Красочный кульбит
Компания «Пигмент» запустила в Ленинградской области два завода. Еще недавно стагнировавшее предприятие претендует стать одним из ведущих игроков индустриального сегмента лакокрасочного рынка
Около четырех лет питерский «Пигмент», старейший отечественный производитель лакокрасочных материалов с почти двухсотлетней историей, строил новый производственный комплекс в промзоне Янино Всеволожского района Ленинградской области, чтобы переехать туда с берегов Невы. Запуск планировался на 2019 год, но состоялся лишь сейчас. Проектная мощность двух заводов по изготовлению порошковых красок, алкидных и модифицированных лаков, отвердителей различного назначения, судовых, антикоррозионных и специальных малотоннажных лакокрасочных материалов (ЛКМ) — 25 тыс. тонн в год. Это более чем в десять раз превышает выпуск, который предприятие поддерживало на старой площадке последние годы. Инвестиции в проект в объеме более двух миллиардов рублей планируется окупить за шесть лет.
По данным Ассоциации предприятий лакокрасочной отрасли РФ «Центрлак», в 2021 году рынок лакокрасочных материалов в России составил порядка 1200 тыс. тонн, или 240 млрд рублей. При этом рынок слабо консолидирован, почти половина его приходится на компании с долей менее 1% (у лидера рынка «Тиккурилы» — 8%). Так что «Пигмент» при выходе на проектную мощность займет чуть более 2% рынка в натуральном выражении и заметно поднимется в рейтинге средних игроков. Впрочем, для компании еще важнее усиление позиций в сегменте индустриальных красок, на выпуске которых он специализируется: они занимают 35% рынка по тоннажу и 65% в рублевом эквиваленте. «Двадцать пять тысяч тонн в год — это значимо, это среднеевропейский объем крупного предприятия, и потенциал у холдинга большой», — считает гендиректор белгородской компании «Краски КВИЛ» Виктор Ковалев. По мнению Геннадия Аверьянова, директора Ассоциации предприятий лакокрасочной отрасли РФ «Центрлак» и вице-президента Российского союза химиков, укреплению рыночных позиций «Пигмента» помимо ввода новых производственных мощностей будет способствовать мощная научная база. «У предприятия есть для этого кадры, научно-исследовательский институт, лабораторный корпус с современным оборудованием», — подчеркивает он.
Качество краски — это качество сырья
За счет научно-производственного фундамента «Пигмент» рассчитывает справиться с одной из главных болевых точек отрасли — поставками качественного сырья. Производители красок используют до 40% импортных пигментов, связующих и добавок, а в производстве индустриальных красок для судов, нефтегазового сектора, конвейеров доля завозных компонентов может быть и значительно выше. Поэтому неудивительно, что уже на второй минуте разговора игроки рынка поднимают этот вопрос. «В прошлом году были сложности с получением импортных отвердителей, их на российский рынок не давали в полном объеме, приходилось скупать в европейских странах дороже, чем обычно по контрактам поставляют наши поставщики, лишь бы не подвести своих потребителей», — говорит гендиректор компании по производству антикоррозионных покрытий промышленного назначения «Раум Профи» Владимир Щебельский. Дефицит поставок был вызван постпандемийными проблемами, когда зарубежные производители малотоннажной химии стали в первую очередь обслуживать крупные американские и европейские концерны, а наших заказчиков — по остаточному принципу.
Холдинговая компания «Пигмент» основана в 1839 году в Санкт-Петербурге. Специализируется на производстве специальных лакокрасочных материалов для судостроения и судоремонта, комплексных систем защитных покрытий для нефтегазодобывающей и перерабатывающей промышленности, противокоррозионных ЛКМ для металлургических комбинатов, машиноприборостроения, транспорта, бытовой техники, аэрокосмического комплекса. С 2022 года основные производственные мощности перенесены в промзону Янино-1 Ленинградской области и занимают 14 га, из которых 2,3 га — собственно производство. Выручка — 712 млн рублей. Число сотрудников — 240 человек.
По инерции рынок надеется на программы Минпромторга по развитию в стране производств мало- и среднетоннажной химии (МСТХ). «Запуск производств малотоннажной химии достаточно сложный процесс, высокотехнологичный, небыстрый, однако появление отечественных производителей сырья могло бы снять много проблем», — полагают в «Раум Профи». Но в реальности заметных сдвигов в сырьевом импортозамещении пока не происходит. По мнению Владимира Щебельского, для производителей сложных высокотехнологичных красок сейчас главное, чтобы не были перекрыты поставки европейского сырья, Китай многое может заменить, но в той же малотоннажной химии есть различные добавки, загустители, которые китайцы пока не производят. «Если раньше мы говорили, что импортозамещение — наше все, то сегодня важно импортосохранение, потому что от этого зависит работа многих предприятий в лакокрасочной отрасли», — констатирует Щебельский. Партнер компании «НЭО Центр» Александр Ракша считает, что у отечественного рынка ЛКМ имеется большой потенциал импортозамещения, но при этом анализ показывает, что его масштаб все-таки недостаточен для выпуска собственных высококачественных сырьевых компонентов, а теперь, в случае заморозки технологического импорта, создать производства малотоннажной химии в стране будет невозможно по причине отсутствия собственного выпуска оборудования и технологий.
В «Пигменте» сырьевую проблему пробуют решать самостоятельно. «Для снижения доли импортных материалов в нашей продукции мы занимаемся внедрением собственных разработок пленкообразующих веществ, добавок, отвердителей и других компонентов, а также постоянно проводим испытания отечественных продуктов на возможность использования в производстве», — говорит директор НИИ ХК «Пигмент» Юлия Дмитриева. К примеру, в числе известных разработок компании — алкидный олигомер, модифицированный винилтолуолом, или винилированный алкид, который совмещает универсальность алкидных смол с отличными защитными и физико-механическими свойствами эпоксидных, виниловых, акриловых и других пленкообразователей, обладают ускоренным временем сушки, формируют более твердые покрытия с блеском.
Сильная сторона «Пигмента» — «старая школа» разработки новой продукции: от лабораторного замеса до производства в крупных масштабах. В НИИ, основанном еще в 1953 году, проводятся исследования, разработки, тестирование инновационных систем покрытия, предназначенных для использования в различных климатических условиях и средах, и только после успешных испытаний рецептуры внедряются в производство. «Пигмент» выполняет и специальные заказы на изготовление покрытий с высокой степенью защиты от коррозии для оборонной промышленности и аэрокосмического комплекса. Чтобы выйти на новые производственные рубежи, компания для научно-исследовательской лаборатории приобрела более ста единиц новейшего испытательного оборудования, кроме того, ведутся совместные работы с ведущими российскими НИИ.
Все это позволяет «Пигменту» рассчитывать на рост продаж в промышленном сегменте рынка, высокотехнологичном, а также остро конкурентном из-за присутствия зарубежных игроков. Так, по данным консалтинговой группы «Деловой профиль», на рынке работает разветвленная система дилеров более чем от 200 зарубежных производителей. Причем доля импорта велика именно в тех направлениях, где работает «Пигмент»: в судовых ЛКМ — 80%, в нефтегазовых красках — 70%, в конвейерных — 75%. А в ассортименте «Пигмента» более 50 марок судовых ЛКМ, красок для объектов «Сургутнефтегаза», «ЛУКойла», «Роснефти», «Северстали», Выксунского металлургического завода.
На слабо консолидированном рынке лакокрасочных материалов «Пигмент» является средним игроком
Цены будут расти
За счет импортозамещения в поставках сырья «Пигмент» может отчасти нивелировать для себя еще одну острую проблему, с которой живет вся отрасль: рост цен. По оценке «Центрлака», в прошлом году рынок красок вырос на 1–2% в натуральном выражении и на 10–15% — в стоимостном. При этом в себестоимости конечной продукции ЛКМ до 80% занимает сырье. В 2021 году рост цен на сырье в среднем составил 60%, а некоторые компоненты подорожали на 200–400%. Так что отечественные предприятия были вынуждены компенсировать удорожание сырья за счет прибыли, чтобы оставаться на плаву в условиях конкуренции с транснациональными корпорациями.
Впрочем, продолжение тренда на рост цен может привести уже к сжатию спроса, и тогда не исключено, что свои амбиции «Пигменту» придется скорректировать. В начале 2022 года цены на краски и на сырье для них снова пошли вверх. «За период с января до середины февраля цены одного килограмма краски стремительно выросли и только сейчас немного сдали позиции, но, поскольку сырье для ЛМК привозят из-за рубежа, то очевидно, что скоро новые ограничительные меры в отношении России негативно повлияют и на стоимость импортных компонентов», — считает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. В связи с этим аналитики осторожны с прогнозами динамики рынка. В «Деловом профиле» говорят, что по совокупности таких факторов, как ковид, рост цен на сырье и готовые ЛКМ, снижение спроса из-за падения доходов и сокращения выпуска продукции в машиностроении рынок может ждать стагнация или даже сокращение.
На фоне стагнации рынка «Пигменту» нелегко будет преодолевать и такой привычный для отечественных игроков фактор, как дороговизна финансов. По словам Владимира Щебельского, «стоимость кредитов существенно выросла, на рынке антикоррозийных покрытий приходится конкурировать с западными игроками, у которых финансовые возможности другие, они берут кредиты под один-три процента, а мы под 13–14 процентов годовых, и это несоизмеримая разница, отечественные производители могут стать просто неконкурентоспособными».
Фото: предоставлено компанией «Пигмент»
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl