Патриотизм поневоле
США ввели пошлины на сталь и алюминий, чтобы реанимировать свою металлургию. Но американским гигантам это не поможет. Зато российские компании будут вынуждены отказаться от экспорта полуфабрикатов и переориентироваться на развитие обработки внутри страны
Президент США Дональд Трамп своим распоряжением ввел импортные пошлины на сталь и алюминий. За ввозимую в страну сталь теперь придется дополнительно заплатить 25% от ее стоимости, за алюминий — 10%. Это чисто протекционистские меры, чего американская сторона на сей раз и не скрывает, даже не пытаясь создать видимость антидемпингового расследования и точечного выбора «жертв». Бьют в открытую и «по площадям».
«Не хотите платить налог — переносите свою фабрику в США, и налога не будет, — заявил американский президент. —Я встаю на защиту национальной безопасности Америки и для этого ввожу пошлину на ввоз из-за границы стали и алюминия».
Впрочем, распоряжение предусматривает и некоторые исключения. Для стран ЕС, Канады и Мексики предусмотрена отсрочка до 1 июня (пошлины начали действовать с 23 марта), за это время предполагается выработать нечто вроде компромиссного решения. Известно, что американская сторона в качестве альтернативы пошлинам ранее предлагала режим торговых квот — то есть освобождение от пошлин для избранных торговых партнеров объемов импорта, соответствующих 63% фактических поставок в США за 2017 год.
По сообщению американского правительства, соглашения о новых условиях торговли уже достигнуты с Аргентиной, Австралией, Бразилией и Южной Кореей. А вот Канаду и Мексику новые меры вообще не затронут — если американцы сумеют убедить их в уступках по другим вопросам в рамках новой зоны свободной торговли, создаваемой под эгидой США.
Американская катастрофа
Не секрет, что положение в сталелитейной и алюминиевой отраслях Америки действительно не лучшее. По данным Всемирной ассоциации производителей стали (WSA), объем ее выплавки в США сократился примерно со 102 млн тонн в 2000 году до 78 млн тонн в 2016-м. При этом потребление черных металлов в стране резко не сократилось, то есть существенно выросла зависимость от импорта. Если в начале 2000-х выплавка стали в США закрывала почти 90% внутренней потребности, то сейчас — менее двух третей (см. график 1). И никаких перспектив улучшения ситуации не было видно — по крайней мере, до ввода пошлин.
В случае же с американским алюминием можно говорить о фактическом схлопывании этой отрасли. По оценкам Геологической службы США (USGS), объем производства алюминия сократился почти вдвое, с 5,1 млн тонн в 2000 году до 2,3 млн тонн в 2017-м (см. график 2). Причем даже этот объем сейчас обеспечивается главным образом за счет вторичного алюминия. Что же касается производства первичного металла, то здесь происходит самый настоящий крах. Объем производства первичного алюминия в США упал с 3,7 млн тонн в 2004 году до 700 тыс. тонн в 2017-м. Такое гигантское падение выпуска привело к сворачиванию производственных мощностей: они у американцев за этот же период сократились вдвое, с четырех миллионов до двух миллионов тонн в год (см. таблицу 1). И это само по себе выглядит настоящей катастрофой, особенно на фоне других крупных игроков рынка, продемонстрировавших увеличение мощностей. В США, напротив, загрузка производственных мощностей в алюминиевой промышленности оставалась на рекордно низкой отметке — лишь 35% против 92% у России и 73% у Китая.
При этом спрос на алюминий внутри самих США только растет, но покрывается за счет импорта. В прошлом году его объем достиг семи миллионов тонн. Есть от чего впасть в негодование Трампу, желающему «сделать Америку снова великой».
Понятно и то, почему удар в виде пошлин нанесен широким фронтом. Как сообщил министр торговли США Уилбур Росс, указ Трампа направлен в том числе на борьбу с перевалкой экспортных грузов через третьи страны, что широко практикует Китай.
Неприятно, но не смертельно
В этой ситуации едва ли не самый важный вопрос для России — как протекционистские меры США отразятся на отечественных металлургах.
В структуре экспорта российской черной металлургии американский рынок в последние годы играл роль важную, но далеко не определяющую. Если весь объем экспорта железа и стали из России в прошлом году составил 18,8 млрд долларов, то на долю США пришлось чуть более 1,6 млрд долларов, или 8,5% (см. график 3).
Для США роль поставок из России несколько важнее, но тоже не критически. Если общий объем импорта железа и стали в страну превысил 28,8 млрд долларов, то на долю поставок из России пришлось чуть менее 2,7 млрд долларов, или порядка 9% (см. график 4).
Куда более важную роль в американском импорте продукции черной металлургии играют страны-союзники, с которыми Трамп надеется договориться.
Не секрет, что российский металлургический экспорт в США — низкотехнологический. Из всех наших поставок на этот рынок в натуральном выражении чуть ли не половина приходится на чугун, а еще примерно треть — на слябы и полуфабрикаты. И только 10% — на собственно стальной прокат.
Неудивительно, что американская сторона в 2016 году даже отказалась от ввода антидемпинговых пошлин против российского холоднокатаного проката, поскольку его импорт «ничтожно мал». Из российских компаний поставки стальной продукции на американский рынок в значительных объемах осуществляют «Северсталь», «Евраз» и НЛМК. Так, «Северсталь» в прошлом году отгрузила в США 233 тыс. тонн стальной продукции. Это менее 2% продаж компании. Понятно, что такие объемы она может довольно легко перенаправить в другие страны.
А вот с «Евразом» и НЛМК ситуация сложнее.
Получилось как всегда
Эти металлургические компании имеют собственные производства в США. НЛМК владеет там тремя предприятиями с совокупным производством 2,3 млн тонн стального проката. В качестве сырья они частично (800 тыс. тонн) используют сталь, изготовленную американскими же заводами из российского чугуна. Но львиная доля потребностей в материалах — полтора миллиона тонн слябов в год — покрывается за счет поставок из Липецка.
«Евраз» поставляет на свои американские заводы порядка 400–500 тыс. тонн слябов в год. И введенные пошлины, безусловно, ударят по поставкам этих материалов из России. Таким образом, протекционистская мера Трампа, призванная помочь американским производителям, в случае с заводами «Евраза» и НЛМК в США сыграет обратную роль, повысив их издержки на сырье и материалы.
Пока что обе компании успешно справляются с пошлинами и продолжают поставки на американский рынок. Но серьезно опасаются относительно более отдаленных перспектив. «На данный момент наш бизнес находится в позитивной зоне. Мы платим 25-процентную пошлину, но у нас есть маржа 50–70 долларов с тонны. Многое зависит от того, какое будет принято решение по исключению из списка облагаемых заградительной пошлиной стран и компаний», — заявил президент НЛМК Григорий Федоришин.
«Нам сегодня немного помогает то, что внутренний рынок США прилично вырос. Потребители видят: есть серьезные опасения, что импорт будет закрыт, поэтому они пытаются пополнить свои запасы. Но в целом ситуация для нас довольно сложная», — говорит президент «Евраза» Александр Фролов.
Заметим, что с ограничением импорта цены на сталь на американском рынке стали существенно выше мировых: 940 долларов за тонну против 800 долларов. И это позволяет российским поставщикам покрывать возросшие издержки.
Так, старший аналитик Wood Mackenzie Алекс Гриффитс заявил, что введение США ввозной пошлины едва ли существенно повлияет на поставки из России. «НЛМК может производить слябы и оплачивать 25-процентную пошлину и при этом по-прежнему использовать преимущество в стоимости, по сравнению со средними ценами американских производителей сляб НЛМК из Липецка даже с доставкой дешевле на 170 долларов за тонну, чем у типичного производителя в США. Даже принимая во внимание высокие транспортные издержки, НЛМК все равно будет иметь преимущество в сравнении с теми, кто производит слябы в США», — говорит Гриффитс.
Эту точку зрения разделяют и эксперты «ВТБ Капитала». Они считают, что дополнительные издержки «Евраза» (40 млн долларов в год) и НЛМК (150 млн долларов в год) будут компенсированы ростом цен в США.
Однако надо понимать, что рост цен на сталь автоматически приведет к увеличению издержек во всех сферах ее применения в США, от строительства до машиностроения. Но это еще не всё. Очевидно, что упадет и конкурентоспособность американских производителей проката: слябы-то все равно будут закупать — либо свои дорогие, либо импортные, которые тоже станут дорогими.
НЛМК уже обратился в американское министерство торговли с предложением освободить его продукцию от действия пошлин под угрозой сворачивания американских производств компании: «Если наша продукция не будет освобождения от действия заградительных тарифов, мы будем вынуждены оставить бизнес и оставить без работы американских работников стальной отрасли. Введение заградительных тарифов на ввоз стальных слябов будет иметь противоположный запланированному эффект — уничтожит рабочие места. В итоге американские потребители окажутся единственными, кто пострадает от роста цен».
Вместе со смежниками речь идет приблизительно о девяти тысячах рабочих мест, о сокращении которых говорится уже вполне открыто. Кроме того, НЛМК заявил о приостановке своих инвестиций в американские подразделения — ранее планировалось вложить в них 664 млн долларов до 2022 года.
В общем, «успех» плана Трампа налицо.
Беда не приходит одна
В отличие от стали ситуация с алюминием намного серьезнее. За последние полтора десятилетия американцы стали критически зависеть от его импорта. В настоящее время крупнейшими поставщиками алюминиевой продукции в страну являются Канада (8,5 млрд долларов, или 36% всего импорта) и Китай (3,6 млрд долларов, или 15,2% американского импорта). Доля России существенно скромнее: в 2017 году из нашей страны на американский рынок было поставлено алюминиевой продукции на 1,65 млрд долларов, что составляет 7% американского импорта (см. график 6). Причем Китай предпочитает торговать готовой алюминиевой продукцией, а из России на рынок США отправляется преимущественно необработанный алюминий. В структуре американского импорта необработанного алюминия в натуральном измерении расклад несколько иной (см. график 7). Здесь доминирует Канада (2,5 млн тонн, или 51% всего американского импорта), следом идет Россия (700 тысяч тонн, 14% американского импорта).
В свою очередь, в структуре российского экспорта необработанного алюминия на поставки в США приходится 32% (см. график 8). А это существенные объемы, которые не так просто перераспределить. Впрочем, наша алюминиевая промышленность отличается сравнительно низкой себестоимостью производства, поэтому известие о введение пошлин в отрасли изначально встретили без особой паники. Но после того? как США ввели против «Русала» незаконные санкции, ситуация резко осложнилась. Фактически наша крупнейшая алюминиевая компания оказалась исключена из числа поставщиков на американский рынок. Более того, в связи с невозможностью проведения долларовых платежей у «Русала» возникли проблемы с поставками в Японию, которая является для нас весьма значимым рынком. И хотя «Русал» уже начал переговоры с китайскими партнерами о возможности перенаправления экспортных потоков и использования платежей в иных валютах, конкретных договоренностей пока нет.
По мнению аналитика BCS Global Markets Кирилла Чуйко, «Русалу» потребуется от трех месяцев до полугода, чтобы полностью адаптироваться к новой ситуации. За это время компания заключит договоры как с новыми контрагентами (в основном — китайскими трейдерами), так и с некоторыми оставшимися, и изменит систему ценообразования. Приобретая металл с дисконтом около 10%, трейдеры будут его переплавлять и продавать с новым штампом. Во всяком случае, именно такой вариант развития событий прогнозируют аналитики. Так, аналитическое агентство CRU ожидает переориентации «Русала» на Китай в ближайшее время: компания будет продавать металл за юани, пользуясь услугами китайских банков и трейдеров. При этом мелкие финансовые структуры и торговцы из Китая почти наверняка будут покупать российский алюминий даже под риском вторичных санкций.
«Возможность получать чистый качественный металл из России для китайских производителей алюминиевого проката будет изящным выходом из сложившейся ситуации с экологическими проблемами, — говорит директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов. — Уже есть продажи нефти за юани. Кроме того, существует гонконгский доллар, который позволяет проводить удобную конвертацию. Думаю, серьезных проблем с переводом в эти валюты не возникнет».
Но в любом случае это вопрос обхода санкций против отдельной компании, а не пошлин на алюминий.
В принципе, «Русал» уже обратился в американское Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) с предложение исключить компанию из санкционного списка. Как сообщил министр финансов США Стивен Мнучин, власти его страны рассмотрят ходатайство до начала зимы. Напомним, что у «Русала» имеется лицензия OFAC, действующая до 23 октября этого года. Она освобождает нерезидентов США от вторичных санкций за сделки с компанией.
Ставка на переработку
Антироссийская политика США вынудила «Русал» в корне пересмотреть свои приоритеты. Компания в последние годы направляла на внутренний рынок России не более 20% своей продукции. Это позволяло хорошо зарабатывать на большом (порядка 60 млн тонн) мировом рынке, к тому же постоянно растущем. Однако, как показала практика, такая стратегия несет в себе риски политического характера, застраховаться от которых можно только развивая производство конечной алюминиевой продукции внутри России. На экспорт она будет поставляться уже в составе других товаров. При этом бороться с множеством таких производителей американским властям будет гораздо сложнее, чем с одним «Русалом».
Как сообщил глава Минпромторга Денис Мантуров, «Русал» уже обратился в министерство с предложением о поддержке алюминиевой отрасли, в том числе путем создания перерабатывающих производств. «Пока мы не будем развивать переработку, будем находиться в зависимости от рынка первичного алюминия», — уверен Мантуров.
В принципе, еще полтора года назад российские власти утвердили план из 11 мероприятий, направленных на сокращение импорта изделий из алюминия с 30 до 10% и увеличение его потребления внутри страны к 2020 году на 500 тыс. тонн в год. В числе мер предлагалось пересмотреть отраслевые стандарты, скорректировать таможенную политику, а также софинансировать создание новых производств и даже предоставить им налоговые льготы. Правда, ни одной из этих мер реализовать пока не удалось.
По данным Алюминиевой ассоциации, львиная доля российского импорта алюминиевой продукции на сегодняшний день — это конечные изделия: бытовые товары, строительные конструкции и профили, трубы, резервуары. Общий объем импорта таких товаров в нашу страну в прошлом году превысил 1,2 млрд долларов. При этом в ассоциации указывают, что уже сейчас есть хороший потенциал импортозамещения по таким товарным группам, как радиаторы отопления, колесные диски, алюминиевая фольга, посуда, алюминиевый лист. Точно так же, как есть потенциал наращивания экспорта готовой алюминиевой продукции. Сейчас ассоциация оценивает экспорт изделий из алюминия на уровне 180 тыс. тонн, но уже к 2021 году его вполне реально нарастить до 600 тыс. тонн.
Отметим, что с 2017 года ведется реализация проектов создания трех технологических долин в Красноярском крае, Хакасии и Волгоградской области. Это промышленные кластеры вблизи крупных заводов по производству алюминия, на которые приглашаются инвесторы для создания производств конечной продукции с использованием алюминия в расплавленном виде, что значительно сократит себестоимость переработки. «Русал» рассчитывает за счет развития новых производств в этих кластерах увеличить долю продаж на внутреннем рынке до 25%, а в более отдаленной перспективе — до 50%.
Последствия
Но какой же эффект американские пошлины окажут на мировые цены на сталь и алюминий?
Для стали можно ожидать роста цен на американском рынке на 150–200 долларов за тонну. Министерство торговли США надеется, что пошлины позволят увеличить производство стальной продукции в стране на 13 млн тонн в год. Не так много, но, даже если соответствующие объемы импорта американским властям удастся вытолкнуть со своего рынка, они окажут давление на мировые цены на сталь. А цены эти и так находятся под сильным давлением из-за колоссального профицита металлургических мощностей, возникшего за счет взрывного роста в Китае (см. «Слишком много стали» в «Эксперте» № 17 за 2014 год). Начавшееся в начале 2014 года замедление экономического роста в КНР привело к появлению огромного количества «лишних» мощностей в сталелитейной отрасли (на пике речь шла о почти 500 млн тонн в год избыточных мощностей). В 2016 году китайское правительство приняло четырехлетний план закрытия сталелитейных заводов суммарной производительностью почти 300 млн тонн в год. Однако на мировом рынке все еще наблюдается избыток предложения.
Президент крупнейшей японской металлургической компании Nippon Steel Косэи Синдо заявил, что период низких цен на сталь продлится как минимум до 2020 года. А эксперты АКРА прогнозируют понижательный ценовой тренд на российском рынке стали вплоть до 2022 года.
Таким образом, завышая внутренние цены на сталь в период их падения на мировом рынке, США могут оказаться в такой же ситуации, как в 2002 году. Тогда введение ввозных пошлин на сталь американской металлургии никак не помогло. Зато в различных отраслях американской экономики, потребляющих сталь, потеряли работу порядка 200 тысяч человек — для их работодателей искусственно завышенные по отношению к мировому рынку цены оказались непосильной ношей.
Что касается алюминия, то здесь аналитики прямо увязывают перспективы динамики цен на металл с разрешением коллизии вокруг «Русала». Введение санкций против компании привело к взлету цен на алюминий на Лондонской бирже с 1993 долларов за тонну 4 апреля до 2550 долларов 18 апреля. Объясняется это как значительной долей «Русала» на мировом алюминиевом рынке, так и сложившимися у компании прочными связями с иными мировыми производителями алюминия.
В целом алюминиевое ралли несколько успокоилась на фоне заявления американских властей о возможности снятия санкций с российской компании. Цены в последние две недели держались на отметках 2200–2300 долларов за тонну.
Всемирный банк в своем апрельском прогнозе предполагает, что среднегодовая цена на алюминий составит в 2018-м 2175 долларов за тонну против 1968 долларов годом ранее. Но уже в 2019 году она упадет до отметки 2100 долларов, а затем на временном интервале до 2025 года будет иметь место лишь незначительный рост (см. график 9).
Однако, как считает аналитик CRU Оуэн Динсмор, если американские власти и «Русал» так и не смогут прийти к согласию до октября, то цены на алюминий могут подскочить до 3000 долларов за тонну уже в этом году, то есть вернутся к рекордным предкризисным отметкам 2008 года. Американские импортные пошлины на фоне такого ценового ралли для мирового рынка будут уже не столь важны.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl