Один из путей поддержки экспортного потенциала России

ЭкспертБизнес

Тяжеловесные возможности

Одним из путей поддержки экспортного потенциала России и повышения эффективности железнодорожных перевозок становится расширение использования вагонов повышенной грузоподъемности

Сергей Кудияров

На протяжении последних лет добыча угля в нашей стране уверенно росла, за 2000–2017 годы она увеличилась более чем в полтора раза — с 258 млн до 407 млн тонн. Главным триггером роста выступило развитие экспорта. Объемы экспортных отправок угля из России на внешние рынки, по данным ФТС, за 2001–2017 годы выросли более чем в четыре раза, с 44 млн до 181 млн тонн (см. график 1). При этом все большее значение для российских угольщиков приобретают рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Если в 2001 году на поставки в Азию пришлось 39% всего российского угольного экспорта, то в 2017-м уже 56%. В натуральном выражении рост еще более впечатляющий — с 16,4 млн до 102,1 млн тонн.

На мировом угольном рынке у России есть свои преимущества. Как отмечают эксперты, отечественные поставщики отличаются высокой конкурентоспособностью как по качеству продукции, так и по стоимости ее добычи.

Но есть у российского угля и большая проблема. Отечественные поставщики проигрывают своим основным зарубежным конкурентам по протяженности сухопутного плеча доставки продукта от шахты к экспортному порту. Для Австралии этот показатель не превышает 300 км, в Индонезии находится в пределах 100–150 км. В России основные угольные месторождения расположены далеко во внутренних районах страны, поэтому средняя дальность экспортных поставок угля железнодорожным транспортом по итогам 2017 года превысила 4500 км. Если говорить о поставках из Кузбасса, крупнейшего и важнейшего каменноугольного бассейна страны, в порты Дальнего Востока, обслуживающие поставки российского угля на наиболее перспективные азиатские рынки, то здесь сухопутное плечо доставки достигает 5500–6000 км. Разница с конкурентами — несопоставимая.

Поэтому для угольщиков очень важным становится достижение как можно большей эффективности железнодорожных перевозок, особенно в восточном направлении.

Поворот на восток

Возможность железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона, то есть железных дорог восточнее Кузбасса, справиться с возрастающим грузопотоком справедливо вызывает опасения. Например, БАМ на значительной части своей протяженности не электрифицирован и представляет собой однопутную линию с разъездами для пропуска встречных поездов.

Необходимость развития железнодорожной инфраструктуры восточных регионов страны не осталась без внимания государства. В 2013 году президент и правительство России приняли решение предоставить государственную поддержку РЖД в реализации проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей».

«К 2020 году объемы вывоза продукции с основных месторождений Восточного полигона прогнозируются на уровне 124,9 миллиона тонн, на 66,8 миллиона тонн больше, чем в 2012 году. При условии освоения этих перспективных объемов перевозок общая протяженность узких мест на полигоне резко возрастет. Именно поэтому становится актуальным проект развития инфраструктуры БАМ-2», — рассказывает руководитель отдела исследований транспортного машиностроения Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Игорь Скок.

Президент России Владимир Путин в начале марта в своем послании Федеральному собранию заявил, что пропускная способность Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока должна быть в течение шести лет увеличена в полтора раза — до 180 млн тонн. По словам генерального директора РЖД Олега Белозерова, на это потребуется до триллиона рублей.

Но угольная отрасль и портовая инфраструктура тоже не стоят на месте. Согласно намерениям угольных компаний, объемы вывоза с месторождений за тот же период могут вырасти до 260,8 млн тонн, это на 76,1 млн тонн больше запланированных возможностей инфраструктуры (см. график 2).

Таким образом, уже на горизонте ближайших пяти лет может возникнуть существенный дисбаланс пропускной способности железных дорог и объектов портовой инфраструктуры.

Грузить больше

Одним из вариантов решения проблемы становится усиление организационнотехнических мероприятий по оптимизации технологии перевозочного процесса. В том числе развитие тяжеловесного движения — обеспечение пропуска грузовых поездов с весовой нормой не менее 7100 тонн и эксплуатации вагонов с нагрузкой 25 тонн на ось, о чем говорится в паспорте инвестиционного проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей».

Больших усилий для этого прилагать не надо. В России такие вагоны уже несколько лет производятся массово. Модели нового поколения предлагают «Объединенная вагонная компания» (ОВК), «Уралвагонзавод», «Завод металлоконструкций» (Энгельс), «РМ-Рейл».

Одно из преимуществ вагонов с нагрузкой 25 тонн на ось — повышенная грузоподъемность при стандартных габаритах. Это увеличивает погрузку в один вагон на 6–8 тонн и эффективно при перевозках всех грузов, но особенно массовых — строительных, руд и, конечно же, угля. На железных дорогах России на массовые грузы приходится две трети всего объема перевозок.

Более того, вагоны именно такого типа сегодня определяют лицо российского вагоностроения. Их доля в объеме производства выросла с 30% в 2014 году до 62% в 2017-м, в сегменте полувагонов они занимают почти 85%.

«По состоянию на апрель 2018 года доля инновационных полувагонов составляет порядка 15 процентов общего парка полувагонов», — говорит Игорь Скок.

«У нас есть довольно большой опыт работы с инновационными вагонами. К концу прошлого года у нас было более 15,6 тысячи вагонов грузоподъемностью 75 и 77 тонн. В ближайшие два года мы планируем довести их число до 27,7 тысячи, — говорит заместитель генерального директора СУЭК Денис Илатовский. — Такие вагоны имеют увеличенный кузов, что позволяет провозить большие объемы грузов, а это весьма выгодно для грузоотправителей. Я уверен, что для развития российских железных дорог и угольной индустрии развитие тяжеловесного движения критически важно».

В России уже появились компании, полностью ориентированные на использование вагонов нового поколения. В числе крупнейших можно отметить «Первую тяжеловесную компанию» (ПТК). Она была создана группой «Промышленные инвесторы» только в 2016 году, но уже имеет в своем распоряжении парк численностью более 40 тыс. вагонов.

Как отмечают в ПТК, уже по итогам 2017 года более 20% прироста экспорта угля обеспечено вагонами повышенной грузоподъемности. В перспективе их доля будет расти и уже к 2021 году достигнет 25% российского парка полувагонов.

«Каждые 10 тысяч вагонов с осевой нагрузкой 25 тонн — это дополнительно более миллиона тонн перевезенного груза без увеличения вагонопотока и необходимости вложений в инфраструктуру», — говорят в ПТК.

Кузбасс — Находка без лишних осмотров

«Другое значительное преимущество вагонов нового поколения заключается в увеличенном ресурсе узлов и деталей и увеличенных межремонтных пробегах. За счет этого вагон может дольше находиться на сети в рабочем парке и приносить больше прибыли владельцу», — рассказывает Игорь Скок.

В характеристиках полувагонов ОВК от постройки до первого деповского ремонта указывается восемь лет или 1 млн километров пробега, в то время как для подвижного состава старых моделей эти показатели составляют три года и 210 тыс. км соответственно. Инновационные вагоны, по статистике РЖД, в пять раз реже сталкиваются с необходимостью текущего отцепочного ремонта (когда вагон вынужденно отцепляется от состава из-за неисправности).

В ПТК отмечают, что вагоны повышенной грузоподъемности лучше зарекомендовали себя в плане экономичности и безопасности. Рессорное подвешивание обеспечивает различную жесткость для вагона в порожнем и груженом состоянии, что увеличивает устойчивость против схода с рельсов. Рациональные характеристики подвешивания и конструкция гасителя колебаний снизили динамическое воздействие на путь и на саму конструкцию тележки. Это, а также применение в износостойких элементах тележки новых решений и материалов позволило производителю существенно повысить ее надежность, а РЖД — организовать движение с гарантийным плечом 6000 км, на котором не нужно проводить осмотр вагонов в пути следования.

Еще не предел

По данным научно-технического совета РЖД, при использовании вагонов с нагрузкой 25 тонн на ось вес поезда увеличивается на 500 тонн, что снижает потребность в локомотивах и локомотивных бригадах на 11% и увеличивает провозную способность инфраструктуры на 6%.

Отметим, что нагрузка 25 тонн на ось для железнодорожного транспорта в мировой практике далеко не предел. Например, в Австралии на путях общего пользования осевая нагрузка составляет 27 тонн, а на отдельных линиях даже достигает 40 тонн. В Китае внедрена осевая нагрузка 30 тонн. В США на железных дорогах первого класса осевая нагрузка может достигать 35 тонн.

В России испытания вагонов с нагрузкой 27 тонн на ось производства ОВК проходят с лета 2017 года. Парк работает на участке Качканар—Смычка Свердловской железной дороги, чтобы оценить уровень воздействия на путь, затраты на тягу и так далее.

По мнению заведующего кафедрой вагонов и вагонного хозяйства Петербургского государственного университета путей сообщения (ПГУПС) Юрия Бороненко, воздействия на путь при организации движения с использованием вагонов 27 тонн на ось не избежать. «У них большая осевая нагрузка и уменьшенная динамическая нагрузка», — отмечает он и уточняет, что расходы РЖД заключаются не только в содержании инфраструктуры. Есть также затраты на локомотивную тягу, которые подвижной состав с нагрузкой 27 тонн на ось как раз и позволит сократить, поскольку уменьшается сопротивление движению и поезд расходует меньше энергии.

Увеличение осевой нагрузки дает непосредственный экономический эффект. Так, в США при росте средней осевой нагрузки полувагонов с 27 тонн в 1983 году до 32 тонн в 2013-м удельные затраты на содержание инфраструктуры сократились с 7,5 доллара на 1000 тоннокилометров грузооборота до 3,6 доллара (см. график 3).

Таким образом, организационно-технические мероприятия по изменению технологии перевозочного процесса способны не только увеличить объемы перевозок по Восточному полигону, но и непосредственно повлиять на оптимизацию инвестиций в модернизацию его инфраструктуры. А рост осевой нагрузки поможет ликвидировать диспропорции между пропускной способностью железных дорог и экспортными амбициями угольщиков.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

На рынке мяса грядет передел На рынке мяса грядет передел

Временный дефицит мясного сырья поставил переработчиков на грань выживания

Эксперт
Первый обзор нового Hyundai Santa Fe в России. Особенности, опции и цены Первый обзор нового Hyundai Santa Fe в России. Особенности, опции и цены

Autonews познакомился с новым Hyundai Santa Fe в России. Названы плюсы и минусы

РБК
Облачные хранилища бесплатно: где и сколько можно получить Облачные хранилища бесплатно: где и сколько можно получить

Самые популярные облачные хранилища: у каких условия самые лучшие?

CHIP
Незамеченная революция новатора-мученика: что нужно знать про Варлама Шаламова Незамеченная революция новатора-мученика: что нужно знать про Варлама Шаламова

Какую революцию Шаламов совершил в литературе и чем он отличается от Фуко

СНОБ
Почему витамины обозначаются буквами, а группа В еще и цифрами? Почему витамины обозначаются буквами, а группа В еще и цифрами?

Когда и как были открыты витамины и почему получили именно такие названия?

ТехИнсайдер
Самый мощный Jeep 2025 года Самый мощный Jeep 2025 года

В линейке внедорожников от Jeep появились настоящие монстры

4x4 Club
Валерий Фокин: Театр вписан в контекст времени Валерий Фокин: Театр вписан в контекст времени

Режиссер Валерий Фокин — о библейских текстах и вкусах современного зрителя

Ведомости
Все фильмы Дэвида Линча по порядку от хорошего к лучшему Все фильмы Дэвида Линча по порядку от хорошего к лучшему

Напоминаем кинофильмы Дэвида Линча, а еще то, что их нельзя смотреть по ТВ

Maxim
Турецкие сериалы, экстрасенсы и астрология: эксперты назвали самые популярные «постыдные удовольствия» россиянок Турецкие сериалы, экстрасенсы и астрология: эксперты назвали самые популярные «постыдные удовольствия» россиянок

Топ удовольствий, о которых стыдно говорить

Psychologies
В ушах и носу млекопитающих нашли новую скелетную ткань — липохрящ В ушах и носу млекопитающих нашли новую скелетную ткань — липохрящ

Группа ученых из десяти стран открыла липохрящ — новую скелетную ткань

N+1
Кубиты любят тишину Кубиты любят тишину

Чем квантовый компьютер лучше классического?

Наука и жизнь
Человек человеку… волк: разбираемся в эволюции оборотней в кино Человек человеку… волк: разбираемся в эволюции оборотней в кино

Откуда появились истории о вервольфах в кинематографе?

Правила жизни
Не дай себе замерзнуть! Не дай себе замерзнуть!

7 рабочих лайфхаков, которые помогут согреться в холода

Лиза
Национальный домен: какие приемы мировой практики в сети может применять российский бизнес Национальный домен: какие приемы мировой практики в сети может применять российский бизнес

Почему бизнес в России еще только в начале своего пути в онлайне

Inc.
Поле битвы — спорт: почему в США сорвался запуск уникального стримингового сервиса Поле битвы — спорт: почему в США сорвался запуск уникального стримингового сервиса

Нюансы скандального дела Venu Sports и монополии медиаимперий

Forbes
Синдром суперженщины: в чем причины выгорания и как выйти из борьбы за медаль идеальности Синдром суперженщины: в чем причины выгорания и как выйти из борьбы за медаль идеальности

Как думаешь, что общего у образа идеальной суперженщины с реальностью?

VOICE
Страна пяти сфер Страна пяти сфер

В Индии пять чувств используются не только по назначению, но и по максимуму

Вокруг света
Почему вино традиционно продается в бутылках объемом 750 мл, а не ровно литр? Почему вино традиционно продается в бутылках объемом 750 мл, а не ровно литр?

Почему винные бутылки объемом 0.75 литра стали мировым стандартом?

ТехИнсайдер
Что полезнее — ром, джин или коньяк? Что полезнее — ром, джин или коньяк?

В числе наиболее полезных спиртных молва числит джин, ром и коньяк. Так ли это?

Maxim
Татьяна Ходот Татьяна Ходот

Преподавательница геометрии Татьяна Ходот всю блокаду провела в Ленинграде

Собака.ru
Между войной и Великой депрессией Между войной и Великой депрессией

Мир после Первой мировой войны продолжал меняться с непривычной людям скоростью

Вокруг света
Ночевка на стойбище, селфи с мамонтами и езда на собачьих упряжках: почему стоит выбрать Югру для зимних путешествий Ночевка на стойбище, селфи с мамонтами и езда на собачьих упряжках: почему стоит выбрать Югру для зимних путешествий

Чем заняться в Югре и почему вам нужно исследовать этот северный регион России?

Psychologies
3 важные фразы, которые помогут вам с партнером стать ближе 3 важные фразы, которые помогут вам с партнером стать ближе

Некоторые, казалось бы, совсем простые фразы, могут быть очень важными

Psychologies
Когда растает лед: принесет ли глобальное потепление войну в Арктике Когда растает лед: принесет ли глобальное потепление войну в Арктике

Арктика может стать предметом не только споров, но и открытого столкновения

Forbes
Школа с именем Школа с именем

Зачем футболисты открывают академии своего имени?

Ведомости
10 черт, в которые влюбляются мужчины 10 черт, в которые влюбляются мужчины

Как происходит влюбленность у мужчин?

Psychologies
Другой мир: 7 фактов о загадочной Гренландии, крупнейшем острове в мире Другой мир: 7 фактов о загадочной Гренландии, крупнейшем острове в мире

Чем людей привлекает остров, более чем на 80% покрытый льдами?

ТехИнсайдер
Как Тимоти Шаламе не превратился в тарантула — «Боб Дилан. Никому не известный» Как Тимоти Шаламе не превратился в тарантула — «Боб Дилан. Никому не известный»

Каким получился (и каким не получился) «Никому не известный»

СНОБ
5 новых технологий, которые радикально изменят современный автопром 5 новых технологий, которые радикально изменят современный автопром

Современные автомобили давно стали гаджетами на колесах. Но что впереди?

РБК
«Я художник, я так вижу» «Я художник, я так вижу»

Зачем первопроходцы брали на борт профессиональных художников?

Вокруг света
Открыть в приложении