Издательство АСТ выпустило книгу Соломона Волкова

ЭкспертКультура

Театр и власть

Издательство АСТ выпустило книгу Соломона Волкова, посвященную истории Большого театра — главного культурного бренда России

Вячеслав Суриков

Соломон Волков — музыковед, эмигрировавший в США из России еще в середине семидесятых и обосновавшийся в Нью-Йорке. По его собственному признанию, он редко покидает пределы Манхэттена и делает это без особой охоты. Тем не менее в его лице Россия заполучила одного из самых ярких историков русской культуры, прежде всего музыкальной, хотя одна из самых известных в России его книг представляет собой разговор с поэтом — «Диалоги с Иосифом Бродским». Популярность этой книги придала особый статус Волкову как собеседнику. Именно он был выбран для последнего телевизионного интервью с Евгением Евтушенко. Он говорил с Владимиром Спиваковым и с Валерием Гергиевым. Это собеседник номер один в мире русской культуры и особенно в музыкальной ее части, весьма осведомленный и тонко чувствующий все подводные течения и нюансы. Разговор с ним сразу становится статусным.

Волков и в самом деле искусный собеседник. Его разговоры с Александром Генисом на радио «Свобода», в которых они уже на протяжении многих лет обсуждают культурные события в Нью-Йорке, — образец интеллектуальной беседы.

Владение разговорным жанром чувствуется и в книгах, которые Соломон Волков пишет в жанре монолога. Он рассказывает истории из жизни музыкантов и политиков так, будто сам был их свидетелем, — эта разговорная интонация как раз подкупает в его книге и вызывает доверие, мы автоматически предполагаем, что имеем дело с осведомленным собеседником, который все видел и знает, как было на самом деле. Волков опирается на многочисленные мемуары, в и сумел извлечь из них информацию, показывающую общеизвестных героев иногда с неожиданной стороны. Это его видение, которое сформировалось в ходе многочисленных бесед с реальными культурными героями. Из них он мог почерпнуть логику мышления людей, которые оказываются в центре культурных процессов. Отсюда его убедительность.

Книга Волкова о Большом написана как вербализация главного культурного мифа России, который существует в самых разных проявлениях и глубоко проник в сознание самых разных людей по всему миру. Волков наблюдает этапы его становления и называет тех, кто приложил к этому наибольшие усилия. Прежде всего это директора театра, которые взяли на себя основной груз столь ответственной ноши: Верстовский, Теляковский, Голованов. За их спинами всегда — незримо или, наоборот, более чем заметно — стоит фигура правителя. Едва ли не основные симпатии автора адресованы Николаю I как царю, при котором Большой приобрел тот вид, в котором просуществовал по меньшей мере до 1991 года. По степени внимания к Большому театру, который император сделал одним из инструментов репрезентации государственной власти, с Николаем I смог сравнится только Сталин, каким-то шестым чувством осознавший важность театра как во внутренней, так и внешней политике.

По-настоящему таковым Большой стал, скорее, уже в хрущевские и брежневские времена, когда его артисты начали выезжать на гастроли и поражать западную публику совершенством исполнения и хореографии. Возможно, это была лишь тень того театра, который сформировался при Верстовском и Теляковском, но от это стал менее впечатляющим для западного культурного мира, который еще помнил «Русские сезоны» Дягилева, оставившие неизгладимое впечатление о совершенстве русского балета.

Соломон Волков пишет историю Большого через истории людей, которые в разные периоды выступали на его сцене, и каждый из них свидетельствует, что этот театр был и остается незаурядным явлением: Шаляпин, Собинов, Плисецкая, Вишневская… Отступления в политическую историю — часть концепции, Волков таким образом лишь демонстрирует, что культурная институция столь высокого уровня могла возникнуть только при мощной поддержке и заинтересованности в ней государства. Власть видит в театре, в его структуре свое отражение. Через него она демонстрирует себя. Не исключено, что это в той или иной форме происходит и по сей день. Есть вещи, которые с годами не меняются.

 Волков С. Большой театр: Культура и политика. Новая история. — М.: АСТ, 2018. — 560 с.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

13 крупнейших взяток в новейшей истории России 13 крупнейших взяток в новейшей истории России

Какие самые крупные взятки получали министры, губернаторы, мэры и силовики

Forbes
Дом вашей мечты Дом вашей мечты

Дизайнеры интерьеров отвечают на самые актуальные вопросы о доме и ремонте

Домашний Очаг
Обзор TWS-гарнитуры Huawei FreeBuds 4i: четверка с плюсом Обзор TWS-гарнитуры Huawei FreeBuds 4i: четверка с плюсом

Наушники от Huawei показали образцовую автономность и отличное качество звучания

CHIP
15 городов, исчезнувших с лица земли 15 городов, исчезнувших с лица земли

От этих городов не осталось ничего, но ты все равно захочешь их посетить

Maxim
Бить или не бить Бить или не бить

Татуировки – как выбирать рисунок, у кого его сделать и как от него избавиться

GQ
«О героях помнят, но землю наследуют выжившие» «О героях помнят, но землю наследуют выжившие»

Екатерина Шульман о «Властелине колец» Толкина и Джексона

Weekend
Лебединое озеро Лебединое озеро

Самым теплым морем в этом году оказалось озеро Байкал — и самым светским

Tatler
Отчаянные безбилетники: как мигранты прячутся в отсеках шасси и почему это смертельно опасно Отчаянные безбилетники: как мигранты прячутся в отсеках шасси и почему это смертельно опасно

Как мигранты пытались добраться до стран первого мира в колесных нишах самолётов

TJ
В Чили обнаружен новый вид титанозавра В Чили обнаружен новый вид титанозавра

Чилийские палеонтологи обнаружили огромного титанозавра

National Geographic
Не хочу и не буду: почему отказаться от готовки — правильное решение Не хочу и не буду: почему отказаться от готовки — правильное решение

Почему ошибаются мужчины, утверждающие, что женщина обязана уметь готовить

Cosmopolitan
Прыжок к свободе Прыжок к свободе

Как уехать к морю и найти себя

Vogue
Взбитые сливки Взбитые сливки

Хозяйка этого дома обожает интерьеры французских дворцов

AD
Новый мир в штате Чьяпас Новый мир в штате Чьяпас

Жизнь революционных сапатистов

Вокруг света
Дмитрий Глуховский: Лучше всего мне удается болтать, хуже — писать, а больше мне не удается вообще ничего Дмитрий Глуховский: Лучше всего мне удается болтать, хуже — писать, а больше мне не удается вообще ничего

Дмитрий Глуховский смело экспериментирует с новыми форматами

СНОБ
Марсоход Perseverance извлек кислород из атмосферы Красной планеты Марсоход Perseverance извлек кислород из атмосферы Красной планеты

Шестиколесный робот-марсоход Perseverance извлек из атмосферы Марса кислород

Forbes
Взлететь с пятачка: авиация Взлететь с пятачка: авиация

Как создавался самолет, не нуждающийся в длинной ВПП

Популярная механика
Предохранительная грамота Предохранительная грамота

Мифы и правда об оральных контрацептивах — разбираемся вместе с врачами

Glamour
Глубокая заморозка Глубокая заморозка

Процедура сохранения фертильности все больше заботит умы 30-летних

Grazia
Закладка для псалмов, которую оценили только через 12 лет после создания: история стикеров Post-it Закладка для псалмов, которую оценили только через 12 лет после создания: история стикеров Post-it

Каждый великий новый продукт по крайней мере трижды убивается руководством

VC.RU
«Ты наступил мне на ботинок»: что и почему носит Чедвик Боузман и другие в фильме «Ма Рейни: Мать блюза» «Ты наступил мне на ботинок»: что и почему носит Чедвик Боузман и другие в фильме «Ма Рейни: Мать блюза»

Как в фильме «Ма Рейни: Мать блюза» костюмы отражают характеры героев

Esquire
Осознанный выбор Осознанный выбор

Что значит быть экологичными, насколько нам это удается и для чего это нужно

Psychologies
«Гнев человеческий» Гая Ричи: Голливуд времен старой этики «Гнев человеческий» Гая Ричи: Голливуд времен старой этики

Гай Ричи возвращает нас в Голливуд семидесятых-восьмидесятых годов

Эксперт
Полицейское насилие получило тройное осуждение Полицейское насилие получило тройное осуждение

В США суд присяжных признал виновным экс-полицейского Дерека Шовина

РБК
Он долго решался / не решался признаться ей в любви Он долго решался / не решался признаться ей в любви

Буквы одинаковые — значения противоположные

Наука
Почему важно не только учиться, но и разучиваться Почему важно не только учиться, но и разучиваться

Способность избавляться от полученных знаний — это тоже суперсила

Reminder
Тату, селебрити и андерграунд: трушное интервью Playboy с фотографом Катей Котовой Тату, селебрити и андерграунд: трушное интервью Playboy с фотографом Катей Котовой

Если визуал, то исключительно с концептом

Playboy
Голая правда Голая правда

Как похудеть к лету и срочно подкачаться к сезону футболок и поло?

Men’s Health
Сити-брейк: когда нужен короткий выходной Сити-брейк: когда нужен короткий выходной

Путешествие на пару дней в другой город – отличный вариант, чтобы развеяться

Лиза
По Юлиной дорожке. Зачем Алексей Навальный заболел в колонии По Юлиной дорожке. Зачем Алексей Навальный заболел в колонии

Алексея Навального упорно не хотят выводить с информационного поля

СНОБ
От детокса клизмой до распаривания вагины: главные бьюти-скандалы Гвинет Пэлтроу От детокса клизмой до распаривания вагины: главные бьюти-скандалы Гвинет Пэлтроу

Основные бьюти-скандалы вокруг Гвинет Пэлтроу

Cosmopolitan
Открыть в приложении