Куда текут молочные реки
Впервые за последние семь лет на рынке товарного молока не ожидается существенного прироста производства. Фермеры сокращают поголовье и надои из-за резко возросшей себестоимости производства и пересматривают сроки окупаемости своих инвестиционных проектов
«Уходящий 2021 год — один из самых непростых за последнее десятилетие. В этом году мы увидели серьезный рост себестоимости производства молока и молочной продукции, введение новых систем и законов. В ближайшие годы молочная отрасль может столкнуться с кардинальным разворотом положительных трендов», — говорит генеральный директор отраслевой ассоциации «Союзмолоко» Артем Белов.
Уже в этом году ожидается существенное замедление темпов роста производства молока. По данным «Союзмолока», в 2020 году производство товарного молока выросло на 4,7% и достигло 23,5 млн тонн — и это лучший показатель за последние десять лет (в среднем объемы прирастали на 3,5% в год). В этом году производство молока для переработки вырастет только на 0,5%.
До настоящего времени молочная отрасль (прежде всего переработка) была лидером по объему инвестиций в АПК. По оценкам «Союзмолока», в 2020 году в молочный сырьевой сектор было инвестировано 45–50 млрд рублей, в переработку молока — около 52 млрд рублей. При этом еще восемь-девять лет назад переработчики молока и молочных продуктов делили третье место с производителями растительного масла и растительных жиров, значительно уступая с точки зрения вложений производителям мяса и напитков. Общий объем инвестиций за последние десять лет только в молочную переработку составил порядка 300 млрд рублей.
Но в 2021 году предприятия столкнулись с резким снижением доходности из-за роста себестоимости, который не компенсировался ростом отпускных цен. Ряд предприятий, особенно небольших, сегодня работают на грани рентабельности. По мнению экспертов, в случае, если замедление темпов прироста производства товарного молока усилится, снизятся и темпы прироста переработки, возрастет импорт. А мы и так «недоедаем» молочных продуктов: ежегодно каждый россиянин съедает 241 кг молочных продуктов (в перерасчете на молоко), при том что рекомендуемые нормы потребления, согласно расчетам Института питания РАМН, составляют 390 кг на человека в год. Кроем того, если рост молочной индустрии затормозится, то сроки окупаемости уже вложенных инвестиций превысят десять лет.
Меньше коров — меньше молока
Интерес компаний к молочному направлению был связан с объемами государственной поддержки. В 2020 году госфинансирование всей молочной отрасли из федерального бюджета составило около 37 млрд рублей — это 25% всего объема господдержки секторов АПК. Из них, по оценке «Союзмолока», около 30 млрд рублей (81%) пришлось на сырьевой сектор и 7 млрд рублей (19%) — на перерабатывающий. Средства направлялись на поддержку инвестиционной активности, операционной деятельности и развитие племенной базы. Активная модернизация молочной индустрии в основном связана с производством сыров — каждый пятый рубль вложен именно в сыроделие, до сих пор сыры остаются одной из наиболее перспективных ниш для инвесторов. Интерес ряда компаний также направлен в сторону биржевых молочных товаров — сухих молочных продуктов. За январь–сентябрь текущего года производство сыров выросло на 4,2%, сухой сыворотки — на 7,4%. Все это происходит на фоне устойчивого сокращения импорта, который за последние пять-семь лет снизился почти на четверть (за исключением сыров из Белоруссии).
В совокупности весь рынок товарной молочной продукции в этом году, по данным «Союзмолока», в натуральном выражении составит около 29 млн тонн и будет соответствовать уровню прошлого года, а в стоимостном выражении увеличится на 5–6%, до 1,86 трлн рублей в розничных ценах.
Сегодня молочная отрасль в России выступает своего рода дефлятором в продовольственном секторе, сдерживая инфляцию. С сентября прошлого года за год розничные цены на молокопродукты выросли лишь на 5–6% при среднем росте цен на продовольствие 10,2%. При этом рост себестоимости производства молочных продуктов составил 14–16%.
Согласно расчетам «Союзмолока», в 2021 году среднеотраслевая рентабельность производства молока по производителям всех типов может приблизиться к нулевой отметке (получатели господдержки будут балансировать на уровне около 3%). Для сравнения: в прошлом году операционная рентабельность производства молока составила 3,5% (без учета господдержки), а в 2019 году она составляла — с 6,5%. Рентабельность молокоперерабатывающих предприятий по итогам 2021 года может снизиться до 4,5% (в 2020 году рентабельность составила 5%).
Увеличение расходов на ферме — главная причина роста себестоимости сырого молока. Из-за роста мировых и внутренних цен на зерно и масличные существенно подорожали корма — на 20–50%. Стоимость электроэнергии, по подсчетам фермеров, выросла примерно на 5%, дизельного топлива — на 21%. Минеральные удобрения в среднем повысились в цене на 52%, а по отдельным категориям рост цен на них превышает 100%. Помимо этого, в себестоимости хозяйств заложено огромное количество импортных составляющих — различные премиксы, ветпрепараты, племенной материал — затраты на них за счет изменений курса валют в 2020 году выросли на 16–17%.
В переработке молока тоже произошел рост себестоимости — более чем на 20%. «Помимо стоимости молока-сырья произошел значительный рост стоимости упаковки, вспомогательных материалов, энергоресурсов, затрат на маркировку молочной продукции. Цена готовой продукции на полках магазинов при этом изменилась всего на пять процентов», — рассказывает генеральный директор кампании «Дамате» Рашид Хайров.
Многие производители молока еще зимой заложили в свои планы сокращение поголовья. Сегодня отрицательную динамику производства показывают наиболее молокоемкие регионы — Краснодар (минус 8%), Алтайский край (минус 7%), Ленинградская область (минус 4%).
В целом молочные компании по-разному реагируют на изменившуюся конъюнктуру рынка. Одни режут скот, другие удешевляют рацион кормлений, есть и те, кто диверсифицирует производство или полностью переходят в растениеводческий сектор. «Посмотрите на Алтайский край, который считается второй житницей после Кубани. Так же, как и в Краснодарском крае, там сегодня происходит переориентация с низкодоходного производства молока на производство зерновых культур», — говорит председатель совета директоров холдинга «Молсиб» (Новосибирская область) Игорь Елисеенко.
Ряд компаний, например «Дамате», оптимизируют рационы кормления КРС за счет выбора эффективных и низкозатратных кормовых компонентов. В компании «Молсиб» повышали эффективность за счет того, что запаслись кормами заранее.
Кто-то делает акцент на оптимизацию операционных издержек. «Мы постоянно работаем над повышением продуктивности животных, поэтому не меняли рацион. Мы пересмотрели структуру всех затрат в компании. При этом мы не можем работать в минус и будем вынуждены какую-то часть возросших издержек заложить в отпускные цены», — комментирует председатель совета директоров ГК «Кабош» Дмитрий Матвеев.
К маркировке не готовы
Введенная государством цифровая маркировка молочной продукции усугубила положение молочных компаний. С 1 декабря начнется третий этап ее внедрения в отношении продуктов со сроком годности менее сорока суток.
Те переработчики, кто не может потянуть финансовые обременения цифровой маркировки, или совсем уходят с рынка, или переориентируют производство. Так, Бирский комбинат молочных продуктов (Башкирия), посчитав, что его экономика не сходится, недавно прекратил поставку молочной продукции в торговые сети. Теперь вместо цельномолочного и кисломолочного «скоропорта» для конечных потребителей предприятие выпускает сухое молоко и масло для оптового звена, что не требует обязательной маркировки.
Для большинства крупных компаний третий этап маркировки является и самым масштабным. Например, в компании PepsiCo подготовка идет более чем на 70 производственных линиях. Самая большая трудность связана не с самим внедрением цифрового продукта, а с отсутствием необходимого оборудования. По мнению директора по коммуникациям «PepsiCo Россия и СНГ» Александра Костикова, проблема с поставками оборудования системна и обусловлена глобальной нестабильностью цепей поставок полупроводников и электронных компонентов, которые используются в производстве оборудования для маркировки.
В результате переработчики не готовы начать маркировку вовремя. «Часть линий нашего перерабатывающего завода не укомплектована необходимым оборудованием, несмотря на своевременное заключение договоров на поставку и оплату заказа. Задержка связана с большой нагрузкой интегратора. Велика вероятность, что система не сможет заработать к 1 декабря», — говорит Рашид Хайров.
В ГК «Молвест» рассказывают, что к декабрьской маркировке начали готовиться еще летом. По сравнению с предыдущим этапом объем работ значительно вырос: если к 1 сентября необходимо было смонтировать восемь маркировочных линий, то к 1 декабря — уже 45. Соответственно, выросло и число сотрудников, которых надо обучить, — сейчас это более 300 человек. Кроме того, из-за выросшей нагрузки в штат нанимают около 50 сотрудников. А ежегодные расходы компании на маркировку после введения третьего этапа составят 300 млн рублей.
Генеральный директор ГК «Молвест» Анатолий Лосев оценивает цифровую маркировку как большую проблему для бизнеса. По его словам, введение маркировки отнимает много финансовых и человеческих ресурсов. Во-первых, любой сбой на маркировочных линиях останавливает весь производственный процесс. Во-вторых, операторы линий психологически не готовы к новым процессам, которые требуют постоянного контроля цифрового оборудования, чтобы предотвращать сбои в системе.
При этом, как отмечает большинство участников молочного рынка, цель введения маркировки неочевидна. Подделок продуктов в молочной отрасли нет, подделывать бренды — дорого и неэффективно, а с фальсификатом активно борется программа «Меркурий» Минсельхоза, которая отслеживает движение сырья по всей цепочке. Кроме того, из-за возникших сегодня проблем в недопоставках оборудования компании считают необходимым отложить введение обязательной маркировки на три месяца либо ввести мораторий на штрафные санкции и блокировку поставок продукции. Компании также просят рассмотреть изменение сроков внедрения последующих этапов, таких как обязательное сканирование молочных товаров на кассах в торговых точках.
Нет смысла выпускать продукцию
В сложившейся ситуации переработчики не стремятся наращивать производство. «Сейчас ритейлеры нам говорят: а давайте вы поднимете объем продаж, так как некоторые компании ушли с рынка, поэтому на полках возник дефицит продукции. Но мы отказываемся, поскольку по текущим ценам не имеет смысла выпускать больше», — горячится генеральный директор компании «Уфагормолзавод» Ильдар Файзуллин.
Ритейлеры не спешат поднимать отпускные цены на молочную продукцию. «Недавно мы предложили рознице поднять цены на нашу продукцию, но нам ответили: хотите поднимать цены — уходите в другие сети», — говорит глава компании Moloko Group Илья Рагозин.
Молочная категория является трафикооборазующей, поэтому ритейлеры стремятся поднимать цены на нее в последнюю очередь. Как правило, именно по молочной полке потребители оценивают уровень цен в той или иной торговой точке. По этой же причине большой объем молочной продукции реализуется путем распродаж. И это отдельная проблема, с которой сталкиваются молочники. За последние год-два серьезно выросло количество акций, их продолжительность и глубина скидок.
Безусловно, молокоперерабатывающие предприятия находятся в ожидании роста розничных цен. И в некоторых компаниях рассказывают, что в основном ритейлеры хотя и продолжают реализацию молочных продуктов по старым ценам, некоторые стали повышать цены с конца октября. Сами торговые сети говорят, что живут не в вакууме и понимают сложившуюся критическую ситуацию. Как правило, по розничным контрактам предусмотрено поднимать цены раз в квартал. Но сейчас наиболее лояльные ритейлеры уже готовы пересматривать ценообразование ежемесячно.
Пойти навстречу производителям ритейлерам поможет растущий спрос на молочную продукцию. Если несколько лет назад это была стагнирующая в плане спроса товарная категория, то в последние два года ситуация изменилась: из-за пандемии россияне стали больше находиться дома, больше готовить и покупать продукты.
Меняется и структура потребления молочных продуктов. Сыры — самая быстрорастущая категория. За последние пять лет объем потребления классических сыров в среднем увеличился на 26%, тогда как традиционные категории, такие как молоко и кефир, за этот период выросли лишь на четыре процента. «Мы наблюдаем высокий спрос на качественные сыры, особенно твердые, по которым доля импорта все еще высока. Видим также большой потенциал в выпуске сухой сыворотки со степенью деминерализации 90 процентов — это инновационный ингредиент для производства детского питания, который сейчас почти не производится в России. Помимо высокого спроса со стороны внутреннего рынка у этого продукта крайне высокий экспортный потенциал», — рассказывает президент ГК «ЭкоНива» Штефан Дюрр. В настоящее время его компания строит в Новосибирской области свой флагманский проект в сегменте молокопереработки мощностью 1150 тонн в сутки, где будут выпускаться твердые и полутвердые сыры, цельномолочная продукция, масло и сухая деминерализованная сыворотка.
Однако, несмотря на рост спроса, покупательная способность населения остается крайне низкой. По мнению целого ряда компаний, поддержать потребительский спрос могла бы программа адресной продовольственной помощи (аналог американской Food Stamps), действующая на постоянной основе.
Отстояли господдержку
Впрочем, пока российские власти решили действовать по старой схеме — тушить пожар деньгами. В качестве оперативных мер Минсельхоз до конца текущего года выделит молочникам дополнительно 10,6 млрд рублей на корма — сочные грубые корма, высокобелковые шроты и жмыхи, комбикорма. Деньги будут распределены по регионам, и в декабре сельхозпроизводители получат субсидию на закупку кормов. Кроме того, в 2022 году все меры господдержки сохранятся. Напомним, что еще в начале текущего года в правительстве планировали сократить уровень господдержки, в частности возмещение прямых затрат капексов) на создание и модернизацию животноводческих комплексов молочного направления.
Конкуренция за господдержку внутри отрасли обостряется. К примеру, участники молочного рынка опасаются, что не все нуждающиеся успеют до конца года получить субсидии на корма. Для подачи заявок предусмотрены жесткие сроки, поэтому средства могут достаться в основном крупным компаниям, кто позаботился о предоставлении справок на приобретение возможных будущих субсидий заранее.
Кроме того, и сам размер господдержки в рамках одного предприятия недостаточный. «Нам не хватает субсидий на модернизацию предприятий, покупку нового оборудования. Сейчас лимиты на одну молочную ферму составляют порядка десяти миллионов рублей, тогда как в технологическую оснащенность предприятий необходимо вкладывать десятки миллионов», — говорит Игорь Елисеенко.
Сегодня сроки окупаемости молочных проектов увеличиваются. Так, если еще недавно вернуть вложенные средства с фермы на три тысячи голов стоимостью два–три миллиарда рублей можно было в пределах десяти лет (при регулярной господдержке), то сейчас, при сохранении сегодняшней ситуации на рынке, сроки окупаемости могут растянуться на десять лет и более. Без дополнительных субсидий от государства сроки окупаемости растягиваются на 15 лет и больше, а при низкой ценовой конъюнктуре на сырье вложения могут и вовсе не окупиться.
«В настоящее время в целом для всех секторов АПК характерно снижение темпов роста инвестиций, потому что расширение выпуска для импортозамещения состоялось, а рост потребления продовольствия в России очень медленный. В ближайшее время наибольшие темпы роста сохранятся у компаний, специализирующихся на экспортных направлениях, если не будет внутренних и внешних ограничений на экспорт», — говорит Дарья Снитко, руководитель Центра экономического прогнозирования Газпромбанка.
Молочная отрасль только начинает наращивать экспорт. В 2020 году экспорт молочных продуктов вырос на 24% и составил 872 тыс. тонн (3% от общего производства молочной продукции). Основные экспортные позиции — кисломолочная продукция (58 тыс. тонн), сырные продукты (30,8 тыс. тонн), молоко и сливки жидкие (29,6 тыс. тонн). За первое полугодие текущего года молочный экспорт вырос уже на 20%. География поставок расширяется как в страны постсоветского пространства, так и в дальнее зарубежье — на рынки Юго-Восточной Азии, в страны ЕС, США.
Фото: Кристина Бражникова/ТАСС
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl