Сектор победившей фауны
Крупнейшие агропромышленные компании в целом почти не увеличили свои доходы и не стали более прибыльными — успехи мясников были нивелированы неудачами маслоделов и зерновиков
Аналитический центр «Эксперт» подготовил очередной рейтинг крупнейших агрокомпаний России. Напомним, что к таковым мы относим предприятия, имеющие на территории РФ агроактивы (пахотные земли, скот, элеваторы), производящие комбикорма, а также фирмы, оказывающие серьезное влияние на развитие АПК в регионах (по этой причине в список ежегодно попадают чистые переработчики, например «Данон Россия» или «Вимм-Билль-Данн»). В итоговом результате многопрофильных холдингов не учитывалась выручка от несельскохозяйственной деятельности.
В этом году мы решили ограничить когорту крупнейших не искусственным круглым числом (50, 100, 200 и т. п.), а объемом выручки — 10 млрд рублей. Таким образом, в поле исследования оказались 57 организаций.
Район нуля
Суммарно крупнейшие агрокомпании России в 2017 году ничего выдающегося не продемонстрировали. К 2016-му их выручка приросла всего на 1,25%, до 1,76 трлн рублей. Снижение доходов показали сразу 23 предприятия. По данным Росстата, совокупный оборот сельхозорганизаций в 2017 году составил 2,72 трлн рублей (то есть 57 крупнейших фирм с некоторыми оговорками аккумулировали почти 65% доходов комплекса).
Первый дециль компаний (шесть фирм) концентрирует 32% выручки рейтинга. Для сравнения: на десятую часть крупнейших организаций пришлось 62,5% совокупного оборота российского топ-400. Если же вычленить долю шести из 57 лидеров, выйдет 47% (см. «Пол-экономики поименно», «Эксперт» № 43 за 2018 год). Таким образом (опять-таки с оговорками), можно считать, что российский агропром в полтора-два раза более сбалансирован, нежели экономика в целом.
Чистая прибыль 49 участников рейтинга (по ним есть необходимые для расчета данные) снизилась на 0,7%, до 86,3 млрд рублей. Рентабельность сократилась с 4,9 до 4,4%. Убыточными по итогам прошлого года оказались шесть участников рейтинга.
Совокупные инвестиции в основной капитал 38 участников рейтинга (по остальным информации нет) составили в 2017 году 79,5 млрд рублей. Прирост к 2016-му — немногим более 3%.
Титаны
Лидером рейтинга по итогам 2017 года стал «Мираторг» Виктора и Александра Линник. Его выручка приросла на 16% и достигла 125 млрд рублей. Аналитики Infoline связывают успехи компании с двумя факторами. Первый — наличие замкнутого цикла, который уменьшает зависимость от сторонних поставщиков и снижает себестоимость продукции. Второй — большой объем инвестиций в расширение мощностей и значительная господдержка. Холдинг вложил в создание вертикально интегрированного производства основных видов мяса более 200 млрд рублей и по итогам 2017 года поставил на рынок в общей сложности более 521 тыс. тонн свинины, бройлера, говядины и телятины в убойном весе.
От себя добавим третий фактор — огромные вложения в продвижение. Холдинг этого и не отрицает. В годовом отчете за 2017 год указано: «Компания […] увеличит бюджет на рекламу на обслуживаемых селлерами телеканалах на 40% в 2018 году и войдет в топ-10 рекламодателей на российском ТВ».
В начале октября Виктор Линник заявил, что «Мираторг» намерен в течение ближайших четырех-пяти лет инвестировать 27,5 млрд рублей в производство ягнятины. Всего предприятие планирует построить 12 ферм на 35 тыс. тонн мяса в год (пилотная, на 3000 тонн, введена в строй в сентябре в Курской области). Половину этого количества холдинг планирует поставлять в страны Персидского залива, Китай и Японию.
На второй строчке оказался прошлогодний лидер — ГК «Содружество» (занимается переработкой соевых бобов, рапса и производством рыбной муки, расчет велся по трем «дочкам» — «Содружество-Соя», «Агропродукт» и ТД «Содружество). Сельскохозяйственные доходы группы снизились на 12,2%, до 111 млрд рублей. В то же время суммарная выручка холдинга (вместе с логистическими активами) в 2017 году увеличилась на 12%, до 156 млрд рублей.
«Содружество» — относительно закрытая структура, поэтому в публичном пространстве информации о ней чрезвычайно мало. В инвестиционном плане известно лишь, что в течение следующих трех лет холдинг намерен построить крупный логистический центр в Омской области. Он будет специализироваться на хранении и переработке зерновых и масличных культур. Стоимость первой очереди проекта — более миллиарда рублей.
Замкнула тройку, как и год назад, ГК «Эфко». Выручка группы выросла на 1,7% и достигла 108,7 млрд рублей. По натуральным показателям холдинг показал впечатляющую динамику: переработка маслосемян увеличилась на 15,7%, до 1,52 млн тонн, реализация шрота — на 14%, до 720 тыс. тонн, экспорт нефасованного подсолнечного масла — на 86%, почти до 350 тыс. тон (за счет увеличения отгрузок в Египет, Судан и Саудовскую Аравию и выхода на рынки Индии, Китая, Туниса, Омана и Азербайджана). «Мы продолжили активную работу, направленную на повышение урожайности и валового сбора масличных в России и Республике Казахстан, — комментирует итоги 2017-го гендиректор ГК «Эфко» Евгений Ляшенко. — Запустили первую очередь семенного завода по производству семян сои и прочих сельхозкультур, продолжаем развитие собственной программы авансирования сельхозпроизводителей, а также программ, направленных на популяризацию использования современных агротехнологий. Однако вопрос обеспечения российских перерабатывающих мощностей сырьевой базой остается довольно острым и во многом сдерживает развитие отрасли и ограничивает возможности расширения экспортного потенциала».
В конце октября в СМИ попала информация, что анонсированная еще в 2016 году покупка за 10 млрд рублей блокпакета «Эфко» консорциумом в составе РФПИ и эмиратского инвестфонда Mubadala сорвалась. Вероятнее всего, стороны не сумели договориться о цене и урегулировать вопросы с миноритариями. Дополнительные средства должны были пойти на финансирование выхода группы на новые рынки СНГ, Ближнего Востока и Азии, а также на расширение производства по переработке масличных в порту Тамань и строительство нового маслоэкстракционного завода в Казахстане.
Южный крест
Самой динамичной компанией рейтинга стала «Агропромкомплектация». Нарастив выручку более чем на 73% по отношению к 2016 году, она ворвалась в десятку крупнейших АПК-фирм России. Ключевые факторы успеха — выход на проектную мощность ряда площадок и запуск в конце 2016-го двух новых заводов: мясоперерабатывающего в Курской области и молочного — в Тверской. За счет этого в 2017 году компания увеличила выпуск сырой мясной продукции на 172%, колбасных изделий — на 24%, молочных — на 11%.
Почти такую же прыть — 72% — показал холдинг «Русское зерно Уфа» (новичок рейтинга, выручка в 2017 году превысила 13,5 млрд рублей). Причины скачка очевидны: в 2016-м компания закончила модернизацию сразу нескольких производств, перепрофилировала часть фабрик с целью выстраивания вертикально интегрированного предприятия. В итоге выпуск яйца вырос до 750 млн штук в год, кратно — до 41 тыс. тонн — увеличилось производство мяса бройлера. План на 2018-й — миллиард яиц, 80 тыс. тонн птицы и 50 тыс. тонн колбас.
В тройке по динамике — Великолукский агропромышленный холдинг (ВАХ) Владимира Подвального. Его доход в 2017 году увеличился на 43% к 2016-му и почти достиг 45 млрд рублей. ВАХ, пожалуй, одна из самых амбициозных агрокомпаний России. Ее инвестпрограмма стартовала в 2010-м, объем инвестиций тогда оценивался в 50 млрд рублей (из них у Сбербанка было занято всего 13 млрд, остальное — собственные средства). К 2017 году империя Подвального располагалась на 70 тыс. га угодий (площадь Бахрейна или Сингапура), она вошла в пятерку крупнейших производителей свинины (в 2013-м фирма едва входила в двадцатку). Стратегическая цель — стать вторым после недосягаемого пока «Мираторга». Миллиардер готов сделать для ее достижения многое. Так, в декабре прошлого года он переписал 9,5% акций Великолукского свинокомплекса (входит в ВАХ, выручка в 2017 году — 13,6 млрд рублей) на топ-менеджеров, чтобы повысить их мотивацию.
Резкое падение выручки продемонстрировала компания «Астон продукты питания и пищевые ингредиенты» (на 44%, до 43 млрд рублей) — крупнейший российский экспортер подсолнечного масла (в 2017 году объем вывоза составил 391 тыс. тонн). Никаких объяснений компания не предоставляет. Однако динамика этого показателя может быть обусловлена перераспределением функций внутри группы.
На те же 44% сократился доход алтайской компании «Юг Сибири». И это, к сожалению, отражает реальное положение дел в холдинге. На протяжении нескольких лет фирма вела активную инвестиционную деятельность (в основном на деньги Промсвязьбанка, обе структуры входили в сферу интересов братьев Алексея и Дмитрия Ананьевых). В декабре 2017 года в финучреждении началась санация. После этого появилась информация о проблемах алтайского холдинга из-за больших кредитных обязательств и невозможности привлечения дополнительных вливаний. Ситуация усугублялась корпоративным конфликтом, по неофициальным данным, развернувшимся в середине 2017 года (в 2016-м убыток «Юга Сибири» составил 65 млн рублей, а в 2017-м — уже 1,5 млрд).
Восемнадцатого июня 2018 года Промсвязьбанк заявил о намерении обратиться в арбитраж с заявлениями о признании банкротом трех предприятий холдинга — «Продэкс-Омск», «Юг Сибири» и «Юг Сибири — трейд». Далее события развивались стремительно. Уже в первой половине июля в суд поступили иски о самоликвидации трех компаний. А к концу месяца стало известно, что они перешли под управление петербургской группы «Благо» (заняла в рейтинге 52-е место).
Катиться вниз продолжает «Юг Руси». Доходы компании в 2017 году снизились на 15%, до 21,7 млрд рублей (в 2012-м этот показатель равнялся примерно 60 млрд), чистая прибыль упала десятикратно. Год для компании Сергея Кислова выдался очень непростым. Большие долги, не слишком эффективная закупочная стратегия, проблемы с загрузкой мощностей, несостоявшееся слияние с «Солнечными продуктами» — все очевидно сказалось на итоговом результате.
Последний холдинг, о котором стоит рассказать, — «Авангард-Агро» Кирилла Миновалова. Его выручка в 2017 году сократилась почти на 30%, до 12,7 млрд рублей, а чистая прибыль сжалась в десять раз. Наиболее вероятная причина — перепроизводство зерновых культур, которое началось еще в 2016-м. Из-за профицита стоимость продукции существенно упала, в то же время цена химикатов и удобрений выросла. Вместе с тем «Авангард-Агро» в 2017 году получил только 240 млн рублей субсидий, годом ранее — 410 млн. При текущей конъюнктуре зернового рынка, росте издержек и долга компании ожидать существенного улучшения ее финансовых показателей в 2018-м вряд ли стоит. Но положение может улучшиться за счет снижения валового сбора со 130 примерно до 105 млн тонн.
Догнать спрос
Генеральный директор группы компаний «Благо» (производитель растительного масла) Аркадий Фосман — о ключевых драйверах и барьерах экспорта сельхозпродукции.
— В 2017 году российский экспорт сельхозпродукции превысил 20 миллиардов долларов. Задача, сформулированная в майских указах, — достичь к 2024-му планки в 45 миллиардов. Масложировой сегмент за тот же период должен вырасти с трех до 8,6 миллиарда долларов. Насколько реалистичным вы считаете такой сценарий?
— На мой взгляд, ничего фантастического в этих планах нет. Потребление подсолнечного масла в мире последние годы неуклонно растет. Объем его экспорта из России в 2017 году увеличился почти на треть. И нет оснований полагать, что мы достигли предела.
Еще один драйвер — развитие потенциала продажи побочных продуктов переработки (шрота) на экспорт, что могло бы существенно повысить доходность переработчиков, а следовательно, и их возможности для повышения цены закупки сырья.
Но, безусловно, эффект от благоприятной конъюнктуры можно будет получить только при условии роста сырьевой базы и достаточных инвестиций в производство и внутреннюю логистику.
— Каким образом государство должно поддерживать сельскохозяйственный экспорт? Нужна ли такая поддержка?
— Поддержка однозначно нужна. Причем сразу по нескольким направлениям. Главное из них — снижение административных барьеров на международном уровне. Сейчас Минсельхоз РФ активно решает вопрос с началом экспорта шрота в Китай. Надеемся, что решение будет принято в 2019 году.
Второе направление — строительство новой и модернизация существующей транспортной инфраструктуры (морских портов, железнодорожных узлов). Простой пример из нашего опыта: железнодорожные пути Китая и России друг с другом не стыкуются. Оборудования для перестановки вагонов нет. На границе продукцию приходится перегружать, что увеличивает срок поставки и конечную стоимость товара.
Третье важное направление — финансовая поддержка экспортеров, заключающаяся в льготном кредитовании или предоставлении субсидий на модернизацию производств.
— Какие барьеры в развитии экспорта масложировой продукции вы считаете наиболее существенными?
— Важнейшая проблема — нехватка сырья. Ее можно решить как увеличением посевных площадей, так и повышением урожайности.
Другой серьезный барьер для наращивания производства — отдаленность перерабатывающих мощностей от сырьевой базы. Перевозить семена на большие расстояния к незагруженным производствам сегодня экономически нецелесообразно. Поэтому их излишки продаются за рубеж. Так, из сибирского региона активно вывозится на экспорт рапс, около 220 тысяч тонн в год, что является значительной частью валового сбора этого региона. Вместе с уральским регионом он составляет около миллиона тонн. Этот дисбаланс можно и нужно устранить.
Подготовил Сергей Ермак
Новая диджитал-культура
Генеральный директор ТД «Агро-Белогорье» Олеся Дмитрова — о реальном эффекте виртуальных сервисов.
— Принято считать, что сельское хозяйство — традиционно консервативный сектор. И, наверное, это действительно так — в глубинке и в малых хозяйствах. Крупный производитель, живущий в современных конкурентных условиях, одинаково умело пользуется плугом и планшетом. И это не дань моде, а насущная необходимость.
Мы не задумываясь покупаем одежду в интернете, заказываем по телефону еду с доставкой. Так почему бы не дать людям возможность таким же образом приобретать мясную продукцию? Да еще и напрямую от производителя. Торговый дом «Агро-Белогорье» в числе первых в России открыл онлайн-магазин по продаже свинины. Витрина, корзина покупок, программы лояльности для постоянных клиентов — все как полагается.
Интернет-технологии сегодня один из приоритетов работы нашей компании. С недавних пор мы перешли на электронную систему формирования заказов с мелкооптовыми клиентами. Интернет-эквайринг, электронный биллинг, оплата счетов онлайн, работа с электронной цифровой подписью существенно упрощают жизнь малых предпринимателей. И, судя по всему, они это ценят. За три квартала 2017-го мы увеличили оборот в секторе HoReCa на 11 процентов.
В онлайн мы также перевели сервис по продаже бывшей в употреблении автосельхозспецтехники, создали электронную биржу, где в формате аукциона реализуем дефицитную мясную продукцию.
Год назад мы запустили цифровую площадку, посредством которой закупаем сырье, ветеринарные препараты, кормовые добавки, строительные материалы для полусотни предприятий холдинга. Модель проста: поставщики знакомятся с лотами и формируют предложения. Затем робот выбирает лучшего. Таким образом, участники торгов получают честные правила игры и прозрачную отчетность, а компания — качественный продукт по оптимальной цене. За счет внедрения сервиса мы уже сэкономили около 300 миллионов рублей.
Подготовил Сергей Ермак
Рейтинг крупнейших компаний агропромышленного комплекса России по итогам 2017 года
Источники: «СПАРК-Интерфакс», данные компаний, расчеты АЦ «Эксперт»
20 наиболее динамично развивающихся компаний агропромышленного комплекса России по итогам 2017 года
20 наиболее эффективных агропромышленных компаний России по итогам 2017 года
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl