Выставка, посвященная художественной жизни Европы и России в XIX-XX столетиях

ЭкспертКультура

«После импрессионизма»: прогулки по Парижу второй половины XIX века

В ГМИИ имени А. С. Пушкина открылась выставка, посвященная художественной жизни Европы и России во второй половине XIX — начале XX столетия

Вячеслав Суриков

В экспозиции представлены работы Клода Моне, Огюста Ренуара, Поля Гогена, Винсента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо, а также русских художников Ильи Репина, Валентина Серова, Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Казимира Малевича и других. Фото: Антон Баклыков / Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина

Казалось, что мы знаем о русских коллекциях французской живописи все, что только можно о них знать. Прошлой осенью Пушкинский музей завершил выставку «Брат Иван», рассказавшую во всех подробностях историю собрания европейской живописи, созданного усилиями братьев Морозовых, как оно возникло и как его удалось сохранить. Еще тогда музей направил интерес своей аудитории в сторону Европы XIX века. То, что российские художники открывали для себя изобразительные возможности живописи синхронно с европейскими, едва ли не основная тема Пушкинского музея. К ней он обращается год за годом, раз за разом перелистывая страницы истории взаимодействия русских художников с европейским искусством и убеждая посетителей в том, что те, прежде чем превратиться в адептов социалистического реализма, с легкостью перенимали любые из всех существующих художественных стилей.

«После импрессионизма» отчасти продолжение «Брата Ивана». Только в этот раз мы видим работы европейских художников второй половины XIX века в расширенном варианте — уже не только тех, кого покупали братья Морозовы. И общая картина выглядит несколько иначе. В ней куда больше подробностей. Мы видим европейское искусство во всем его невероятном многообразии и еще раз убеждаемся: русские художники были его неотъемлемой частью. О механизме, благодаря которому они могли двигаться вместе с ними одной и той же дорогой, рассказывает идущая в эти дни выставка «Отличники» в Музее русского импрессионизма. Он прост: лучшие выпускники Императорской академии художеств получали право провести несколько лет за границей за государственный счет. Их было немного. Им приходилось преодолевать многочисленные бюрократические препоны. Но именно те, кто побывал в таких поездках, и становились звездами русской живописи: Перов, Репин, Поленов.

Создатели выставки обращают внимание на то, что плохое знание языка не позволяло им полностью интегрироваться в местную среду. Они все равно оставались чужаками, что подталкивало искать нетривиальные сюжеты, которым европейцы уделяли мало внимания. Поэтому их работы не повторяют коллективную картину времени, а дополняют ее. Все вместе они рассказывают историю о том, как люди второй половины XIX века отказывались от восприятия мира, заданного академическими художниками, покидали мастерские и начинали открывать окружающую их реальность и людей, ее населяющих. Она признавалось достойной того, чтобы стать частью вечности, быть помещенной в рамку и повешенной на стену. Впрочем, если всматриваться в картины на выставке «После импрессионизма», то эта реальность сконцентрирована в Париже и его окрестностях. Парижский ландшафт вдохновляет всех без исключения и воссоздается во всех подробностях. Оттого хождение по выставочным залам превращается в прогулку по Парижу.

Все эти картины, часть из которых никогда не прячут в хранилищах, доступны зрителям в постоянных экспозициях музеев как разноцветные стеклышки в калейдоскопе: любое сочетание их друг с другом дает эффект новизны восприятия. Каждая встреча с ними — событие. «После импрессионизма» не означает полный отказ от главных импрессионистических шедевров: это «Руанский собор в полдень» и «Руанский собор вечером» Клода Моне и его же «Завтрак на траве». Они всегда притягивают взгляд. Эти сюжеты — иконы импрессионизма. Такой же иконой является «Портрет актрисы Жанны Самари» Огюста Ренуара. Без него трудно себе представить как любую выставку, посвященную живописи XIX века, так и всю коллекцию Пушкинского музея. В его стенах она превратилась в воплощение Франции тех времен: юная, улыбающаяся женщина в платье с глубоким вырезом и c обнаженными руками. Если сравнить ее облик с фотографиями тех лет, Ренуар явно ей льстит. Но верить хочется больше художнику, чем фотографу.

С картиной «Дождевой зонтик», прибывшей из Русского музея, скорее неожиданная встреча. Имя Марии Башкирцевой, прожившей всего двадцать пять лет, бóльшую часть из них за границей, ассоциируется в основном с ее дневником. «Дождевой зонтик» напоминает нам, насколько многообещающим автором она могла бы стать. На ее картине — совсем юная девочка, которая не выглядит ребенком. Одежда лишена признаков детскости. Она вся в черном. В руках у нее огромный черный зонт. Может быть, это всего лишь стереотип современного человека, привыкшего к тому, что дети должны носить детскую одежду и пользоваться соответствующими их возрасту аксессуарами. И все же эту розовощекую девочку, прячущуюся от непогоды под зонтом, немного жаль. Но в ней мы видим еще и отражение самой Марии Башкирцевой: ей тоже пришлось повзрослеть раньше, чем всем остальным.

И все же основной сюжет выставки — что же произошло дальше с миром живописи, после того как он пережил увлечение импрессионизмом. Конечно же, дальше были Ван Гог и Гоген. Далее — Пикассо. Художники все больше отстранялись от реального мира и смотрели в неведомую даль. «Красные виноградинки в Арле», «Море в Сент-Мари», «Пейзаж в Овере после дождя» — в этих картинах Ван Гог создает свой мир, который только отчасти совместим с данным в ощущениях пейзажем. Изображение на картинах еще узнаваемо, хотя и выглядит несколько странно, как будто художник смотрит на них сквозь некий окуляр, который преломляет реальность, смазывая подробности, сливающиеся в единое цветовое пятно. Под стать ему Гоген. Он проводит на полотне только те линии и наносит только те цветовые пятна, которые кажутся ему важными. Отсекает все лишнее. Но он не тот, кто раздвинет границы восприятия до бесконечности. После кубистического портрета Амбруаза Воллара их не существует. Он пишет его в 1910 году. Постимпрессионистская эпоха завершилась. Абстракционисты и сюрреалисты уже готовы перехватить инициативу. Впереди — чудовищный опыт Первой мировой войны, после которого Париж еще некоторое время будет оставаться столицей искусств, но прежним уже не будет, как, впрочем, и живопись.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Нобель бигфарме Нобель бигфарме

Премия по физиологии и медицине 2023 года открывает новые перспективы

Эксперт
«Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля «Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля

Зачем внедорожникам нужны «режимы движения»?

4x4 Club
Как согреть российскую промышленность Как согреть российскую промышленность

Научные разработки быстро превратили «ССТ Инвест» в одного из мировых лидеров

Эксперт
Первый элемент Первый элемент

Академик Михаил Федонкин — о сформировавшихся под влиянием жизни минералах

Наука
«У нас все сделано для того, чтобы производить здесь» «У нас все сделано для того, чтобы производить здесь»

Глава OSQ Group Евгений Токаренко — о том, что делать, когда впереди вся жизнь

Эксперт
Как сохранить любые отношения: мнение психолога Как сохранить любые отношения: мнение психолога

Иногда случается так, что отношения начинают сходить на нет. Но их можно спасти!

Psychologies
Станкостроению нужен план Станкостроению нужен план

Станкостроение может выпускать станки, в том числе самые сложные и высокоточные

Эксперт
Как новенькая! Как новенькая!

Способы, которые помогут запустить процесс очищения и омоложения организма

Лиза
Авиация забытого назначения Авиация забытого назначения

Тема местной авиации в России — из разряда вечно тлеющих

Эксперт
Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов

Справляться со сложностями и не терять эффективность на удаленке

РБК
Ты просто космос, Стася Ты просто космос, Стася

Стася Милославская о семейных ценностях и об изменениях в обществе

Правила жизни
Высоцкий, Рыбников и ансамбль «Арсенал». 100 пластинок «Мелодии»: отрывок из книги Высоцкий, Рыбников и ансамбль «Арсенал». 100 пластинок «Мелодии»: отрывок из книги

О том, как записывались эти альбомы и об историческом контексте их появления

СНОБ
Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации

Какой леской лучше косить траву триммером? На что обратить внимание при выборе?

CHIP
Код: элегантность Код: элегантность

Интерьер в стиле рафинированного софт-минимализма

SALON-Interior
7 вещей, которые нельзя чистить жидкостью мытья для посуды: мнение клинеров 7 вещей, которые нельзя чистить жидкостью мытья для посуды: мнение клинеров

Почему кофеварки, латунь и нержавеющую сталь нельзя мыть мылом для мытья посуды

VOICE
Чем мыши отличаются от крыс Чем мыши отличаются от крыс

Почему нам нравятся мыши, но раздражают крысы? В чем между ними разница?

ТехИнсайдер
10 автомобилей лихих 1990-х, которые были вовсе не такими крутыми, как принято считать 10 автомобилей лихих 1990-х, которые были вовсе не такими крутыми, как принято считать

Так ли хороши на самом деле культовые автомобили из 1990-х?

Maxim
«Зачем ты это ляпнул?!»: мужчины объясняют, почему они хейтят женщин «Зачем ты это ляпнул?!»: мужчины объясняют, почему они хейтят женщин

Почему некоторые мужчины начинают знакомство с грубости?

VOICE
«Главное – не вовлекайся» «Главное – не вовлекайся»

Перспективы семейных ценностей и династические проблемы современного общества

Правила жизни
«Люди, естественно, хотят сбежать от реальности» «Люди, естественно, хотят сбежать от реальности»

Андрей Золотарев о фильме «Сто лет тому вперед»

Weekend
Менялы вместо банков Менялы вместо банков

Перевод денег из России в другие страны превратился в настоящий квест

Монокль
«В нашем институте представлены все направления современной астрономии» «В нашем институте представлены все направления современной астрономии»

Директор ГАИШ — об истории института имени П.К. Штернберга МГУ

Зеркало Мира
Не Москвой единой: какие регионы России стали центром развития локальной гастрономии Не Москвой единой: какие регионы России стали центром развития локальной гастрономии

Какие города России оказались первыми на пути движения гастрономического эшелона

Forbes
Вредные привычки и сахарный диабет Вредные привычки и сахарный диабет

Какие вредные привычки провоцируют повышение сахара в крови?

Здоровье
Разум в наследство Разум в наследство

Откуда взялась наша центральная нервная система – головной и спинной мозг?

Вокруг света
Сигма я или тварь дрожащая: что означает новое слово из молодежного сленга Сигма я или тварь дрожащая: что означает новое слово из молодежного сленга

Что представляют собой «сигмы»? Можно ли кого-то этим оскорбить?

Psychologies
Как зародился образ женщины-домохозяйки и при чем здесь капитализм Как зародился образ женщины-домохозяйки и при чем здесь капитализм

В какой момент женщина стала ответственной за домашний уют?

Psychologies
Цейлон Форт Галле Цейлон Форт Галле

Форт Галле: одна из крупнейших крепостей в Азии, созданная колонизаторами

Знание – сила
Все альбомы группы «Король и Шут» — от лучшего к худшему Все альбомы группы «Король и Шут» — от лучшего к худшему

Разбираем творчество легендарных музыкантов КиШ — от дебюта до заката

Maxim
Вы никогда этого не делали — и очень зря: как правильно чистить фен для волос Вы никогда этого не делали — и очень зря: как правильно чистить фен для волос

Для того, чтобы фен служил как можно дольше, его необходимо периодически чистить

ТехИнсайдер
Открыть в приложении