Полеты наяву
Менее чем часовой полет «Суперджета», оснащенного несколькими десятками авиасистем и агрегатов российского производства, заставил в очередной раз вспомнить, что история создания и этого лайнера, и МС-21 — это история о том, как постепенно угасала наша вера в глобализацию, в международное разделение труда и в добрые намерения западных партнеров. Обе машины изначально были ориентированы на тесную кооперацию с иностранными производителями. Собрать лучшее со всего мира и сделать лучшие в своем классе самолеты — чем не цель? Тем более что внешний фон этому вроде как благоприятствовал. Поначалу.
Вспомним, например, покупку банком ВТБ 5,02% акций европейского авиастроительного концерна EADS, материнской структуры Airbus. EADS, в свою очередь, владел миноритарной долей в концерне «Иркут», ныне «Яковлев», производителе «Суперджета». Однако спустя недолгое время стало ясно, что корпоративный альянс не трансформируется в альянс технологический. Европейцы сделали все, чтобы не дать российскому акционеру хоть сколько-нибудь приблизиться к тайнам авиастроения: представитель ВТБ не сумел даже войти в совет директоров компании. В итоге сначала ВТБ, а затем и ВЭБу, который выкупил у банка этот пакет за 995 млн евро, пришлось рассчитывать только на дивиденды от владения акциями,