Повестка дня
В новом году рубль не удержится
Главный экономист Внешэкономбанка Андрей Клепач считает, что в 2019 году произойдет заметное ослабление рубля. По его мнению, санкции серьезно затормозили развитие экономики, а это дестабилизирует финансовый и валютный рынки. Но даже вне контекста санкций в следующем году курс рубля должен снизиться.
С ним согласны и многие другие аналитики. Собственно, ослабление могло произойти уже в нынешнем году, но его тормозит приостановка валютных интервенций на открытом рынке. «Если бы Минфин возобновил интервенции, курс доллара взлетел бы еще рублей на десять вверх, не сразу, конечно, но постепенно. В следующем году ЦБ РФ планирует снова начать интервенции, и именно с этим связаны ожидания ослабления рубля. Интервенции, при прочих равных, по нашим оценкам, повышают равновесный курс доллара относительно отечественной валюты примерно на десять рублей», — рассказывает старший аналитик по финансовым рынкам Райффайзенбанка Денис Порывай.
Сейчас сделки проходят непосредственно между Минфином России и ЦБ. По сообщению Минфина, в сентябре их объем составил 426,9 млрд рублей, в октябре — 475,7 млрд, а в ноябре вырастет до 525,8 млрд. Однако это не решает системной проблемы, и в следующем году ЦБ возобновит регулярную покупку валюты для Минфина, более того, он может осуществить дополнительные покупки в счет отложенных в этом году операций.
По оценке Райффайзенбанка, на конец сентября дефицит валюты в нашей банковской системе составлял 3,5 млрд долларов. Однако он распределен неравномерно — у кого-то больше, у кого-то меньше. Факторов, которые привели к этой ситуации, много: это и санкции, и новое бюджетное правило Минфина, и уход иностранцев с российского долгового и фондового рынков, и вывоз капитала за рубеж, и сокращение рублевой ликвидности. Как объясняет Денис Порывай, дефицит связан с оттоком капитала в корпоративном секторе (в том числе не связанным с погашением внешнего долга), а также с погашением банками обязательств перед нерезидентами. В результате сейчас объем высоколиквидных валютных активов ниже валютных остатков на счетах юрлиц. Согласно оценке Андрея Клепача, по итогам 2018 года отток капитала из России превысит 60 млрд долларов, что вдвое выше официального прогноза властей. «С начала года мы видим существенное сокращение внешних обязательств как корпораций, так и самих банков. Это связано с тем, что некоторые компании из-за санкций не могут рефинансировать свои обязательства на внешнем рынке, а также с тем, что долларовая ставка выросла и многие предприятия предпочитают выплатить внешние долги либо из накопленных средств, либо за счет рублевых кредитов», — добавляет г-н Порывай.
Еще один важный для внутреннего валютного рынка фактор — сокращение притока валюты на свободный рынок. Основную роль в этом процессе играют крупнейшие экспортеры, поскольку они основные поставщики валюты в страну. В данном случае первую скрипку сыграла «Роснефть». Ее как подсанкционную компанию этим летом освободили от необходимости заводить экспортную выручку на российские счета. В результате, согласно отчетности «Роснефти» по МСФО, с 30 марта по 30 сентября доля валюты в денежных резервах компании выросла с 99 млрд рублей (32,5%) до 293 млрд (70%).
Гаджеты: гибкий подход
Гаджет, который, подобно книжке, складывается пополам и в сложенном состоянии может служить привычным смартфоном, а в разложенном — планшетом, представила компания Samsung. Презентация новинки состоялась в Сан-Франциско (США) на мероприятии для разработчиков Samsung Developer Conference (SDC 2018). Устройство предварительно получило название Galaxy F (Galaxy X), его главная особенность — гнущийся дисплей, созданный по технологии Infinity Flex. Он, не повреждаясь, складывается, подобно книжке или блокноту. Таким образом, в развернутом состоянии гаджет трансформируется в планшет с диагональю 7,3 дюйма. А в сложенном в руках у пользователя оказывается подобие обычного смартфона, для удобства пользования которым Samsung поместила еще один, 4,6-дюймовый, экран снаружи, на обратной стороне «обложки» гибкой книжки.
Сейчас новый гаджет от южнокорейского хайтек-гиганта имеет статус концепта, и в каком виде он предстанет в серийном исполнении, пока неясно. Samsung обещает начать продажи новинки в следующем году, одновременно планы выпускать подобные устройства есть и у конкурентов, в частности у Lenovo и Huawei. А китайский производитель Rouyu неделю назад официально представил подобный раскладной планшет-смартфон с гибким экраном: модель, на которую можно уже сделать предзаказ, получила название FlexPai, она имеет диагональ 7,8 дюйма (в сложенном состоянии — около четырех дюймов).
Гибкие новинки уже вызвали бурную реакцию любителей гаджетов, однако многие из них все же настроены скептически по поводу их будущего и выражают сомнения в том, что такие устройства получат широкое распространение. Во-первых, непонятно, насколько подобная техника будет надежна. В связи с этим вспоминается, например, электронная книга с гибким экраном Wexler Flex One, которую компания LG пробовала выпускать еще в 2011 году. Та модель была признана очень неудачной именно из-за высокого процента брака и частого выхода из строя.
Во-вторых, цена смартфонов-планшетов, скорее всего, будет внушительной: тот же FlexPai от Rouyu предлагается приобрести за 1300 долларов — немало, за такие деньги можно приобрести планшет и смартфон по отдельности. Из других очевидных недостатков новых устройств — их более чем внушительные габариты. Не очень ясно и то, как будут справляться батареи с нагрузкой от работы двух-трех ярких экранов, из-за чего есть опасения, что автономность работы нового типа гаджетов окажется небольшой. Наконец, многие пользователи сомневаются, будет ли это вообще удобно, когда в одном устройстве совмещены смартфон и планшет. Допустим, вы открыли на планшете какую-то программу и в этот момент вам позвонили — придется спешно прерывать работу на устройстве, закрывая, например, недописанное письмо, и отвечать на звонок. Так что пока на форумах пользователи сравнивают такие попытки совместить два устройства в одном с эпизодом известной советской комедии: «Брюки превращаются…»
Эммануэль и армия
Президент Франции Эммануэль Макрон заявил о необходимости создать общеевропейскую армию, связав это с выходом США из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности и с нестабильностью на границах Евросоюза. «Мы не сможем защитить европейцев, если не решим иметь настоящую европейскую армию. У нас должна быть Европа, которая обороняется сама по себе, независимо от Соединенных Штатов», — заявил глава французского государства. Франции, обладающей ядерным оружием, мощной армией и флотом, никто не угрожает ни на границах Евросоюза, ни за их пределами. Более того, сама она является угрозой: не так давно Ливия стала жертвой ее военной агрессии. Кроме того, НАТО, куда Франция вернулась в 2009 году после сорокалетнего отсутствия, не отменяла статьи о коллективной безопасности. Говоря о мнимых угрозах Евросоюзу, Макрон рассуждает не как президент Франции, а как претендент на лидерство в нем. Из-за ослабления политического влияния канцлера ФРГ Ангелы Меркель и усиления позиций в ЕС евроскептиков Макрон становится единственным национальным лидером крупной европейской страны, кто продолжает поддерживать глобализацию. Однако французские внутриполитические проблемы скорее заставят его повторить судьбу Ангелы Меркель, нежели позволят сплотить вокруг себя ЕС для противостояния президенту США Дональду Трампу.
Рассуждения Макрона о роли США в современной системе европейской безопасности, где американцы в лучшем случае бесполезны, а в худшем — сами становятся источником опасности, являются местью за трамповскую политику в отношении ЕС. С момента прихода к власти Дональд Трамп постоянно предъявляет европейским лидерам требование резко увеличить расходы на оборону. Вкупе с развязанными им торговыми войнами это побуждает к ответному шагу — лишить американцев политического и военного влияния в Старом Свете. Но этому мешают восточноевропейские государства: так, Польша заявила, что с радостью примет американские войска и еще заплатит за их пребывание. Создание общеевропейской армии не столько усилит безопасность Евросоюза, сколько лишит маленькие, но гордые страны возможности договариваться с американцами за спиной европейских тяжеловесов.
Рассчитывая на громкие внешнеполитические победы, Макрон стремится исправить незавидную ситуацию с поддержкой со стороны французских граждан. Победив на президентский выборах всего полтора года назад правую (по французским меркам) Марин Ле Пен и став самым молодым французским президентом, он вызвал бурю восторгов в среде сторонников глобализма. Должность президента Французской Республики тогда казалась началом успешной политической карьеры молодого политика. Но высокая популярность стала таять на глазах, и сегодня уровень поддержки президента Франции составляет жалкие 26%. Таким образом, Макрон, получивший 66% голосов во втором туре выборов, превзошел сомнительное достижение своего предшественника Франсуа Олланда, чей рейтинг опускался до 27%, и в результате тот решил не баллотироваться на второй президентский срок, что стало прецедентом в политической истории Франции.
Реформы трудового и социального законодательства, проводимые Макроном, мало популярны во Франции, привыкшей к французскому варианту социализма. Но основной удар по своему рейтингу Макрон нанес практически на ровном месте. Неожиданно выяснилось, что его личный охранник Александр Беналль любит переодеваться в полицейского и избивать людей, чем и занимался во время первомайской демонстрации французских трудящихся. Макрон, вместо того чтобы адекватно отреагировать на произошедшее, предпочел отмалчиваться несколько дней, ожидая, что ситуация рассосется сама собой. Однако все это вылилось в грандиозный скандал и обросло разного рода предположениями, в результате чего Эммануэлю Макрону пришлось выступить со специальным обращением. «Александр Беналль никогда не имел доступа к ядерному коду, Александр Беналль никогда не занимал 300 квадратных метров на площади Альма, Александр Беналль никогда не зарабатывал десять тысяч евро, и Александр Беналль никогда не был моим любовником», — заявил тогда президент Франции.
Кроме того, Макрон, проповедуя политику открытых дверей и критикуя Италию за отказ принимать мигрантов, не спешит принимать их сам. Более того, недавно появилось видео: французская полиция «подбрасывает» мигрантов на территорию Италии. Хотя сам Макрон ранее и состоял в рядах Социалистической партии Франции, он позволяет себе пренебрежительные публичные высказывания о бедных, что, может, и представляется нормальным в среде инвестбанкиров (которым он был в прошлом), но негативно воспринимается французами.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl