Рабство, суды и звездная родня: малоизвестные истории о Wildberries
В самом маркетплейсе по традиции все отрицают.
Сначала основательница Wildberries Татьяна Бакальчук стала самой богатой женщиной России, а потом вместе с мужем, которому принадлежит 1% компании, возглавила рейтинг Forbes богатейших семей страны, опередив владельцев «Фосагро» Гурьевых и знаменитое семейство Ротенбергов.
Но время от времени в СМИ всплывают истории о компании, которые не укладываются в чудесную историю успеха. Собрали самые громкие из них.
Первый капитал
Издание The Bell выяснило, что муж Татьяны Бакальчук Владислав на момент запуска Wildberries был вовсе не ноунейм-радиофизиком, а вполне себе успешным бизнесменом. С конца девяностых он продавал компьютеры, а в 2002 году основал провайдер UTech в партнерстве со своим знакомым Алексеем Фадеевым. По данным системы СПАРК, в 2006 году выручка UTech составила около 30 миллионов рублей, прибыль — 1,2 миллиона.
Компания владела авторскими правами на сайт веб-студии UT Design, которая создавала в том числе и интернет-магазины. Именно эта студия сделала первый сайт Wildberries. В конце 2006 года Фадеев нашел щедрого покупателя — компанию NetByNet с инвестициями «Газпромбанка», которая оценила UTech менее чем в $10 миллионов (чаще всего называется сумма в $7,5 миллионов). Бакальчуку принадлежала половина компании, всю свою часть (по разным оценкам, от трех до пяти миллионов долларов) он получил деньгами. Но, по словам директора по развитию бизнеса Wildberries Вячеслава Иващенко, прибыль UTech или деньги от продажи доли в компании в интернет-магазин не вкладывались. А Татьяна Бакальчук в одном из интервью и вовсе говорила, что ее муж продал долю в UTech партнеру еще в 2006 году — за год до продажи компании.
«Все, что удалось выручить, вложили в компанию. Точную сумму не вспомню. Кажется, 3 миллиона рублей», — говорила Татьяна Бакальчук.
Однако в том же СПАРК продажа доли не отражена, а в 2007 году Владислав Бакальчук еще числился владельцем 50% бизнеса.
Семейное дело
Команда в Wildberries подобралась что надо. Вот, например, запуск собственной торговой марки компании курировала сестра Татьяны Бакальчук Марина Андреева (Ким). И здесь начинаются незамысловатые семейные хитросплетения, как в какой-нибудь пьесе. Вот ее главные действующие лица.
- Марина Андреева (Ким) — сестра Татьяны Бакальчук, родственница Альбины Цой.
- Альбина Цой — сестра Юрия Цоя.
- Юрий Цой — племянник Сергея Цоя.
- Сергей Цой — муж Аниты Цой, пресс-секретарь экс-мэра Москвы Юрия Лужкова с 1991 по 2010 год. С 2010 года — первый вице-президент и статс-секретарь компании «РусГидро». Вице-президент «Роснефти» по материально-техническому обеспечению. По информации РБК, финальный босс «Роснефти» Игорь Сечин знаком с Цоем еще со времен его работы у Лужкова, и ему «важно иметь на хозяйственной должности, связанной с распоряжением деньгами, человека, которому можно доверять».
- Анита Цой (Анна Ким) — российская певица, композитор, телеведущая и филантроп, друг семьи Игоря Сечина, финального босса «Роснефти».
Но в Wildberries, конечно, говорят, что ни Сергей Цой, ни Анна Ким никакого отношения к развитию компании не имеют.
Судьбоносный Adidas
Наблюдатели за становлением Wildberries говорят, что Бакальчуки в свое время управляли секонд-хендом в ТЦ «Динамит» в Выхино-Жулебино. В Wildberries причастность магазина к компании отрицают, но в 2003 году адрес «Динамита» был указан в контактах каталога D-Luxe, сделанного той самой студией UT Design. Ладно, спишем это на банальное совпадение.
Вот еще одно совпадение. В «Динамите» тогда располагался фитнес-клуб Universal Gym человека и Тарзана Сергея Глушко, где работал нынешний бизнес-партнер Владислава Бакальчука Сергей Ануфриев (в 2012 году РБК сообщало, что он паритетно владеет Wildberries с супругами Бакальчук). Именно он предложил новым знакомым купить крупную партию вещей Adidas. По данным российского Forbes, из-за финансового кризиса в 2008 году у немецкого производителя осталась нереализованной партия одежды и обуви на сумму больше 1 миллиона евро. И если другие компании отказывались от такой солидной сделки в такое непростое время, то Wildberries взяла остатки в кредит и продала за следующие два года. Так в компании появилось спортивное направление.