России не хватает своего холода
Холодильное оборудование используется почти во всех отраслях промышленности, но отечественные производители пока не могут справиться с импортозависимостью в этой сфере

«Если бы я знал, с чем мы столкнемся, я бы никогда не открыл производство холодильного оборудования», — говорит Максим Краснов, собственник и генеральный директор компании «Энергия холода».

Максима Краснова можно назвать потомственным специалистом по холодообеспечению. Он получил образование в этой сфере, продолжив династию, и сразу начал работать по профессии. В 2011 году основал «Энергию холода». Поначалу компания занималась поставками импортных холодильных машин и тепловых насосов, а в 2016 году открыла собственное производство под брендом NCT. «После событий 2014 года доллар подорожал в два раза. Из-за этого американское, китайское и индийское оборудование, которое мы представляли, стало для заказчиков слишком дорогим. В то же время наши западные партнеры без объяснения причин начали ограничивать продажи, не поставляли в Россию уже купленное оборудование. И мы решили открыть собственное производство», — рассказывает Максим Краснов.
В основном «Энергия холода» выпускает градирни и чиллеры. В градирнях вода охлаждается путем теплообмена с окружающим воздухом. Такие устройства применяются в составе систем кондиционирования или как самостоятельное промышленное водоохлаждающее оборудование. Чиллеры — более мощные агрегаты. В их состав входят испаритель, компрессор, конденсатор и дополнительные узлы для контроля процесса, а само охлаждение выполняется за счет испарения хладона.
«За время существования компании мы реализовали более 700 самых разных проектов: устанавливали системы холодоснабжения и в небольших пивоварнях, и на станции “Росатома” в Бангладеш. Наше оборудование работает на производствах автомобилей, сигарет, соленых огурцов, в бизнес-центрах и в снежных пушках на лыжных трассах», — рассказывает основатель «Энергии холода». Такое разнообразие клиентов объясняется тем, что охлаждение требуется практически любой машине.
Новые возможности
События 2022 года и последующий уход западных фирм с российского рынка сыграли на руку отечественным производителям. Если раньше им приходилось соревноваться с европейскими и американскими конкурентами, то сейчас занятые прежде ниши освободились. В итоге выручка «Энергии холода» за прошлый год выросла на 60%, достигнув почти миллиарда рублей. Компания выпускает порядка 100 единиц продукции в год.
«Сейчас наши линии загружены заказами на несколько месяцев вперед. Из-за этого сроки поставки с привычных 12 недель увеличились до 18. Мы уже подумываем о введении второй смены», — рассказывает Максим Краснов. По его словам, на «Энергию холода» обратили внимание крупные производственные компании и застройщики, которые раньше сотрудничали исключительно с западными партнерами. В будущем предприятие не исключает возможности расширения производства и даже экспорта своей продукции в Беларусь и Казахстан.
Завод «Рефкул» (входит в группу компаний «Термокул»), который изготавливает промышленное холодильное и климатическое оборудование для IT-отрасли, пищевой промышленности, бизнес- и торговых центров, работает в три смены и тоже обеспечен заказами на два-три месяца вперед. «Объем производства в 2022 году увеличился на 100 процентов по сравнению с 2021-м — это обусловлено повышением спроса на российское оборудование. Чтобы “переварить” такой рост, мы оптимизируем бизнес-процессы, расширяем склад запчастей, нанимаем новых сотрудников и улучшаем качество выпускаемой техники», — говорят на заводе.
Однако, несмотря на быстрое развитие российского производства, доля импорта в сфере комплектующих для холодильного оборудования остается очень высокой. Если раньше детали завозили в основном из западных стран, то в прошлом году освободившуюся нишу заняли китайские компании с более дешевой продукцией. За семь лет, прошедших с момента запуска завода, ситуация со многими ключевыми комплектующими не изменилась: они по-прежнему не производятся в России, отмечают в «Энергии холода». По словам Максима Краснова, градирни NCT удалось локализовать примерно на 80%. «Мы сами делаем металлические и пластиковые элементы, вентиляторы. Но электродвигатели и системы привода для вентиляторов приходится покупать за рубежом. Отечественные производители берут заказы только на большие партии, а у нас штучное производство», — комментирует бизнесмен.