Спасать еду пока невыгодно
В России решили начать бороться с продовольственными отходами, которые занимают треть российских свалок. Для достижения результата необходимо не только принять новые законы, но и склонить население к осознанному потреблению
Порядка одного миллиона тонн продовольствия в год можно спасти, если масштабировать в стране развитие системы фудшеринга (от англ. food — «еда», share — «делиться»), — заявили на днях в Минпромторге. И это лишь шестая часть от общего объема выбрасываемых на свалку продуктов. В России уже не первый год стараются продвинуть законодательные решения, которые поспособствуют разумному обращению с продуктами питания, однако только сейчас проблемой занялись основательно: в настоящее время к обсуждению законодательных инициатив подключились представители торговых сетей, профильные ассоциации, министерства и ведомства (Минпромторг, Минфин, ФНС). Ожидается, что уже осенью будут приняты законодательные инициативы, позволяющие решить несколько важных задач: социальных (помощь нуждающимся, борьба с голодом), экологических (уменьшение количества отходов, разгрузка мусорных полигонов), экономических (сокращение ресурсов на производство продукции). Но главное решение, которого ожидают от властей, — это отмена НДС на продукты, которые ретейлеры готовы отдавать на фудшеринг. Без этого розничным сетям выгоднее отправлять продукты на свалку.
Рискованная переработка
Группа экспертов из международной программы ООН по окружающей среде (UNEP) подсчитала, что в мире около 17% всех продуктов питания выбрасываются на свалку, это более миллиарда тонн пригодных к употреблению продуктов питания (по данным за 2021 год). Больше всего пищевых отходов создают домашние хозяйства (более 50%), затем идут более сознательные в вопросах утилизации заведения общественного питания (более 20%) и продуктовый ретейл (более 12%). По категориям больше всего идет на свалку овощей и фруктов (45%), затем мясо, рыба, птица — 30%, и чуть меньше 25% приходится на скоропортящиеся товары.
В России ежегодно выбрасывают на свалку 17 млн тонн пригодных к использованию продуктов на сумму около 1,6 трлн рублей, следует из данных рабочей группы FoodNet Национальной технологической инициативы (НТИ) за прошлый год. Например, только в магазинах группы X5 Retail Group в 2021 году была списан миллион тонн товаров. Большая часть отходов — 57% — отправлена на свалки, отмечается в отчете компании об устойчивом развитии, опубликованном в 2022 году.
По данным проекта «Без потерь!» Агентства стратегических инициатив (АСИ), если не снизить количество пищевых отходов, емкости мусорных полигонов в России хватит на трипять лет. Отмечается, что в 17,9 млн тонн пищевых отходов ежегодно превращается 20% продовольственных потерь, образующихся на этапе розничной торговли и потребления. В итоге именно пищевые отходы занимают треть свалок, их доля в составе твердых коммунальных отходов (ТКО) — до 30%.
В странах, где давно ведется контроль за отходами, реализуется два механизма уменьшения количества продовольственных отходов: переработка продуктов до истечения срока годности и благотворительность — так называемый фудшеринг.
Как правило, переработанные продукты питания идут на производство кормов для животных (прежде всего сельскохозяйственных) и удобрений, а также для создания биогаза. Например, российская компания X5 уже не первый год практикует передачу продуктов питания фермерам: в 2020 году на корма животным было передано 88 тыс. тонн продукции с истекающим сроком годности, в 2021 году — 93 тыс. тонн.
Просроченный продукт передавать на корм животных и удобрения запрещено на законодательном уровне. Фиксирует пригодность ингредиентов для переработки на корм для животных информационная система «Меркурий» (автоматизированная система для электронной сертификации грузов, за которыми установлен государственный ветеринарный контроль на территории РФ). Все сведения об ингредиентах, которые закупает производитель кормов, в том числе сроки годности, вносятся в эту базу данных поставщиками. После переработки сырья производитель снова должен вносить в «Меркурий» данные об использованном сырье. Срок годности истек — производитель должен продукт или ингредиент утилизировать. Что, впрочем, не мешает небольшим частным фермерам закупать на корм животным продукты питания с уже истекшим сроком годности, о чем свидетельствуют частные объявления.
Продуктовые ретейлеры отдают, как правило, небольшую часть продукции на переработку либо за символическую плату, либо бесплатно. Спрос на продукты с истекающим сроком годности не очень большой, так как велики риски, что продукция не будет вовремя переработана. Например, сеть «Лента» передала в 2021 году на переработку более 21 тонны пищевых отходов. С 2019 года всего было передано более 35 тонн продукции. «В соответствии с законодательством мы можем передавать товары сельхозпроизводителям, которые используют их для изготовления компостных материалов и кормов для животных. Это овощи и фрукты, хлебобулочные изделия: для передачи таких товаров не требуется ветеринарная экспертиза. Если говорить о мясной, молочной и другой продукции, она отправляется на утилизацию, поскольку должна пройти контроль на пригодность к переработке», — объяснили в пресс-службе «Ленты». Каждый год «Лента» ставит цель по списанию продукции — в 2021 году эта граница не превышала 3% от оборота. Добиться столь небольшой доли удается не всем ретейлерам. В среднем от 23 до 7% продуктов они отправляют на свалку.
Сети ищут и альтернативные пути переработки продуктов. «У нас сейчас есть пилот по утилизации отходов с помощью червей (вермикомпостирование. — “Эксперт”). Не все продукты подходят, основной рацион червей — фрукты и овощи. Черви перерабатывают еду и производят полезный биогумус, который можно потом использовать», — рассказала начальник управления по корпоративному бренду X5 Group Галина Секиринская. Переработанные пищевые отходы можно использовать как комбикорм, сырье для питательных добавок, удобрения для технических культур — льна и конопли.
Процессы переработки продуктов пока не получают большого масштаба, так как в стране нет соответствующего законодательства: в профильных законах — «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (29-ФЗ) и «Об отходах производства и потребления» (89-ФЗ) — не прописаны понятия переработки, хранения, утилизации и уничтожения просроченной продукции.
Нет отходам
Во многих западных странах обращение с пищевыми отходами регулируется очень жестко. Например, в некоторых странах ЕС заведениям общественного питания и магазинам запрещено выбрасывать продукты питания с истекшим сроком годности, но пригодными в пищу. За утилизацию таких продуктов питания юридическое лицо ждет крупный штраф. Соответствующие законы были приняты еще в 2016 году в Испании, Италии и Франции. Например, в Испании штраф составляет около 500 тыс. евро. В Чехии тоже запретили выбрасывать еду, однако закон касается крупных продуктовых магазинов общей площадью более 400 квадратных метров (штраф почти 400 тыс. евро). В этих странах еду не выбрасывают, а передают в банки еды.
Инициативы, в том числе законодательные, в Европе вводятся каждый год. В 2020 году была принята европейская стратегия по сокращению пищевых отходов. Документ содержит разные решения, начиная с просвещения населения, которое призывают прежде всего сократить чрезмерное потребление, до законодательных инициатив.
Так, в конце августа текущего года в Великобритании в супермаркетах стали изменять маркировку продуктов питания, сообщал Bloomberg. Убрали маркировку со сроком годности с необработанных фруктов и овощей, а также молока и некоторой молочной продукции. Подлежит изменению и маркировка с указанием сроков годности: вместо «годен до» меняется на «употребить до», то есть вместо строгих сроков годности они имеют более рекомендательный характер.
В европейских странах распространены мобильные приложения, с помощью которых любой желающий может «спасти» пропадающую еду из кафе, ресторана, магазина, пекарни. Пользователи этого приложения не только нуждающиеся, но и люди, которые думают об экологии или хотят сэкономить.
В США и Канаде уже довольно долго существуют настоящие социальные офлайн-супермаркеты. В них может прийти любой желающий и взять нужный набор продуктов: фрукты и овощи — сколько угодно, а мясо, молочные продукты — ограниченное количество. Зайти в социальный супермаркет можно два раза в месяц. Посещение фиксируется с помощью удостоверения личности.
В Китае в прошлом году Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей принял закон об ответственности потребителей за пищевые отходы. Теперь посетители заведений общественного питания обязаны заплатить за то, что не доели в заведении. Эти средства идут на компенсацию расходов на утилизацию, сообщило информационное агентство «Синьхуа».
Невыгодный фудшеринг
А что у нас? Передача еды на благотворительные цели — фудшеринг — выглядит логическим решением. Но ретейлерам сегодня выгоднее и проще выбросить еду на свалку, чем отдать людям. Все дело в налогах. При утилизации продукции продавец получает вычет входного НДС (который учитывается при закупках товаров), а при передаче продуктов питания на благотворительные цели права на вычет НДС нет. «Мы, когда покупаем товар, тут же устанавливаем НДС, принимаем к вычету, потом, если товар продается, покупатель платит этот НДС. Если мы товар не продаем, а списываем, то НДС нам платить не нужно. А если мы передаем на благотворительность, мы должны оплатить этот НДС, как будто бы мы этот товар продали, — рассказывает Галина Секиринская.
В профильных министерствах и ведомствах сейчас прорабатываются разные варианты решений этой задачи. «В частности, рассматривается возможность предоставить компаниям право возместить НДС на продукцию, которую они передают на благотворительность, либо отменить данный вид налога для ретейлеров и производителей при передаче продуктов в НКО», — пояснил «Эксперту» председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев.
Крупные сетевые ретейлеры признаются, что отмена налогов помогла бы заниматься не только переработкой продуктов, но и благотворительностью. Но нельзя сказать, что игроки продуктового рынка совсем не занимаются этим. Летом пилотные проекты по раздаче еды нуждающимся запустили X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и др.) и сеть «Магнит» совместно с благотворительным фондом «Банк еды “Русь”».
В конце августа «Магнит» и X5 Retail Group присоединились к проекту АСИ «Без потерь!», направленного на разумную реализацию продуктов питания с истекающим сроком годности и сокращение пищевых отходов.
Однако для торговых сетей фудшеринг приносит больше репутационный бонус, нежели экономический. В данный момент благотворительность для ретейлера — это чистый убыток.
«Запущенный пилотный проект X5 и “Магнита” распространяется на определенные категории продуктов, среди которых овощи, фрукты, бакалея, хлебобулочные изделия, однако в скором времени перечень социально значимых товаров может расшириться, — рассказала президент фонда «Банк еды «Русь» Юлиа (КОРРЕКТОРУ: ИМЕННО ТАК!) Назарова. — Для этого необходимо настроить процесс по работе с федеральной системой “Меркурий” непосредственно в торговых точках. Как только вопрос с ветеринарно-сопроводительной документацией будет решен, магазины смогут передавать подопечным Банка еды “Русь” такие продукты, как мясо, птица, рыба».
В своем пилотном проекте по фудшерингу компания X5 решила начать с хлебобулочных изделий, так как с ними меньше рисков. К тому же хлеб стоит существенно меньше мяса, соответственно и НДС в 20%, который сейчас оплачивает ретейлер, будет ниже. Однако в планах — отдавать на благотворительность и другие категории продуктов питания.
«Бизнес передает нам продукты не только по причине истекающего срока годности. Многие товары не могут быть реализованы из-за падения спроса и сезонности продуктов», — говорит Юлиа Назарова.
Однако не все компании готовы подключаться к пока не налаженной программе фудшеринга. «У нас был опыт с волонтерами по фудшерингу. Мы накопили продукцию, а они поленились, не приехали, и мы еду выкинули. История красивая: еда для нуждающихся, но она довольно опасная — по времени все должно работать как часы. Мало кто приезжает и своевременно забирает продукцию. Поэтому это достаточно рисковая имиджевая история для нас», — поделился GR-директор сети «Азбука вкуса» Андрей Чурсин.
Недавно Российский экологический оператор (РЭО) запустил биржу вторичных материалов и ресурсов, которая должна сделать этот рынок более прозрачным. На электронной торговой площадке можно будет покупать и продавать вторсырье, заключать сделки по переработке отходов. «Такая единая площадка сильно упростит жизнь компаниям — сейчас нам приходится искать по всему рынку добросовестных партнеров, которые готовы забрать накопленные товары», — отметили в «Азбука вкуса».
Спасатели еды
«Спасите еду!» — под этим лозунгом сегодня разворачивают свою кипучую деятельность большое количество инициативных групп в социальных сетях, как в Европе, так и у нас. Участники этих групп не только нуждающиеся, но и люди, которые хотят снизить количество пищевых отходов, а также те, кто хочет сэкономить на покупке продуктов питания. По какой бы причине человек ни забирал еду, его называют не «нуждающимся», а «спасателем». Ежегодно количество «спасателей еды» в одной из российских групп, например, растет примерно на 10 тыс. человек. То есть спрос на фудшеринг есть. В 2019 году группа насчитывала 50 тыс. человек. Сейчас в группе более 86 тыс. человек.
Раздают еду частные лица, рестораны и кафе, некоторые небольшие магазины, пекарни, плодоовощные базы.
Как правило, в группах по фудшерингу запрещают раздавать мясо, птицу, рыбу и морепродукты. Причины самые разные: от личных — администраторы сообщества часто вегетарианцы и веганы, до практических — качество мяса и его происхождение трудно отследить. Спасать предлагают также продукты питания и готовую пищу, которая по каким-либо причинам не понравилась, осталась после праздников, слишком много было закуплено, человек сел на диету или получил в дар от родственников еду, которая ему не нужна (например, недавно группа наполнилась объявлениями о раздаче сезонных продуктов из частных домашних хозяйств — овощами и фруктами, а также продукции, изготовленной на их основе.
Вряд ли подобного рода активность способна кардинальным образом решить проблему уменьшение остатков продовольствия. Судя по опыту других стран, выходов может быть только два: принудительное сокращение закупок продуктов розничными сетями и ответственное потребление домохозяйств, снижение чрезмерного потребления.
Сокращение закупок и ассортиментного разнообразия розничными сетями приведет к снижению производства продуктов питания, замедлению продовольственного «фаст-фешен». Однако маркетинг большинства производителей заточен на постоянное обновление ассортимента, создание новинок и т. д. И только потребитель сможет повлиять на изменение этой ситуации. В России ретейлеры очень опасаются введения жестких мер по регулированию отходов, как в Европе. «Запрет на выбрасывание продуктов, как в Европе, приведет к пустым полкам в магазинах. Либо представленность ассортимента для потребителя, либо пустые полки. Для магазина с точки зрения потерь неизвестно, что хуже — большое количество отходов или разочарованный потребитель», — отметила г-жа Секиринская.
Что касается потребителя, то за последние десять лет он стал настолько избалован товарным разнообразием и постоянным появлением новинок, что задуматься о вреде экологии без жестких финансовых санкций ему довольно трудно. Не зря иностранные программы разумного обращения с продуктами питания не ограничивается законодательными ограничениями, а содержат пункты о просветительской работе среди населения о важности сохранения еды, снижения чрезмерного потребления, переработки продуктов питания, правильной утилизации. В Европе такие программы запущены даже в детских садах. На наш взгляд, пока сложно запустить подобные проекты в нашей стране, где уровень платежеспособного спроса крайне низок, значительная часть доходов тратится на еду и продовольственная новинка является самой доступной потребительской эмоцией.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl