Обойдемся без итальянцев
Конференция Design Day, традиционно прошедшая в стенах МИСиС в конце июня, стала хорошим поводом поговорить о перспективах промышленного дизайна с действующими лицами индустрии. И разговор вышел сложным
Почти полтора года страна живет в новой реальности. Вынуждающей начать наконец производить свое, а не собирать отверткой чужое. А тем, кто производил, — начать конкурировать с новыми игроками не «снизу» рынка, а во всем диапазоне. И не ценовой политикой, где китайцы, поддерживаемые своим правительством, априори сильнее, а качеством и техническим уровнем, включая внешний вид, ту самую эстетику функции.
Больше года с нами нет Italdesign и других шаромыжников, втюхивающих по демпинговой цене типовые разработки и решения под видом настоящего, эксклюзивного итальянского дизайна. Безотходные технологии таких компаний (что, вариант не понравился менеджерам компании X? Сделаем новый, а тот впарим концерну Y, на худой конец русскому стартапу Z) сделали их фаворитами корпораций, чьим менеджерам важен красивый отчет перед начальством, а там хоть трава не расти. Начальство же не в курсе, что некогда славный бренд давно в новых руках, итальянского там лого да фамилии менеджеров (в том числе по продажам), а суммы, озвученные за якобы эксклюзив и уникальность, несопоставимо ниже реальной себестоимости полноценной разработки.
Год назад девизом Design Day, ежегодно проводимого Национальным центром промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ при стратегической поддержке НИТУ МИСиС, был «Дизайн для жизни: время новых возможностей». В этот раз — «Дизайн в действии».
Подействовало? Успели ли понять менеджеры и инвесторы, что времена изменились и пришла пора вкладываться в своих разработчиков, а не кормить интернациональных, но в любом случае иностранных дизайнеров, а заодно их менеджеров, юристов и уборщиц?
По словам участницы форума Ирины Ждановой, основателя дизайнбюро «Масштаб», времена изменились в лучшую сторону. После тяжелого для «Масштаба» прошлого года (связанного, в частности, с уходом одного из стратегических клиентов, «Русской механики», решившей развивать собственный дизайн-центр), буквально с января на бюро посыпались заказы. Количественный рост налицо даже в сравнении с лучшими из прежних времен. С качеством клиентов, по словам Ирины, в общем и целом без перемен.
То же самое с качеством клиентов и в целом по рынку. С одной стороны, руководство традиционных заказчиков, «старых» промышленных предприятий, медленно, но верно пришло к выводу, что в дизайн, как и вообще в разработку, надо вкладываться всерьез. И даже не для создания преимущества на рынке, а хотя бы для минимальной конкурентоспособности даже с китайцами. Более того, некоторые «доросли» до собственных служб дизайна (как уже упомянутая «Русская механика»). Впрочем, независимые студии, особенно крупные, полного цикла, не жалуются: заводов с такими службами все равно немного, да и те регулярно обращаются к специалистам на этапе макетирования и прототипирования.
Например, в камазовском проекте «Атом» (подробно о нем — в статье «Атомный недопрорыв», «Эксперт» № 21 за 2023 год) итальянским Torino Design был разработан дизайн-концепт, доводился же он «атомщиками» (почти сплошь графическими и UI/UX, а не промышленными, дизайнерами) путем сведения воедино разных вариантов. А обязательный этап отработки эргономики «вживую» — так называемый посадочный макет — и постройка натурного макета машины были отданы на аутсорс. В данном случае 2050.ЛАБ и их партнеру, одним из немногих, кто в принципе способен это сделать. А таковых на всю страну не более десятка, включая и независимые, и «придворные», и штатные студии — уж больно недешево оснащение и редки компетенции для такой работы.
Схожим образом разрабатывается дизайн и других автомобильных проектов, включая микрокары «Алмаз-Антея» и росатомовского «Юматекса». А количество проектов и в транспортной сфере, и в целом в промышленности возросло кратно — это отмечали и собеседники в кулуарах, и выступающие на конференции, и это подтверждается личной практикой автора этой статьи (не только журналистской).
Но выросло, причем пропорционально, не только число качественных клиентов, понимающих реалии разработки в целом и «художественного конструирования» в частности. Мода на импортозамещение вызвала приток в потенциальные промышленники личностей из других сфер бизнеса, со своими, далекими от реалий производства, представлениями о прекрасном и не только. И это породило вал обращений со словами «Мы хотим малой кровью и по-быстрому» с неизбежным «А почему так дорого?». И если студии и фрилансеры с именем могут себе позволить держать цену, то команды и специалисты помоложе…
По данным портала hh.ru, приводившимся на конференции, предложения работы на пресловутом рынке труда для дизайнеров в Москве колеблются от 15 (!) до 150 тыс. рублей в месяц. Ожидания самих московских промдизайнеров в резюме — 160–170. И в приличных местах столько, собственно, и получают, а часто и больше. А в «неприличных» всяко бывает. Спрос рождает предложение, и количество халтуры растет пропорционально числу новинок «импортозамещения».
И не качество дизайнеров тому виной. Отток специалистов за рубеж с лихвой компенсируется подрощенным молодняком. Благо подготовкой кадров для промышленного дизайна занимаются в Москве не только традиционные Строгановка и Политех, но и другие вузы. В том числе МИСиС, первый проректор которого Сергей Салихов вместе с гендиром 2050.ЛАБ Дарьей Топильской вручали дипломы первым пяти выпускникам магистерской программы «Промдизайн и инжиниринг» МИСиСа. Точнее, выпускнику и четырем выпускницам: интерес к получению дизайнерского образования и у нас, и за рубежом преимущественно женский, при том что в профессии промдизайнера по-прежнему доминирует мужской пол. Изучению данной проблемы — а также женской специфики в восприятии дизайна — посвящено исследование 2050.ЛАБ при поддержке hh.ru и ВЦИОМ, презентованное на конференции.
А что кадры для дизайна можно и нужно растить с детства, продемонстрировали самые юные участники конференции, десяти-одиннадцатилетние школьники — победители II Открытого марафона технического творчества «Дизпром» Звенигородского Дворца молодежи. Идеи мальчишек, визуализированные профессиональными дизайнерами, пусть и вызывали добрую улыбку (примерно как письма читателей в журнале «Юный техник» 1980-х), но вместе с ней порождали надежду. Нет, не что они станут промдизайнерами, а что впитают принципы создания — или все же созидания? — нового: вместо «Давайте скопируем. Малой кровью и по-быстрому» — «Мы работаем. 1. Быстро. 2. Качественно. 3. Дешево. Выберите нужные вам два пункта». Это мы не только о промдизайне. Хотя и о нем тоже.
Фото: «Трансмашхолдинг»
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl