Цемент на качелях
Российский рынок цемента неожиданно разбалансировался: цены растут, в отдельных регионах появился дефицит. Парадоксально, но это происходит на фоне невысокой загрузки производственных мощностей
В начале весны цементная отрасль пребывала в пессимизме. В первом квартале потребление цемента сократилось на 5–8% к прошлому году, и «Союзцемент» прогнозировал падение производства на 10–20% по итогам года. Ожидалась остановка нескольких заводов. Однако с мая началось сезонное оживление рынка, которое неожиданно переросло в ажиотаж. Спрос резко вырос, во многих регионах подскочили цены и даже образовался дефицит цемента. Ситуация в отрасли в считаные месяцы развернулась на 180 градусов.
Локальный дефицит и рост цен
По данным Росстата, средняя стоимость тонны цемента от производителей за первые четыре месяца этого года выросла на 4%, до 5300 рублей. Но средняя цифра не очень показательна. Вопервых, в разных регионах динамика цен различная. На Дальнем Востоке цены выросли в среднем на 14%, а на северо-западе страны даже чуть снизились. Во-вторых, цены на цемент сильно зависят от стоимости доставки, так как это очень дешевый и объемный строительный материал. С учетом доставки, по оценкам «Союзцемента», средние цены с начала года выросли уже на 13,3%. Спрос на цемент с мая 2022-го по май 2023 года вырос на 20–50%. Наиболее сильно он увеличился в Татарстане, Удмуртии, Самарской области. В Москве, по данным девелоперской компании «Гранель», цемент подорожал с начала года на 15–20%.
Особо напряженная ситуация сложилась сейчас в Татарстане. Цены с начала мая там поднялись более чем на 30%. «Если в начале мая стоимость тонны составляла порядка 7700 рублей, то сейчас цены достигают 10–12 тысяч, — говорит директор татарстанской девелоперской компании СМУ-88 Наиль Галеев. — Сейчас мы используем накопленные резервы, но ситуация с каждой неделей становится все более угрожающей. Если проблема не будет решена в ближайший месяц, застройщикам грозит удлинение сроков завершения объектов как минимум на квартал». Возник в Татарстане и локальный дефицит цемента: партии определенных марок трудно купить. Сложно с цементом и в Калининграде в связи с ограничениями со стороны Литвы на перевозку по железной дороге и нехваткой паромов. Растут цены в Поволжском, Уральском, Северо-Кавказском федеральных округах — на 6–8% с начала года.
Удивительно, что рост цен и локальные дефициты возникли на фоне переизбытка производственных мощностей в стране. «Союзцемент» оценивает загрузку мощностей по цементной отрасли в 60%. Но сама отрасль инерционна: в считаные месяцы невозможно резко провести модернизацию и быстро заново ввести в строй простаивающие мощности. А цементники, хоть и ожидали летнего роста спроса, но не ожидали, что он будет таким сильным.
Неудивительно, что импорт цемента в январе–апреле вырос сразу на 62% к прошлому году — до 0,84 млн тонн. Это немного, порядка 3% от общего потребления в стране. Цемент импортируется из Ирана, Казахстана, Турции и Белоруссии. Наиболее существенен белорусский импорт: местные заводы могут поставлять цемент по сравнительно невысокой цене, пользуясь отсутствием пошлин и господдержкой отрасли.
Почему дорожает цемент
Производители цемента объясняют текущую ситуацию комбинацией нескольких факторов. Один из главных — активизация крупных инфраструктурных проектов в стране. Например, только в Татарстане, где дефицит особенно велик, одновременно реализуется сразу несколько мегапроектов, связанных с дорожным строительством. Это автотрасса М-12 Москва — Казань, новая автодорога Шали — Бавли, обходы Нижнекамска и Набережных Челнов на трассе М-7, два моста через Волгу и Каму. В целом в Приволжском федеральном округе спрос на цемент за май 2023 года вырос на 18% по отношению к маю 2022-го.
Еще один важный фактор: с перевозками не справляется железная дорога. «Идет рост цен на цемент, сопряженный со сложностями его доставки. Не хватает вагонов, железная дорога перегружена. Если раньше мы доставляли цемент за пять дней, то теперь за 15 и более», — говорит депутат Госдумы, основатель группы компаний СМУ-88 Илья Вольфсон. По данным «Союзцемента», в целом для перевозки цемента сегодня не хватает порядка 4000 хоппер-вагонов (бункерных грузовых вагонов для перевозки сыпучих грузов), а это 20% существующего парка.
«Резкий рост потребления цемента совпал с периодом начала летних путевых работ на железнодорожной инфраструктуре и началом интенсивного пассажирского движения. Это замедлило оборот грузовых вагонов и создает проблемы при железнодорожной отправке цемента в конкретный регион», — говорит руководитель департамента маркетинга и стратегического анализа компании «Цемрос» (ранее «Евроцемент груп») Денис Усольцев. Перегрузка транспортной инфраструктуры также связана с закрытием аэропортов на Юге России, это вызвало рост пассажиропотока на железной дороге.
«Еще один фактор, способствующий росту цен, — непрозрачная работа посредников, которые зарабатывают на перепродаже цемента. Мы наблюдаем, как в ряде регионов посредникимонополисты искусственно задерживают доставку цемента на стройки, тем самым повышая свою прибыль», — говорит Денис Усольцев. Обычно цемент по железной дороге ввозится в регион, потом доставляется на большие специализированные склады, а оттуда машинами развозится по потребителям. В результате на цену очень сильно влияет логистика, и на каждой трансакции у рыночных агентов есть свои издержки, желание получить более высокую рентабельность бизнеса. Рынок цемента непрозрачен: длинную цепочку производитель — оптовики — посредники-дилеры трудно контролировать, данные о ценах на разных ее этапах закрыты. Даже если производитель снизит отпускную цену, это может не сказаться на конечной цене для потребителя. Усложняет аналитику и контроль за ценами, разнообразие видов цемента. Чтобы навести порядок в ценообразовании, в прошлом году ФАС даже предлагала ввести на бирже процедуру регистрации соглашений на покупку цемента.
И еще один фактор, влияющий на ситуацию с цементом, связан с СВО: значительные объемы строительных материалов идут на восстановление Донецкой и Луганской областей. В этом задействован и немалый объем железнодорожного состава.
Неритмичная стройка — главный враг производителя цемента
Факторы этого сезона накладываются на традиционную проблему цементного рынка, связанную с ярко выраженной сезонностью строительства в России. Во многом из-за климатических условий в стране основные работы обычно идут летом. Стройки замораживают в зимние месяцы, а с началом лета работы идут высокими темпами. Из-за этого в мае-июне резко повышается спрос на цемент. В среднем сезонность (отношение максимального месячного потребления к минимальному) оценивается в 3–3,5 раза.
Такая ярко выраженная сезонность крайне неудобна для производителей цемента и всей логистической цепочки. Часть года они вынуждены работать на холостых оборотах, а потом несколько месяцев в режиме перегрузки. Заводы, конечно, заготавливают цемент впрок к летнему сезону, но возможности для этого ограниченны. Емкость складов лимитирована, у заводов не хватает и финансовых возможностей, чтобы произвести цемент заранее. Кроме того, цемент имеет ограниченный срок годности: три месяца хранения снижают его качество на 15%. Не зная будущего спроса, производители цемента не рискуют инвестировать в расконсервирование незадействованных мощностей: это длительный процесс, который должен окупаться.
В этом году, по данным исполнительного директора «Союзцемента» Дарьи Мартынкиной, сезонный рост спроса выражен значительно резче обычного: в ряде регионов в мае–июне он увеличился в десять раз по сравнению с зимними месяцами. С этой оценкой согласен и Денис Усольцев из компании «Цемрос». Впрочем, есть и другая точка зрения. «Ничего аномального в этом году мы не видим. Да, цены на цемент выросли, могут быть локальные дефициты. Если строители не позаботились о крупных поставках, то надо иметь в виду, что в некоторых регионах сделать это непросто. Но сезонность на рынке цемента существует не первое десятилетие, — говорит управляющий партнер аналитической компании СМPRO Владимир Гузь. — Говорить о пике сезонности пока вообще некорректно, так как еще впереди конец июля и август — время самого высокого спроса на цемент».
Трудно предположить, что решать проблему высокого пикового потребления цемента летом будут путем расширения инвестиций в инфраструктуру. Новые хранилища цемента окажутся недозагруженными в течение значительной части года, то же самое произойдет с новыми вагонами и автотранспортом, которые будут простаивать по полгода. Возможный выход — переход к более ритмичному потреблению цемента в течение года.
«Одно из решений проблем — сглаживание сезонности. Здесь почти все зависит от строителей. Пока, мне кажется, издержки от колебаний цен на цемент ими рассматриваются как более низкие, чем издержки по равномерному строительству в течение года, — говорит Владимир Гузь. Интересно, что во времена СССР такой ярко выраженной сезонности в стройке не было, это реальность последних двадцати пяти лет».
На примере жилищного строительства изменения технологий, вызванные сезонностью, весьма наглядны. Во времена СССР в основном строилось панельное жилье, для которого крупные элементы изготавливались на заводе. Для такого типа строительства сезонность невелика. Сейчас многоквартирное жилье возводится по технологии монолитного железобетона, когда работы проводятся непосредственно на стройплощадке, и это более зависимый от природных условий способ производства. Сегодня мы видим лишь зарождение тренда на применение модульных конструкций или строительство из предварительно изготовленных префаб-элементов. Даже если переход к таким технологиям будет разворачиваться, это займет многие годы. Определиться с технологией, купить и смонтировать оборудование, спроектировать и построить первый дом — только начальный этап перехода к таким строительным технологиям займет четыре-пять лет.
Застройщики не готовы к долгосрочным контрактам
Если ситуация с цементом будет развиваться по траектории прошлых лет, то в августе будет зафиксирован пик потребления, а затем начнется длительная фаза спада спроса. Текущую остроту проблемы сегодня пытаются решить в ручном режиме: например, РЖД организуют маршрутные отправки, объединяя отдельные вагоны грузоотправителей в поезда. Рассматривается вопрос повышения средней скорости поездов. Минпромторг предлагает системное решение: признать цемент более приоритетным грузом в классификации РЖД. В случае значительного роста ценправительство может применять и жесткие меры: в прошлом году вице-премьер Марат Хуснуллин обещал привлекать правоохранительные органы для борьбы с картельными сговорами в сфере строительных материалов. «Разговор» с металлургами дал результат: металл перестал дорожать.
«Один из путей решения проблем в цементной отрасли — переход к долгосрочным контрактам на поставки цемента между крупными потребителями и производителями», — считает Владимир Гузь. В таком случае покупатели имели бы гарантированные цены, а цементники и представители логистической цепочки могли бы планировать инвестиции в модернизацию и перезапуск мощностей. Правительство пока только подходит к вопросу о трех — пятилетних контрактах на поставки цемента, формируя долгосрочные инвестиционные программы.
Застройщики тоже еще не готовы к таким долгосрочным контрактам. «Сегодня строительство в ряде регионов не только носит ярко выраженный сезонный характер, но и зависит от различных нерыночных воздействий на экономику, которые трудно спрогнозировать и учесть. В текущих условиях скачки спроса и изменения конъюнктуры цен неизбежны. На восстановление более или менее планового характера производственной деятельности уйдет достаточно продолжительное время. Можно предположить, что переход к более стабильному рынку займет не менее нескольких лет», — считает исполнительный директор Клуба инвесторов Москвы Владислав Преображенский. События последних лет — COVID-19 и СВО — резко уменьшили горизонт планирования большинства игроков строительного рынка. В условиях резко возросшей турбулентности девелоперский бизнес хочет оперативно реагировать на изменение условий работы и рыночной конъюнктуры.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl