Решение, позволяющее сократить отставание страны в разработке двигателей

ЭкспертАвто

Юбки без задиров, днища без «прихватов»

Керамическое, антифрикционное и термоизолирующее покрытие и технология его нанесения, разработанные техностартапом «Зенторн», — решение, позволяющее сократить отставание страны в разработке двигателей, от «легковых» турбомоторов до танковых дизелей

Александр Астапов

Снисходительно улыбаетесь? Не удивлен, сам такой. За четверть века в журналистике (в основном мотоциклетной, что называется, на переднем крае моторостроения) видел с сотню разных «химиков» и их изобретений, от чудо-присадок в масло до сказочных доработок камер сгорания, всякий раз порождавших то ироничную улыбку, а то и сардонический смех. Так было и в этот раз, но перевесило любопытство — и не журналиста, а старого тюнингера двухтактных моторов: уж больно хвалились инженеры стартапа результатами экспериментов, полученными на картинговых моторах.

«Что, вот так, и без задиров на юбке? И вот вместо никасила на расточенный цилиндр можете нанести? А откуда взялась такая красота по приросту мощности? Тут со смесями и каналами упаришься колдовать, а вы какой-то керамикой…» Первый же разговор с инженерами во главе с Дмитрием Лебедевым, техническим директором компании, растянулся на полтора часа и убедил: эти парни понимают и в современных движках, и в их поршнях, и в покрытиях. Копнул поглубже.

Нет, не кулибинщина. И не изобретения «чокнутого профессора». Это технология. Апробированная не только в гонках, но и на стендовых испытаниях дизеля (6ЧН 15/16 мощностью в стандарте 540 сил, что дало прирост мощности в 21% без потери надежности). Отработанная на опытных образцах малых серий. И постепенно внедряемая в серийное производство в сотрудничестве с «ЧТЗ-Уралтрак», ОДК и КамАЗом.

Альтернатива Nikasil

Суть технологии «Керонит», разработанном «Зенторном», — в нанесении керамического покрытия плазменной электролитической обработкой (плазменным электрическим, оно же микродуговое, оксидированием). Первый, внутренний, слой, состоит в основном из алюминия и служит подложкой для внешнего, основного, состоящего из оксида алюминия (корунда), оксида кремния и оксида церия. Для улучшения каталитических свойств в отношении продуктов горения покрытие может содержать оксиды меди и магния. Получаемое покрытие является не только износостойким и термобарьерным, но и каталитически активным, что подтверждено исследованиями Томского университета.

Ноу-хау — в легирующих составах и необходимой структуре, получаемой в результате технологического процесса. Именно на это ушли годы исследований, личные средства инженеров и гранты «Сколково». Последние (несколько миллионов рублей) по меркам индустрии можно отнести скорее к микрогрантам (затраты на разработку «мобильного приложения» и технологии для машиностроения несопоставимы), тем не менее следует признать позитивную роль технокластера в эволюции компании, ставшей сколковским резидентом.

Разработанное покрытие имеет термоизолирующие свойства. Покрытие днища поршня, камеры сгорания и выпускных каналов позволяют поднять максимальную температуру процесса на 100 градусов, за счет чего увеличить КПД двигателя и обойтись менее производительной системой охлаждения. А значит — увеличить мощность при том же расходе или же не потерять ее, перейдя в угоду «евронормам» на бедные смеси (головная боль, замечу, автомобилестроителей всего мира). И в любом случае обойтись меньшими габаритами каталитических нейтрализаторов у бензиновых моторов. Проблема высоких температур и теплоотвода остро стоит и в создании ДВС, работающих на газе, — а с внедрением модных на Западе «биодобавок» на спиртовой основе предстоит столкнуться любому моторостроителю, помышляющему об экспорте.

А главное, теперь в России есть своя технология покрытий алюминиевых цилиндров и юбок поршней. В автомобильном мире большинство производителей отказались от чугунных гильз блоков, перейдя на металлокерамические покрытия (самые известные — Nicasil и Alusil), имеющие намного большую износостойкость. И только у нас продолжают гильзовать алюминиевые блоки даже на «Аурусе» (при том что изначальный проект его двигателя, разработанный Porsche Engineering, был «никасиловым»). Еще больший путь на Западе прошла эволюция поршней в автомире — сплошь алюминиевых). Сложная конфигурация, вставки из стального сплава (нирезиста), методики расчетов — все это в последние сорок лет дало рост производительности моторов без потери надежности. В нашей же стране эти технологии практически не развивались, замещаясь за счет импорта или заводов иностранных компаний (интеллектуальная собственность на их продукцию принадлежит отнюдь не нашим инженерам).

Попутно в «Зенторне» решали и другие проблемы, связанные с ДВС, например разработку композита на основе титана, легированного бором, и технологии изготовления деталей из него (например, шатунов) методом порошкового спекания. Но это скорее на перспективу и для мира высоких технологий (например, для мотоциклетных моторов топ-уровня). А вот технология для дня сегодняшнего, необходимость в которой давно назрела, — изготовление «кованых» (точнее, изотермически штампованных) поршней с жаростойкой (нирезистовой) вставкой. До них такие вставки (обеспечивающие более равномерное тепловое расширение поршней) практиковали только в литых поршнях, имеющих кардинально худшее соотношение «массажесткость». И в основном в приливах под поршневой палец — в поршнях же работы «Зенторна» из нирезиста выполнена жаровая часть с канавками под кольца. Что особенно к месту именно для моторов с керамопокрытием: если покрывать «Керонитом» не только цилиндры и юбки поршней, но и днища поршней и камеры сгорания, рост температуры вызывает повышенное расширение поршней, что предъявляет повышенные требования к сохранению формы и в «холодном», и в «горячем» виде одновременно. А благодаря сочетанию решений зазор между поршнем и цилиндром можно сократить с нынешних «рабоче-колхозных» 20 мкм до принятых у приличных западных движков 5 мкм — это и повысит эффективность двигателя, и снизит расход масла.

Успешно завершились эксперименты и с другими вариантами применения «Керонита». Например, на вкладышах коленвала для увеличения их износостойкости. И совсем к побочным с точки зрения науки — но не масштабирования технологии — можно отнести использование покрытия для корпусов приборов и других ненагруженных деталей. Испытания показали его коррозионную стойкость (до 2700 часов в соляном тумане) и твердость (если грубо, хоть ножи точи о корпус или колесо).

Кому нужен прорыв

Революция? Нет, конечно. Но потенциал для скачкообразного развития отечественного моторостроения (где мы очень сильно отстали от Запада) очень большой. И неудивительно, что его осуществили не в «профильном» институте вроде ЦИАМа или НАМИ, а на территории, свободной от корпоративных недугов.

Вот только… что дальше?

На невостребованность в «Зенторне» не могут жаловаться уже сейчас. Опытное производство загружено заказами для тех, у кого проблема ресурса мощных дизелей костью в горле — производителей техники двойного назначения. На очереди закупка оборудования для опытно-промышленного производства в «Сколкове», в том числе покрытий для прототипов других резидентов сколковского кластера.

Но это капля в море, как и эксперименты «Зенторна» для автоспорта и «прокачки» уличных машин и мотоциклов — индустрия как официальных соревнований, так и «активного отдыха по ночам» в России крошечная. Да и работа на внешние рынки сегмента Top performance parts не будет особо массовой: мэтры двигателестроения решают проблемы «антизадирности» своими методами (лучшими или худшими — другой вопрос), а для собственного производства «тюнингов» к пуговице «Зенторна» придется пришивать большое многофункциональное «пальто». (Не повезешь же поршни из Америки или Италии в Россию, а потом обратно.) Хотя «Керонит» неспроста обкатывали на картинговых моторах именно Rotax — у австро-канадской компании мощное производство ДВС и для снегоходов, и для малой авиации (включая беспилотники) — в теории они, не связанные по рукам ни санкциями, ни обязательствами перед корпорациями, вполне могут заинтересоваться. Как, в теории, не могут не заинтересоваться производители мощных и особо мощных дизелей (в том числе для судостроения), особенно быстроходных, где вопросы и повышения удельной мощности, и снижения выбросов давно стоят ребром. Но должны в теории — на практике же первичны корпоративные и ведомственные интересы. А потому — подожду с оптимизмом.

Также я преисполнен скепсиса в отношении автопрома: отечественный производитель использует поршни «мировых лидеров» с их устоявшимися технологическими цепочками и внутрикорпоративными интересами. Но скепсис не значит отрицание — более того, новая технология может, напротив, подстегнуть развитие отечественной школы моторостроения. Пока что сильно отстающей от «мирового уровня». Но, как видим, не безнадежно.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Глаза» для беспилотников «Глаза» для беспилотников

Автомобили с круглой нашлепкой на крыше сегодня на дорогах уже не редкость

Популярная механика
История, построенная на зыбучем песке История, построенная на зыбучем песке

Долгий путь романа «Дюна» к книге и экрану

Weekend
Страхи и перспективы восьмого созыва Страхи и перспективы восьмого созыва

Чего ждать от восьмого созыва Госдумы

Эксперт
Полезная рутина Полезная рутина

Как привычки формируются и почему становятся зависимостями

N+1
Новый «Союз–Аполлон» из космического мусора Новый «Союз–Аполлон» из космического мусора

Космический мусор может привести к глобальной катастрофе

Эксперт
В пазырыкском могильнике нашли погребение в каменном ящике и четыре черепа животных В пазырыкском могильнике нашли погребение в каменном ящике и четыре черепа животных

Алтайский археолог представил результаты раскопок кургана железного века

N+1
Сара, Сабрина и Ламия: Франция глазами мигрантов Сара, Сабрина и Ламия: Франция глазами мигрантов

Что думают француженки из стран Магриба об успехах мультикультурализма

Эксперт
Три дня Бородина Три дня Бородина

История Бородинской битвы

Вокруг света
Макаронам нужен твердый злак Макаронам нужен твердый злак

Производители макарон просят запретить экспорт твердой пшеницы

Эксперт
6 токсичных фраз, которые можно услышать на работе 6 токсичных фраз, которые можно услышать на работе

Важно сразу распознавать токсичные фразы и учиться не относить их на свой счет

Psychologies
Матрица обмена компетенциями Матрица обмена компетенциями

На российском рынке можно создать масштабную медицинскую компанию

Эксперт
Блогерка публикует честные фото материнства, чтобы поддержать других женщин Блогерка публикует честные фото материнства, чтобы поддержать других женщин

Бриан Картер решила выложить снимки, чтобы выступить против фотошопа

Cosmopolitan
«Важнейшее из искусств» «Важнейшее из искусств»

Сталин так проникся кинематографом, что начал править историю страны и мира

Дилетант
«До „джуна“ еще нужно дорасти»: как IT-компании готовят себе кадры с помощью стажировок «До „джуна“ еще нужно дорасти»: как IT-компании готовят себе кадры с помощью стажировок

Представители IT-компаний рассказали, как они готовят кадры с помощью стажировок

Inc.
От серы до момордики: неожиданные бьюти-добавки для молодости и похудения От серы до момордики: неожиданные бьюти-добавки для молодости и похудения

Самые интересные и необычные средства для красоты

Cosmopolitan
«Людей не надо выбрасывать на помойку». Иван Вырыпаев — о детях и Детских деревнях SOS «Людей не надо выбрасывать на помойку». Иван Вырыпаев — о детях и Детских деревнях SOS

Режиссер Иван Вырыпаев — что такое настоящая семья и как ее построить

СНОБ
«А помните, был такой Мохнаткин?» «А помните, был такой Мохнаткин?»

Алексей Герман-младший о своем фильме «Дело»

Weekend
Криптоутки Криптоутки

Сегодня DApp-игры – один из самых быстрорастущих рынков

Популярная механика
Мама — это в душе! Мама — это в душе!

Мама 34 детей — о своем обычном дне, альпаках и своих мечтах

ПУСК
Красный принадлежит Coca-Cola, а голубой — Tiffany: как устроено единоличное «владение» цветом Красный принадлежит Coca-Cola, а голубой — Tiffany: как устроено единоличное «владение» цветом

Как компании регистрировали цвета как торговую марку

VC.RU
Андрей Арьев Андрей Арьев

Андрей Арьев — писатель, главный редактор литературного журнала «Звезда»

Собака.ru
«Лучше точно не будет». Как мы искали машину без наценок и не нашли «Лучше точно не будет». Как мы искали машину без наценок и не нашли

Что происходит с ценами на новые машины и когда все это закончится?

РБК
Гепатиты Гепатиты

В мире настоящая эпидемия вирусных и лекарственных гепатитов

Здоровье
В организме больных Эболой нашли вирус пятилетней давности В организме больных Эболой нашли вирус пятилетней давности

Эболавирусы способны храниться в теле человека годами и вызывать новые вспышки

N+1
Съёмки в рекламе, вложения в недвижимость, одежда и косметика: на чём Мадонна заработала $1,2 млрд, кроме музыки Съёмки в рекламе, вложения в недвижимость, одежда и косметика: на чём Мадонна заработала $1,2 млрд, кроме музыки

Мадонна пробует себя в бизнесе и коллекционирует автомобили

VC.RU
Такое дело Такое дело

Бруно Павловски — об уроках пандемии, важности социальной позиции

Harper's Bazaar
«Час за часом в прямом эфире»: трагедия 11 сентября глазами директора CBS News Эрика Шапиро «Час за часом в прямом эфире»: трагедия 11 сентября глазами директора CBS News Эрика Шапиро

Трагедия 11 сентября застала директора CBS Эрика Шапиро на столе у хирурга

Esquire
Стереополина: «В современном мейнстриме не хватает искренности» Стереополина: «В современном мейнстриме не хватает искренности»

Стереополина о том, почему боится уходить от ретро-звучания

Esquire
Перл Соломоновна: как жена Молотова подарила женщинам СССР духи и пудру Перл Соломоновна: как жена Молотова подарила женщинам СССР духи и пудру

Неванильная жизнь женщины, благодаря которой появился аромат «Красная Москва»

Cosmopolitan
Выращивает салат в автоматах и хочет спасти мир: как немецкая Infarm привлекла $315 млн на «рукколу для богатых» Выращивает салат в автоматах и хочет спасти мир: как немецкая Infarm привлекла $315 млн на «рукколу для богатых»

Как работают вертикальные фермы?

VC.RU
Открыть в приложении