Наиболее эффективен для нас электрический транспорт на водородных элементах

ЭкспертБизнес

Поедем на водороде

Специфика России — большая территория и холодный климат. Поэтому наиболее эффективен для нас электрический транспорт на водородных топливных элементах

Александр Астапов, Николай Ульянов

Александр Морозов, заместитель министра промышленности и торговли России

На следующей неделе ряд федеральных министерств должны представить перечень мероприятий по развитию автомобильного и наземного городского транспорта на водородных топливных элементах, а также инфраструктуры для него.

По крайней мере, именно это предполагает принятая в конце августа этого года Концепция по развитию производства и использованию электрического автомобильного транспорта в РФ на период до 2030 года.

Заместитель министра промышленности и торговли Александр Морозов рассказал «Эксперту» о том, что стало причиной активизации мирового процесса повсеместного перехода на электромобили, почему для России предпочтителен тот электротранспорт, где источником энергии является водород, и какие технологические и организационные заделы в этой области у нас уже есть.

— Если смотреть по всей цепочке, то КПД автомобиля с ДВС выше, чем электромобиля, «выхлоп», с учетом производства электроэнергии для электромобиля и производства и утилизации аккумулятора, сопоставим. Мы холодная нефтедобывающая страна, мы не испытываем проблем с производством моторного топлива. Зачем и почему мы идем в электротранспорт?

— Могу согласиться лишь отчасти. На самом деле КПД автомобиля с ДВС ниже. В 2016 году как официальный представитель Российской Федерации я участвовал в рабочей группе WP.29 (Всемирный форум ЕЭК ООН для согласования правил в области транспортных средств. — «Эксперт»), и мы дебатировали о необходимости введения следующего за «Евро-6» уровня экологических требований. Европейцы предложили взять в качестве цели сокращение выбросов СО2. Это будет стимулировать технологическое развитие. С одной стороны, это создает новые рабочие места, повышает производительность труда. С другой стороны, это возможность для защиты их внутреннего рынка, основанная на опережающих технологических решениях.

— Но мы на их рынок автомобили и не поставляем…

— Напомню, что в ЕАЭС сейчас действуют требования к новым автомобилям на уровне, аналогичном «Евро-5». Российским производителям экономически невыгодно производить более дорогие автомобили уровня «Евро-6» только для поставок на экспорт.

Есть еще один технологический вызов для автопрома: при переходе на электричество количество автопроизводителей будет расти экспоненциально. Почему? Раньше барьером для выхода на автомобильный рынок была необходимость инвестиций в ДВС и АКПП, что требовало колоссального количества времени и денег. Как правило, разработка ДВС ведется самими автомобильными компаниями in-house; автоматическая коробка передач — в большинстве случаев. Все остальное они отдают на сторону. Количество традиционных глобальных компаний определяется тем, кто владеет соответствующими компетенциями в ДВС и АКПП в первую очередь.

Теперь обратим внимание на электромобиль. Если убрать из автомобиля ДВС и коробку передач, мы приходим к ситуации, когда возможность стать производителем колесного транспортного средства, работающего от электротяги, уже не ограничена барьером больших инвестиций в двигатель и коробку передач. Кстати, сегодня производители электрических авто, как правило, не владеют компетенциями в области батарей, электрических двигателей и силовой электроники. Все это покупается у глобальных поставщиков автокомпонентов. И это огромный вызов для глобальных концернов. Ведя переговоры с крупными концернами, мы видим, что они принимают разные решения о том, как им дальше работать. Все понимают, что конкуренция будет сумасшедшая. Уже не десятки глобальных производителей, а сотни и тысячи компаний разных размеров. А из курса экономики мы помним, что конкуренция между производителями — это сила, которая движет цены на продукт вниз.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Когда мотор меньше, но мощнее Когда мотор меньше, но мощнее

Тенденция уменьшения двигателей добралась до верхних автомобильных сегментов

Эксперт
Существовала ли Атлантида, и где она находилась Существовала ли Атлантида, и где она находилась

Мифы и легенды об Атлантиде волнуют людей веками, что же там произошло?

Популярная механика
Хомяки против кукловодов Хомяки против кукловодов

Инвесторы думали, что устроили революцию, но помогли заработать своим врагам

Эксперт
Степные коньки сменили места зимовок в тропической Азии на Средиземноморье Степные коньки сменили места зимовок в тропической Азии на Средиземноморье

Мелкие певчие птицы с равнин Сибири нашли новое место для зимовки

N+1
«Поспешная цифровизация — гигантский риск» «Поспешная цифровизация — гигантский риск»

Цифровизация значимых сфер в России стремительно развивается

Эксперт
Вселенная победившего матриархата. Роман Юлии Яковлевой и Карины Добротворской «Мужчина апреля» Вселенная победившего матриархата. Роман Юлии Яковлевой и Карины Добротворской «Мужчина апреля»

Отрывок из «Мужчины апреля» — в мире сбылись все пророчества настоящего

СНОБ
Три жизни пламенного мотора Три жизни пламенного мотора

Рынок восстановления автозапчастей в России имеет неплохие перспективы роста

Эксперт
Магний: принимать или нет? Магний: принимать или нет?

Перед магией магния не устоять

VC.RU
Месть внука Месть внука

Сын казнённого царевича Алексея едва не пустил прахом все начинания деда

Дилетант
На отдых в офлайн: 8 сервисов по избавлению от интернет-зависимости На отдых в офлайн: 8 сервисов по избавлению от интернет-зависимости

Приложения для смартфонов, которые помогают реже пользоваться смартфонами

РБК
Задать жару Задать жару

Хого – горячее блюдо, которое подают на праздники для большой компании

Вокруг света
Самая быстрая Lada в мире: сколько стоит, как едет и из чего сделана Самая быстрая Lada в мире: сколько стоит, как едет и из чего сделана

Спортивная Lada Vesta, которая выступает в классе «туринг» в гонках

Maxim
Очень тяжелые носители Очень тяжелые носители

Прототипы будущей сверхтяжелой ракеты Starship продолжают испытания

Популярная механика
«Ростсельмаш» расширит выпуск тракторов «Ростсельмаш» расширит выпуск тракторов

Компания «Ростсельмаш» строит новый тракторный завод полного цикла

Агроинвестор
Жена, лидер, убийца: как Патриция Реджани покорила дом Gucci, а потом потеряла все Жена, лидер, убийца: как Патриция Реджани покорила дом Gucci, а потом потеряла все

Реальная история преступления, освещенного в «Доме Gucci»

Forbes
«Счастлива в одиночестве» «Счастлива в одиночестве»

«Надо» выйти замуж, родить детей, а остальные достижения не считаются?

Psychologies
Горящая точка Горящая точка

Жители деревни Лисин начинают рабочий день, спускаясь в кратер активного вулкана

Вокруг света
Почему Иуду изображают в желтом? Отрывок из новой книги Мишеля Пастуро Почему Иуду изображают в желтом? Отрывок из новой книги Мишеля Пастуро

В своей новой книге Мишель Пастуро рассказывает о желтом цвете

СНОБ
Как модель для сборки Как модель для сборки

Шварцвальд: времена меняются, но не все в мире спешит меняться вместе с ними

Вокруг света
Как смотреть на реальность трезво и переубеждать других Как смотреть на реальность трезво и переубеждать других

Когда все меняется быстро, важно уметь корректировать взгляд на мир

РБК
10 главных инвестиционных трендов следующего десятилетия: куда вложить деньги 10 главных инвестиционных трендов следующего десятилетия: куда вложить деньги

Инвестиционные тренды, которые зарождаются и «выстрелят» в ближайшие годы

Forbes
«Мне хотелось отомстить»: как прошлые отношения мешают строить личную жизнь «Мне хотелось отомстить»: как прошлые отношения мешают строить личную жизнь

Как следует проживать травматичный опыт отношений?

Psychologies
Метод «90 минут»: как похудеть, изменив всего одну привычку Метод «90 минут»: как похудеть, изменив всего одну привычку

Новый и мягкий способ похудения — «90 минут»

Cosmopolitan
Стримеры в Китае зарабатывают миллиарды в день: как это работает и когда закончится Стримеры в Китае зарабатывают миллиарды в день: как это работает и когда закончится

Китайские инфлюенсеры бьют рекорды по продажам товаров через прямые эфиры

Forbes
Собаки и корабли: какие сны говорят, что твои отношения в опасности Собаки и корабли: какие сны говорят, что твои отношения в опасности

Сны могут быть тревожным звоночком: твои отношения в опасности

Cosmopolitan
Почему женщины ненавидят: что такое женская мизогиния и как она влияет на гендерное равенство Почему женщины ненавидят: что такое женская мизогиния и как она влияет на гендерное равенство

Мизогиния: в чем причина неприязни женщин друг к другу?

Esquire
10 способов сделать базовую вещь ультрамодной 10 способов сделать базовую вещь ультрамодной

С чем носить белую рубашку, чтобы быть самой стильной

Лиза
Физики придумали рентгеноскоп «три в одном» Физики придумали рентгеноскоп «три в одном»

физики реализовали многоканальную динамическую рентгеновскую визуализацию

N+1
Включили цвет Включили цвет

Жители этих районов в разных уголках мира не знают, что такое серые будни

Лиза
Человечество на диете: почему наши попытки сбросить вес терпят поражение Человечество на диете: почему наши попытки сбросить вес терпят поражение

Отрывок из книги Германа Понцера «Sapiens на диете»

Forbes
Открыть в приложении