Подготовка национальных нефтяных компаний к новому энергетическому ландшафту
Национальные нефтяные компании сохранят свою важную роль в глобальном энергетическом ландшафте, если смогут сократить углеродный след и повысить операционную эффективность
Переход к использованию низкоуглеродных источников энергии коренным образом меняет производство и потребление энергии в мировых масштабах. В ответ на все более громкие призывы к действиям в последние годы несколько международных нефтяных компаний (МНК) начали расширять свой бизнес в области альтернативной энергетики. Национальные нефтяные компании (ННК), полностью или частично принадлежащие государству, тоже сталкиваются с необходимостью пересмотреть свои стратегии, чтобы определить дальнейшие траектории развития в меняющемся глобальном энергетическом ландшафте. Но поскольку цели МНК и ННК не вполне совпадают, то и проблемы, с которыми им приходится сталкиваться, различны.
Целевая функция бизнеса МНК — наращивание акционерной стоимости компании, в то время как главная задача ННК заключается в максимально эффективной монетизации национальных углеводородных ресурсов, что обеспечивает рост бюджетных доходов и одновременно гарантирует поставки доступной энергии для нужд страны. Тем не менее и ННК, и МНК приходится реагировать на новые вызовы и осмысленно адаптироваться к переходу на альтернативные виды топлива.
Когда речь идет о дешевой и эффективной добыче углеводородов, неоспоримое преимущество получают ННК, работающие в регионах с богатыми и легкодоступными запасами более легких сортов нефти. При этом всем ННК предстоит существенно сократить углеродные выбросы и одновременно снизить затраты на добычу, чтобы сохранить конкурентоспособность, с одной стороны, и разделить общие усилия по торможению климатических изменений — с другой.
Важные игроки
ННК — крупные игроки в мировом нефтегазовом секторе, они контролируют более 65% мировых запасов нефти и более 55% мировых запасов природного газа (см. график). Некоторые экспортно ориентированные ННК входят в число крупнейших мировых производителей углеводородов. Есть примеры других ННК, которые ориентированы на импорт и зависят от ресурсов, приобретаемых за рубежом, в дополнение к добыче на внутреннем рынке для удовлетворения локального спроса.
Большая часть мировых запасов углеводородов находится под контролем ННК*
Поскольку ННК являются государственными компаниями, они играют ключевую роль в политической экономике своих стран. Несмотря на все усилия по диверсификации хозяйства, некоторые страны — члены ОПЕК по-прежнему получают более 60% доходов от продажи нефти и газа, добываемых их национальными нефтяными корпорациями (см. график). Доля нефтегазовых доходов остается существенной и для некоторых стран, не входящих в ОПЕК, включая Мексику и Россию, для которых они составляют 25 и 45% соответственно, при том что их экономики отличаются гораздо более высокой степенью диверсификации и нефтегазовый сектор вносит меньший вклад в ВВП.
Значительную долю государственных бюджетов составляют поступления от ННК
Даже в рамках прогнозов быстрого перехода на альтернативную энергетику в соответствии со сценарием устойчивого развития Международного энергетического агентства (IEA) мы не ожидаем, что спрос на углеводороды может быстро обнулиться. Согласно этому сценарию, в 2040 году спрос на нефть составит 67 млн баррелей в день, а годовая потребность в природном газе — 3854 млрд кубометров. Это означает, что по сравнению с фактическим уровнем 2019 года потребление нефти уменьшится на 31%, газа — на 3%. Эта оценка спроса опирается на предположение, что глобальная температура повысится на 2 °C (верхний предел, установленный Парижским соглашением в 2015 году). Если повышение температуры окажется меньше, потребность в запасах ископаемого топлива будет выше.
Учитывая большие запасы нефти и газа в распоряжении ННК, а также их национальную значимость, у таких компаний есть стимул покрывать существенную часть будущего глобального спроса на углеводороды до того момента, пока он не иссякнет (см. график).
Даже сценарии быстрого энергетического перехода не подразумевают прекращения спроса на углеводороды
В условиях глобального потепления правительства, которым принадлежат ННК, исполняют свои обязательства в области изменения климата в рамках Парижского соглашения, инвестируя в возобновляемые источники энергии и другие низкоуглеродные технологии. Некоторые страны с экспортноориентированными ННК полагаются на доходы от продажи нефти для финансирования этих инвестиций.
Однако правительствам по-прежнему придется выбирать самые эффективные подходы к использованию возможностей альтернативной энергетики. Вероятно, это будет подразумевать создание новых государственных компаний или привлечение экспертного опыта частного сектора, хотя некоторые страны с импортноориентированными ННК могут со временем превратиться в игроков альтернативной энергетики естественным путем (см. «ННК и ВИЭ»).
Компоненты эффективности
В сложившихся условиях некоторые ННК изначально занимают более выгодное положение для реализации этих императивов. Среди ННК есть как игроки с существенной зависимостью от иностранного капитала и опыта в разработке нефтегазовых ресурсов, так и более технически и операционно развитые компании, обладающие хорошей базой внутреннего финансирования. В широком смысле ННК различаются по основным четырем параметрам.
Затраты на освоение ресурсов. Эти затраты существенно различаются в зависимости от объема и характера нефтегазовых ресурсов компании. ННК с большим объемом ресурсов выигрывают за счет экономии от эффекта масштаба. С другой стороны, компании, полагающиеся на добычу тяжелой или высокосернистой нефти, несут более высокие затраты на добычу и производство из этой нефти товарной продукции, соответствующей требованиям рынка. Добыча таких сортов нефти требует повышенных энергетических затрат и генерирует большие удельные выбросы парниковых газов. По мере ужесточения требований к выбросам и уровню содержания углерода в нефти компании, которые имеют доступ к более чистым и легким запасам и оставляют меньший углеродный след, будут легче привлекать покупателей (см. график).
ННК с более высокими объемами добычи тратят меньше на добычу одного барреля нефти
Институциональная устойчивость. ННК значительно отличаются друг от друга по способности быстро и эффективно принимать решения. Как правило, более устойчивые компании с развитым институциональным потенциалом в области принятия решений пользуются большей свободой в выборе стратегии и распределении капитала без вмешательства государства. Это может существенно повлиять на реакцию таких компаний на рыночные шоки.
Финансовый потенциал государства. Поскольку ННК зависят от средств своих государственных акционеров, фактор мощности государственного финансирования может непосредственно влиять на выбор стратегии развития компании. Например, в странах со слабым финансово-экономическим положением объем средств, поступающих в распоряжение ННК для приоритетных инвестиций, скорее всего, будет сокращаться, если государство потребует выплатить более высокие дивиденды или введет бюджетные ограничения.
Операционная эффективность. ННК с более развитыми техническими и операционными компетенциями, которые включают в себя способность управлять разведкой и добычей и сокращать дорогостоящие выбросы и утечки, способны генерировать более высокую прибыль без увеличения затрат.
В течение следующего десятилетия ННК с доступом к богатым запасам углеводородов, которые они могут добывать, сохраняя низкий уровень углеродных выбросов, с надежными и адаптивными процессами принятия решений, финансово устойчивыми государственными акционерами и высокой операционной эффективностью получат неоспоримое преимущество перед конкурентами.
Очевидно, что некоторые из этих факторов находятся вне прямого контроля конкретной ННК. Ее внутренние запасы определяются геологией, устойчивое финансирование — фискальной политикой государства и макроэкономическими факторами, а стратегический курс в значительной степени зависит от государства. Тем не менее у всех ННК есть возможность повысить свой конкурентный потенциал, принимая меры для того, чтобы повысить экологическую чистоту и понизить стоимость добычи.
Пять шагов к экологической чистоте и сокращению затрат
ННК нужно обдумать принятие следующих мер.
Сокращение углеродных выбросов. ННК могут существенно сократить выбросы парниковых газов, приняв меры в рамках всей цепочки создания стоимости. К ним относятся повышение энергоэффективности, прекращение сжигания попутного газа, сокращение утечек метана, переход на ВИЭ и биотопливо для выработки тепла, использование водорода на своих нефтеперерабатывающих предприятиях и применение улавливания, утилизации и хранения углерода для уменьшения его выбросов. Кроме того, компаниям следует рассмотреть возможность применения вспомогательных технологий и принятия мер, снижающих общий уровень СО2 в атмосфере, к которым относятся лесовосстановление и экологически чистое управление сельским хозяйством. Несмотря на то что стоимость непосредственного извлечения CO2 из воздуха сейчас непомерно высока, так называемая технология прямого улавливания может совершить революцию в торможении процесса глобального изменения климата.
Приоритезация низкозатратной добычи углеводородов. ННК, имеющие доступ к широкому спектру нефтяных и газовых запасов, должны сосредоточиться на добыче более дешевых углеводородов с низким уровнем выбросов, чтобы обеспечить максимальную доходность при минимальных затратах. В среднесрочной перспективе им следует направить инвестиции не на разведку новых запасов, а на максимальный рост добычи на уже разработанных месторождениях, особенно там, где присутствуют низкоуглеродные ресурсы или сама добыча нефти и газа наименее затратна. Некоторым ННК потребуется наладить партнерские отношения с иностранными МНК для привлечения капитала и экспертного опыта, необходимых для снижения затрат на добычу в их портфелях.
Разработка новых технологий. Инвестиции в НИОКР и формирование прочных отношений с поставщиками новых технологий помогут ННК приобретать технологические решения и снижать затраты на их разработку. Со временем эти решения можно будет использовать на всех этапах цепочки создания стоимости для ограничения выбросов и повышения операционной эффективности. Поставщики нефтесервисных услуг и оборудования останутся ключевыми технологическими партнерами до тех пор, пока они поставляют инновации, необходимые для реагирования на энергетический переход. Однако и самим ННК следует самостоятельно развивать новые технологии, особенно в тех случаях, когда финансовые трудности не позволяют привлекать к исследовательским работам нефтесервисные компании.
Оптимизация организационной структуры. До настоящего времени государство часто поручало национальным компаниям создавать новые рабочие места на внутреннем рынке. Однако необходимость снижать операционные затраты и повышать эффективность добычи углеводородов потребует от ННК внедрять новые, более простые организационные структуры и процессы.
Повышение прозрачности. ННК следует публично раскрывать данные об опасных выбросах, чтобы сохранить свою общественную репутацию как внутри страны, так и за рубежом, и привлекать общественное внимание к улучшению экологических показателей.
ННК и ВИЭ
В условиях меняющегося энергетического ландшафта импортноориентированным ННК придется переосмыслить стратегические приоритеты. В следующем десятилетии конкуренция за доступ к запасам дешевой низкоуглеродной нефти и газа станет особенно острой. Поэтому для таких компаний может быть целесообразно стать игроками на рынке альтернативной энергетики.
ННК стран, в которых есть доступ к богатым источникам возобновляемой энергии (например, ветровой и солнечной), смогут обеспечивать поставки доступной энергии для внутреннего рынка за счет ВИЭ. Одновременно это будет поддерживать усилия их государств, направленные на снижение углеродного следа.
Многое будет зависеть от того, как развитие технологий, государственная политика и постоянное снижение стоимости возобновляемой энергии будут влиять на спрос на альтернативную энергию на внутреннем рынке. К тому же во многих странах пандемия COVID-19 уже внесла свои коррективы в особенности перехода на низкоуглеродные источники энергии.
Надо отметить, что правительства некоторых государств внедрили «зеленые» меры стимулирования, направленные на ускоренное развитие инноваций и внедрение технологий производства аккумуляторных батарей для ветровой, солнечной и прочих видов возобновляемой энергии, что должно уменьшить их зависимость от нефтегазового импорта.
Кроме того, в КНР и Южной Корее рост продаж электромобилей входит в число приоритетов государственной политики.
В краткосрочной перспективе, пока нефть и газ занимают существенную долю внутреннего рынка энергоносителей, импортноориентированным ННК не удастся полностью перейти на производство альтернативной энергии. При этом развитие бизнеса в области ВИЭ поможет компенсировать высокие затраты и смягчить риски, связанные с разработкой углеводородных месторождений за рубежом, от которой импортноориентированные ННК будут зависеть все сильнее.
Тем не менее, поскольку низкие цены на нефть все больше осложняют финансовое положение государственных собственников, ННК придется более жестко конкурировать за дефицитные государственные фонды и демонстрировать высокую дисциплину в области управления капиталом. Однако по мере того, как публичные акционеры будут вынуждать МНК сокращать капитальные расходы и диверсифицировать свои портфели, значение ННК как производителей нефти и газа, вероятно, будет возрастать, повышая их ценность в качестве источников выручки для государственных акционеров.
*Старший директор Центра развития энергетики BCG. **Управляющий директор и партнер BCG, Ближний Восток.
Фото: Sue Ogrocki/AP/TASS
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl