Почему гражданство за инвестиции уходит в прошлое
Все больше россиян стремится получить дополнительное гражданство. Рынок агентств, помогающих с видом на жительство, переживает настоящий бум. Впрочем, объективные реалии делают подобные схемы все более сомнительными, а желающим получить «запасной аэродром» нужно искать новые варианты
Согласно недавнему индексу паспортов от компании Henley & Partners, российское гражданство заняло 47-е место, что на одну позицию хуже, чем у Молдовы (46 место) и на три позиции лучше, чем у Грузии. Несмотря на то, что отечественный паспорт характеризуется сравнительно высоким уровнем мобильности и стабильности, подобное не вселяет уверенности. К примеру, Украина, одна из беднейших стран Европы, в которой валовый национальный доход на душу населения ниже, чем в Нигерии, расположилась на 41-м месте.
Очевидно, что подход к оценке гражданства должен быть другим. К примеру, 36-е место падающей в пропасть и страдающей от инфляции в 1 млн процентов Венесуэлы, выглядит странным на фоне 60-го места Катара, который является одной из богатейших стран мира по уровню дохода, или 71-м местом Китая, который расположился на одной позиции с Лесото. Следует отдавать себе отчет, что сила паспорта оценивается не в количестве стран, которые с ним можно посетить, а в качестве работы государственных институтов, экономической стабильности и престижем страны в мире. К сожалению, у российского гражданства имеются проблемы по всем этим показателям.
Согласно данным Банка России чистый отток капитала в этом году вырос в три раза, до $42,2 млрд. Взглянем правде в глаза: подобные цифры прямо указывают на, что россияне не верят в успешное будущее собственной страны. Особенно показательным на этом фоне выглядит стремительный рост спроса на получение второго гражданства или иностранного вида на жительство, а для многих наличие «запасного аэродрома» теперь является не вопросом роскоши или целью, которую можно отложить на потом, а скорее вопросом выживания в условиях, когда непонятно, что может случится в ближайшие месяцы.
В стремлении получения дополнительного гражданства нет ничего предосудительного. К примеру, в США и странах Западной Европы особенно популярны паспорта всевозможных островных государств, таких как Вануату. В богатых странах Персидского залива многие местные жители уже давно обзавелись европейскими паспортами, которые стараются особо не афишировать. Несмотря на наличие баснословных богатств от продажи природной ренты, в аравийских монархиях сохраняется высокий уровень нервозности из-за собственного будущего, что и немудрено с учетом таких соседей, как Иран и Ирак. В этом, пожалуй, у них есть много общего с Россией.