформ Узбекистан: вторая пятилетка реформ

Президент Узбекистана пытается продолжить перестройку экономики

Эксперт
«Остались одни. Единственный вид людей на земле» «Остались одни. Единственный вид людей на земле»

Как новые методы датирования перевернули наши представления об эволюции человека

N+1
Алексей Гуськов: «Я не могу годами ждать, что кто-то предложит мне роль моей мечты» Алексей Гуськов: «Я не могу годами ждать, что кто-то предложит мне роль моей мечты»

Алексей Гуськов — о том, как создавался сериал «Седьмая симфония»

Эксперт
Огнеупорная глина позволяет превратить грязную подземную воду в питьевую Огнеупорная глина позволяет превратить грязную подземную воду в питьевую

Ученые предложили новый метод очистки подземных вод от железа

Популярная механика
Врачебная этика vs маркетинг. Как выбрать пластического хирурга и не ошибиться Врачебная этика vs маркетинг. Как выбрать пластического хирурга и не ошибиться

Клиники пластической хирургии живут по законам бизнеса

СНОБ
Открытие. Imanbek Открытие. Imanbek

Imanbek вспоминает, как сделал трек за два часа и получил «Грэмми»

GQ
Хороший партнер или тайный нарцисс: 10 главных отличий Хороший партнер или тайный нарцисс: 10 главных отличий

Как можно отличить хорошего партнера и нарцисса: главные признаки

Psychologies
«Муж и его любовница хотят свести меня с ума»: как я стала жертвой газлайтинга «Муж и его любовница хотят свести меня с ума»: как я стала жертвой газлайтинга

Из-за действий мужа и его любовницы она оказалась на грани суицида

Cosmopolitan
Когда ценам жарко Когда ценам жарко

Обвинения России в газовом шантаже Европы несостоятельны

Эксперт
Военная диета: экстремальное похудение за три дня (мороженое разрешено!) Военная диета: экстремальное похудение за три дня (мороженое разрешено!)

Что сулит худеющим трехдневная военная диета.

Cosmopolitan
«Мы не пытаемся заставить всех голосовать онлайн» «Мы не пытаемся заставить всех голосовать онлайн»

Эксклюзивное интервью заместителя председателя ЦИК РФ Николая Булаева

Эксперт
Русский «Улисс»: каким получился фильм «Петровы в гриппе» Серебренникова Русский «Улисс»: каким получился фильм «Петровы в гриппе» Серебренникова

Критик Ярослав Забалуев делится впечатлениями о фильме «Петровы в гриппе»

РБК
В бой идет один сталинист В бой идет один сталинист

Как Всеволод Кочетов пытался спасти советскую культуру, но обнаружил пустоту

Weekend
Самые необычные места для раздельного сбора отходов в России Самые необычные места для раздельного сбора отходов в России

Самых необычные места, где установлены контейнеры для сбора вторсырья в России

СНОБ
Учиться или играть? И то, и другое Учиться или играть? И то, и другое

«Учиться – скучно». Что может возразить школа на этот упрёк учеников?

Домашний Очаг
Мила Сивацкая. Метод проб и ошибок Мила Сивацкая. Метод проб и ошибок

Мила Сивацкая: если бы меня взяли на большую роль "с улицы" — я бы не сыграла

Коллекция. Караван историй
Атмосферное электричество — часть среды нашего обитания Атмосферное электричество — часть среды нашего обитания

Электричество атмосферного пограничного слоя — давний предмет познания

Наука и жизнь
Топ-15 самых популярных в России пород собак Топ-15 самых популярных в России пород собак

Породы собак, которые наши с тобой соотечественники чаще всего заводят

Maxim
Как одеваются британские модницы: лучшие образы гостей Недели моды в Лондоне Как одеваются британские модницы: лучшие образы гостей Недели моды в Лондоне

Как одеваются самые модные девушки Великобритании?

Cosmopolitan
Как парковаться, чтобы не получить штраф. Власти все объяснили Как парковаться, чтобы не получить штраф. Власти все объяснили

Какие правила важно соблюдать на платной парковке?

РБК
Открыть в приложении