Продаем мозги без бренда

Экспорт российского программного обеспечения динамично растет

ЭкспертБизнес

Продаем мозги без бренда

Экспорт российского программного обеспечения динамично растет и достиг рекордных показателей. Однако отечественные программисты пока преимущественно делают софт на заказ и не продвигают продукты под своими брендами, что лишает их более значимых доходов и возможностей заработать на постпродажном обслуживании

Алексей Грамматчиков

Фото: ТАСС

Прошлый год стал урожайным не только для российских экспортеров зерна и оружия, но и для производителей программного обеспечения. По итогам 2018 года экспорт софта из России достиг рекордных 10,5 млрд долларов, что на 19% больше, чем в 2017-м. Об этом говорят опубликованные на днях данные ассоциации «Руссофт». По ее подсчетам, за последние пять лет объем экспорта российского софта вырос почти вдвое (с 5,4 млрд долларов в 2013 году), при этом темпы прироста зарубежных поставок ускоряются: в период с 2015 по 2017 год они составляли соответственно плюс 12, 13 и 16% год к году (см. график).

Более того, объемы поставок российского софта за рубеж уже существенно превышают объемы продаж на внутреннем рынке, которые, по данным «Руссофта», в прошлом году составили 6,33 млрд долларов (на 15% больше, чем в 2017-м).

Хорошие кадры

В целом в мире спрос на программное обеспечение растет, и многие российские компании стремятся найти свою нишу за рубежом. Согласно недавно опубликованному исследованию «Руссофта», насчитывается более сотни значимых российских предприятий, занимающихся поставками ПО за рубеж. Среди них «Лаборатория Касперского», Veeam, ABBYY, Acronis, Epam, Parallels, Auriga, InfoWatch, DataArt, JetBrains, Naumen, Spirit, Vist, Infocompas. За последний год эти и другие разработчики усилили натиск на зарубежные рынки: например, недавно российская компания «СерчИнформ» объявила о начале поставок программных решений на рынки Бразилии и ЮАР; томская компания «Микран» начала продажи программных решений для телекоммуникационного рынка в Индонезии; министерство общественной безопасности Вьетнама решило внедрить софт по кибербезопасности российской компании InfoWatch; российская NtechLab начала продавать в США свои программные решения, связанные с распознаванием визуальных образов; компания InformUnity объявила о разработке мобильного приложения для правительства Мексики.

Согласно исследованию «Руссофта», основная специализация российских софтверных компаний за рубежом — разработка программ на заказ, то есть под нужды конкретных клиентов. В целом российские компании в основном развиваются в сфере разработки систем управлении предприятием, автоматизации производства, решений в области информационной безопасности, а также мобильных приложений, сайтов, навигационных систем, компьютерных игр.

За рубежом российские программные решения успешно применяются практически во всех сферах — от тяжелой промышленности и телекома до ритейла и автобизнеса. Растущая востребованность программных продуктов из России обусловлена высоким уровнем отечественных программистов, работа которых становится более доступной из-за падения курса рубля. «В России есть база для того, чтобы делать хорошее программное обеспечение: у нас есть кадры и поддерживающая их система образования. Конкурентоспособны мы в первую очередь в тех областях, где наши производители ПО могут продемонстрировать значимую для мирового рынка экспертизу. Не секрет, что с технологической точки зрения ряд российских отраслей занимают лидирующие позиции в мире — в частности, наши банки и ритейл, — говорит Владимир Молодых, директор по разработке и внедрению ПО компании “Инфосистемы Джет”. — К примеру, первые внедрения нашего решения Jet Toolbar — платформы таргетированных коммуникаций с абонентами — были реализованы для российского телекома. Потом наш опыт в области анализа трафика оказался востребован операторами Юго-Восточной Азии. Другой свежий пример — реализация нами за границей решений в сфере автоматизации работы с клиентами для крупной зарубежной автодилерской сети. Этому проекту предшествовали десятки подобных внедрений в России».

При этом некоторые виды программных решений действительно могут оказаться лучше, чем у зарубежных конкурентов, например в сфере кибербезопасности. «В нашем случае оказалось, что отечественные средства информационной безопасности более продвинуты, чем зарубежные, — утверждает Лев Матвеев, председатель совета директоров компании “СерчИнформ”. — За рубежом привыкли, что так называемые DLP-системы имеют ограниченную функциональность, их задача — заблокировать передачу файла. Наши умеют гораздо больше — выявлять корпоративное мошенничество, нецелевое использование ресурсов компании, инсайд и многое другое. Поэтому за рубежом мы называем весь комплекс нашего ПО не DLP (Data Loss Prevention), а MLP (Money Loss Prevention)».

Объем экспорта российского софта увеличивается

Санкционное давление

География поставок российского программного обеспечения весьма обширна. Возрастающим спросом ПО из России пользуется как в странах Северной Америки (США, Канада), Европы (Германия, Франция, Финляндия, Швеция), так и в странах Южной Америки (Бразилия, Аргентина), Южной и Восточной Азии (Вьетнам, Малайзия, Индонезия, Сингапур), Ближнего Востока (ОАЭ, Египет, Ливан, Иран). Правда, из-за санкционного давления и плохого имиджа страны в развитых странах российские компании в последнее время предпочитают если не скрывать, то хотя бы не афишировать свое российское происхождение: они регистрируют компанию на территории другой страны, а затем продвигают услуги по созданию ПО под иностранным названием. «С усложнением политических взаимоотношений с США мы начали скрывать наше российское происхождение и то, что наша качественная разработка ведется в России, — признает Валерий Медведев, представитель компании Auriga. — Найти нового клиента в США, который будет априори знать, что имеет дело с российской компанией, сейчас гораздо сложнее, чем лет десять назад, а тем более выйти на рынок США впервые. Впрочем, американские и немецкие компании, с которыми мы работаем уже лет двадцать, не обращают внимания ни на санкции, ни на политическое противостояние. Их волнует стоимость услуги и ее качество, а с этим у нас все в порядке».

Помимо санкций еще одна проблема российского ПО в том, что оно преимущественно продается за рубежом не под своим брендом, а как составная часть других продуктов. «Пока нашим компаниям лучше всего удается быть OEM-поставщиками (Original Equipment Manufacturer —оригинальный производитель оборудования, которое продается под другой торговой маркой. — “Эксперт”) для крупных западных компаний, — констатирует Дмитрий Шепелявый, заместитель генерального директора SAP CIS. — И в этом случае львиная доля прибыли будет у тех, кто продает конечный продукт. То есть надо ставить задачу так: не быть частью цепочки в производстве того или иного решения, а получать максимальную добавленную стоимость как владелец бренда».

То, что российский программный продукт является лишь частью других товарных брендов, лишает российских разработчиков гарантированного заработка в будущем, связанного с постпродажным обслуживанием. «Львиная доля российского экспорта ПО — софт на заказ под конкретного клиента. Этот рынок полусерьезно называют словом bodyshop, или “программисты напрокат”. Замечательно, что объем такого экспорта растет, но он не гарантирует дальнейшего развития, — говорит Александр Смоленский, директор по развитию бизнеса компании “Цифра”. — Например, клиент купил брендированный продукт, ему в дальнейшем понадобится поддержка, сервис, потом он с большой вероятностью перейдет на новые версии этого решения, что создает вокруг продукта дополнительный рынок и возможности для развития. Если же группа программистов пишет систему под заказ, то не факт, что после того, как они ее напишут, они останутся на обслуживании и в дальнейшем будут этот софт развивать. Российским экспортерам ПО нужно двигаться от заказной разработки в сторону создания конечных продуктов, но это медленный и трудоемкий процесс: разработчик прямо сейчас может собрать команду программистов и получить к концу года разовую маржу в размере 40–60 процентов. А рисковать, несколько лет разрабатывая продукт, и свой бренд, продвигать его, чтобы создать стабильный денежный поток в будущем, станет не каждый».

К другим проблемам экспортеров российского ПО, по словам участникам этой отрасли, относится нехватка компетенций в области маркетинга на зарубежным рынках, правильной организации сервисов поддержки клиентов, создания сети зарубежных офисов поддержки. Российские разработчики сетуют также на налоговые и правовые сложности работы российской компании с зарубежными клиентами. Например, создатель одного онлайн-сервиса на условиях анонимности жаловался «Эксперту», что продавать товары за рубеж российская компания может только за рубли, при этом иностранцу нельзя даже показывать цену в долларах. А после продажи, например, американскому гражданину на его электронную почту нужно отправлять фискальный чек на русском языке. Да, можно продавать ПО на Запад, имея валютный счет в банке, принимая туда оплату банковским переводом, но это, по словам российских разработчиков, подходит только для крупных корпоративных клиентов, а для массового рынка это сложно реализуемая схема. Кроме того, штрафы за нарушения валютного законодательства сейчас столь высоки, что у многих малых и средних российских софтверных компаний пропадает желание продавать в валюте, если у них нет большой юридической службы. И всех этих проблем можно избежать, если открыть юридическое лицо в тех же прибалтийских государствах, где нет никаких проблем с оплатой в валюте, с онлайн-чеками и прочих юридических барьеров.

Одновременно отечественные экспортеры ПО традиционно жалуются на недостаточную помощь государства, хотя тут в последнее время есть изменения. «Внушает оптимизм, что государство начинает поддерживать достойные стартапы. К примеру, благодаря такой поддержке десятки российский ИТ-компаний смогли принять участие в крупной международной ИТ-выставке GITEX 2018, которая прошла в Дубае, — говорит Александр Смолянинов, руководитель First BIT, офиса компании “Первый бит” в Дубае. — Кроме того, сейчас идет запуск в ОАЭ специального центра для российских ИТ-компаний, которые хотят работать в этой и других странах Ближнего Востока. Так что у российских компаний появляется все больше положительного опыта вывода новых ИТ-продуктов за рубеж, и в ближайшее время экспорт российского ПО будет расти».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Бизнес уже платит за будущее планеты Бизнес уже платит за будущее планеты

Вся современная экономическая система находится под угрозой

Эксперт, январь'20
Закат евро. Какая судьба ждет единую европейскую валюту Закат евро. Какая судьба ждет единую европейскую валюту

Перспективы евро весьма расплывчаты

Forbes, февраль'19
Плохое электрическое равновесие Плохое электрическое равновесие

Недореформированная российская энергетика живет по запутанному клубку правил

Эксперт, февраль'20
Спасибо феминисткам Спасибо феминисткам

Каким был бы мир без феминисток?

Домашний Очаг, март'19
И мой сурок со мною И мой сурок со мною

Почему нас захватывает рутина и как из неё вырваться?

Psychologies, февраль'20
Десять номинаций на «Оскар». Фильм недели: «Фаворитка» Десять номинаций на «Оскар». Фильм недели: «Фаворитка»

В прокат вышла картина греческого режиссера Йоргоса Лантимоса «Фаворитка»

Forbes, февраль'19
Вся правда о блондинках …и о мужчинах, которые от них без ума Вся правда о блондинках …и о мужчинах, которые от них без ума

Ветреные и не слишком умные, блондинки — жертвы множества стереотипов

Вокруг света, март'19
За новое знакомство! За новое знакомство!

Идея наведаться в долину реки Спей вызвала у автора хандру, а потом — ностальгию

Robb Report, февраль'19
Между величием и тупиком. Что сказал Трамп в послании «граду и миру» Между величием и тупиком. Что сказал Трамп в послании «граду и миру»

Риторику президента можно считать заделом на избирательную кампанию — 2020

Forbes, февраль'19
Что мы хотели бы получить от расследования гибели группы Дятлова Что мы хотели бы получить от расследования гибели группы Дятлова

Что мы хотели бы получить от расследования гибели группы Дятлова

Популярная механика, февраль'19
Виртуальные активы получили криминальное определение Виртуальные активы получили криминальное определение

Верховный суд признал криптовалюту средством легализации преступных доходов

РБК, февраль'19
Советские принц и принцесса Советские принц и принцесса

Писатель Константин Симонов много лет добивался руки Валентины Серовой

Story, март'19
10 лучших скоростных  SSD-накопителей: быстрее чем SATA 10 лучших скоростных  SSD-накопителей: быстрее чем SATA

NVMe-диски переписывают рекорды скорости

CHIP, февраль'19
Китайская тусовка: как заполучить партнера из КНР Китайская тусовка: как заполучить партнера из КНР

Участие в китайских бизнес-мероприятиях — важный инструмент для поиска партнеров

Forbes, февраль'19
Найти двойника, чтобы выжить: как люди приходят в благотворительность Найти двойника, чтобы выжить: как люди приходят в благотворительность

Почему и как люди приходят в сферу благотворительности

Cosmopolitan, февраль'19
Полеты наяву Полеты наяву

Иван Янковский в фильме «Завод» режиссера Юрия Быкова

OK!, февраль'19
Кадровая политика Кадровая политика

Все будет хорошо. Инстаграм как торжество лжи

GQ, март'19
Раскрыта тайна камней Стоунхенджа: ученые развенчали очередной миф Раскрыта тайна камней Стоунхенджа: ученые развенчали очередной миф

Как добывали камни для мегалитов 5000 лет назад

Популярная механика, февраль'19
В погоне за «Оскаром»: как Netflix переписывает экономику Голливуда В погоне за «Оскаром»: как Netflix переписывает экономику Голливуда

Netflix пытается переманить на свою сторону главных сценаристов и продюсеров

Forbes, февраль'19
Корни, пьющие нефть Корни, пьющие нефть

Скважины для нефте- и газодобычи стали высокотехнологичными сооружениями

Популярная механика, март'19
Land Rover Discovery 4: доверяй, но проверяй Land Rover Discovery 4: доверяй, но проверяй

Запас прочности Land Rover Discovery 4

АвтоМир, февраль'19
Хозяйке на заметку Хозяйке на заметку

Наталия Шагарина создала агрегатор акций и скидок и продала его «Яндексу»

Forbes, март'19
Как выбрать блендер: погружной агрегат, незаменимый на кухне Как выбрать блендер: погружной агрегат, незаменимый на кухне

Подскажем, как выбрать блендер - погружной

CHIP, февраль'19
Как правильно ставить карьерные цели. Советы женщин-руководителей Как правильно ставить карьерные цели. Советы женщин-руководителей

Как правильно ставить карьерные цели. Советы женщин-руководителей

Forbes, февраль'19
Ангелы вернутся: что будет с рынком венчурных инвестиций в 2019 году Ангелы вернутся: что будет с рынком венчурных инвестиций в 2019 году

В этом году могут заметно увеличиться вложения в высокотехнологичные стартапы

Forbes, февраль'19
8 марта с единственным концертом в Москве выступит 72-летняя Сюзан Чани 8 марта с единственным концертом в Москве выступит 72-летняя Сюзан Чани

Сюзан Чани продолжает выступать и приедет в столицу с модульным синтезатором

Cosmopolitan, февраль'19
Только радость впереди Только радость впереди

Встреча с автором любимых песен как детей, так и взрослых

StarHit, февраль'19
12 советов, как провести февраль с пользой 12 советов, как провести февраль с пользой

Февраль — самый депрессивный зимний месяц

Psychologies, февраль'19
Бизнес стопорят санкции и регулирование Бизнес стопорят санкции и регулирование

Эксперты Moody's проанализировали ключевые риски российской экономики

РБК, февраль'19
Итальянский enfant terrible Итальянский enfant terrible

«Правительство перемен» популистов и евроскептиков готовится менять Европу

Эксперт, февраль'19