«Оргхим» построил в Малайзии завод неканцерогенных технологических масел

ЭкспертБизнес

Русское «зеленое» масло в Малайзии

Биохимический холдинг «Оргхим» построил в малайзийском султанате Джохор завод по производству неканцерогенных технологических масел. За счет быстрорастущего азиатского рынка компания намерена нарастить свою долю на рынке мировом

Виктория Безуглова

Производителя «зеленой» химии «Оргхим» из Нижнего Новгорода, запустившего на прошлой неделе в Малайзии свой завод, местные власти встретили очень тепло. Малайзийское агентство по развитию инвестиций (MIDA) не просто выделило под завод земельный участок площадью 2,83 га в порту Танджунг-Лангсат, а предоставило ему «пионерский» статус — таковой дается предприятиям в отраслях, признанных перспективными для экономики страны, и сопровождается налоговыми льготами. «Оргхим», который обеспечит рабочими местами 78 жителей штата, станет одним из крупнейших налогоплательщиков в местный бюджет и удовлетворит растущий в азиатских странах спрос на неканцерогенные технологические масла-наполнители для производства шин, синтетических каучуков и резиновых смесей, получил максимальный пакет льгот, включая десятилетний период нулевой ставки налога на прибыль после ввода в эксплуатацию.

Инвестиции в строительство завода составили 59,2 млн долларов, из них более 40 млн долларов предоставил Газпромбанк на принципах проектного финансирования под шесть процентов годовых. Условия для сторон выгодные: «Оргхим» смог за 20 месяцев построить и запустить завод, а для Газпромбанка, по мнению партнера практики стратегии и операционной эффективности Althaus Group Германа Шеховцева, это маржинальный бизнес и хороший повод продемонстрировать поддержку международного сотрудничества в рамках межправительственной комиссии под руководством министра промышленности и торговли Дениса Мантурова.

Завод в Малайзии позволит «Оргхиму», выпускающему в год свыше ста тысяч тонн «зеленой» химии (это направление приносит холдингу примерно 60% выручки), увеличить объемы производства на 65%, а долю экспортных продаж — с нынешних 60 до 80%. При этом благодаря локализации на территории страны — члена АСЕАН российская компания освобождается от уплаты таможенной пошлины в размере 3–7% при ввозе продукции на территорию Южной Кореи и Китая, а это серьезное преимущество в конкуренции с другими игроками мирового рынка.

Ближе к азиатским производителям шин и каучука

Свою линейку продуктов марки Norman — «зеленых» масел-пластификаторов — «Оргхим» запатентовал более десяти лет назад, а площадку для завода в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) начал искать семь лет назад, когда там стали анонсировать и реализовывать крупные инвестиционные проекты создания шинных заводов и заводов по производству синтетического каучука. Мировой консалтер и девелопер компания Jurong Consultants реализовала в Сингапуре один из наиболее удачных проектов — «нефтехимический остров», это промышленный кластер, где разместились сразу несколько потенциальных клиентов «Оргхима», в том числе японская компания Asahi Kasei, удвоившая в тот период производство синтетического каучука. Вначале руководство «Оргхима» рассматривало именно Сингапур как приоритетную площадку для размещения производства масел Norman, однако предложенные условия компанию не удовлетворили, в том числе завышенная стоимость аренды складских терминалов.

Тогда из развивающихся портов, максимально приближенных к Сингапуру, был выбран глубоководный порт Танджунг-Лангсат в Малайзии — еще слабо развитый, но с большим потенциалом расширения индустриальной зоны. Меньше чем за два года на выделенном участке был построен полноценный завод: 22 объекта, из которых самый главный — технологическая установка мощностью 70 тыс. тонн в год, а также вспомогательные сооружения (система охлаждения, котельная, лаборатория, мастерские). Оборудование закупалось у разных производителей, в том числе около 15% общего объема — у российских. Был также построен терминальный комплекс вместимостью 25 тыс. кубометров сырья и готовой продукции. «Для нас было важно, что территория позволяет иметь свой терминал, а со временем запустить вторую очередь производства еще с одной установкой, — говорит Николай Ходов, генеральный директор “Оргхима”. — Как показывает практика, на третий год эксплуатации встает вопрос о том, где строить следующую установку».

Ожидаемая годовая выручка малайзийского предприятия — 50–65 млн долларов, расчетный период окупаемости — пять с половиной — семь лет. Что касается сырья, то поставлять его на завод будут малайзийские и сингапурские нефтепереработчики, а также Саудовская Аравия. Любопытства ради в компании протестировали логистический путь нефтепродуктов из России — он практически удваивает стоимость сырья, так что этот вариант не рассматривается.

«Зеленая» химия против канцерогенов

Мировой спрос на «зеленую» нефтехимию быстро растет. Еще в 1990-е годы ученые забили тревогу по поводу токсичности автомобильной резины; было установлено, что в шинной пыли присутствует более 140 химических соединений различной степени вредности. В частности, по результатам исследований в Москве, проведенных в 2010 году, до 60% загрязняющих и опасных для здоровья веществ выбрасывается в воздух с истертой в мелкую пыль резиной автомобильных шин. Ввиду высокой дисперсности эти частицы способны легко проникать в легкие человека, вызывая бронхиальную астму, аллергические реакции и онкологические заболевания. При этом шинная пыль не выводится из организма. Наиболее опасными выделяющимися из шин соединениями являются ПАУ (канцерогенные полициклические ароматические углеводороды) и N-нитрозамины, а их источник — ароматические нефтяные масла, используемые в качестве пластификаторов при производстве резин.

Первый патент на применение «зеленой» технологии производства масел-пластификаторов типа TDAE (Treated Distillate Aromatic Extract) был получен компанией British Petroleum в 2004 году, а технология «Оргхима» появилась в марте 2005-го. «Собственно говоря, все это делалось под планируемый запрет в Европе на использование канцерогенных компонентов в шинной промышленности. Предполагалось, что он будет введен с 2006 года, однако директива № 2005/69/ ЕЕС вступила в силу только 1 января 2010-го», — уточняет Николай Ходов. В соответствии с этим документом все произведенные или импортированные в ЕС шины должны производиться с использованием нефтяных масел, которые содержат не более 3% масc. экстракта полициклических ароматических соединений (ПЦА) по методу IP 346/92, 1 мг/кг бенз(а)пирена и 10 мг/кг суммы восьми канцерогенных ПАУ.

Европейский рынок нужным продуктом наполнился быстро, а компания «Оргхим» стала первым в России и вторым в мире производителем ароматических масел неканцерогенного типа, ее основным конкурентом и сегодня остается немецкая компания Hansen & Rosenthal KG, которая приобрела технологию и установку у British Petroleum. Кроме немцев и русских на рынке присутствуют Royal Dutch Shell, Chevron, Petronas Lubricants Belgium, Repsol, Hindustan Petroleum Corporation. Кстати, Hansen & Rosenthal KG еще пять лет назад пришла в АТР, нарастив мощности своего завода на Тайване до ста тысяч тонн.

Источник: «Оргхим»

Объем мирового рынка неканцерогенных технологических масел, по оценке Николая Ходова, составляет 750–800 тыс. тонн, или около 60% всего объема технологических масел. Учитывая, что весь рынок технологических масел к 2022 году, по оценкам, достигнет 1,2 млрд долларов, объем рынка «зеленых» масел составит примерно 720 млн долларов. А доля «Оргхима», имеющего три установки по производству масел в России на 120 тыс. тонн и вводящего в эксплуатацию установку в Джохоре на 70 тыс. тонн, должна вырасти с нынешних 12–14 до 18–20%, или до 144 млн долларов.

Инвестиции в инновации

Масла линейки Norman на высококонкурентном рынке масел-пластификаторов являются передовыми по канцерогенной безопасности: если европейское законодательство разрешает и контролирует содержание восьми потенциально опасных канцерогенов, то «Оргхим» предоставляет своим клиентам список из 22 канцерогенов, которые может идентифицировать. Преимущества российской компании подтверждаются списком ее клиентов: Pirelli, Goodyear, Cordiant, Hankook, Nokian, Bridgestone и другие — всего девять из десятки крупнейших шинных компаний.

Для того чтобы сохранять свое конкурентное преимущество, ежегодно «Оргхим» вкладывает в НИОКР 1,5–2% средств от оборота, или 17–20% от прибыли, что позволяет создавать новые технологии. Например, в 2013 году исследовательский центр холдинга приобрел оборудование у Hewlett-Packard и внедрил уникальную для России методику определения индивидуальных канцерогенных полициклических ароматических углеводородов в объектах окружающей среды, позволяющую определять канцерогены в концентрациях в тысячи раз ниже, чем опасные, что может дать толчок новым открытиям в области канцерогенной безопасности. «Мы собираемся удваивать производство за счет собственных новых разработок, поэтому необходимо инвестировать в научные изыскания. Сейчас у нас есть две технологии, созданные силами наших специалистов, Нижегородского государственного университета имени Лобачевского и МГУ, в которые за последние пять лет мы вложили 800 миллионов рублей, не говоря о бюджете нашего исследовательского центра», — рассказывает Николай Ходов. В течение пяти лет, по его словам, компания намерена построить инновационную установку и в очередной раз удивить мировой рынок новым продуктом.

Что касается российского рынка, то здесь до недавнего времени «Оргхим» был единственным, кто производил «зеленые» масла-пластификаторы, остальные изготавливали канцерогенные масла. В 2017 году «Газпромнефть — Смазочные материалы» тоже заявила о начале производства масел-пластификаторов Gazpromneft TDAE, присоединившись к «зеленым». В дальнейшем, по мнению аналитиков, число «зеленых» марок масел будет расти, хотя в России не введены ограничительные меры для производства и использования канцерогенных масел, а они по-прежнему дешевле «зеленой» химии в 1,7 раза, и для ряда производителей шин и каучука это важное преимущество. Аналитик по товарным рынкам компании «Открытие Брокер» Оксана Лукичева считает, что из-за небольшой емкости внутреннего рынка производители масел будут вынуждены выходить на экспортные рынки, а значит, выпускать продукцию без опасных примесей.

Между тем в 2021 году ожидается принятие технологического стандарта на шинную продукцию Евразийского союза. Производителей шин, не использующих «зеленые» компоненты, обяжут предупреждать об опасности их продукции. «Это так странно: экономить сто рублей на одном колесе и вешать на него череп с костями», — удивляется логике отставших от прогресса производителей Николай Ходов.

Фото: Предоставлено Компанией «Оргхим»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рейтинг брендов Рейтинг брендов

Бренды, которые стали заметны на рынке за год

Forbes
«Мама, я это не ем!»: пищевая неофобия у детей «Мама, я это не ем!»: пищевая неофобия у детей

Как убедить ребенка попробовать новое?

Psychologies
Русская дигитализация Арабских Эмиратов Русская дигитализация Арабских Эмиратов

Как заработать на рынке Арабских Эмиратов: рассказывает директор iiko

Эксперт
Раздел истории Раздел истории

Отказ от частной собственности в пользу шеринга меняет многовековые устои

РБК
Без моста и кочерги. Пятое поколение Cadillac Escalade Без моста и кочерги. Пятое поколение Cadillac Escalade

Новое поколение Cadillac Escalade разрушает штампы об американских внедорожниках

4x4 Club
Александр Мальцев Александр Мальцев

Первый мужчина России в синхронном плавании

Собака.ru
Курултай для своих, деспотия для чужих Курултай для своих, деспотия для чужих

В Орде русские князья считались бесправными вассалами

Дилетант
Страх полетов: иногда это не то, чем кажется Страх полетов: иногда это не то, чем кажется

То, что мы называем аэрофобией, может быть проявлением разных состояний

Psychologies
«Золотой Единорог»: как с нуля сделать международный кинофестиваль по принципу стартапа «Золотой Единорог»: как с нуля сделать международный кинофестиваль по принципу стартапа

Как меняется наша киноиндустрия прямо сейчас

Forbes
Стритвир и тейлоринг: как две противоположности сумели объединиться Стритвир и тейлоринг: как две противоположности сумели объединиться

Стритвир умер, да здравствует стритвир

GQ
Живете только ради выходных? Это признак эмоционального выгорания Живете только ради выходных? Это признак эмоционального выгорания

Почему возникает эмоциональное выгорание и как выйти из этого состояния?

Psychologies
Моль, коммуналка и чувство стиля: как одевалась Майя Плисецкая Моль, коммуналка и чувство стиля: как одевалась Майя Плисецкая

Что общего у Оскара Уайльда, Петра Чайковского, Екатарины II и Майи Плисецкой

Forbes
Правила жизни Марины Абрамович Правила жизни Марины Абрамович

Художница, автор перформансов

Esquire
Блестящий маркетинг. Как заработать 2 млрд на косметике, которую рекламирует Ольга Бузова Блестящий маркетинг. Как заработать 2 млрд на косметике, которую рекламирует Ольга Бузова

Как бывший парикмахер и торговец мебелью основали косметическую компанию Miхit

Forbes
С природой о природе С природой о природе

Основная тема интерьера — природа, вдохновляющая и умиротворяющая

SALON-Interior
Они это серьезно? Главные “Шнобелевки“ 2019 года Они это серьезно? Главные “Шнобелевки“ 2019 года

Работы, которые «заставляют сперва рассмеяться, а потом – задуматься»

Популярная механика
Ирина Ефимова: «Я хочу работать в кругу больших профессионалов» Ирина Ефимова: «Я хочу работать в кругу больших профессионалов»

Рост среди российских предпринимателей и бизнес-вумен набирает обороты

Cosmopolitan
На здоровье На здоровье

Как инвестирует частный фонд, специализирующийся на медицинских проектах

Forbes
В шаге от «Матрицы». Когда чип в голову станет обычной покупкой? В шаге от «Матрицы». Когда чип в голову станет обычной покупкой?

Михаил Лебедев — о ближайшем будущем взамодействия мозга и кибернетики

Forbes
Лишний стресс – лишний вес Лишний стресс – лишний вес

Пока не избавимся от стресса, вес будет стоять на месте, а может, даже расти

Худеем правильно
Бросили у алтаря: звезды, чья свадьба сорвалась накануне торжества Бросили у алтаря: звезды, чья свадьба сорвалась накануне торжества

Эти звезды не выдержали накала страстей и отменили собственную свадьбу

Cosmopolitan
«Я напортачил»: Билл Гейтс назвал причину провала конкурента Android от Microsoft «Я напортачил»: Билл Гейтс назвал причину провала конкурента Android от Microsoft

Самой популярной мобильной операционной системой могла быть Windows Mobile

Forbes
«Через несколько лет в России будет равенство во всем». Основатель форума «Woman Who Matters» Анна Рудакова о том, зачем бизнесу нужны женщины «Через несколько лет в России будет равенство во всем». Основатель форума «Woman Who Matters» Анна Рудакова о том, зачем бизнесу нужны женщины

Как женская повестка становится главным двигателем прогрессивного бизнеса

Forbes
«В странах СНГ не принято рассматривать благотворительность как бизнес-задачу»: основатель фонда «Таблеточки» о том, как сделать помощь людям эффективной «В странах СНГ не принято рассматривать благотворительность как бизнес-задачу»: основатель фонда «Таблеточки» о том, как сделать помощь людям эффективной

Интервью с Ольгой Кудиненко — учредителем благотворительного фонда «Таблеточки»

Forbes
Рыбак на краю галактики Рыбак на краю галактики

Как Геннадий Борисов открыл комету

Популярная механика
Это навсегда: история любви 102-летнего Кирка Дугласа и его жены Энн Байденс Это навсегда: история любви 102-летнего Кирка Дугласа и его жены Энн Байденс

Несмотря на трудности, можно прожить в счастливом браке 65 лет

Cosmopolitan
Как цвета стали символом протеста Как цвета стали символом протеста

Как цвет может стать символом многомиллионного протестного марша

GQ
Икра с огнем Икра с огнем

Где она, там праздник — если, конечно, вы не ошиблись в выборе баночки

Добрые советы
Как правильно думать о своем теле Как правильно думать о своем теле

Отношение к собственному телу серьезно влияет на самооценку

Psychologies
Вторая китайская волна Вторая китайская волна

На российском автомобильном рынке — очередная волна наступления китайских марок

Эксперт
Открыть в приложении