Российская одежная индустрия получила новый импульс для развития

ЭкспертБизнес

Российские бренды вышли из пандемии

Российская одежная индустрия получила новый импульс для развития. Драйверы ее роста — укрепление производственной базы и растущий спрос на отечественные бренды одежды

Лина Калянина

12 storeez — первая одежная компания, которая смогла привлечь институционального инвестора: 12% акций компании выкупил фонд Baring Vostok. На фото: основательницы компании сестры Ирина и Марина Голомаздины

Ростом эмоциональных покупок отметили российские потребители выход из ковидных ограничений. В первую очередь это коснулось рынка одежды, где потребительские расходы в первом полугодии в два-три раза превзошли прошлогодние. И представители одежных компаний также заявляют о росте продаж. «Рынок восстанавливается после кризиса. Новый сезон на рынке одежды начался достаточно активно. В сентябре прирост в продажах составляет десятки процентов по сравнению с сентябрем прошлого года», — говорят они.

В принципе это ожидаемый тренд: люди устали от ограничений и хотят себя чем-то порадовать. Однако у него есть две важные составляющие: покупатели возвращаются в офлайн (трафик в торговых центрах по большей части восстановился); кроме того, резко возрос интерес к отечественным брендам одежды — сегодня это самый быстрорастущий сегмент в одежной индустрии. В торговых центрах после пандемии новые магазины в основном открывают российские фэшн-компании.

Пальто вместо отпуска

По словам генерального директора Fashion Consulting Group Анны Лебсак-Клейманс, итоги первого полугодия на одежном рынке выглядят весьма оптимистичными после кризиса 2020-го (российский фэшн-рынок сократился в рублях на 17%, а в долларах — на 25%). Более того, по мнению г-жи Лебсак-Клейманс, весной этого года на фэшн-рынке наблюдался даже тренд перерастрат — эффект отложенного спроса, дающий непредсказуемые скачки продаж. В целом, по данным Росстата, в первом квартале россияне увеличили траты на одежду и обувь в два с половиной — три раза: если в 2020 году на фэшн-товары выделялось 6–7% бюджета домохозяйства, то в 2021-м траты выросли до 11–16% (усредненный норматив трат на одежду внутри потребительской корзины составляет до 6–7%).

Наиболее активный рост продаж в этом году приходится на массовый сегмент рынка. В основном этот спрос обслуживают три типа компаний, которые во время пандемии нарастили свое влияние: это маркетплейсы (по данным FCG, в первом полугодии 2021-го Wildberries увеличила выручку на 39%, Lamoda — на 24,2%), большие дискаунтеры (например, сеть Familia увеличила выручку на 32%) и крупные сети с широким предложением в бюджетном сегменте (Gloria Jeans — плюс 86%, Melon Fashion Group — плюс 98%, «Твое» — 56%, Incity — 36%, «Детский мир» — 23,6%). При этом международные игроки не выросли так значительно.

Об оживлении продаж также говорят производители одежды среднего и средне-высокого ценовых сегментов. «По сравнению с прошлым низким годом позитив в выручке виден. Осенний сезон только начался, и уже есть заметный прирост», — говорит Олег Воронин, СЕО компании I Am Studio.

«В 2020–2021 годах мы начали активно расти. Это видно по предзаказам, которые мы собираем заранее. На 2021 год мы собрали существенно больше предзаказов — плюс 30 процентов. И сейчас у нас не хватает товара для продаж, не только по предзаказам», — говорит Владимир Богданов, генеральный директор компании «Баск» (производитель одежды для активного отдыха и туризма).

Что касается люксового сегмента, то, по словам президента Национальной палаты моды Александра Шумского, там продажи уже превысили допандемийные показатели и продолжается активный рост. Скорее всего, на это повлияли антиковидные ограничения на перелеты и туристические путешествия: обеспеченные покупатели стали больше тратить на люксовые товары в России.

Пока преждевременно говорить о восстановлении допандемийных показателей продаж в целом по рынку одежды, однако к концу года он вполне может эту планку осилить.

Стратегия компании I Am Studio — производить качественные вещи, которые можно долго носить

«Инстаграмщики» выходят на открытый рынок

«Покупатели вернулись в торговые центры», — говорит Олег Воронин. И это важная новость для участников отрасли. Покупки в магазинах растут отчасти за счет обратного перетока покупателей из онлайна, где они вынужденно отоваривались в карантин, однако нельзя сказать, что онлайн просел: динамика там остается положительной, продажи в обычных магазинах все еще на 10–20% ниже, чем до ковида. В общей выручке одежных компаний на долю интернет-продаж приходится в среднем 25–30%, что существенно превосходит долю онлайн-торговли в целом на розничном рынке (по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в 2020 году она составила немногим более 10%)

Однако главный тренд, который сегодня наблюдается на одежном рынке, — возросший интерес покупателей к отечественным брендам. «В ритейле наблюдается рост продаж локальных производителей и интереса к локальным брендам. Их доля продаж растет и на международных и российских маркетплейсах. По итогам 2020 года рост числа локальных поставщиков на AliExpress составил 350 процентов, на Wildberries — 52 процента. В январе–апреле 2021 года продажи российских брендов на Wildberries выросли на 73 процента, а динамика продаж зарубежных брендов составила всего 17 процентов. Для 52 процентов россиян информация, что товар произведен в России, положительно влияет на покупку, 60 процентов считают, что отечественная одежда и обувь отличаются высоким качеством», — объясняет Анна Лебсак-Клейманс.

Выше мы уже отметили рост давно существующих российских одежных сетей — Gloria Jeans, Zarina, Be Free (последние две входят в Melon Fashion Group), «Твое» и других от 20 почти до 100%. Однако не меньшую динамику сегодня показывают молодые российские бренды, которые не имеют собственных магазинов (некоторые только сейчас стали их открывать), но за время пандемии смогли заявить о себе через онлайн-продажи — в социальных сетях, через маркетплейсы и т. д. По словам Ирины Максимовой, директора по развитию ключевых категорий компании Lamoda, новые локальные бренды одежды, такие как Mollis, Monochrome, Top Top, Lime, I Am Studio, To Be Blossom и другие, которые начинали свое развитие в интернете и не имели в прошлом собственных магазинов, сейчас показывают самую высокую динамику продаж. «Локальные бренды лучше понимают рынок, специфику запроса клиента на тот или иной ассортимент, так как они постоянно общаются с покупателями в социальных сетях, у них сформировалась своя клиентская аудитория. Сегодня они предлагают востребованные коллекции, расширяют ассортимент и с ними выходят на маркетплейсы, в частности на Lamoda», — говорит Ирина Максимова.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Альянсы и союзы Альянсы и союзы

Первая часть ответов на вопросы об альянсах союзников против нацистской Германии

Дилетант
Дэвид Келлерманн Дэвид Келлерманн

Дэвид Келлерманн превратил швейную фабрику Петербурга в крупнейшую фэшн-компанию

Собака.ru
Есть работа — есть город Есть работа — есть город

Не стоит фетишизировать цифру целевой численности новых городов

Эксперт
«Роскосмос» круче Илона Маска. Объясняем почему «Роскосмос» круче Илона Маска. Объясняем почему

Запомните этот твит: «Роскосмос» жив. «Роскосмос» круче Илона Маска

Inc.
Стройка в стиле Lego Стройка в стиле Lego

В России резко возрос интерес к модульному домостроению

Эксперт
Защищать то, что любишь Защищать то, что любишь

Хранители города, каждый из которых бережет что-то свое

Seasons of life
Сергей Королев Сергей Королев

Правила жизни Сергея Королева

Esquire
Продюсер. Ярослав Андреев Продюсер. Ярослав Андреев

Создатель первого отечественного TikTok-дома Ярослав Андреев

GQ
Криштиану торжествует Криштиану торжествует

Роналду-человек и Роналду-миф. Биография непревзойденного футболиста

Esquire
Опасные связи Опасные связи

Реальные последствия виртуальных ошибок

Men’s Health
Печальней нет ночного едока… Печальней нет ночного едока…

Как прекратить ночные набеги на холодильник?

Худеем правильно
Лена Медведева Лена Медведева

Лена Медведева — cкульптор и создательница популярного проекта Nezhno Ceramics

Собака.ru
Учат в школе: 9 фактов о подготовке водителей в разных странах мира Учат в школе: 9 фактов о подготовке водителей в разных странах мира

Подготовке водителей в разных странах мира

Вокруг света
Строительство дворца в Древней Корее начали с человеческих жертвоприношений Строительство дворца в Древней Корее начали с человеческих жертвоприношений

Перед строительством крупных объектов в Корее совершались жертвоприношения

N+1
Химия была, но мы расстались: как фотограф Ольга Павлова помогает пережить онкологию Химия была, но мы расстались: как фотограф Ольга Павлова помогает пережить онкологию

Фотограф Ольга Павлова — о фототерапии и лиге онкофотографов

Forbes
Как погибла цивилизация инков Как погибла цивилизация инков

Как черная оспа и конкистадоры уничтожили цивилизацию

Вокруг света
Каждый ребенок может стать автором своей жизни Каждый ребенок может стать автором своей жизни

Учителям зачастую не хватает веры в детей и в то, что они способны на большее

Домашний Очаг
Как российские художники осваивают дополненную реальность Как российские художники осваивают дополненную реальность

Медиаискусство выходит на новый уровень, и сейчас мы об этом поговорим

GQ
Новые общественные туалеты в Токио: таких вы еще не видели Новые общественные туалеты в Токио: таких вы еще не видели

Дизайнеры и архитекторы разработали совершенно разные проекты туалетов

National Geographic
Могут ли существовать первичные черные дыры размером с атом Могут ли существовать первичные черные дыры размером с атом

Может ли темная материя являться скоплением первичных черных дыр

Популярная механика
«Появился новый формат — трёхминутная поп-песня»: как фонограф Эдисона изменил музыкальную индустрию «Появился новый формат — трёхминутная поп-песня»: как фонограф Эдисона изменил музыкальную индустрию

Как Томас Эдисон создал фонограф и перевернул музыкальную индустрию

VC.RU
В Узбекистане обнаружили останки динозавра с акулоподобными зубами. Он страшнее, чем T. rex! В Узбекистане обнаружили останки динозавра с акулоподобными зубами. Он страшнее, чем T. rex!

Он жил в Азии 90 миллионов лет назад — за 7 миллионов лет до появления T. rex

National Geographic
Евгений Леонов: «Я король, дорогие мои!» Евгений Леонов: «Я король, дорогие мои!»

Комик с печальными глазами или трагик с обаятельной улыбкой

Лиза
Засуха XXII века до нашей эры не изменила хозяйство жителей Месопотамии Засуха XXII века до нашей эры не изменила хозяйство жителей Месопотамии

Засухи XXII столетия до нашей эры не изменила местную хозяйственную систему

N+1
Добавление и вычитание одиночного фонона увидели при комнатной температуре Добавление и вычитание одиночного фонона увидели при комнатной температуре

Состояние ансамбля фононов может быть неклассическим

N+1
Жених подарил невесте поддельное обручальное кольцо и попался на обмане Жених подарил невесте поддельное обручальное кольцо и попался на обмане

Герой этой истории скрыл, что купил невесте поддельное обручальное кольцо

Psychologies
Авантюрный роман: Исключительные личности Авантюрный роман: Исключительные личности

Когда высший пост доставался неожиданным претендентам

Вокруг света
С чемоданом по жизни: 7 увлекательных книг о путешествиях и путешественниках С чемоданом по жизни: 7 увлекательных книг о путешествиях и путешественниках

Книги про подлинные путешествия

Популярная механика
«Знай: я люблю тебя всегда»: последние слова жертв теракта 11 сентября 2001-го «Знай: я люблю тебя всегда»: последние слова жертв теракта 11 сентября 2001-го

Линия 11.09.2001: слова погибших, которые пытались попрощаться с близкими

Cosmopolitan
Почему люди не задержатся на Марсе дольше 4 лет Почему люди не задержатся на Марсе дольше 4 лет

Как космическая радиация ограничивает наши возможности изучения Марса

National Geographic
Открыть в приложении