Выставка, посвященная художественной жизни Европы и России в XIX-XX столетиях

ЭкспертКультура

«После импрессионизма»: прогулки по Парижу второй половины XIX века

В ГМИИ имени А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная художественной жизни Европы и России во второй половине XIX — начале XX столетия

Вячеслав Суриков

В экспозиции представлены работы Клода Моне, Огюста Ренуара, Поля Гогена, Винсента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо, а также русских художников Ильи Репина, Валентина Серова, Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Казимира Малевича и других. Фото: Антон Баклыков / Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина

Казалось, что мы знаем о русских коллекциях французской живописи все, что только можно о них знать. Прошлой осенью Пушкинский музей завершил выставку «Брат Иван», рассказавшую во всех подробностях историю собрания европейской живописи, созданного усилиями братьев Морозовых, как оно возникло и как его удалось сохранить. Еще тогда музей направил интерес своей аудитории в сторону Европы XIX века. То, что российские художники открывали для себя изобразительные возможности живописи синхронно с европейскими, едва ли не основная тема Пушкинского музея. К ней он обращается год за годом, раз за разом перелистывая страницы истории взаимодействия русских художников с европейским искусством и убеждая посетителей в том, что те, прежде чем превратиться в адептов социалистического реализма, с легкостью перенимали любые из всех существующих художественных стилей.

«После импрессионизма» отчасти продолжение «Брата Ивана». Только в этот раз мы видим работы европейских художников второй половины XIX века в расширенном варианте — уже не только тех, кого покупали братья Морозовы. И общая картина выглядит несколько иначе. В ней куда больше подробностей. Мы видим европейское искусство во всем его невероятном многообразии и еще раз убеждаемся: русские художники были его неотъемлемой частью. О механизме, благодаря которому они могли двигаться вместе с ними одной и той же дорогой, рассказывает идущая в эти дни выставка «Отличники» в Музее русского импрессионизма. Он прост: лучшие выпускники Императорской академии художеств получали право провести несколько лет за границей за государственный счет. Их было немного. Им приходилось преодолевать многочисленные бюрократические препоны. Но именно те, кто побывал в таких поездках, и становились звездами русской живописи: Перов, Репин, Поленов.

Создатели выставки обращают внимание на то, что плохое знание языка не позволяло им полностью интегрироваться в местную среду. Они все равно оставались чужаками, что подталкивало искать нетривиальные сюжеты, которым европейцы уделяли мало внимания. Поэтому их работы не повторяют коллективную картину времени, а дополняют ее. Все вместе они рассказывают историю о том, как люди второй половины XIX века отказывались от восприятия мира, заданного академическими художниками, покидали мастерские и начинали открывать окружающую их реальность и людей, ее населяющих. Она признавалось достойной того, чтобы стать частью вечности, быть помещенной в рамку и повешенной на стену. Впрочем, если всматриваться в картины на выставке «После импрессионизма», то эта реальность сконцентрирована в Париже и его окрестностях. Парижский ландшафт вдохновляет всех без исключения и воссоздается во всех подробностях. Оттого хождение по выставочным залам превращается в прогулку по Парижу.

Все эти картины, часть из которых никогда не прячут в хранилищах, доступны зрителям в постоянных экспозициях музеев как разноцветные стеклышки в калейдоскопе: любое сочетание их друг с другом дает эффект новизны восприятия. Каждая встреча с ними — событие. «После импрессионизма» не означает полный отказ от главных импрессионистических шедевров: это «Руанский собор в полдень» и «Руанский собор вечером» Клода Моне и его же «Завтрак на траве». Они всегда притягивают взгляд. Эти сюжеты — иконы импрессионизма. Такой же иконой является «Портрет актрисы Жанны Самари» Огюста Ренуара. Без него трудно себе представить как любую выставку, посвященную живописи XIX века, так и всю коллекцию Пушкинского музея. В его стенах она превратилась в воплощение Франции тех времен: юная, улыбающаяся женщина в платье с глубоким вырезом и c обнаженными руками. Если сравнить ее облик с фотографиями тех лет, Ренуар явно ей льстит. Но верить хочется больше художнику, чем фотографу.

С картиной «Дождевой зонтик», прибывшей из Русского музея, скорее неожиданная встреча. Имя Марии Башкирцевой, прожившей всего двадцать пять лет, бóльшую часть из них за границей, ассоциируется в основном с ее дневником. «Дождевой зонтик» напоминает нам, насколько многообещающим автором она могла бы стать. На ее картине — совсем юная девочка, которая не выглядит ребенком. Одежда лишена признаков детскости. Она вся в черном. В руках у нее огромный черный зонт. Может быть, это всего лишь стереотип современного человека, привыкшего к тому, что дети должны носить детскую одежду и пользоваться соответствующими их возрасту аксессуарами. И все же эту розовощекую девочку, прячущуюся от непогоды под зонтом, немного жаль. Но в ней мы видим еще и отражение самой Марии Башкирцевой: ей тоже пришлось повзрослеть раньше, чем всем остальным.

И все же основной сюжет выставки — что же произошло дальше с миром живописи, после того как он пережил увлечение импрессионизмом. Конечно же, дальше были Ван Гог и Гоген. Далее — Пикассо. Художники все больше отстранялись от реального мира и смотрели в неведомую даль. «Красные виноградинки в Арле», «Море в Сент-Мари», «Пейзаж в Овере после дождя» — в этих картинах Ван Гог создает свой мир, который только отчасти совместим с данным в ощущениях пейзажем. Изображение на картинах еще узнаваемо, хотя и выглядит несколько странно, как будто художник смотрит на них сквозь некий окуляр, который преломляет реальность, смазывая подробности, сливающиеся в единое цветовое пятно. Под стать ему Гоген. Он проводит на полотне только те линии и наносит только те цветовые пятна, которые кажутся ему важными. Отсекает все лишнее. Но он не тот, кто раздвинет границы восприятия до бесконечности. После кубистического портрета Амбруаза Воллара их не существует. Он пишет его в 1910 году. Постимпрессионистская эпоха завершилась. Абстракционисты и сюрреалисты уже готовы перехватить инициативу. Впереди — чудовищный опыт Первой мировой войны, после которого Париж еще некоторое время будет оставаться столицей искусств, но прежним уже не будет, как, впрочем, и живопись.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Роботы взялись за компьютеры и планшеты Роботы взялись за компьютеры и планшеты

Можно ли привлечь искусственный интеллект к контролю качества продукции

Эксперт
Как продвигать сезонные товары на маркетплейсах: реальный опыт селлеров Как продвигать сезонные товары на маркетплейсах: реальный опыт селлеров

Как ретейлеру работать с сезонными товарами на маркетплейсах?

Inc.
Как согреть российскую промышленность Как согреть российскую промышленность

Научные разработки быстро превратили «ССТ Инвест» в одного из мировых лидеров

Эксперт
Самые интересные фильмы, в которых на первый взгляд ничего не происходит Самые интересные фильмы, в которых на первый взгляд ничего не происходит

Неспешные картины, которые намного интереснее современных блокбастеров

Maxim
Если мыслить магически Если мыслить магически

Почему люди все чаще обращаются к иррациональным практикам?

Grazia
Правила жизни Кена Кизи Правила жизни Кена Кизи

Правила жизни писателя Кена Кизи

Правила жизни
Линейная служба Линейная служба

Ижевские беспилотники Supercam не игрушки для миллениалов, а серьезные машины

ТехИнсайдер
Расхламляйся! Расхламляйся!

Как расстаться навсегда с ненужным скарбом?

Лиза
Искусственный интеллект и римское право Искусственный интеллект и римское право

Сможет ли искусственный человек заменить судью?

Эксперт
Гостья из космоса Гостья из космоса

Актриса Софья Лебедева — о фантастике, свободе и страхах

OK!
В чем польза ходьбы и как ходить правильно В чем польза ходьбы и как ходить правильно

Для того чтобы заниматься ходьбой, не нужна специальная одежда или оборудование

РБК
Элемент революции Элемент революции

Автомобильный спорт стоит на пороге революции. И имя ей – водород

ТехИнсайдер
«Я лечила свои раны»: Виктория Маслова рассказала, как ее спасли съемки в сериале «Триггер» «Я лечила свои раны»: Виктория Маслова рассказала, как ее спасли съемки в сериале «Триггер»

Актриса Виктория Маслова о съемках в сериале «Триггер» и экранной героине

VOICE
Как нельзя использовать эфирные масла: 8 запретов, которые следует соблюдать Как нельзя использовать эфирные масла: 8 запретов, которые следует соблюдать

Можно ли навредить себе эфирными маслами?

VOICE
Мне нужна твоя одежда Мне нужна твоя одежда

Глеб Клинов смело заглянул в глубины шкафа и непостижимой женской души

VOICE
Правильный счет: как научиться зарабатывать на криптобизнесе? Правильный счет: как научиться зарабатывать на криптобизнесе?

Разбираемся в тонкостях и нюансах операций с криптовалютой в компании эксперта

Правила жизни
Вторая сверхзвуковая Вторая сверхзвуковая

Уже в 1968 году был первый полет советского пассажирского сверхзвукового лайнера

ТехИнсайдер
Шахматы с удочкой Шахматы с удочкой

Насколько появление доступных эхолотов изменило процесс рыбалки

ТехИнсайдер
Явления одного тика Явления одного тика

Нервный тик: чем вызвано это расстройство и как правильно на него реагировать?

Лиза
Детки в клетке: что такое квадробинг и может ли он быть опасным для ребенка Детки в клетке: что такое квадробинг и может ли он быть опасным для ребенка

Может ли квадробинг нанести вред детской психике?

Forbes
Носить или не носить: правда ли, что ношение очков ослабляет зрение? Носить или не носить: правда ли, что ношение очков ослабляет зрение?

Ношение очков может еще больше ослабить зрение. Так ли это?

ТехИнсайдер
Артиллерия в новом веке Артиллерия в новом веке

Основные направления развития рынка артиллерийского вооружения

Обозрение армии и флота
Старый фотоальбом: почему мы стремимся к теплым отношениям, а в итоге замерзаем от холода? Старый фотоальбом: почему мы стремимся к теплым отношениям, а в итоге замерзаем от холода?

Как наши паттерны снова и снова заставляют менять маршрут в отношениях

Psychologies
Разговаривать с собой: нормально ли это? Разговаривать с собой: нормально ли это?

Может ли внутренний диалог принести пользу? Или наоборот — причинить вред?

Psychologies
Индивидуальность: как остаться самим собой в мире, где все стремятся выглядеть одинаково Индивидуальность: как остаться самим собой в мире, где все стремятся выглядеть одинаково

Индивидуальность: что это такое и почему её важно развивать?

Psychologies
Ученые в восторге от буйволов: живые машины восстанавливают природу лучше любой техники Ученые в восторге от буйволов: живые машины восстанавливают природу лучше любой техники

Чем так полезны для природы буйволы?

ТехИнсайдер
Главный помощник рыбаков: как эхолот помогает выследить добычу Главный помощник рыбаков: как эхолот помогает выследить добычу

Как чудо техники, эхолот, помогает выследить рыбу и не сесть на мель

ТехИнсайдер
В химии всегда будет работать правило октета В химии всегда будет работать правило октета

Есть ли место идеям Менделеева в современной науке, живы ли они?

Наука и жизнь
Прогулка по местам из произведений Толкина и игры «Монополия»: 10 необычных видов туризма, о которых вы могли не знать Прогулка по местам из произведений Толкина и игры «Монополия»: 10 необычных видов туризма, о которых вы могли не знать

Способы путешествовать, которые удивят даже заядлых туристов

ТехИнсайдер
Глава Дагестана Сергей Меликов — Forbes: «Здесь всегда будут свои отношения» Глава Дагестана Сергей Меликов — Forbes: «Здесь всегда будут свои отношения»

Чем отличается дагестанская история имама Шамиля от общепринятой версии?

Forbes
Открыть в приложении