Что происходит с промышленным дизайном в России?

ЭкспертДизайн

Обойдемся без итальянцев

Конференция Design Day, традиционно прошедшая в стенах МИСиС в конце июня, стала хорошим поводом поговорить о перспективах промышленного дизайна с действующими лицами индустрии. И разговор вышел сложным

Александр Астапов

Новое «лицо» в который раз модернизированного электропоезда Демиховского завода, ведущего родословную с 1950-х годов. Вот что дизайн животворящий (работы 2050.ЛАБ) делает!

Почти полтора года страна живет в новой реальности. Вынуждающей начать наконец производить свое, а не собирать отверткой чужое. А тем, кто производил, — начать конкурировать с новыми игроками не «снизу» рынка, а во всем диапазоне. И не ценовой политикой, где китайцы, поддерживаемые своим правительством, априори сильнее, а качеством и техническим уровнем, включая внешний вид, ту самую эстетику функции.

Больше года с нами нет Italdesign и других шаромыжников, втюхивающих по демпинговой цене типовые разработки и решения под видом настоящего, эксклюзивного итальянского дизайна. Безотходные технологии таких компаний (что, вариант не понравился менеджерам компании X? Сделаем новый, а тот впарим концерну Y, на худой конец русскому стартапу Z) сделали их фаворитами корпораций, чьим менеджерам важен красивый отчет перед начальством, а там хоть трава не расти. Начальство же не в курсе, что некогда славный бренд давно в новых руках, итальянского там лого да фамилии менеджеров (в том числе по продажам), а суммы, озвученные за якобы эксклюзив и уникальность, несопоставимо ниже реальной себестоимости полноценной разработки.

Год назад девизом Design Day, ежегодно проводимого Национальным центром промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ при стратегической поддержке НИТУ МИСиС, был «Дизайн для жизни: время новых возможностей». В этот раз — «Дизайн в действии».

Подействовало? Успели ли понять менеджеры и инвесторы, что времена изменились и пришла пора вкладываться в своих разработчиков, а не кормить интернациональных, но в любом случае иностранных дизайнеров, а заодно их менеджеров, юристов и уборщиц?

По словам участницы форума Ирины Ждановой, основателя дизайнбюро «Масштаб», времена изменились в лучшую сторону. После тяжелого для «Масштаба» прошлого года (связанного, в частности, с уходом одного из стратегических клиентов, «Русской механики», решившей развивать собственный дизайн-центр), буквально с января на бюро посыпались заказы. Количественный рост налицо даже в сравнении с лучшими из прежних времен. С качеством клиентов, по словам Ирины, в общем и целом без перемен.

То же самое с качеством клиентов и в целом по рынку. С одной стороны, руководство традиционных заказчиков, «старых» промышленных предприятий, медленно, но верно пришло к выводу, что в дизайн, как и вообще в разработку, надо вкладываться всерьез. И даже не для создания преимущества на рынке, а хотя бы для минимальной конкурентоспособности даже с китайцами. Более того, некоторые «доросли» до собственных служб дизайна (как уже упомянутая «Русская механика»). Впрочем, независимые студии, особенно крупные, полного цикла, не жалуются: заводов с такими службами все равно немного, да и те регулярно обращаются к специалистам на этапе макетирования и прототипирования.

Например, в камазовском проекте «Атом» (подробно о нем — в статье «Атомный недопрорыв», «Эксперт» № 21 за 2023 год) итальянским Torino Design был разработан дизайн-концепт, доводился же он «атомщиками» (почти сплошь графическими и UI/UX, а не промышленными, дизайнерами) путем сведения воедино разных вариантов. А обязательный этап отработки эргономики «вживую» — так называемый посадочный макет — и постройка натурного макета машины были отданы на аутсорс. В данном случае 2050.ЛАБ и их партнеру, одним из немногих, кто в принципе способен это сделать. А таковых на всю страну не более десятка, включая и независимые, и «придворные», и штатные студии — уж больно недешево оснащение и редки компетенции для такой работы.

Схожим образом разрабатывается дизайн и других автомобильных проектов, включая микрокары «Алмаз-Антея» и росатомовского «Юматекса». А количество проектов и в транспортной сфере, и в целом в промышленности возросло кратно — это отмечали и собеседники в кулуарах, и выступающие на конференции, и это подтверждается личной практикой автора этой статьи (не только журналистской).

Но выросло, причем пропорционально, не только число качественных клиентов, понимающих реалии разработки в целом и «художественного конструирования» в частности. Мода на импортозамещение вызвала приток в потенциальные промышленники личностей из других сфер бизнеса, со своими, далекими от реалий производства, представлениями о прекрасном и не только. И это породило вал обращений со словами «Мы хотим малой кровью и по-быстрому» с неизбежным «А почему так дорого?». И если студии и фрилансеры с именем могут себе позволить держать цену, то команды и специалисты помоложе…

Модульная уличная мебель — студенческая работа Андрея Родюкова, студента магистерской программы «Дизайн и инжиниринг» МИСиС. Скамейки и столы собираются из одинаковых пластобетонных элементов и досок посредством резьбовых соединений. Благодаря продуманной форме элементов можно собирать изделия разной высоты и ширины, обойдясь минимумом оснастки для изготовления модулей

По данным портала hh.ru, приводившимся на конференции, предложения работы на пресловутом рынке труда для дизайнеров в Москве колеблются от 15 (!) до 150 тыс. рублей в месяц. Ожидания самих московских промдизайнеров в резюме — 160–170. И в приличных местах столько, собственно, и получают, а часто и больше. А в «неприличных» всяко бывает. Спрос рождает предложение, и количество халтуры растет пропорционально числу новинок «импортозамещения».

И не качество дизайнеров тому виной. Отток специалистов за рубеж с лихвой компенсируется подрощенным молодняком. Благо подготовкой кадров для промышленного дизайна занимаются в Москве не только традиционные Строгановка и Политех, но и другие вузы. В том числе МИСиС, первый проректор которого Сергей Салихов вместе с гендиром 2050.ЛАБ Дарьей Топильской вручали дипломы первым пяти выпускникам магистерской программы «Промдизайн и инжиниринг» МИСиСа. Точнее, выпускнику и четырем выпускницам: интерес к получению дизайнерского образования и у нас, и за рубежом преимущественно женский, при том что в профессии промдизайнера по-прежнему доминирует мужской пол. Изучению данной проблемы — а также женской специфики в восприятии дизайна — посвящено исследование 2050.ЛАБ при поддержке hh.ru и ВЦИОМ, презентованное на конференции.

А что кадры для дизайна можно и нужно растить с детства, продемонстрировали самые юные участники конференции, десяти-одиннадцатилетние школьники — победители II Открытого марафона технического творчества «Дизпром» Звенигородского Дворца молодежи. Идеи мальчишек, визуализированные профессиональными дизайнерами, пусть и вызывали добрую улыбку (примерно как письма читателей в журнале «Юный техник» 1980-х), но вместе с ней порождали надежду. Нет, не что они станут промдизайнерами, а что впитают принципы создания — или все же созидания? — нового: вместо «Давайте скопируем. Малой кровью и по-быстрому» — «Мы работаем. 1. Быстро. 2. Качественно. 3. Дешево. Выберите нужные вам два пункта». Это мы не только о промдизайне. Хотя и о нем тоже.

Фото: «Трансмашхолдинг»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Арктический фронт «НоваТЭКа»: стужа в помощь Арктический фронт «НоваТЭКа»: стужа в помощь

Реализация проекта по производству сжиженного природного газа «Арктик СПГ — 2»

Эксперт
Почему пассажирам нельзя меняться местами в самолетах? Попробуйте догадаться о причинах Почему пассажирам нельзя меняться местами в самолетах? Попробуйте догадаться о причинах

Почему вы не можете занять другое место в самолете, если оно свободно?

ТехИнсайдер
Пролезть между струйками не получится Пролезть между струйками не получится

Казахстан не торопится поддержать Россию в санкционной войне с Западом

Эксперт
От подозрения на рак до ремиссии: как работают онкопсихологи — экспертный разбор От подозрения на рак до ремиссии: как работают онкопсихологи — экспертный разбор

В чем заключается работа онкопсихологов? Кому и как они помогают?

Psychologies
Диффузия девелопмента: москвичи наступают и держат оборону Диффузия девелопмента: москвичи наступают и держат оборону

Крупные столичные девелоперы разворачивают экспансию в города-миллионники

Эксперт
Бальзам для сердца. 8 самых полезных продуктов Бальзам для сердца. 8 самых полезных продуктов

Здоровье сердца во многом зависит от того, что лежит на твоей тарелке

Лиза
Одомашнивание: новый цикл Одомашнивание: новый цикл

До конца нынешнего десятилетия произойдет очередная революция

Популярная механика
Диджитализация романтики: как искусственный интеллект изменил знакомства и отношения Диджитализация романтики: как искусственный интеллект изменил знакомства и отношения

Как нейросети помогают тем, кто боится или не умеет знакомиться?

Forbes
Системы автополива — для чего нужны, какие бывают и сколько стоят Системы автополива — для чего нужны, какие бывают и сколько стоят

Поливать огород можно вручную, но гораздо удобнее поручить это автоматике

CHIP
За сколько можно купить или продать Землю За сколько можно купить или продать Землю

Сколько же стоит наша планета?

ТехИнсайдер
Романтизация OceanGate «вызывала тошноту» у части экспертов, но приводила в восторг клиентов — и они забывали о рисках Романтизация OceanGate «вызывала тошноту» у части экспертов, но приводила в восторг клиентов — и они забывали о рисках

Воспоминания о сооснователе компании Стоктоне Раше OceanGate и «Титане»

VC.RU
Драйвер инноваций: как изменилась интерактивная реклама в интернете Драйвер инноваций: как изменилась интерактивная реклама в интернете

Как меняется интерактивная реклама и создаются технологические тренды?

ТехИнсайдер
7 любопытных фактов из жизни Роберта Оппенгеймера — «отца атомной бомбы» 7 любопытных фактов из жизни Роберта Оппенгеймера — «отца атомной бомбы»

Первым предположил существование черных дыр, ругался с Эйнштейном и кое-что еще

Maxim
5 способов безопасно снять заложенность ушей после полета на самолете 5 способов безопасно снять заложенность ушей после полета на самолете

Как побыстрее расстаться с заложенностью ушей после полета?

ТехИнсайдер
Экспедиция на остров Земля Александры: как и зачем ученые исследуют землетрясения в Арктике Экспедиция на остров Земля Александры: как и зачем ученые исследуют землетрясения в Арктике

Как прошла научная экспедиция на остров Земля Александры

ТехИнсайдер
Евгений Шамов Евгений Шамов

Почему все говорят о Евгении Шамове?

Собака.ru
Африканские лауреаты Нобелевской премии по литературе: Шойинка, Кутзее, Гурна Африканские лауреаты Нобелевской премии по литературе: Шойинка, Кутзее, Гурна

Писатели из Африки, сумевшие достучаться до сердец читателей всего мира

Эксперт
Как психологи определяют стоимость консультаций: 3 вопроса экспертам Как психологи определяют стоимость консультаций: 3 вопроса экспертам

«А почему цена за сессию именно такая?» Разбираемся в стоимости психотерапии

Psychologies
Как скрыть недостатки фигуры в летних образах: лайфхаки против Как скрыть недостатки фигуры в летних образах: лайфхаки против

Эти модные трюки помогут скрыть недостатки фигуры

VOICE
Едем в Марий Эл Едем в Марий Эл

Ради чего стоит отправиться в Марий Эл?

Лиза
Нелюбимые дети и патриархат: как в Ясной Поляне переосмысляют «Анну Каренину» Нелюбимые дети и патриархат: как в Ясной Поляне переосмысляют «Анну Каренину»

Как роман «Анна Каренина» пытаются критически переосмыслить сегодня?

Forbes
Почему Мадонна оказалась в реанимации: 6 факторов Почему Мадонна оказалась в реанимации: 6 факторов

Как излишне активный образ жизни и перфекционизм разрушают нас?

Psychologies
Откуда у хлопца африканская грусть Откуда у хлопца африканская грусть

Зачем России нужны иностранные студенты и зачем им нужна Россия

Эксперт
От укачивания в транспорте можно использовать специальные очки! Вот как они работают От укачивания в транспорте можно использовать специальные очки! Вот как они работают

Необычный способ, который спасет ваш будущий отпуск

ТехИнсайдер
Почему некоторые растения становятся плотоядными: загадочные хищники Почему некоторые растения становятся плотоядными: загадочные хищники

Что сподвигло некоторые виды растений перейти на диету из живых существ?

ТехИнсайдер
Сливки европейского edtech: как меняется европейский рынок образовательных технологий Сливки европейского edtech: как меняется европейский рынок образовательных технологий

Как меняется фокус образовательных технологий

Inc.
«У снобов имеется некий душевный надрыв». Отрывок из книги о Марселе Прусте и его главном романе «У снобов имеется некий душевный надрыв». Отрывок из книги о Марселе Прусте и его главном романе

Как Марсель Пруст критиковал светское общество

СНОБ
Кто такие деинфлюенсеры и почему они возненавидели дорогие фены, термокружки и тушь Кто такие деинфлюенсеры и почему они возненавидели дорогие фены, термокружки и тушь

Существует ли деинфлюенсинг в России и насколько это явление новое

Forbes
Dodge Raider 1987. Японский Bronco от Chrysler Dodge Raider 1987. Японский Bronco от Chrysler

В период с 1975 по 1990-й год Chrysler питался деликатесами от Mitsubishi

4x4 Club
Как по восьми неочевидным симптомам понять, что у вас нехватка тестостерона Как по восьми неочевидным симптомам понять, что у вас нехватка тестостерона

Что такое тестостерон, зачем нужно и почему должно быть в норме?

Maxim
Открыть в приложении