Стекло как двигатель прогресса
Впервые в России уральская компания начала выпускать сверхбольшие стеклопакеты. Ожидается, что это изменит облик российских городов и даст толчок к развитию предприятий по всей технологической цепочке
Челябинский завод «Модерн Гласс» запустил первое в стране производство сверхбольших стеклопакетов, которые используются для остекления фасадов зданий и декорирования интерьеров общественных зон. Ранее стеклопакеты размером до 3,3 × 12 метров — так называемый формат суперджамбо — импортировали из Европы и Китая, поскольку отечественные предприятия ограничивались изделиями длиной до шести метров.
«Модерн Гласс» надеется к концу 2024 года нарастить выпуск своей продукции под брендом Hugesize до 3,8 тыс. тонн, что позволит заместить до 90% импорта крупноформатных стеклопакетов и стеклоизделий строительного назначения.
Общие инвестиции в запуск производства составили 2,2 млрд рублей, из которых 1,58 млрд в виде льготного займа под 1% годовых на семь лет предоставил федеральный Фонд развития промышленности (ФРП). За счет этих средств на заводе установили оборудование для резки стекла, механической обработки, закалки, ламинирования, цифровой печати, а также сборки самих стеклопакетов.
Создать с нуля
Компания «Модерн Гласс» появилась в 2002 году, когда в России только начинал формироваться рынок архитектурного стекла. Сейчас продукция челябинцев представлена на 3500 объектов в трех частях света, в штате предприятия насчитывается 730 человек, а выручка превышает 5 млрд рублей. Производственные мощности завода позволяют ежегодно выпускать 750 тыс. квадратных метров стеклопакетов самых разных форм, размеров и свойств: энергосберегающие, электрообогреваемые, солнце- и шумозащитные, ударопрочные. Для этого компания использует более 150 видов стекла, отличающихся по толщине, типу покрытия и назначению.
Листы стекла на «Модерн Гласс» поставляют сторонние предприятия. Дальше стекло при помощи автоматического погрузчика на присосках переносится на стол резки, где из листа вырезают изделия разной формы. Затем кромки шлифуют, само стекло моют и сушат в автоматическом режиме. Кроме того, вся продукция проходит процедуру закаливания: нагревается до 600–680 градусов, а затем охлаждается. В результате устойчивость изделия к внешнему воздействию возрастает в пять-семь раз.
В стерильном помещении изготавливается многослойное ламинированное стекло: формируются «сэндвичи» из листов стекла и поливинилбутиральной пленки. Такие изделия снижают риск травмирования людей: если стекло разобьется, осколки не разлетятся, а останутся на ламинирующем слое. Окончательное склеивание триплекса происходит в гигантских автоклавах под высоким давлением.
Затем формируются сами стеклопакеты: два или три листа стекла соединяют алюминиевой рамой и герметизируют сначала бутиловой лентой, а затем специальным силиконом. Пространство между листами заполняется аргоном. Этот газ менее теплоемкий и теплопроводный, чем воздух, и снижает конвекционные движения внутри стеклопакета: окно пропускает меньше тепла, а в нижней краевой зоне не образуется конденсата и наледи.
Около 30% продукции «Модерн Гласс» отправляется на экспорт, в основном в страны СНГ. Если бы не внешнеполитическая ситуация, стеклопакеты компании поставлялись бы и в США: в этой стране не развито производство изделий формата джамбо, то есть длиной около шести метров. «У нас был открыт филиал в Нью-Джерси. Мы прошли все испытания и уже вот-вот должны были получить сертификат, но из-за санкций сотрудничество прекратилось. Сейчас поставлять свою продукцию для крупных проектов мы не можем, хотя спрос на подобные изделия бешеный и себестоимость наших стеклопакетов позволяет отгружать их в Америку», — рассказывает управляющий департаментом архитектурной продукции компании Антон Войцехович.
В России основные заказы приходятся на города-миллионники, в первую очередь на Москву. В столице стеклопакеты «Модерн Гласс» установлены в зданиях Москвы-Сити, ГЭС-2, в концертном зале «Зарядье» и на других объектах.
Первое, что бросается в глаза на территории завода «Модерн Гласс», — это «джамбовозы», огромные прицепы для перевозки стекла длиной 9 или 12 метров. Дно у таких прицепов полностью опускается на землю и служит подставкой, на которую устанавливают стекло или стеклопакеты. Во время погрузки «джамбовоз» поднимает поддон с закрепленным пирамидкой стеклом, а при разгрузке ставит поддон на землю и отъезжает.
«Это наша гордость, таких в России больше нет. “Джамбовозы” на 9 и 12 метров были изготовлены специально для нашей компании в Германии, у нас их три. Здесь ничего подобного никто не производит», — говорят на предприятии. Первые стеклопакеты Hugesize уже отправили на «джамбовозе» в Москву. В каком здании их установят, «Модерн Гласс» не раскрывает. Заводчане уверены, что в скором времени большеформатные стеклопакеты будут востребованы и на других проектах. Подобные изделия собирается использовать ряд столичных компаний, среди которых спорткомплекс «Олимпийский», ЖК «Бадаевский», небоскребы iCity и One Tower, штаб-квартира «Яндекса» и СберСити, а также вторая очередь Лахта-центра в Санкт-Петербурге.
Проектная мощность линии по выпуску стеклопакетов Hugesize составляет 150 тыс. квадратных метров в год. Однако до полной загрузки еще далеко. «Мы пока не вышли на стопроцентную мощность. Основная проблема сейчас — люди, которые будут работать на новом оборудовании. У нас открыто порядка 97 вакансий. Клиенты ждут новые стеклопакеты, но мы не можем взять заказы, пока не обучим всех сотрудников: оборудование уникальное, на нем нужно учиться работать», — поясняет исполнительный директор Дмитрий Дышаков.
И повести за собой
«Мы не только меняем облик городов. В первую очередь мы меняем вообще всю технологическую цепочку», — отмечают в «Модерн Гласс». На заре существования компании стеклянные листы приходилось завозить из Европы. Теперь же завод использует стекло исключительно российского производства. Предприятие формирует спрос, на который откликаются отечественные поставщики.
Сегодня сверхгабаритное листовое стекло «Модерн Гласс» покупает у башкирской компании «Салаватстекло» и «Ларта Гласс» из Ростовской области. «У нас возникла идея начать выпуск стеклопакетов размером до 12 метров. Мы это обсудили с “Салаватстеклом”, и они согласились производить такие листы. Для этого им пришлось изменить структуру производства, дополнительно нанять людей, купить оборудование, модернизировать и расширить корпуса», — говорит Дмитрий Дышаков.
В «Ларта Гласс» сообщили, что сотрудничают с челябинцами не первый год: «Над каждым проектом работаем сообща, чтобы подобрать стекло нужного формата, толщины и определенного уровня энергоэффективности». Речь идет в том числе о магнетронном напылении на стекло, которое позволяет удерживать тепло в помещении и защищает от солнца.
Стекло сверхгабаритного формата с энергоэффективным напылением компания поставляет на завод «Модерн Гласс» с 2022 года. В феврале 2023-го «Ларта Гласс» запустила производство с покрытием в новом формате — более девяти метров. «Производство такого листа с напылением — уникальная для российского рынка компетенция. Ранее мультифункциональное стекло подобных размеров можно было заказать только в Европе и Китае. Первым партнером, который изготовил стеклопакет с нашим новым стеклом, стала компания “Модерн Гласс”», — рассказывает директор по маркетингу «Ларта Гласс» Максим Колдышев.
Однако «Модерн Гласс» влияет не только на своих подрядчиков, но и на заказчиков. «Сегодня мы стараемся подключаться к работе на этапе проектирования здания. Когда мы выпускали стандартные изделия, то обычно пропускали этот этап: клиенты просто приходили и просили изготовить стеклопакеты по готовому техзаданию, — отмечает Антон Войцехович. — А теперь в компании появился отдел, который непосредственно взаимодействует с архитекторами и проектировщиками. Мы вместе с “Ларта Гласс” и “Салаватстеклом” участвуем в различных семинарах, показываем нашу продукцию, все объясняем».
В некоторых ситуациях челябинский завод не рассчитывает на партнеров, а самостоятельно импортозамещает необходимую продукцию. На предприятии установлено иностранное, в том числе европейское оборудование. Например, стекло поднимается за счет присосок, которые раньше привозились из Германии или Австрии. Сейчас «Модерн Гласс» покупает для этих присосок запчасти отечественного производства и собирает готовые изделия на своей площадке. В планах — освоить сборку конвейеров и другой необходимой техники. Компания рассчитывает, что сторонние фирмы подключатся к изготовлению комплектующих.
В целом компании «Модерн Гласс», ее поставщикам, а также российским архитекторам еще есть куда стремиться: в Китае уже производят стеклопакеты длиной до 22 метров. «Модерн Гласс» не исключает, что в будущем может расширить производство и начать выпуск изделий длиной более 12 метров. В прошлом году завод увеличил свои мощности на 50%, а сейчас на предприятии опять идет стройка: к существующим 43 тыс. квадратных метров площадей готовятся добавить еще 15 тыс.
Представители отрасли уверены, что спрос на сверхбольшие стеклопакеты и в мире, и в России будет расти. «Панорамное остекление пользуется популярностью в нашей стране уже давно, не меньше семи лет, мы с этим активно работаем. Чем больше окна — тем выше уровень архитектурного сооружения. Как только слышим слово “бизнес-класс”, то ждем много стекла и света, — отмечает эксперт по ремонту, владелец компании Jewel home Игорь Грызенков.
По его словам, широкое использование сверхбольших стеклопакетов в строительстве может сдерживаться их дороговизной и недостаточным опытом строителей при работе с такой продукцией. Кроме того, линии на заводе нужно настраивать под конкретного заказчика: работать на потоке не получится не только из-за эстетической составляющей, но в первую очередь из-за инженерно-технических требований к конкретному объекту.
«Появление такого производства в нашей стране, безусловно, изменит ситуацию, но думаю, что челябинские стеклопакеты активно начнут использовать не раньше чем через полтора-два года. Когда достроят первые объекты и можно будет увидеть их, оценить, посмотреть, как обстоят дела с эксплуатацией. Проблем с качеством самого стекла скорее всего не будет: оно однозначно должно быть сверхпрочным», — резюмирует Игорь Грызенков.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl