«После импрессионизма»: прогулки по Парижу второй половины XIX века
В ГМИИ имени А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная художественной жизни Европы и России во второй половине XIX — начале XX столетия
Казалось, что мы знаем о русских коллекциях французской живописи все, что только можно о них знать. Прошлой осенью Пушкинский музей завершил выставку «Брат Иван», рассказавшую во всех подробностях историю собрания европейской живописи, созданного усилиями братьев Морозовых, как оно возникло и как его удалось сохранить. Еще тогда музей направил интерес своей аудитории в сторону Европы XIX века. То, что российские художники открывали для себя изобразительные возможности живописи синхронно с европейскими, едва ли не основная тема Пушкинского музея. К ней он обращается год за годом, раз за разом перелистывая страницы истории взаимодействия русских художников с европейским искусством и убеждая посетителей в том, что те, прежде чем превратиться в адептов социалистического реализма, с легкостью перенимали любые из всех существующих художественных стилей.
«После импрессионизма» отчасти продолжение «Брата Ивана». Только в этот раз мы видим работы европейских художников второй половины XIX века в расширенном варианте — уже не только тех, кого покупали братья Морозовы. И общая картина выглядит несколько иначе. В ней куда больше подробностей. Мы видим европейское искусство во всем его невероятном многообразии и еще раз убеждаемся: русские художники были его неотъемлемой частью. О механизме, благодаря которому они могли двигаться вместе с ними одной и той же дорогой, рассказывает идущая в эти дни выставка «Отличники» в Музее русского импрессионизма. Он прост: лучшие выпускники Императорской академии художеств получали право провести несколько лет за границей за государственный счет. Их было немного. Им приходилось преодолевать многочисленные бюрократические препоны. Но именно те, кто побывал в таких поездках, и становились звездами русской живописи: Перов, Репин, Поленов.
Создатели выставки обращают внимание на то, что плохое знание языка не позволяло им полностью интегрироваться в местную среду. Они все равно оставались чужаками, что подталкивало искать нетривиальные сюжеты, которым европейцы уделяли мало внимания. Поэтому их работы не повторяют коллективную картину времени, а дополняют ее. Все вместе они рассказывают историю о том, как люди второй половины XIX века отказывались от восприятия мира, заданного академическими художниками, покидали мастерские и начинали открывать окружающую их реальность и людей, ее населяющих. Она признавалось достойной того, чтобы стать частью вечности, быть помещенной в рамку и повешенной на стену. Впрочем, если всматриваться в картины на выставке «После импрессионизма», то эта реальность сконцентрирована в Париже и его окрестностях. Парижский ландшафт вдохновляет всех без исключения и воссоздается во всех подробностях. Оттого хождение по выставочным залам превращается в прогулку по Парижу.
Все эти картины, часть из которых никогда не прячут в хранилищах, доступны зрителям в постоянных экспозициях музеев как разноцветные стеклышки в калейдоскопе: любое сочетание их друг с другом дает эффект новизны восприятия. Каждая встреча с ними — событие. «После импрессионизма» не означает полный отказ от главных импрессионистических шедевров: это «Руанский собор в полдень» и «Руанский собор вечером» Клода Моне и его же «Завтрак на траве». Они всегда притягивают взгляд. Эти сюжеты — иконы импрессионизма. Такой же иконой является «Портрет актрисы Жанны Самари» Огюста Ренуара. Без него трудно себе представить как любую выставку, посвященную живописи XIX века, так и всю коллекцию Пушкинского музея. В его стенах она превратилась в воплощение Франции тех времен: юная, улыбающаяся женщина в платье с глубоким вырезом и c обнаженными руками. Если сравнить ее облик с фотографиями тех лет, Ренуар явно ей льстит. Но верить хочется больше художнику, чем фотографу.
С картиной «Дождевой зонтик», прибывшей из Русского музея, скорее неожиданная встреча. Имя Марии Башкирцевой, прожившей всего двадцать пять лет, бóльшую часть из них за границей, ассоциируется в основном с ее дневником. «Дождевой зонтик» напоминает нам, насколько многообещающим автором она могла бы стать. На ее картине — совсем юная девочка, которая не выглядит ребенком. Одежда лишена признаков детскости. Она вся в черном. В руках у нее огромный черный зонт. Может быть, это всего лишь стереотип современного человека, привыкшего к тому, что дети должны носить детскую одежду и пользоваться соответствующими их возрасту аксессуарами. И все же эту розовощекую девочку, прячущуюся от непогоды под зонтом, немного жаль. Но в ней мы видим еще и отражение самой Марии Башкирцевой: ей тоже пришлось повзрослеть раньше, чем всем остальным.
И все же основной сюжет выставки — что же произошло дальше с миром живописи, после того как он пережил увлечение импрессионизмом. Конечно же, дальше были Ван Гог и Гоген. Далее — Пикассо. Художники все больше отстранялись от реального мира и смотрели в неведомую даль. «Красные виноградинки в Арле», «Море в Сент-Мари», «Пейзаж в Овере после дождя» — в этих картинах Ван Гог создает свой мир, который только отчасти совместим с данным в ощущениях пейзажем. Изображение на картинах еще узнаваемо, хотя и выглядит несколько странно, как будто художник смотрит на них сквозь некий окуляр, который преломляет реальность, смазывая подробности, сливающиеся в единое цветовое пятно. Под стать ему Гоген. Он проводит на полотне только те линии и наносит только те цветовые пятна, которые кажутся ему важными. Отсекает все лишнее. Но он не тот, кто раздвинет границы восприятия до бесконечности. После кубистического портрета Амбруаза Воллара их не существует. Он пишет его в 1910 году. Постимпрессионистская эпоха завершилась. Абстракционисты и сюрреалисты уже готовы перехватить инициативу. Впереди — чудовищный опыт Первой мировой войны, после которого Париж еще некоторое время будет оставаться столицей искусств, но прежним уже не будет, как, впрочем, и живопись.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl