Утром 11 сентября Майкл был клиентщиком, через 2 часа его жизнь перевернулась

EsquireРепортаж

«Как я спасся с 81 этажа Центра международной торговли». Прямая речь американца, выжившего в теракте 11 сентября

В 8:48 утра 11 сентября Майкл Райт был тридцатилетним клиентщиком, работавшим на одном из верхних этажей башен-близнецов Центра международной торговли. Два часа спустя его жизнь перевернулась.

До того дня я жил счастливой и заурядной жизнью персонажей сериала «Семейка Брейди». Одиннадцатого сентября в стадесятиэтажное здание, где я работал, врезался «Боинг-767». Теперь я знаю, каково это, когда на голову обрушивается небоскреб. Ничего не поделаешь, это часть моей жизни. Никогда бы не подумал, что мне доведется узнать то, что я знаю сейчас.

Было ничем не примечательное утро. По вторникам я обычно выезжаю на встречи с клиентами и занимаюсь телефонными продажами. Я приезжаю в офис без четверти восемь, съедаю кекс с отрубями, выпиваю чашку кофе и собираюсь с мыслями в преддверии рабочего дня.

По правде сказать, я был в отличном настроении. Мы с несколькими коллегами стояли и трепались в мужском туалете. Мы только что начали делить восемьдесят первый этаж одной из башен Центра международной торговли с «Банком Америки», и они повесили объявление с просьбой содержать туалет в чистоте. «Только поглядите, – сказал кто-то из нас. – Еще въехать не успели, а уже срут нам в уши». Было примерно без четверти девять.

Внезапно нас тряхнуло, как при землетрясении. Все спрашивали друг друга: «Вы слышали этот грохот?» Нет. Даже не знаю, как описать. Все здание как бы тряхануло до основания. Знаете, как бывает в старых домах, когда налетает сильный порыв ветра и все балки скрипят? Представьте этот скрип и умножьте на тысячу. Нас всех сшибло с ног. Из одной кабинки, на ходу застегивая брюки, выскочил какой-то парень и спрашивает: «Какого хрена?!» Мраморные стены туалета треснули.

Сразу думаешь: «Похоже на газопровод». Грохнуло очень мощно и близко. Я открыл дверь, выглянул из туалета и увидел огонь.

Associated Press

Кругом кричали. Моя коллега Алисия не могла выбраться из расположенного по соседству женского туалета. Дверной косяк смяло, и дверь заклинило. Один из ребят, Арт, вместе с другим парнем начали выбивать дверь ногами, и в конце концом им удалось ее вызволить.

Стена коридора дала трещину длиной в половину футбольного поля, а лифтовый холл возле моего кабинета совершенно разворотило. Подойдя поближе, можно было посмотреть прямо вниз. На полу валялись горящие обломки стены. Все заволокло дымом.

Я знал, где лестница, потому что на ней обычно курили несколько моих коллег. Я начал кричать: «На выход! На выход! На выход!» Менеджеры призывали всех к спокойствию и порядку, а я кричал: «На лестницу! На лестницу!»

Мы в полном раздрае выбрались на лестницу. Кто-то был в шоке, кто-то плакал. Мы начали гуськом, в два ряда, спускаться, как во время учебной пожарной тревоги. Мой мобильник остался у меня на столе, но у моих коллег были телефоны. Я раз двадцать набирал жене, но так и не дозвонился. Дженни отправилась в Бостон со своей матерью и бабушкой и гостила у моей семьи. Наш сын был с ней. Бену было шесть месяцев. Связаться с ними было невозможно.

На лестнице нас успокаивала мысль о том, что происходящее не может быть правдой. Здание не может обрушиться. Через какое-то время, по пути вниз, мы немного приободрились. Да, мы понимали, что произошло что-то плохое, но пожар не слишком сильно беспокоит вас, когда вы находитесь тридцатью этажами ниже. Я даже отпустил идиотскую шуточку. Я думал, что меня услышит только мой приятель Райан, но в этот момент люди как-то притихли, и я во всеуслышание сказал: «Райан, обними меня». А он такой: «Майк... Я не знал». А я говорю: «Ну, мы все вот-вот умрем, так почему бы не признаться перед смертью».

Кто-то рассмеялся, но парню передо мной было не до смеха.

– Держите свои шутки при себе! – сказал он.

Я почувствовал себя паршиво. Если подумать, он, возможно, лучше меня представлял себе ситуацию. Да, я видел физический ущерб, но не могу передать вам, насколько я был тогда наивен.

Мимо некоторых этажей мы проходили, не останавливаясь; в других случаях приходилось ждать по десять минут. «Может, это бомба взорвалась?» – гадали люди. Но все мы потихоньку выбирались. Я не думал, что могу умереть.

На сороковом этаже мы начали сталкиваться с пожарными. «Спускайтесь быстрее! – говорили они. – Не волнуйтесь, внизу безопасно». Почти у всех у них были каменные лица. Оглядываясь назад, я понимаю, что они были до ужаса напуганы.

Когда мы спустились ниже тридцатого этажа, они начали приносить с верхних этажей раненых. У одного мужчины рубашка на спине сгорела, а на плече был небольшой ожог. У какой-то женщины было сильно обожжено лицо.

теракт 11 сентября
Getty Images

На двадцатом этаже один из пожарных спросил нас: «Кто-нибудь умеет делать искусственное дыхание?» Сертификата у меня больше нет, но меня учили этому в колледже, десять лет назад. Может, в команде «скорой помощи» мне и не место, но, если надо, я могу кого-то спасти.

И вот вызываюсь я и еще один парень. Мы помогли грузному пожилому мужчине, который спускался с тяжелой одышкой, и обводили глазами толпу: «Вам нужна помощь? Вам нужна помощь?» В помощи никто не нуждался. Лестница освободилась. Пора было идти. Тот другой парень пошел вперед меня. Мы шли довольно быстро.

Бывали когда-нибудь в Центре международной торговли? Там есть такой полуэтаж, откуда можно спуститься и под землей пройти в большой молл. Наша лестница выходила на этот полуэтаж. Оттуда открывался вид на соседнюю башню. Тогда-то я и осознал всю серьезность случившегося. Всюду на площади виднелись мертвые тела, и все они были изувечены. Сложно сказать, сколько их было. Может, пятьдесят. Быстро обведя глазами это зрелище, я остановил взгляд на разбитой голове молодой женщины. Помню, я закрыл лицо ладонью, лишь бы этого не видеть. А потом бросился бежать. Навстречу мне с другой лестницы высыпали люди. Я остановился и сказал: «Не смотрите наружу! Не смотрите наружу!» Окна были забрызганы кровью. Кто-то из прыгнувших упал очень близко к зданию.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Наследник внебрачной любви: эта тайна происхождения князя Монако Альбера II сегодня почти забыта Наследник внебрачной любви: эта тайна происхождения князя Монако Альбера II сегодня почти забыта

Побочные дети правителя Монако - горячая тема

VOICE
Грустные истории журнала «Ералаш»: 6 трагических судеб звёзд киножурнала Грустные истории журнала «Ералаш»: 6 трагических судеб звёзд киножурнала

6 актёров «Ералаша», чья судьба сложилась трагически

Cosmopolitan
10 мыслей, чтобы вернуть себе равновесие 10 мыслей, чтобы вернуть себе равновесие

Что делать, если переживания становятся тяжелым испытанием

Psychologies
Как не стать частью ботнета: советы по защите роутеров от специалистов по безопасности Infosec, Qrator Labs и «Р-Техно» Как не стать частью ботнета: советы по защите роутеров от специалистов по безопасности Infosec, Qrator Labs и «Р-Техно»

Частью ботнета может стать каждый, а его жертвой — сервер любой компании

VC.RU
Ускользающие инопланетяне Ускользающие инопланетяне

Новая шкала инопланетных цивилизаций

Популярная механика
Глубоко, уважаемый! Глубоко, уважаемый!

Как русские захватили фридайвинг

Men’s Health
Свет помог собрать ультрахолодную молекулу из двух атомов Свет помог собрать ультрахолодную молекулу из двух атомов

Ученые научились создавать и манипулировать ультрахолодными молекулами

N+1
«Люди думают, что у тебя какая-то особенная жизнь»: интервью с «мамой Стифлера» «Люди думают, что у тебя какая-то особенная жизнь»: интервью с «мамой Стифлера»

Эксклюзивное интервью с Дженнифер Кулидж, знакомую вам по роли Мамы Стифлера

Cosmopolitan
Вкусные «антидепрессанты»: 10 продуктов, которые содержат триптофан Вкусные «антидепрессанты»: 10 продуктов, которые содержат триптофан

Возможно, в вашем рационе не хватает одной аминокислоты – триптофана

Psychologies
Котик или зая? Узнай значение своего прозвища и что оно говорит о вашей любви Котик или зая? Узнай значение своего прозвища и что оно говорит о вашей любви

Ласковые прозвища возникают не просто так

VOICE
Детки в сетке: как стать кибергероем для ребенка и защитить его от онлайн-угроз Детки в сетке: как стать кибергероем для ребенка и защитить его от онлайн-угроз

Как обеспечить ребенку безопасность в Интернете?

Популярная механика
Нейробиолог назвала 6 упражнений, которые помогут повысить психологическую устойчивость Нейробиолог назвала 6 упражнений, которые помогут повысить психологическую устойчивость

Упражнения, которые помогут меньше нервничать и быть увереннее в будущем

Inc.
Сцены из супружеской жизни Сцены из супружеской жизни

Как быть, если ребенок присутствует при ссоре?

Лиза
Зачем вам этот тиндер? А откуда вы знаете, что я там есть? Зачем вам этот тиндер? А откуда вы знаете, что я там есть?

О сомнительной пользе приложений для знакомств

GQ
Чихать я на тебя хотела! Чихать я на тебя хотела!

Как узнать, есть ли у тебя аллергия на животных? А можно ли ее вылечить?

Cosmopolitan
Пророк нового человечества: что думали писатели о Льве Толстом Пророк нового человечества: что думали писатели о Льве Толстом

Высказывания современников Толстого — о писателе, его работе и значении для мира

Esquire
Калькуляция любви: почему важно считать деньги в отношениях Калькуляция любви: почему важно считать деньги в отношениях

Как деньги превратились в антипод любви и почему это нужно исправить

Cosmopolitan
«Я сделала силиконовые губы?»: Алла Довлатова разоблачила журналистку «Я сделала силиконовые губы?»: Алла Довлатова разоблачила журналистку

Алла Довлатова высказала свое отношение к увеличению губ

Cosmopolitan
Тихое место: зачем обществу зоны, свободные от технологий Тихое место: зачем обществу зоны, свободные от технологий

Почему пространства без телефонов становятся популярными

VC.RU
Эмоциональный интеллект: как научиться распознавать гнев и работать с ним Эмоциональный интеллект: как научиться распознавать гнев и работать с ним

Замечала, что иногда тебя вдруг начинают захлёстывать эмоции?

Cosmopolitan
Море, солнце... и скульптура Море, солнце... и скульптура

Менорка — тайная жемчужина Испании

Robb Report
«Дети похожи на Антуана»: Наталья Водянова впервые показала младших сыновей «Дети похожи на Антуана»: Наталья Водянова впервые показала младших сыновей

Топ-модель Наталья Водянова обнародовала редкие семейные кадры

Cosmopolitan
Как взрыв сверхновой поможет точнее измерить скорость расширения Вселенной Как взрыв сверхновой поможет точнее измерить скорость расширения Вселенной

Как взрыв сверхновой поможет учёным лучше понять Вселенную

Популярная механика
Как не попасть на удочку мошенников Как не попасть на удочку мошенников

Правила цифровой гигиены, чтобы не стать жертвой мошенников

Эксперт
Замок из песка. В Венеции показали «Дюну» Дени Вильнева Замок из песка. В Венеции показали «Дюну» Дени Вильнева

Фантастический фильм Дени Вильнева оказался жертвой завышенных ожиданий

РБК
Сверхъестественное Сверхъестественное

Казалось бы, что плохого в моде на простоту и натуральность?

Cosmopolitan
Любовный треугольник: трагичная судьба двух жен генсека Андропова Любовный треугольник: трагичная судьба двух жен генсека Андропова

История двух жен Юрия Андропова

Cosmopolitan
Окружение намного сильнее влияет на пользователей соцсетей, чем считалось раньше: новое исследование Окружение намного сильнее влияет на пользователей соцсетей, чем считалось раньше: новое исследование

Как люди в онлайновых социальных сетях влияют друг на друга

Популярная механика
Откажите себе в удовольствие Откажите себе в удовольствие

Правила вежливого отказа

GQ
«Появился новый формат — трёхминутная поп-песня»: как фонограф Эдисона изменил музыкальную индустрию «Появился новый формат — трёхминутная поп-песня»: как фонограф Эдисона изменил музыкальную индустрию

Как Томас Эдисон создал фонограф и перевернул музыкальную индустрию

VC.RU
Открыть в приложении