Хрупкая, тревожная, нелинейная, непостижимая: что такое «эпоха BANI»
В 2016 году американский футуролог Жаме Кашио предложил новую концепцию мира — хаотического и принципиально непостижимого, обозначив ее аббревиатурой BANI. Почему сценарий этого мироустройства, больше похожий на антиутопию, поможет разобраться в окружающей нестабильности и заглянуть в будущее, рассказали социолог Алексей Фирсов и экономист Дмитрий Прокофьев
Что такое эпохи VUCA и BANI
Мы всегда хотим определить эпоху, в которой живем, обозначить ее рамки, дать ей термин и характеристики. И если раньше для этого мы могли использовать одно слово, более или менее применимое ко всему миру или его значимым частям («модерн», «великая депрессия», «перестройка»), то сейчас этой терминологии стало недостаточно. И мир становится сложнее и многограннее, и мы уже сосредоточены скорее не на событиях, которые происходят, а на том, как это влияет непосредственно на нас и на общество в целом, какие по этому поводу возникают эмоции и переживания: наши реакции на события гораздо важнее самих событий.
Так в 1985 году появилась аббревиатура VUCA, которая объединила в себе четыре основные характеристики мира, стоящего на пороге окончания холодной войны: экономисты Уоррен Беннис и Берт Нанус описали его признаки таким образом: volatility — «нестабильность», uncertainty — «неопределенность», complexity — «сложность», ambiguity — «двусмысленность». Пандемия и ее последствия вновь радикально изменили мир, эти определения уже недостаточно точны. В 2016 году американский антрополог и футуролог Жаме Кашио предложил новый взгляд на мир, сформулировав концепт BANI: brittle — «хрупкий», anxious — «тревожный», nonlinear — «нелинейный», incomprehensible — «непостижимый».
Но могут ли эти аббревиатуры помочь понять, что делать с этим состоянием мира, как его корректировать (и стоит ли) и куда это приведет в будущем? Есть ли у этой теории практическое применение и можем ли мы, посмотрев на нее, определить вектор нашего дальнейшего движения?
Иллюзия уникальности
Человечество в любую эпоху склонно полагать, что оно живет в какое-то особенное время. Этот достаточно распространенный синдром появился задолго до концепций VUCA и BANI. Еще эпоха модерна принесла понятие прогресса, постоянно ускоряющегося развития и изменения. С тех пор мы все предпочитаем думать, что живем в уникальной ситуации, которой никогда не было, руководствуясь чаще лишь нашими субъективными ощущениями. Конечно, общество в последние 100-150 лет развивается стремительно, становится все более комплексным, сложносочиненным, и по мере того, как мир движется к дифференциации, появляется задача связать распадающуюся реальность в один концепт, несмотря на все разности между элементами.
Эти концепты помогают психологически обосновать происходящее здесь и сейчас, хотя с точки зрения истории это довольно однородная прогрессия изменений. Однако ничего плохого в том, чтобы их обозначать новыми терминами и пытаться делить на этапы, конечно, нет.
Например, с характеристиками эпохи BANI — хрупкость, тревожность, нелинейность, непостижимость — человечество уже имело дело в конце 30-х годов XX века. Борьба идеологий (коммунизма, фашизма и капитализма), предчувствие войны рождали ровно те же ощущения. Буквально исторические события не воспроизводятся, однако повторяются эмоции и восприятие событий. Мы не можем узнать, какое время является «более BANI» — наше, 30-е годы XX века или эпоха наполеоновской Франции, поскольку не существует инструментов для подобных измерений. Но психологические переживания людей похожи, и люди не живут в прошлом. Они осмысляют свою ситуацию не через аналогии, а через отличия с тем, что еще находится в их актуальной памяти, — через разрывы с недавними периодами.
Как понимание концепции BANI помогает жить в современном мире
За прошедший век люди стали менее подвержены идеологиям и религиям, каждый может иметь несколько картин мира, доставая из кармана в том или ином случае более подходящую. Относительно позитивной стороной этого процесса (который чаще критикуют) стало умение различать оттенки, меньше поддаваться пропаганде, стремиться анализировать ситуацию самостоятельно. Автономность человека — обратная сторона его отвязки от традиционного уклада. Возможно, это является определенным инструментом для того, чтобы защититься от эмоций, характерных для эпохи BANI. А сама концепция BANI и ее осознавание отдельным человеком могут помочь немного переложить ответственность с себя на эпоху: «это не я слаб характером, неустойчив, растерян, это время такое — ломкое и многовекторное».