Российский рынок цемента неожиданно разбалансировался

ЭкспертБизнес

Цемент на качелях

Российский рынок цемента неожиданно разбалансировался: цены растут, в отдельных регионах появился дефицит. Парадоксально, но это происходит на фоне невысокой загрузки производственных мощностей

Алексей Щукин

Загрузка мощностей в цементной отрасли сейчас составляет 60%. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

В начале весны цементная отрасль пребывала в пессимизме. В первом квартале потребление цемента сократилось на 5–8% к прошлому году, и «Союзцемент» прогнозировал падение производства на 10–20% по итогам года. Ожидалась остановка нескольких заводов. Однако с мая началось сезонное оживление рынка, которое неожиданно переросло в ажиотаж. Спрос резко вырос, во многих регионах подскочили цены и даже образовался дефицит цемента. Ситуация в отрасли в считаные месяцы развернулась на 180 градусов.

Локальный дефицит и рост цен

По данным Росстата, средняя стоимость тонны цемента от производителей за первые четыре месяца этого года выросла на 4%, до 5300 рублей. Но средняя цифра не очень показательна. Вопервых, в разных регионах динамика цен различная. На Дальнем Востоке цены выросли в среднем на 14%, а на северо-западе страны даже чуть снизились. Во-вторых, цены на цемент сильно зависят от стоимости доставки, так как это очень дешевый и объемный строительный материал. С учетом доставки, по оценкам «Союзцемента», средние цены с начала года выросли уже на 13,3%. Спрос на цемент с мая 2022-го по май 2023 года вырос на 20–50%. Наиболее сильно он увеличился в Татарстане, Удмуртии, Самарской области. В Москве, по данным девелоперской компании «Гранель», цемент подорожал с начала года на 15–20%.

Особо напряженная ситуация сложилась сейчас в Татарстане. Цены с начала мая там поднялись более чем на 30%. «Если в начале мая стоимость тонны составляла порядка 7700 рублей, то сейчас цены достигают 10–12 тысяч, — говорит директор татарстанской девелоперской компании СМУ-88 Наиль Галеев. — Сейчас мы используем накопленные резервы, но ситуация с каждой неделей становится все более угрожающей. Если проблема не будет решена в ближайший месяц, застройщикам грозит удлинение сроков завершения объектов как минимум на квартал». Возник в Татарстане и локальный дефицит цемента: партии определенных марок трудно купить. Сложно с цементом и в Калининграде в связи с ограничениями со стороны Литвы на перевозку по железной дороге и нехваткой паромов. Растут цены в Поволжском, Уральском, Северо-Кавказском федеральных округах — на 6–8% с начала года.

Удивительно, что рост цен и локальные дефициты возникли на фоне переизбытка производственных мощностей в стране. «Союзцемент» оценивает загрузку мощностей по цементной отрасли в 60%. Но сама отрасль инерционна: в считаные месяцы невозможно резко провести модернизацию и быстро заново ввести в строй простаивающие мощности. А цементники, хоть и ожидали летнего роста спроса, но не ожидали, что он будет таким сильным.

Неудивительно, что импорт цемента в январе–апреле вырос сразу на 62% к прошлому году — до 0,84 млн тонн. Это немного, порядка 3% от общего потребления в стране. Цемент импортируется из Ирана, Казахстана, Турции и Белоруссии. Наиболее существенен белорусский импорт: местные заводы могут поставлять цемент по сравнительно невысокой цене, пользуясь отсутствием пошлин и господдержкой отрасли.

Почему дорожает цемент

Производители цемента объясняют текущую ситуацию комбинацией нескольких факторов. Один из главных — активизация крупных инфраструктурных проектов в стране. Например, только в Татарстане, где дефицит особенно велик, одновременно реализуется сразу несколько мегапроектов, связанных с дорожным строительством. Это автотрасса М-12 Москва — Казань, новая автодорога Шали — Бавли, обходы Нижнекамска и Набережных Челнов на трассе М-7, два моста через Волгу и Каму. В целом в Приволжском федеральном округе спрос на цемент за май 2023 года вырос на 18% по отношению к маю 2022-го.

Еще один важный фактор: с перевозками не справляется железная дорога. «Идет рост цен на цемент, сопряженный со сложностями его доставки. Не хватает вагонов, железная дорога перегружена. Если раньше мы доставляли цемент за пять дней, то теперь за 15 и более», — говорит депутат Госдумы, основатель группы компаний СМУ-88 Илья Вольфсон. По данным «Союзцемента», в целом для перевозки цемента сегодня не хватает порядка 4000 хоппер-вагонов (бункерных грузовых вагонов для перевозки сыпучих грузов), а это 20% существующего парка.

«Резкий рост потребления цемента совпал с периодом начала летних путевых работ на железнодорожной инфраструктуре и началом интенсивного пассажирского движения. Это замедлило оборот грузовых вагонов и создает проблемы при железнодорожной отправке цемента в конкретный регион», — говорит руководитель департамента маркетинга и стратегического анализа компании «Цемрос» (ранее «Евроцемент груп») Денис Усольцев. Перегрузка транспортной инфраструктуры также связана с закрытием аэропортов на Юге России, это вызвало рост пассажиропотока на железной дороге.

«Еще один фактор, способствующий росту цен, — непрозрачная работа посредников, которые зарабатывают на перепродаже цемента. Мы наблюдаем, как в ряде регионов посредникимонополисты искусственно задерживают доставку цемента на стройки, тем самым повышая свою прибыль», — говорит Денис Усольцев. Обычно цемент по железной дороге ввозится в регион, потом доставляется на большие специализированные склады, а оттуда машинами развозится по потребителям. В результате на цену очень сильно влияет логистика, и на каждой трансакции у рыночных агентов есть свои издержки, желание получить более высокую рентабельность бизнеса. Рынок цемента непрозрачен: длинную цепочку производитель — оптовики — посредники-дилеры трудно контролировать, данные о ценах на разных ее этапах закрыты. Даже если производитель снизит отпускную цену, это может не сказаться на конечной цене для потребителя. Усложняет аналитику и контроль за ценами, разнообразие видов цемента. Чтобы навести порядок в ценообразовании, в прошлом году ФАС даже предлагала ввести на бирже процедуру регистрации соглашений на покупку цемента.

И еще один фактор, влияющий на ситуацию с цементом, связан с СВО: значительные объемы строительных материалов идут на восстановление Донецкой и Луганской областей. В этом задействован и немалый объем железнодорожного состава.

Цены на цемент сильно зависят от стоимости доставки, так как это очень дешевый и объемный строительный материал. Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС.

Неритмичная стройка — главный враг производителя цемента

Факторы этого сезона накладываются на традиционную проблему цементного рынка, связанную с ярко выраженной сезонностью строительства в России. Во многом из-за климатических условий в стране основные работы обычно идут летом. Стройки замораживают в зимние месяцы, а с началом лета работы идут высокими темпами. Из-за этого в мае-июне резко повышается спрос на цемент. В среднем сезонность (отношение максимального месячного потребления к минимальному) оценивается в 3–3,5 раза.

Такая ярко выраженная сезонность крайне неудобна для производителей цемента и всей логистической цепочки. Часть года они вынуждены работать на холостых оборотах, а потом несколько месяцев в режиме перегрузки. Заводы, конечно, заготавливают цемент впрок к летнему сезону, но возможности для этого ограниченны. Емкость складов лимитирована, у заводов не хватает и финансовых возможностей, чтобы произвести цемент заранее. Кроме того, цемент имеет ограниченный срок годности: три месяца хранения снижают его качество на 15%. Не зная будущего спроса, производители цемента не рискуют инвестировать в расконсервирование незадействованных мощностей: это длительный процесс, который должен окупаться.

В этом году, по данным исполнительного директора «Союзцемента» Дарьи Мартынкиной, сезонный рост спроса выражен значительно резче обычного: в ряде регионов в мае–июне он увеличился в десять раз по сравнению с зимними месяцами. С этой оценкой согласен и Денис Усольцев из компании «Цемрос». Впрочем, есть и другая точка зрения. «Ничего аномального в этом году мы не видим. Да, цены на цемент выросли, могут быть локальные дефициты. Если строители не позаботились о крупных поставках, то надо иметь в виду, что в некоторых регионах сделать это непросто. Но сезонность на рынке цемента существует не первое десятилетие, — говорит управляющий партнер аналитической компании СМPRO Владимир Гузь. — Говорить о пике сезонности пока вообще некорректно, так как еще впереди конец июля и август — время самого высокого спроса на цемент».

Трудно предположить, что решать проблему высокого пикового потребления цемента летом будут путем расширения инвестиций в инфраструктуру. Новые хранилища цемента окажутся недозагруженными в течение значительной части года, то же самое произойдет с новыми вагонами и автотранспортом, которые будут простаивать по полгода. Возможный выход — переход к более ритмичному потреблению цемента в течение года.

«Одно из решений проблем — сглаживание сезонности. Здесь почти все зависит от строителей. Пока, мне кажется, издержки от колебаний цен на цемент ими рассматриваются как более низкие, чем издержки по равномерному строительству в течение года, — говорит Владимир Гузь. Интересно, что во времена СССР такой ярко выраженной сезонности в стройке не было, это реальность последних двадцати пяти лет».

На примере жилищного строительства изменения технологий, вызванные сезонностью, весьма наглядны. Во времена СССР в основном строилось панельное жилье, для которого крупные элементы изготавливались на заводе. Для такого типа строительства сезонность невелика. Сейчас многоквартирное жилье возводится по технологии монолитного железобетона, когда работы проводятся непосредственно на стройплощадке, и это более зависимый от природных условий способ производства. Сегодня мы видим лишь зарождение тренда на применение модульных конструкций или строительство из предварительно изготовленных префаб-элементов. Даже если переход к таким технологиям будет разворачиваться, это займет многие годы. Определиться с технологией, купить и смонтировать оборудование, спроектировать и построить первый дом — только начальный этап перехода к таким строительным технологиям займет четыре-пять лет.

Застройщики не готовы к долгосрочным контрактам

Если ситуация с цементом будет развиваться по траектории прошлых лет, то в августе будет зафиксирован пик потребления, а затем начнется длительная фаза спада спроса. Текущую остроту проблемы сегодня пытаются решить в ручном режиме: например, РЖД организуют маршрутные отправки, объединяя отдельные вагоны грузоотправителей в поезда. Рассматривается вопрос повышения средней скорости поездов. Минпромторг предлагает системное решение: признать цемент более приоритетным грузом в классификации РЖД. В случае значительного роста ценправительство может применять и жесткие меры: в прошлом году вице-премьер Марат Хуснуллин обещал привлекать правоохранительные органы для борьбы с картельными сговорами в сфере строительных материалов. «Разговор» с металлургами дал результат: металл перестал дорожать.

«Один из путей решения проблем в цементной отрасли — переход к долгосрочным контрактам на поставки цемента между крупными потребителями и производителями», — считает Владимир Гузь. В таком случае покупатели имели бы гарантированные цены, а цементники и представители логистической цепочки могли бы планировать инвестиции в модернизацию и перезапуск мощностей. Правительство пока только подходит к вопросу о трех — пятилетних контрактах на поставки цемента, формируя долгосрочные инвестиционные программы.

Застройщики тоже еще не готовы к таким долгосрочным контрактам. «Сегодня строительство в ряде регионов не только носит ярко выраженный сезонный характер, но и зависит от различных нерыночных воздействий на экономику, которые трудно спрогнозировать и учесть. В текущих условиях скачки спроса и изменения конъюнктуры цен неизбежны. На восстановление более или менее планового характера производственной деятельности уйдет достаточно продолжительное время. Можно предположить, что переход к более стабильному рынку займет не менее нескольких лет», — считает исполнительный директор Клуба инвесторов Москвы Владислав Преображенский. События последних лет — COVID-19 и СВО — резко уменьшили горизонт планирования большинства игроков строительного рынка. В условиях резко возросшей турбулентности девелоперский бизнес хочет оперативно реагировать на изменение условий работы и рыночной конъюнктуры.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дети декабря Дети декабря

Декабристы — безумцы, герои, предатели или лучшие сыны нации?

Дилетант
Такой же разведчик, как мы Такой же разведчик, как мы

Как «Семнадцать мгновений весны» стали киноманифестом идеологии 1970‑х

Weekend
Будущее стратегической авиации: B-21 против ПАК ДА Будущее стратегической авиации: B-21 против ПАК ДА

В России и США разрабатываются новые модели стратегических бомбардировщиков

Популярная механика
Средство от хаоса Средство от хаоса

Пора переосмыслить цели и само понятие технического прогресса

Деньги
Ищите рост южнее Ищите рост южнее

На фоне замедления развития Китая мир обращает свои взгляды на Индию и Индонезию

Эксперт
Видимо-невидимо: как женщины на работе прячут эмоции, усталость и собственное мнение Видимо-невидимо: как женщины на работе прячут эмоции, усталость и собственное мнение

Как устроен невидимый эмоциональный труд женщин

Forbes
Any Wowzers Any Wowzers

Как Аня Баркова придумала бренд пижам c пляжным уклоном Any Wowzers

Собака.ru
Африке предрекли ведущую роль в загрязнении поверхностных вод к концу этого века Африке предрекли ведущую роль в загрязнении поверхностных вод к концу этого века

Главными загрязнителями поверхностных вод Африки станут страны южнее Сахары

N+1
Вместо тысячи букв: станут ли новые технологии заменой паролю Вместо тысячи букв: станут ли новые технологии заменой паролю

Почему корпорациям все еще не удается отказаться от паролей?

Forbes
Палеогенетики выявили семь поколений родственников эпохи неолита Палеогенетики выявили семь поколений родственников эпохи неолита

Палеогенетики отсеквенировали ДНК 99 человек, живших в эпоху неолита

N+1
Слияние, отдаление, контакт, близость: как пройти 4 стадии дружбы Слияние, отдаление, контакт, близость: как пройти 4 стадии дружбы

Почему мы теряем друзей?

Psychologies
Что делать, если перещипала брови: 4 лучших выхода из ситуации Что делать, если перещипала брови: 4 лучших выхода из ситуации

Самые надежные и быстрые способы спасти свои брови после неудачной коррекции

VOICE
Самый большой вулкан в Солнечной системе когда-то был островом Самый большой вулкан в Солнечной системе когда-то был островом

Самый большой вулкан в Солнечной системе когда-то мог быть островом в море

ТехИнсайдер
Алиса больше не живет Алиса больше не живет

«Реинкарнация. Новая глава»: несостоявшийся феминистский хоррор

Weekend
Системы автополива — для чего нужны, какие бывают и сколько стоят Системы автополива — для чего нужны, какие бывают и сколько стоят

Поливать огород можно вручную, но гораздо удобнее поручить это автоматике

CHIP
Нестареющая классика научной фантастики: 5 причин прочесть «Академию» Айзека Азимова Нестареющая классика научной фантастики: 5 причин прочесть «Академию» Айзека Азимова

Почему вам стоит взяться за цикл «Академия» Айзека Азимова

ТехИнсайдер
Как понять, что вы — манипулятор? Как понять, что вы — манипулятор?

Разбираем, как распознать манипулятивное поведение в себе

Psychologies
«Мыли позитивно!»: как положительный настрой влияет на течение болезни — интервью врача «Мыли позитивно!»: как положительный настрой влияет на течение болезни — интервью врача

Сохраняя присутствие духа, мы можем ускорить выздоровление

Psychologies
6 навыков внутреннего ребенка, которые пригодятся каждому взрослому 6 навыков внутреннего ребенка, которые пригодятся каждому взрослому

Помните ли вы, как радовались простым вещам в раннем детстве?

Psychologies
Дипфейки, репетиторы и запрещенные слова: как Китай планирует регулировать ИИ Дипфейки, репетиторы и запрещенные слова: как Китай планирует регулировать ИИ

Китай одним из первых вводит ограничения для развития ИИ

Forbes
Всему своя месть Всему своя месть

Как художники, писатели и поэты увековечивали своих обидчиков

Weekend
Больше энергии и меньше тревоги: откуда брать витамин В12? Больше энергии и меньше тревоги: откуда брать витамин В12?

Продукты, в которых содержится витамин B12

ТехИнсайдер
Огород на подоконнике за сущие копейки: какие овощи можно вырастить из обрезков прямо у себя дома Огород на подоконнике за сущие копейки: какие овощи можно вырастить из обрезков прямо у себя дома

Какие еще овощные культуры можно вырастить из обрезков

ТехИнсайдер
ТОП-10 самых горячих мест на Земле. В этих городах все еще живут люди! ТОП-10 самых горячих мест на Земле. В этих городах все еще живут люди!

Самые жаркие точки планеты: температура там поднимается выше 50°C

ТехИнсайдер
Чем опасен конформизм и как нелюбимая работа влияет на человека Чем опасен конформизм и как нелюбимая работа влияет на человека

Почему неудобно быть удобным?

СНОБ
Почему главными гонками в России обречен стать дрифт Почему главными гонками в России обречен стать дрифт

Низкий порог вхождения, локальные герои и понятный формат

Maxim
От чего зависит уровень гибкости каждого человека? От чего зависит уровень гибкости каждого человека?

Почему один человек может легко сесть на шпагат, а другому для этого нужны годы

ТехИнсайдер
Судьба нерезидента: главные налоговые и валютные проблемы при работе из-за рубежа Судьба нерезидента: главные налоговые и валютные проблемы при работе из-за рубежа

Какие проблемы могут возникнуть при дистанционной работе за пределами России?

Forbes
Владимир Басов. Человек-праздник Владимир Басов. Человек-праздник

Басов снялся в десятках ролей, даже самые маленькие до сих пор любимы зрителями

Коллекция. Караван историй
Всему свой сезон: в какое время года лучше искать работу Всему свой сезон: в какое время года лучше искать работу

Когда лучше всего искать работу?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении