«Оргхим» построил в Малайзии завод неканцерогенных технологических масел

ЭкспертБизнес

Русское «зеленое» масло в Малайзии

Биохимический холдинг «Оргхим» построил в малайзийском султанате Джохор завод по производству неканцерогенных технологических масел. За счет быстрорастущего азиатского рынка компания намерена нарастить свою долю на рынке мировом

Виктория Безуглова

Производителя «зеленой» химии «Оргхим» из Нижнего Новгорода, запустившего на прошлой неделе в Малайзии свой завод, местные власти встретили очень тепло. Малайзийское агентство по развитию инвестиций (MIDA) не просто выделило под завод земельный участок площадью 2,83 га в порту Танджунг-Лангсат, а предоставило ему «пионерский» статус — таковой дается предприятиям в отраслях, признанных перспективными для экономики страны, и сопровождается налоговыми льготами. «Оргхим», который обеспечит рабочими местами 78 жителей штата, станет одним из крупнейших налогоплательщиков в местный бюджет и удовлетворит растущий в азиатских странах спрос на неканцерогенные технологические масла-наполнители для производства шин, синтетических каучуков и резиновых смесей, получил максимальный пакет льгот, включая десятилетний период нулевой ставки налога на прибыль после ввода в эксплуатацию.

Инвестиции в строительство завода составили 59,2 млн долларов, из них более 40 млн долларов предоставил Газпромбанк на принципах проектного финансирования под шесть процентов годовых. Условия для сторон выгодные: «Оргхим» смог за 20 месяцев построить и запустить завод, а для Газпромбанка, по мнению партнера практики стратегии и операционной эффективности Althaus Group Германа Шеховцева, это маржинальный бизнес и хороший повод продемонстрировать поддержку международного сотрудничества в рамках межправительственной комиссии под руководством министра промышленности и торговли Дениса Мантурова.

Завод в Малайзии позволит «Оргхиму», выпускающему в год свыше ста тысяч тонн «зеленой» химии (это направление приносит холдингу примерно 60% выручки), увеличить объемы производства на 65%, а долю экспортных продаж — с нынешних 60 до 80%. При этом благодаря локализации на территории страны — члена АСЕАН российская компания освобождается от уплаты таможенной пошлины в размере 3–7% при ввозе продукции на территорию Южной Кореи и Китая, а это серьезное преимущество в конкуренции с другими игроками мирового рынка.

Ближе к азиатским производителям шин и каучука

Свою линейку продуктов марки Norman — «зеленых» масел-пластификаторов — «Оргхим» запатентовал более десяти лет назад, а площадку для завода в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) начал искать семь лет назад, когда там стали анонсировать и реализовывать крупные инвестиционные проекты создания шинных заводов и заводов по производству синтетического каучука. Мировой консалтер и девелопер компания Jurong Consultants реализовала в Сингапуре один из наиболее удачных проектов — «нефтехимический остров», это промышленный кластер, где разместились сразу несколько потенциальных клиентов «Оргхима», в том числе японская компания Asahi Kasei, удвоившая в тот период производство синтетического каучука. Вначале руководство «Оргхима» рассматривало именно Сингапур как приоритетную площадку для размещения производства масел Norman, однако предложенные условия компанию не удовлетворили, в том числе завышенная стоимость аренды складских терминалов.

Тогда из развивающихся портов, максимально приближенных к Сингапуру, был выбран глубоководный порт Танджунг-Лангсат в Малайзии — еще слабо развитый, но с большим потенциалом расширения индустриальной зоны. Меньше чем за два года на выделенном участке был построен полноценный завод: 22 объекта, из которых самый главный — технологическая установка мощностью 70 тыс. тонн в год, а также вспомогательные сооружения (система охлаждения, котельная, лаборатория, мастерские). Оборудование закупалось у разных производителей, в том числе около 15% общего объема — у российских. Был также построен терминальный комплекс вместимостью 25 тыс. кубометров сырья и готовой продукции. «Для нас было важно, что территория позволяет иметь свой терминал, а со временем запустить вторую очередь производства еще с одной установкой, — говорит Николай Ходов, генеральный директор “Оргхима”. — Как показывает практика, на третий год эксплуатации встает вопрос о том, где строить следующую установку».

Ожидаемая годовая выручка малайзийского предприятия — 50–65 млн долларов, расчетный период окупаемости — пять с половиной — семь лет. Что касается сырья, то поставлять его на завод будут малайзийские и сингапурские нефтепереработчики, а также Саудовская Аравия. Любопытства ради в компании протестировали логистический путь нефтепродуктов из России — он практически удваивает стоимость сырья, так что этот вариант не рассматривается.

«Зеленая» химия против канцерогенов

Мировой спрос на «зеленую» нефтехимию быстро растет. Еще в 1990-е годы ученые забили тревогу по поводу токсичности автомобильной резины; было установлено, что в шинной пыли присутствует более 140 химических соединений различной степени вредности. В частности, по результатам исследований в Москве, проведенных в 2010 году, до 60% загрязняющих и опасных для здоровья веществ выбрасывается в воздух с истертой в мелкую пыль резиной автомобильных шин. Ввиду высокой дисперсности эти частицы способны легко проникать в легкие человека, вызывая бронхиальную астму, аллергические реакции и онкологические заболевания. При этом шинная пыль не выводится из организма. Наиболее опасными выделяющимися из шин соединениями являются ПАУ (канцерогенные полициклические ароматические углеводороды) и N-нитрозамины, а их источник — ароматические нефтяные масла, используемые в качестве пластификаторов при производстве резин.

Первый патент на применение «зеленой» технологии производства масел-пластификаторов типа TDAE (Treated Distillate Aromatic Extract) был получен компанией British Petroleum в 2004 году, а технология «Оргхима» появилась в марте 2005-го. «Собственно говоря, все это делалось под планируемый запрет в Европе на использование канцерогенных компонентов в шинной промышленности. Предполагалось, что он будет введен с 2006 года, однако директива № 2005/69/ ЕЕС вступила в силу только 1 января 2010-го», — уточняет Николай Ходов. В соответствии с этим документом все произведенные или импортированные в ЕС шины должны производиться с использованием нефтяных масел, которые содержат не более 3% масc. экстракта полициклических ароматических соединений (ПЦА) по методу IP 346/92, 1 мг/кг бенз(а)пирена и 10 мг/кг суммы восьми канцерогенных ПАУ.

Европейский рынок нужным продуктом наполнился быстро, а компания «Оргхим» стала первым в России и вторым в мире производителем ароматических масел неканцерогенного типа, ее основным конкурентом и сегодня остается немецкая компания Hansen & Rosenthal KG, которая приобрела технологию и установку у British Petroleum. Кроме немцев и русских на рынке присутствуют Royal Dutch Shell, Chevron, Petronas Lubricants Belgium, Repsol, Hindustan Petroleum Corporation. Кстати, Hansen & Rosenthal KG еще пять лет назад пришла в АТР, нарастив мощности своего завода на Тайване до ста тысяч тонн.

Источник: «Оргхим»

Объем мирового рынка неканцерогенных технологических масел, по оценке Николая Ходова, составляет 750–800 тыс. тонн, или около 60% всего объема технологических масел. Учитывая, что весь рынок технологических масел к 2022 году, по оценкам, достигнет 1,2 млрд долларов, объем рынка «зеленых» масел составит примерно 720 млн долларов. А доля «Оргхима», имеющего три установки по производству масел в России на 120 тыс. тонн и вводящего в эксплуатацию установку в Джохоре на 70 тыс. тонн, должна вырасти с нынешних 12–14 до 18–20%, или до 144 млн долларов.

Инвестиции в инновации

Масла линейки Norman на высококонкурентном рынке масел-пластификаторов являются передовыми по канцерогенной безопасности: если европейское законодательство разрешает и контролирует содержание восьми потенциально опасных канцерогенов, то «Оргхим» предоставляет своим клиентам список из 22 канцерогенов, которые может идентифицировать. Преимущества российской компании подтверждаются списком ее клиентов: Pirelli, Goodyear, Cordiant, Hankook, Nokian, Bridgestone и другие — всего девять из десятки крупнейших шинных компаний.

Для того чтобы сохранять свое конкурентное преимущество, ежегодно «Оргхим» вкладывает в НИОКР 1,5–2% средств от оборота, или 17–20% от прибыли, что позволяет создавать новые технологии. Например, в 2013 году исследовательский центр холдинга приобрел оборудование у Hewlett-Packard и внедрил уникальную для России методику определения индивидуальных канцерогенных полициклических ароматических углеводородов в объектах окружающей среды, позволяющую определять канцерогены в концентрациях в тысячи раз ниже, чем опасные, что может дать толчок новым открытиям в области канцерогенной безопасности. «Мы собираемся удваивать производство за счет собственных новых разработок, поэтому необходимо инвестировать в научные изыскания. Сейчас у нас есть две технологии, созданные силами наших специалистов, Нижегородского государственного университета имени Лобачевского и МГУ, в которые за последние пять лет мы вложили 800 миллионов рублей, не говоря о бюджете нашего исследовательского центра», — рассказывает Николай Ходов. В течение пяти лет, по его словам, компания намерена построить инновационную установку и в очередной раз удивить мировой рынок новым продуктом.

Что касается российского рынка, то здесь до недавнего времени «Оргхим» был единственным, кто производил «зеленые» масла-пластификаторы, остальные изготавливали канцерогенные масла. В 2017 году «Газпромнефть — Смазочные материалы» тоже заявила о начале производства масел-пластификаторов Gazpromneft TDAE, присоединившись к «зеленым». В дальнейшем, по мнению аналитиков, число «зеленых» марок масел будет расти, хотя в России не введены ограничительные меры для производства и использования канцерогенных масел, а они по-прежнему дешевле «зеленой» химии в 1,7 раза, и для ряда производителей шин и каучука это важное преимущество. Аналитик по товарным рынкам компании «Открытие Брокер» Оксана Лукичева считает, что из-за небольшой емкости внутреннего рынка производители масел будут вынуждены выходить на экспортные рынки, а значит, выпускать продукцию без опасных примесей.

Между тем в 2021 году ожидается принятие технологического стандарта на шинную продукцию Евразийского союза. Производителей шин, не использующих «зеленые» компоненты, обяжут предупреждать об опасности их продукции. «Это так странно: экономить сто рублей на одном колесе и вешать на него череп с костями», — удивляется логике отставших от прогресса производителей Николай Ходов.

Фото: Предоставлено Компанией «Оргхим»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Реиндустриализация как новый консенсус Реиндустриализация как новый консенсус

Восстановление промышленного потенциала требует новой экономической политики

Эксперт
Елена Ксенофонтова: «Каждому даются испытания, и вот – мое» Елена Ксенофонтова: «Каждому даются испытания, и вот – мое»

Актриса об отношениях с Нагиевым, пластике и трудном возрасте сына

StarHit
Русская дигитализация Арабских Эмиратов Русская дигитализация Арабских Эмиратов

Как заработать на рынке Арабских Эмиратов: рассказывает директор iiko

Эксперт
Как быстро запоминать информацию: топ полезных лайфхаков Как быстро запоминать информацию: топ полезных лайфхаков

Узнай, как научиться запоминать информацию при помощи проверенных лайфхаков

Cosmopolitan
Кошачьи сходства, собачьи различия Кошачьи сходства, собачьи различия

Почему собачьих пород намного больше, чем кошачьих?

Наука и жизнь
Набережная неисцелимых: как Венеция переживала самое сильное наводнение за 50 лет Набережная неисцелимых: как Венеция переживала самое сильное наводнение за 50 лет

Как спастись, если вода пытается тебя поглотить

Forbes
Поколение Y Поколение Y

Первый российский рейтинг «30 до 30»

Forbes
10 арктических машин 10 арктических машин

Десять достойных упоминания арктических вездеходов

Популярная механика
Основатель West Nautical Андрей Ломакин — об успехе и яхтах Основатель West Nautical Андрей Ломакин — об успехе и яхтах

Андрей Ломакин — о рынке и клиентах, а также любимых брендах и маршрутах

РБК
Владимир Ташлыков: «Не рискнул бы играть Господа Бога» Владимир Ташлыков: «Не рискнул бы играть Господа Бога»

Владимир Ташлыков о секретах съемок и неожиданных подарках поклонниц

StarHit
На здоровье На здоровье

Как инвестирует частный фонд, специализирующийся на медицинских проектах

Forbes
Дружественные виды Дружественные виды

Вся жизнь — борьба, но есть в ней место и для сотрудничества

Вокруг света
Солнце внутри Солнце внутри

Витамин D, оказывается, и не витамин вовсе, а гормон. Без него организму — никак

Огонёк
Саша Гудков: «Дальше за нами придет церковь» Саша Гудков: «Дальше за нами придет церковь»

Интервью с участниками коллектива «Чикен Карри»

GQ
Муравьиная планета: как два друга из Волгограда заработали миллионы на фермах для насекомых Муравьиная планета: как два друга из Волгограда заработали миллионы на фермах для насекомых

Как детское увлечение превратилось в бизнес с миллионной выручкой

Forbes
Свободный график или деньги в конверте. Что имеют в виду 72% россиян, готовые стать фрилансерами Свободный график или деньги в конверте. Что имеют в виду 72% россиян, готовые стать фрилансерами

Почти три четверти россиян теоретически готовы уйти в «свободное плаванье»

СНОБ
Лимонов дает пощечину общественному вкусу Лимонов дает пощечину общественному вкусу

Инвестор Сергей Лимонов поддерживает бунтарей

Собака.ru
Памятка на зиму: как выбрать пуховик Памятка на зиму: как выбрать пуховик

Что нужно учесть и на что обратить внимание при выборе пуховика

Esquire
Счастливого Нового года...А так бывает? Счастливого Нового года...А так бывает?

Казалось бы, чего плохого можно ожидать от новогодних праздников

Домашний Очаг
Ирина Мальцева: «Каждый съеденный вами гамбургер передаётся потомкам» Ирина Мальцева: «Каждый съеденный вами гамбургер передаётся потомкам»

Наши ближайшие предки могут быть причастны к тому, что мы имеем лишний вес

Худеем правильно
На всех скоростях На всех скоростях

Три актрисы, три главные роли в российском кинематографе и один год

Cosmopolitan
На крыльях стрекозы На крыльях стрекозы

Бренд Dragonfly стал лидером на российском рынке экипировки для отдыха

Forbes
10 самых щедрых компаний России. Рейтинг Forbes 10 самых щедрых компаний России. Рейтинг Forbes

Рейтинг лучших работодателей по двум параметрам — зарплата и соцобеспечение

Forbes
Восток и его обитатели Восток и его обитатели

В озере Восток под ледовым щитом Антарктиды есть жизнь

Популярная механика
Что такое «пирамида стиля» и почему о ней нужно помнить, покупая одежду Что такое «пирамида стиля» и почему о ней нужно помнить, покупая одежду

Эта пирамида поможет выбирать только действительно нужные тебе вещи

Maxim
Горячие шестидесятые Горячие шестидесятые

Гарик Сукачев всю жизнь шел против общественного мнения и вкусов толпы

GQ
Ольга Паскина: Пример для подражания Ольга Паскина: Пример для подражания

Как у Ольги Паскиной получается жонглировать более чем 30 активами холдинга

Cosmopolitan
Не стоит благодарности Не стоит благодарности

Уйти от неформальных платежей в медицине непросто

Эксперт
Тимоти Шаламе: «Главное – оставаться самим собой» Тимоти Шаламе: «Главное – оставаться самим собой»

Тимоти Шаламе – о взрослении, актерских принципах и ностальгии

Cosmopolitan
Михаил Друян Михаил Друян

Светский антрепренер всея Руси — организатор праздников, репутаций и жизни

Tatler
Открыть в приложении