Сеть Station Hotels решила привлечь средства на новый отель через облигации

ЭкспертБизнес

Облигации с видом на питерское небо

Гостиничная сеть Station Hotels решила привлечь средства на новый отель через облигации. Несмотря на небольшой объем размещения, это шаг прецедентный для отрасли и может послужить индикатором привлекательности гостиничного бизнеса для небольших инвесторов

Вера Кузьмина

В премиальном сегменте Station Hotels сделала ставку на эффектный дизайн. Фото пресс-служба Station Hotels

Санкт-петербургская гостиничная сеть Station Hotels открывает в начале мая девятый по счету отель Station Premier V18, на достройку которого компания решила привлечь средства оригинальным для гостиничного рынка способом. Station Hotels вышла на рынок частных инвестиций, предложив к размещению коммерческие облигации на сумму 50 млн рублей сроком на два года. Инвесторы могут приобрести облигации под 16% годовых с ежеквартальными выплатами на два года либо войти в акционерный капитал под 18% годовых на пять с половиной лет.

Это первый случай как на гостиничном рынке, так и на рынке ценных бумаг России, когда гостиничная сеть привлекает дополнительные денежные средства через размещение ценных бумаг. «На нашем рынке ценных бумаг эмитентов из гостиничного комплекса, по сути, нет. Они другими способами привлекают финансирование — традиционно обращаются к банку, инвесторам, акционерам», — поясняет Алексей Ковалев, аналитик ГК «Финам».

Station Hotels сначала пошла по этому пути: общую стоимость проекта нового отеля Station Premier V18 компания оценила в 110 млн рублей и уже собрала через акционеров компании и инвесторов 60 млн рублей. Оставшиеся 50 млн Station Hotels решила привлечь через облигации, поскольку банк в займе отказал, поскольку гостиничная сеть работает по арендному принципу и не имеет залога в виде недвижимости. Облигации компания разместила еще в ноябре 2018 года. Организатором выступила брокерская компания BondyBox. На сегодняшний день через эмиссию удалось привлечь около 30 млн рублей. Очевидно, что это не столь значительная для фондового рынка и гостиничного бизнеса сумма, однако, на наш взгляд, важен прецедент.

Премиальный отель сети Station Premier V18 на 67 номеров находится на финальной стадии реконструкции: сейчас в здании отеля на собранные 30 млн рублей проводят отделочные работы и оснащают номера мебелью. При этом у компании есть шанс привлечь оставшиеся 20 млн рублей: брокер продолжает искать покупателей на «бонды», до погашения выпуска через два года время есть.

Если эксперимент с привлечением средств инвесторов пройдет удачно, компания планирует использовать этот источник финансирования для открытия отелей в других городах России. В ее планах на ближайшие три года — открыть не менее десяти отелей на тысячу номеров в Москве и ряде крупных российских городов. «Питерский рынок близок к насыщению, а московский далек от этого. Если сеть хочет развиваться и наращивать свою целевую аудиторию, ей нужно предложить продукт не в одном городе. Крупные сети стараются открывать точки в разных городах, интересных своим гостям. Это объективная возможность привлечения дополнительных средств», — говорит Елена Лысенкова, генеральный директор Hospitality Income Consulting.

Способ выйти на новые рынки

Алексей Макаров,
генеральный
директор сети
отелей Station
Hotels. Фото
пресс-служба
Station Hotels

Гостиничная сеть Station Hotels Сергея Капариса и Матвея Потапова (им принадлежит управляющая компания, а отели находятся в собственности большого числа собственников, включая их самих) появилась в Санкт-Петербурге в 2013 году и за пять лет выросла до восьми отелей, с семи до 437 номеров; с новым, девятым отелем у сети будет 504 номера. Station Hotels первоначально работала в сегменте «три звезды», но в прошлом году компания вышла в сегмент «четыре звезды» — открыла первый премиальный отель: «Мы начали развивать сегмент “четыре звезды, так как видим его перспективы в Санкт-Петербурге, к тому же это диверсифицирует наш бизнес. Монопродукт “три звезды ограничивает нас в выборе объектов, с двумя продуктами на рынке развиваться проще. В сегменте “пять звезд рынок меньше и больше конкуренции со стороны мировых игроков, которые на него пришли уже давно», — говорит Алексей Макаров, генеральный директор Station Hotels. Средняя стоимость номера в сети составляет 3500 рублей в течение года (летом — 6000–7000 рублей, зимой — 1500 рублей).

До размещения выпуска облигаций источниками финансирования для создания отелей выступали акционеры, а банковское финансирование привлекалось для операционной деятельности. «Мы берем кредиты, но они связаны с операционной деятельностью — это возобновляемые кредитные линии для покрытия кассовых разрывов и сезонного снижения объемов продаж», — уточняет Алексей Макаров.

В новом проекте компания решилась на эксперимент: попробовала привлечь средства через новый финансовый инструмент. «Мы сначала решили попробовать коммерческие облигации, потому что они попроще биржевых. В перспективе мы планируем выйти на рынок биржевых облигаций. Рассматриваем также вариант приобретения зданий под отели в собственность, что откроет для нас банковское кредитование», — говорит Алексей Макаров.

Риск без шампанского

Коммерческие облигации появились на рынке недавно — в 2016 году. Их преимущество — упрощенная схема размещения. Например, они размещаются по закрытой подписке, без регистрации проспекта эмиссии, владельцы имеют право только на получение номинала и процента от него, выплаты производятся без залогового обеспечения, при этом нет необходимости допускать облигации к размещению на бирже. Среди плюсов также возможность разместить небольшую сумму, от 50 млн рублей, и эмиссия в этом случае продолжительная — эмитент может установить свои сроки. «Эмиссия ценных бумаг и коммерческие облигации построены на принципе, что мы заявляем определенное количество бумаг, доступных к покупке. По истечении двух лет мы выставим оферту и выкупим тот объем, который удалось разместить. Если получится так, что к концу второго года какая-то часть эмиссии не нашла покупателя, то эти облигации погашаются автоматически», — рассказывает Алексей Макаров. При этом стоимость размещения коммерческих облигаций невысока — например, Station Hotels за размещение своих облигаций заплатила всего 100 тыс. рублей.

Для компаний, которые размещают облигации, рисков нет, есть только один минус: если их не раскупят, компания не получит финансирования. Поэтому интерес к такому типу бумаг со стороны небольших компаний, в том числе Station Hotels, выглядит логичным.

Условия размещения облигаций просты: Station Hotels заявила о купонном доходе по облигациям на уровне 16% годовых с ежеквартальными выплатами. Обладателей крупных сбережений (от двух миллионов рублей) сеть привлекает в качестве держателей акционерного капитала и доходом 18% годовых. Бумаги разместила компания BondyBox, специализирующаяся на высокодоходных облигациях. «Доходность здесь выше за счет того, что эмитенты — не крупные компании и не имеют рейтинга. Мы выбираем из двадцати претендентов одного после анализа компаний. Основной показатель — соответствует ли финансовая модель тем деньгам, которые они хотят привлечь. У Station Hotels хороший план развития с правильной моделью, и мы не беспокоимся насчет погашения этих облигаций», — комментирует Павел Биленко, основатель BondyBox.

В первый период продаж было реализовано облигаций на 30 млн рублей, это немного — видимо, возможные инвесторы относятся к приобретению облигаций с осторожностью. Оставшиеся 20 млн рублей BondyBox планирует продавать пакетом, в который помимо облигаций Station Hotel войдут бонды других компаний. Это позволит снизить риски и увеличить продажи.

Гарантией по выплатам выступает долговое обязательство эмитента: выплачивать проценты компания планирует из прибыли нового отеля, о наличии которой можно судить по текущей деятельности компании: в 2018 году выручка от продажи номеров сети составила 440 млн рублей. При этом у бизнеса неплохая рентабельность по чистой прибыли — 18–37%, которую, по словам Алексея Макарова, компании удалось добиться благодаря хорошей локации отелей (все они находятся в центре города, недалеко от метро), а также активным продажам номеров по всем каналам — от Booking до госзакупок и b2b. Другие операционные показатели компании тоже неплохие. Доход на номер «три звезды» составляет в среднем 2800–3200 рублей, а «три звезды» — 3800–4200 рублей в сутки. Сеть демонстрирует высокие показатели по годовой загрузке — 80–85%.

Согласно бизнес-плану проекта строительства новой гостиницы, под которую компания привлекает деньги, выручка от продажи номеров в первый год составит более 54 млн рублей, прибыль ожидается на уровне 13%, во второй год работы выручка достигнет 85,5 млн рублей, а прибыль составит 25%.

Дополнительной гарантией выступает поручительство остальных отелей сети своей прибылью за счет личного поручительства физического лица, являющегося мажоритарным акционером всех действующих отелей (Сергея Капариса). Впрочем, это не является серьезными гарантийными обязательствами для инвесторов: если сеть окажется убыточной, у нее нет ни госгарантий, ни имущества, за счет которых она сможет погасить долг. Например, в случае технического дефолта компания не сможет выплатить квартальные проценты.

Риск связан и с закрытым типом подписки, которая означает, что еще до размещения облигаций был определен круг покупателей, которые приобрели облигации на 30 млн рублей. Держателю будет сложно продать их до погашения.

Очевидно, что новичку из гостиничного бизнеса на долговом рынке будет непросто привлечь к себе внимание инвесторов. «Шестнадцать и восемнадцать процентов — это невысокий уровень купона в случае с неизвестным на рынке заемщиком. Можно найти биржевую облигацию с приличным рейтингом, у которой доходность будет уступать на один–три процента при хороших гарантиях. Например, сейчас облигации Первого коллекторского бюро можно купить с доходностью 19,2 процента, а компании “Легенда — с доходностью 15 процентов. Это бумаги, которые достаточно активно торгуются на бирже и имеют кредитный рейтинг агентства “Эксперт РА ruA–, ruBB+», — объясняет Алексей Ковалев.

Впрочем, несмотря на это, гостиничный бизнес в стране сейчас на подъеме, и есть все основания рассчитывать, что при успешном погашении займа в будущем Station Hotels сможет привлечь к своим бумагам более широкую аудиторию.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ежовые рукавицы нейтральной жестокости Ежовые рукавицы нейтральной жестокости

Банк России так и не перешел к мягкой денежно-кредитной политике

Эксперт
Секреты доброго утра Секреты доброго утра

Настроение вполне поддается коррекции с помощью небольших волевых усилий

9 месяцев
7 популярных мифов об аллергии (их распространяют сами аллергики) 7 популярных мифов об аллергии (их распространяют сами аллергики)

Пора уже перестать верить в эти заблуждения!

Playboy
Кто заплатит Флойду Мейвезеру $500 млн за возвращение в бокс? Кто заплатит Флойду Мейвезеру $500 млн за возвращение в бокс?

Стриминговая платформа DAZN Леонарда Блаватника тратит огромные деньги на спорт

Forbes
10 км без парашюта: что делать, если вы выпали из самолёта 10 км без парашюта: что делать, если вы выпали из самолёта

Руководство по выживанию при падении с десятикилометровой высоты

Популярная механика
15 богатейших семей в Госдуме и Совете Федерации 15 богатейших семей в Госдуме и Совете Федерации

Кто вошел в число самых богатых парламентариев России

Forbes
Какие компании выживут в этом столетии Какие компании выживут в этом столетии

Отрывок из книги «Впереди перемен» Джона Коттера

Forbes
Сколько можно извиняться Сколько можно извиняться

Вежливое обращение «Извините, пожалуйста…» некоторые используют для оправдания

Лиза

Исполнителю главной роли в фильме "Особенности национальной охоты" было 68 лет

Cosmopolitan
Сергей Абрамов: Владение оружием надо популяризировать Сергей Абрамов: Владение оружием надо популяризировать

В Ростехе призвали популяризировать владение оружием, чтобы увеличить продажи

СНОБ
Как успешные люди проводят выходные, чтобы всю неделю быть на подъеме Как успешные люди проводят выходные, чтобы всю неделю быть на подъеме

Пролежать у телевизора или компьютера весь день — это не лучший вариант

Playboy
Как остаться на трубе? Стратегия России на газовом рынке Как остаться на трубе? Стратегия России на газовом рынке

У России появляются шансы стать по-настоящему глобальным игроком на рынке газа

Forbes
Единорог для дальнобойщика. Новый стартап из сферы грузоперевозок оценили в $1,4 млрд Единорог для дальнобойщика. Новый стартап из сферы грузоперевозок оценили в $1,4 млрд

Система KeepTruckin помогает снизить аварийность и экономить на страховке

Forbes
Пять лет судебной реформы: развитие не без рисков Пять лет судебной реформы: развитие не без рисков

Для дальнейшего развития судебной системы требуется ряд новаций

Эксперт
В будущее на электросамокате: догонит ли Россия мировой тренд? В будущее на электросамокате: догонит ли Россия мировой тренд?

Сможет ли России поддержать всемирный тренд на микромобильность

Forbes

Российские звезды шоу-бизнеса высказали свои эмоции в связи с трагедией

Cosmopolitan
Неразделенная любовь Неразделенная любовь

Ильф и Петров призывали любить пешеходов. Вторит им и столичное правительство

АвтоМир
6 последствий ночного перекуса (предупрежден — значит вооружен) 6 последствий ночного перекуса (предупрежден — значит вооружен)

Во сколько закрывается твоя кухня?

Playboy
«Россия не выучила урок компьютерной эпохи» «Россия не выучила урок компьютерной эпохи»

Что такое закрывающие технологии и чем они опасны

Огонёк
Акулы пера Акулы пера

Ольга Бузова больше не плачет в подушку, а Алексей Чумаков игнорирует дураков

StarHit
Почему Роберт Дауни-младший так плохо одевается? Почему Роберт Дауни-младший так плохо одевается?

Лучше бы Роберт Дауни-младший всегда ходил в костюме Железного человека

GQ
Самые молодые участники рейтинга богатейших бизнесменов — 2019 Самые молодые участники рейтинга богатейших бизнесменов — 2019

Крупные состояния российских предпринимателей «взрослеют» вместе с владельцами

Forbes
Несносный босс: как найти к нему подход Несносный босс: как найти к нему подход

Что делать, если источник проблем — ваш босс?

Psychologies
Как приучить мужа заботиться о своем здоровье? Как приучить мужа заботиться о своем здоровье?

Почему человек не заботится о своем здоровье и как помочь ему измениться

Psychologies
Быстрее, выше, сильнее! Быстрее, выше, сильнее!

Все словно помешались на собственной эффективности

Лиза
«Наша команда будет противостоять Кремлю». Речь Порошенко после поражения на выборах «Наша команда будет противостоять Кремлю». Речь Порошенко после поражения на выборах

Петр Порошенко признал поражение на президентских выборах

Forbes
5 лучших брендов в России 5 лучших брендов в России

Впервые для России составлен список лучших торговых марок

Forbes
Как сделать на даче травяной диван Как сделать на даче травяной диван

По этому газону нельзя ходить, зато на нем можно сидеть

Maxim
Нацпроект для чистеньких Нацпроект для чистеньких

Число малых предприятий, несмотря на господдержку, не растет

Эксперт
Сардиния. Инструкция по применению Сардиния. Инструкция по применению

Я еду на запад, потому что на востоке уже везде был

4x4 Club
Открыть в приложении