Как снимался культовый сериал 1990-х «Бригада»

ЭкспертРепортаж

«Слушай! Какие же они все подонки!»

Как снимался культовый сериал 1990-х «Бригада» и почему так сложно снять хороший сериал в России в наше время. Интервью с продюсером Анатолием Сивушовым

Ольга Андреева, Татьяна Гурова

Фото: Светлана Постоенко

Нас всегда интересовало, как делается хорошее кино или спектакль. На эту тему даже бестселлер американский есть — «Сценарий на миллион». Все рецепты там можно почерпнуть. Однако, когда судьба свела нас с продюсером сериала «Бригада», первого российского сериала, в момент премьеры каждой серии которого все улицы пустели не хуже, чем от итальянского «Спрута» с комиссаром Каттани, мы поняли, что можем узнать, как делать отличный сериал, из первых уст.

С его продюсером Анатолием Сивушовым мы говорили еще и о том, почему русским сценаристам и режиссерам не удается патриотическое кино. Чего им не хватает — профессионализма или патриотизма. 

Татьяна Гурова: Мы будем говорить о том, что такое хороший сериал, и начнем с «Бригады». Вы были продюсером «Бригады», и все наше поколение смотрело этот сериал. Это было что-то вроде «Крестного отца» нашего времени. Нас всех это зацепило. Почему?

Анатолий Сивушов: Ассоциация с «Крестным отцом» и, может быть, даже больше с фильмом «Однажды в Америке» абсолютно точная. Именно в это мы и играли. Мы сидели с Иваном Дыховичным и говорили о том, насколько похоже все, что происходит у нас в девяностые годы, на то, что происходило в Америке в тридцатые. А буквально на следующей неделе ко мне прибегает молодой человек, Леша Сидоров, размахивает листочком и говорит: «Мы тут историю сочинили. Если не Канны, то Венеция у нас в кармане».

Т. Г.: Кто это — Алексей Сидоров?

А. С.: Будущий сценарист. Он первый раз пришел ко мне с совершенно другим сценарием. Мне понравился и сценарий, и он сам. Он из Северодвинска, в Москве оканчивал высшие курсы сценаристов и режиссеров. И я понял, что этого парня надо держать рядом. Я ему давал сто долларов в месяц, и мы встречались пару раз в неделю. Я не понимал, зачем он мне нужен, но понимал, что парень талантливый. А через какое-то время он прибегает с этой историей. Первую фразу я помню до сих пор: «Россия — страна мачо». Как страна мачо? Почему страна мачо? И начинаешь читать дальше. «Пацаны, которые выросли в провинции. Мы покажем, как они пересаживаются с “девяток” на “мерседесы”, меняют спортивные костюмы на “Бриони”». Он говорит: «Я притащу своих однокашников, с которыми мы вместе пишем». Это ставший впоследствии знаменитым сценаристом Игорь Порублев и режиссер Саша Велединский. Им троим я снял комнатку на «Мосфильме», и они там писали. Я каждый вечер ждал очередных страничек. Ехал в машине и читал вслух. Это было так здорово написано…

Т. Г.: А что там было такого?

А. С.: Там были совершенно оригинальные и в то же время естественные диалоги. И просто сошлись все звезды. В какой-то момент в определенной точке сошлись эти три сценариста. Потом они стали работать каждый сам по себе, и такой вершины никому достичь не удалось. И эта история была абсолютно узнаваема. Это были «ребята из нашего двора». Изначально, когда еще только писали сценарий, я им говорил: «Ребят, давайте так. Мы не пишем бандитскую сагу. Вы пишете “Москва слезам не верит”, только не про ткачих, а про бандитов».

Ольга Андреева: Мафия глазами жен и матерей.

А. С.: Да, был где-то такой заголовок. Мы хотели рассказать о том, что происходило эти десять лет. И люди, о которых мы рассказывали, стали лицами поколения. Потому что кто был в те годы лицами? Малиновые пиджаки, бандиты и проститутки. Все хотели присоединиться или к одним, или к другим, или к третьим.

И они были узнаваемы. Кто эти люди? Откуда они взялись? Они же наши одноклассники! Мы с ними сидели за одной партой. Вот у меня сосед, он сейчас бандит, но я его маму знаю, она пирожки печет. И когда он приезжает после своих бандитских дел, он становится нормальным! Он целует маму, с детьми играет, машинки катает. А потом он уходит куда-то, что-то делает. И трагедия времени именно в этом была: казалось, что там была ненастоящая жизнь, они в нее играют, но для многих она заканчивалась кладбищем.

И вот эта узнаваемость была главной задачей. Сейчас я включаю сериалы или жена работает над очередным сериалом, обсуждает: «Ну что такое! Какой-то коррумпированный доктор в провинциальном городке. И он ездит на Toyota Land Cruiser. Откуда у него в этом Зажопинске Toyota Land Cruiser?!» Сценаристы говорят: «Он же олигарх!» — «Какой он олигарх?» — «Ну по меркам этого городка». Ну по меркам этого городка у него и машина должна быть соответствующая. У нас сейчас все герои живут в особняках, а одеты из секонд-хенда. Это жизнь людей, которые не имеют никакого отношения к обычным людям.

Т. Г.: Возвращаясь к рецепту хорошего сериала. Вы сказали: хорошие, отличные диалоги. Это очень важно. В моем окружении не было людей, которые стали бандитами, но тем не менее я воспринимала «Бригаду» аутентично своему времени. Там был герой в том смысле, что это человек, делающий выбор, рискующий. То есть герой должен быть. Попадание во время, узнавание. Что еще?

А. С.: Еще возможность делать качественную работу, понимая под работой в данном случае съемки фильма. После «Бригады» часто звучал вопрос, касающийся одного или другого актера: почему он у тебя хорошо играет? Мы его видели в других ролях, не впечатляет. А тут! Играют все хорошо.

Т. Г.: Причем после «Бригады» никто из них ничем не поразил, несмотря на то что было много знаковых ролей.

А. С.: Здесь нет большого секрета. Мы снимали так, как положено снимать кино. С репетициями, с дублями в достаточном количестве, чего в сегодняшних сериалах практически никто себе не позволяет. А в то время вообще никто не позволял. Одновременно выходили тогда «Бандитский Петербург», «Улицы разбитых фонарей» — интересные по замыслу, но технически безобразные.

Кадр из фильма «Бригада»

А мы были максималистами: мы делаем лучше всех. И когда приезжали журналисты на площадку: «Что вы тут снимаете?» Я говорил: «Мы снимаем кино. Я хочу, чтобы улицы вымирали, как во время “Семнадцати мгновений весны”». Они меня держали за малахольного. Но мы этого добились.

Что такое чисто технические вещи? Режиссер должен поставить задачу актеру. Режиссером был Леша Сидоров. Мне отдельных трудов стоило его пробить, потому что у него до этого не было снято ничего. Но я понимал, что я этому человеку верю и вижу, что он знает, как будет снимать кино. И спасибо Акопову, который тогда возглавлял канал «Россия», он сказал: «Делай, как знаешь».

Сидоров знал эту тему, поскольку он из северодвинских хулиганов. Он понимал, на каком языке эти пацаны говорят, как они себя ведут. И он это доносил актерам. Потому что зачастую актер приходит на площадку, ему режиссер не может поставить задачу, не может объяснить, чего он хочет.

И самое главное, что пока мы не добились от актера того, чего хотим, будут еще дубли и репетиции. Сейчас в большинстве сериалов актер зачастую не знает до момента прихода на площадку, что он будет играть. Ему дают листочек с ролью. Он прочитал быстренько, пошел в кадр, что-то там оттарабанил и убежал. Потому что время — деньги. Давай скорее, подешевле, лишь бы заполнить эфир. А я с тех пор не перестаю мечтать, что, может быть, когда-нибудь еще в жизни получится так работать.

Т. Г.: Вы говорили, что вы пришли к Акопову, сказали, что есть такая идея, и довольно быстро нашли деньги. Сколько это стоило?

А. С.: Не просто быстро. Я рассказал Акопову, что за идея. Он сказал: «Ну если это так интересно, как ты рассказываешь, я готов завтра подписать договор. Сто тысяч долларов на серию». Пятнадцать серий. Правда, потом выяснилось, что нужно ровно в два раза больше, хотя сто тысяч по тем временам были приличные деньги.

Т. Г.: С кем был заключен контракт?

А. С.: Первую половину финансировала ВГТРК. А вторую — Алишер Усманов.

Фрик — это не герой, а функция

О. А.: Сериал очень попал. Общество открыло рот, не умея сформулировать, а вы уже ответили. Все, что вы сейчас рассказываете про технологию и схему, — это история Голливуда. Тридцатые-сороковые годы. Межвоенная Европа. Это распад общества, кризис ценностей, начинается нуар. И там впервые возникает великий европейский бандит — красавец, самурай, потом Ален Делон. Он одиночка, с которого начинается история европейского индивидуализма. Общества нет, у нас есть герой, который берет на себя ответственность и восстанавливает свободу и справедливость. Тот европейский нуар фиксировал распад общества и начало индивидуализма. У вас тоже была фиксация распада общества и начала российского индивидуализма?

А. С.: Конечно! Крах общества рождает индивидуалистов. Раньше жена могла пойти пожаловаться на мужа в партком. А теперь куда? К бандитам. Я прекрасно помню эти годы, когда военные стеснялись носить форму, а увидеть на улице милиционера было вообще нереально. И если возникала какая-то проблема, в голову не приходило пойти в милицию. Люди начинали искать, у кого есть знакомые бандиты, потому что власть была у них. И такие времена всегда выталкивают такие личности, потому что надеяться не на кого, только на себя.

Т. Г.: Но, с другой стороны, это были герои в традиционном смысле слова. Потом прошло какое-то время, пошла волна сначала западных сериалов, потом наши стали им подражать. И герой изменился. Это уже не мачо. Это фрик. Например, немножко левый доктор с придурью, какие-то в детстве у него были проблемы. Он чего-то расследует. Как вы это трактуете? Почему вместо героя-одиночки, которому есть в чем подражать, появляется этот странный персонаж?

А. С.: Мне кажется, что герой не появился.

Т. Г.: То есть фрик — это не герой?

А. С.: Нет. Это некие функции, которые продюсеры пытаются имитировать.

Понимаете, хорошее кино, как и хорошая книга или музыка, оно само должно родиться. Звезды сходятся, и вдруг что-то торкнуло, увлекло, ты пошел работать. Но сейчас уже тридцать лет капитализм, который у нас практически убил творчество. И «сценарист — режиссер — продюсер» — эта цепочка в девяноста процентов случаев работает по-другому. «А давайте посмотрим, что людям нравится, и дадим им это». А не «я сейчас сделаю то, что всем понравится, я им что-то скажу, и они откликнутся».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Подпоручик, маршал, палач, жертва Подпоручик, маршал, палач, жертва

Как самонадеянность привела Тухачевского к гибели

Дилетант
Сибирский КОТ, или Прототип термоядерного реактора нового поколения Сибирский КОТ, или Прототип термоядерного реактора нового поколения

Как на промышленных предприятиях воспитывают сибирского КОТа

Наука
Меморандум суверенного роста Меморандум суверенного роста

Цели и задачи экономической политики в новых условиях

Эксперт
Каким был Юрий Шатунов. Краткая биография звезды 80-х Каким был Юрий Шатунов. Краткая биография звезды 80-х

Как развивалась карьера Юры Шатунова

СНОБ
Король замедленного действия: Мухаммед бин Салман в шаге от трона Король замедленного действия: Мухаммед бин Салман в шаге от трона

Что представляет собой вероятный новый король Саудовской Аравии

Эксперт
Как найти себя в новой реальности: навыки 2022+ Как найти себя в новой реальности: навыки 2022+

Что поможет чувствовать себя увереннее сегодня и занять свое место в профессии

Psychologies
2000 поколений бактерий доказали ведущую роль спонтанных мутаций в процессе эволюции 2000 поколений бактерий доказали ведущую роль спонтанных мутаций в процессе эволюции

Исследователи проследили за эволюцией четырех бактериальных комбинаций

N+1
Каким должен быть современный мужчина: россиянки назвали привлекающее их качество Каким должен быть современный мужчина: россиянки назвали привлекающее их качество

Наиболее популярные качества, которые женщины ценят в мужчинах

Psychologies
Белые медведи с юго-востока Гренландии из-за нехватки морского льда перешли на пресный Белые медведи с юго-востока Гренландии из-за нехватки морского льда перешли на пресный

Как белые медведи приспосабливаются к глобальному потеплению?

N+1
«Это как пойти в банкомат, снять деньги и сжечь их». Почему малому бизнесу не нужна собственная торговая марка «Это как пойти в банкомат, снять деньги и сжечь их». Почему малому бизнесу не нужна собственная торговая марка

Почему собственная торговая марка — беда для небольших компаний

Inc.
А где наш папа? Звездные матери, которые скрывают отцов своих детей А где наш папа? Звездные матери, которые скрывают отцов своих детей

Не все знаменитости привыкли выставлять свою личную жизнь на всеобщее обозрение

VOICE
Как переехать в Бразилию, открыть там бизнес и не дать себя ограбить Как переехать в Бразилию, открыть там бизнес и не дать себя ограбить

Бразилия привлекает россиян, которые находятся в поиске страны для релокации

Forbes
Физики создали активную среду для непрерывного материальноволнового лазера Физики создали активную среду для непрерывного материальноволнового лазера

Установка, в которой происходит непрерывная поддержка конденсата Бозе-Эйнштейна

N+1
Парктроник: что это, как работает и какой выбрать Парктроник: что это, как работает и какой выбрать

Что скрывает в себе термин «парктроник»

РБК
В мире животных В мире животных

Наблюдение за братьями нашими меньшими расширяет кругозор ребенка

Лиза
Жираф и манна небесная Жираф и манна небесная

Интрига этой картины связана с одним из центральных персонажей полотна — жирафом

Дилетант
Комары Комары

Лету радуются все. В том числе такие кусачие насекомые, как комары

Здоровье
Щедрость юга Щедрость юга

В Крыму и в Краснодарском крае в июне уже можно купаться и есть клубнику

Лиза
30 лучших фэнтези-фильмов всех времен 30 лучших фэнтези-фильмов всех времен

Поставьте реальность на паузу и позвольте себе раствориться в фантастике

Правила жизни
Гений генетики: как устроена биотех-компания, которая умеет редактировать ДНК Гений генетики: как устроена биотех-компания, которая умеет редактировать ДНК

Intellia Therapeutics: Нобелевская премия и финансовые проблемы

Forbes
Су-25: чем прославился легендарный советский штурмовик Су-25: чем прославился легендарный советский штурмовик

Советский штурмовик Су-25: легенда в небесах

TechInsider
«Меня надо наказать за эту жизнь»: Джейн Биркин о токсичных отношениях «Меня надо наказать за эту жизнь»: Джейн Биркин о токсичных отношениях

Отрывок из «Дневника обезьянки» — автобиографической книги Джейн Биркин

Forbes
«Игра по правилам»: как 9 гендерных стереотипов влияют на сексуальную жизнь мужчин? «Игра по правилам»: как 9 гендерных стереотипов влияют на сексуальную жизнь мужчин?

Как социальные нормы влияют на сексуальную самооценку мужчин?

Psychologies
Как использовать Telegram на компьютере: через браузер или отдельное приложение Как использовать Telegram на компьютере: через браузер или отдельное приложение

Какую версию Telegram выбрать для компьютера: браузерную или отдельный клиент?

CHIP
Тихие убийцы: 5 самых ядовитых грибов на свете Тихие убийцы: 5 самых ядовитых грибов на свете

Самые токсичные представители загадочного царства грибов

Вокруг света
Подвиг Огурцова: как всего три советских кавалериста захватили немецкую колонну из 33 единиц техники Подвиг Огурцова: как всего три советских кавалериста захватили немецкую колонну из 33 единиц техники

Василий Огурцов со своими товарищами смог захватить колонну немецких грузовиков

TechInsider
Термометр сломался? Джоли, Трамп и другие звезды, которые не умеют одеваться по погоде Термометр сломался? Джоли, Трамп и другие звезды, которые не умеют одеваться по погоде

Героини нашей подборки кажется, принципиально игнорируют прогноз погоды

VOICE
Когда ушла Европа Когда ушла Европа

Максим Церулев о том, что ждет индустрию ЦОДов в новой ситуации

Цифровой океан
«Тревога имеет смысл»: как его найти? «Тревога имеет смысл»: как его найти?

Предлагаем вам взгляд на тревогу с позиции экзистенциальных психологов

Psychologies
Фильтр с песком очистил воду от нанопластика Фильтр с песком очистил воду от нанопластика

С помощью фильтрации через песок из воды можно удалить до 99,5% пластика

N+1
Открыть в приложении