Принуждение к сотрудничеству
Машиностроители выдвинули ряд предложений, которые, по замыслу, должны были бы укрепить отношения с металлургами, но на практике могут их испортить
Заметный рост производства в машиностроении требует подкрепления в виде поставок металлопродукции. Однако с этим у машиностроителей возникли трудности: они утверждают, что отечественная металлургическая промышленность не в состоянии удовлетворить все их запросы. Для того, чтобы разрешить эти проблемы, было проведено заседание совета Торгово-промышленной палаты (ТТП) по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России. Возглавляет его Константин Бабкин, совладелец компании «Ростсельмаш», президент ассоциации «Росспецмаш», объединяющей производителей сельскохозяйственной и специальной техники.
Заседание прошло в городе Выкса — здесь расположены основные активы Объединенной металлургической компании (ОМК). Надо сказать, что это скорее трубная компания, нежели металлургическая. Практически весь металл, который производит ОМК, потребляется внутри компании для производства труб. Более того, для труб большого диаметра ОМК покупает слябы у Новолипецкого комбината, которые затем прокатывает на своем стане-5000. А металл для изготовления железнодорожных колес приобретает у комбината «Уральская сталь», входящего в «Металлоинвест» Алишера Усманова. В этой части ОМК уже даже ближе к машиностроителям. Так что с площадкой собравшимся, можно сказать, повезло: высказанные к российским металлургам претензии ОМК крайне трудно было бы отнести на свой счет. С другой стороны, диалога не получилось, но это произошло скорее по вине самих металлургов: по словам Константина Бабкина, приглашения разослали всем, однако они были проигнорированы. Так что пришлось говорить в надежде на то, что высказанные претензии все-таки дойдут до адресатов. А претензии были предъявлены по всему фронту взаимодействия машиностроителей и металлургов.
Все плохо
Цена. Машиностроителей она не устраивает. Вернее, не устраивает даже сам процесс ценообразования: «Берутся цены на металл на бирже в Роттердаме, к ним прибавляется доставка из Роттердама до России, и вот получите российскую цену на российский металл, — сокрушается Константин Бабкин. — В краткосрочной перспективе это, может быть, и правильная политика, но в долгосрочном плане, если мы говорим о развитии в целом спроса на металл, это не очень дальновидно».
Качество. Здесь причина скорее не в плохой работе металлургов, а в тех ГОСТах, по которым они работают и которые уже давно не соответствуют текущим требованиям.
«Большинство горячего проката, который сегодня производится в России, производится по ГОСТ 19903–74. Цифры “74” здесь — год создания ГОСТ, — рассказывает Александр Очеретов, начальник департамента закупок Ростовского прессово-раскройного завода, — Требования допуска в этом стандарте следующие: для металла толщиной десять миллиметров допуск на плоскость составляет десять миллиметров. Так что если вы захотите сделать лонжерон на трактор длиной четыре метра, то он будет кривой на четыре сантиметра». По словам Александра Очеретова, они были вынуждены приобрести машину, которая выравнивает детали.
Сроки поставок. Исходя из собственного опыта Александр Очеретов утверждает, что с иностранными производителями металлопродукции работать проще и удобнее: «Ежегодно мы покупаем порядка семидесяти тысяч тонн металла практически у всех известных российских металлургов. У нас есть контракты с зарубежными производителями и со сбытовыми сетями. В России действует практика, когда металлурги принимают заказ в этом месяце на следующий. То есть, условно, десятого ноября нужно сделать заказ на декабрь. И заказ может быть отгружен в любой день декабря — может, первого, а может, и тридцать первого. При этом стабильность отгрузки в рамках месячного окна составляет 80 процентов, то есть в 20 процентах случаев заказ может быть отгружен даже не в январе. Что касается работы с иностранными поставщиками, то у них действует недельное планирование и отгрузка происходит в течение недели. Достигается это благодаря складскому хранению».
Сроки поставки зависят и от того, как часто металлургическое предприятие производит определенный металл и в каком объеме. Если машиностроителям нужен какой-то распространенный вид металла, то с ним проблем не возникает, но на некоторые позиции спрос невысокий, и потому металлурги производят его нечасто. «Разместив заказ, можно получить ответ от металлурга: в следующем месяце ты этот металл не получишь, — рассказывает Александр Очеретов, — Есть виды продукции, которые делаются раз в квартал или раз в полгода. В нашей практике был случай, когда определенный металл выплавлялся лишь один раз в год».
Следующая проблема — сортамент
По словам председателя совета директоров Галичского и Клинцовского автокрановых заводов Олега Зеленского, львиную долю металла эти компании вынуждены закупать за границей. В России просто нет того, что им нужно. Основными поставщиками высокопрочной стали для них выступают SSAB (Швеция), Ruukki (Финляндия), Voestalpine (Австрия). На них в 2017 году пришлось 4079 тонн из закупленных 4239. Остальное (160 тонн) было приобретено у российской «Северстали». Таким образом, ее доля составила в общем объеме поставок менее 5%.
Директор Рыбинского завода дорожных машин Павел Кузнецов пожаловался, что предприятие не смогло найти в России нужных металлических профилей, используемых при сборке кабин, а переговоры с металлургическими компаниями о налаживании российского производства такой продукции ни к чему не привели. В итоге необходимая продукция закупается за границей.
«Машиностроение находится на периферии зрения металлургов, — резюмирует Константин Бабкин, — Нам говорят, что мы слишком маленькие и не очень интересны металлургии как потребители. Я считаю, что мы должны быть в приоритете, что основой сбыта российской металлургии должны быть машиностроение и строительная отрасль. Если не будет сотрудничества, металлургия будет постоянно в непредсказуемой ситуации — будет зависеть от колебаний мировых цен, санкций, ограничений и запретов. И в итоге будет иметь скачки в загрузке мощностей и непредсказуемую рентабельность. Нам нужна качественная металлопродукция с высокой добавленной стоимостью. Мы предлагаем металлургам заработать на нас. Предлагаем продавать металлопродукцию высокого передела внутри страны, а не гнать черный металл на экспорт. Очень важно, чтобы и машиностроители, и металлурги работали в одной упряжке — если будет развиваться машиностроение, будет развиваться и металлургия».
Лоб в лоб
Помимо чисто производственных претензий у Константина Бабкина есть к металлургам и более общие пожелания: «Мы должны вместе влиять на наше правительство, мы должны побуждать его, в частности, не повышать НДС, а в целом сделать налоговую политику стимулирующей бизнес. Вернуть льготу по налогу на прибыль для предприятий, инвестирующих в модернизацию. Мы вместе должны влиять на Центробанк, говорить ему, что такая сверхжесткая кредитная политика не нацелена на развитие, поскольку инвестиции осуществляются и на кредитные средства».
Так что в проект решения по итогам заседания совета был внесен пункт с предложением пересмотреть кредитно-денежную политику государства, предполагающим отказ от борьбы с инфляцией в качестве самоцели, смягчение условий кредитования промышленных предприятий, принятие мер по борьбе с банковским монополизмом, отказ от искусственного поддержания высокого курса российского рубля. В первых пунктах проекта также предложено вернуть инвестиционную льготу по налогу на прибыль и отказаться от запланированного на 2019 год повышения акцизов и НДС, снизить налоговую нагрузку на промышленный сектор.
В следующем разделе проекта решения, в котором перечисляются меры государственного регулирования рынка, предлагается, в частности, обеспечить приоритет внутреннего рынка над внешними при реализации металлопродукции. «Наверное, здесь может идти речь о повышении экспортных пошлин на металл, — рассуждает Константин Бабкин, — Металлурги скажут: “Вы предлагаете нас ограбить”. Надо сказать, что если будет проводиться такая политика, как сегодня, то желание изъять у металлургов суперприбыль появится не только у машиностроителей. И последняя инициатива помощника президента Андрея Белоусова, который предложил изъять у них полтриллиона рублей и направить их на благие цели, в том числе в машиностроение, тому свидетельство. Так что эту политику надо корректировать. Мы не предлагаем ограбить металлургов, мы предлагаем стимулировать их инвестировать в Россию».
В части повышения качества металлопродукции в проекте предлагается пересмотреть текущие ГОСТы, причем сделать это при участии потребителей. Стимулировать производителей к повышению качества предлагается за счет того, что доступ к поддержке со стороны государства будет обеспечен только тем компаниям, которые станут соответствовать новым требованиям в области качества продукции. Еще одно условие для получения государственной поддержки (в частности, предоставление льготных займов от Фонда развития промышлености, субсидий на НИОКР и еще ряда преференций) — обязательство не повышать цены выше коэффициента-дефлятора, утвержденного Минэкономразвития России.
Еще одна предлагаемая мера, касающаяся цен на продукцию металлургов, — создание независимой экспертной комиссии с участием профильных министерств, а также ФАС России, которая проанализировала бы процесс формирования себестоимости продукции ключевых металлургических предприятий, с тем чтобы выявить причины роста цен и принять меры. А кроме того (важный пункт, который также хотелось бы отметить), запуск новых инвестиционных проектов по производству металлопродукции с господдержкой возможен только по итогам проведения оценки целесообразности введения в строй этих производственных мощностей.
Надо сказать, что перечисленные предложения вряд ли понравятся металлургам, поскольку они как минимум увеличивают влияние государства на отрасль. Это больше похоже на принуждение к сотрудничеству, нежели на приглашение к нему. Но Константин Бабкин считает, что государство должно задавать такие правила игры, которые будут стимулировать металлургов сотрудничать в первую очередь с российскими потребителями их продукции, машиностроителями в том числе. Машиностроение по объемам потребления металла действительно не самая крупная отрасль — строители и трубники значительно ее превосходят. Но машиностроители обещают — и предпосылки к этому действительно есть — расти в объемах производства, а значит, и в объемах потребления металла, быстрыми темпами: они прогнозируют трехкратное увеличение выпуска своей продукции к 2030 году в рублях относительно текущего состояния и примерно такой же рост спроса на металлопродукцию.
По данным ассоциации «Русская сталь», объединяющей основных производителей отрасли, по итогам 2017 года именно машиностроители показали наибольший прирост потребления — 26%.
Другое дело, что, как уже было сказано, в общем объеме производства стали доля машиностроителей в натуральном исчислении невелика. При этом запросы к сортаменту и качеству весьма высоки. В принципе, проблема решается. Так, например, происходит с автопроизводителями. Начальника отдела развития черной металлургии, трубной промышленности и металлоконструкций Минпромторга России Александр Семин рассказал, что в этом году была принята программа развития выпуска отечественных марок стали для автопрома, которая была разработана по итогам диалога между представителями автомобилестроительной промышленности и металлургами: «Вопрос “давайте понизим цены, и все будет хорошо” не ставился. Обсуждалось, какие марки стали, в каких объемах и кому нужны. И кто может все это произвести и в какие сроки. По этой программе отечественные металлурги до 2020 года будут осваивать производство продукции, которая нужна автопроизводителям».
В своем выступлении Константин Бабкин отмечал, что металлурги обладают мощным лоббистским ресурсом и умеют продавливать нужные им решения. (Впрочем, и сам он показал себя как отличный лоббист, в свое время добившись выделения субсидий для покупателей сельскохозяйственной техники, что позволило в несколько раз нарастить объемы ее выпуска в России.)
Не исключено, что металлурги постараются внести корректировки в окончательную редакцию решения совета ТПП, которая с учетом всех замечаний должна быть утверждена в течение ближайших двух недель. Неясные сигналы свидетельствуют, что у них есть желание удалить из программы наиболее радикальные пункты и заменить на привычные «проработать», «наладить», «предоставить» и прочие. Ну а дальше, видимо, начнет выстраиваться какой-то диалог. Хотелось бы верить.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl