Три жизни пламенного мотора
Рынок восстановления автозапчастей в России имеет неплохие перспективы роста: увеличение предложения этой услуги в последние несколько лет было легко «съедено» спросом
Защита окружающей среды — это не только топливо экономить и мусор утилизировать. Не менее важно научиться наконец бережному отношению к уже произведенному оборудованию, например к двигателям, автозапчастям и другим агрегатам. Выгоднее дать им вторую (а то и третью) жизнь, чем просто пустить на переплавку. В этом уверен основатель и глава компании «Механика» Дмитрий Даньшов, которого поддерживают и европейские коллеги-ребилдеры, занимающиеся восстановлением запчастей для техники разного назначения. «Машина должна служить долго!» — под этим девизом он работает.
Кое-что о «механике» процесса
Сама компания «Механика», который руководит Дмитрий Даньшов, — это 14 современных заводов по стране, специализирующихся на промышленном восстановлении деталей двигателей. Сам Дмитрий пришел в этот бизнес еще в начале 1990-х, будучи студентом Московского автомеханического института (МАМИ). Экологическая повестка тогда не была столь актуальна, как сейчас. Запрос на ремонт и восстановление агрегатов был обусловлен прежде всего желанием сэкономить — все-таки отремонтировать двигатель дешевле, чем купить новый.
«Представляете себе коленчатый вал? Это такая железяка весом от десяти до четырнадцати килограммов, — говорит Даньшов. — Знаете, сколько нужно сжечь угля, чтобы его изготовить? Около 400 килограммов коксующегося угля. А вместе с этим получить выброс СО2 в атмосферу и еще кучи другой дряни. И это при каждом цикле».
Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) — значительно более сложный агрегат, где используются различные металлы, прошедшие несколько циклов обработки.
На предприятиях компании 1200 рабочих занимаются восстановлением этих самых коленвалов, ДВС целиком или их компонентов. «Кроме того, мы проектируем и производим ремонтные запчасти и разрабатываем технологии, позволяющие восстанавливать узлы и детали с минимальными издержками, — уточняет глава отдела маркетинга компании Андрей Букреев. — Мы предприятие среднее. Но стоит отметить, что на нашем рынке крупных компаний довольно мало, что для страны с такими размерами и таким изношенным парком техники странно».
По его словам, не надо путать подобные производства с автосервисными, где главное слово — «сервис». «Наша задача именно ребилдинг — воспроизведение двигателя, коробки или еще чего-то в его первоначальном виде», — говорит он.
По словам представителей «Механики», в среднем на их предприятиях восстанавливается порядка 300 различных деталей в сутки: от коленвала до блока цилиндров, а также разной мелочи типа шатунов.
«Если говорить о спросе на такого рода услуги в нашей стране, то точную статистику я привести вряд ли смогу, но многое может объяснить один пример из недавнего прошлого, — говорит Даньшов. — Когда начались украинские события, часть восстановительных предприятий Донбасса, где эта отрасль всегда была развита хорошо, а в последние годы ее подпитывали еще и европейские гранты, переместилась в Россию. Что не смогли увезти, бросили, а взамен накупили дешевого китайского оборудования. И вот представьте: работали себе воронежские и ростовские мужики, восстанавливая “движки” и другие запчасти по восемь, а то и по двенадцать часов в день, поскольку работы хватало и никто не жаловался. Вдруг количество “коллег по цеху” увеличилось как минимум вдвое, но при этом никакой проблемы с заказами не возникло и никто без работы не остался». То есть спрос настолько велик, что его пределы пока неизвестны, резюмировал Дмитрий Даньшов. При этом, по его словам, развитие такого производства ограничено возможностью приобретения необходимого станочного парка: «Выручка у нас рублевая, а станки на девяносто процентов покупаются за валюту».