Коллекционер, собравший крупнейшую коллекцию русского авангарда

ЭкспертКультура

Костаки — ангел русского авангарда

В Музее AZ — выставка «Выбор Костаки», посвященная коллекционеру, собравшему крупнейшую коллекцию русского авангарда и художников-нонконформистов

Вячеслав Суриков

Георгий Костаки (в центре с платком в руке) среди художников неофициального искусства. Прощальный вечер в квартире на проспекте Вернадского. Москва. 1977

Георгия Костаки выделял из прочих статус греческого подданного, который он получил, родившись в России, и сумел сохранить на протяжении всех лет проживания в Советском Союзе. Его привилегией по сравнению с обычными советскими гражданами была работа в посольствах и получение зарплаты в валюте. Костаки был не лишен предприимчивости, но направил ее не на увеличение доходов, а на то, чтобы собрать коллекцию русской живописи. Его потенциал легко оценить по масштабам коллекции: это тысячи и тысячи экспонатов, ценность которых в какой-то исторический момент смог оценить только он, и никто больше. Подхватив вирус коллекционирования от посольских работников, которых он развозил на автомобиле по антикварным лавкам, Костаки и сам начал скупать картины старых мастеров, но очень быстро понял: этот путь ведет в никуда.

Костаки четко осознавал, что, собирая коллекцию, он создает самого себя. Каждая картина, которая в нее попадает, становится частью его самого, если он на нее реагирует не как искусствовед, а как личность, обладающая уникальным опытом, а значит, в этой картине его опыт каким-то образом отражается. Костаки — интуитивный коллекционер русской живописи, каковыми были и его предшественники: Третьяков, Щукин, Морозов. Он делал собственный, часто иррациональный, выбор. Так же как и выбор судьбы коллекционера, о чем реальность не уставала ему напоминать: кражи, которые советская милиция оказывалась не в состоянии раскрыть, и поджоги, которые списывали на неисправность проводки. По свидетельствам очевидцев, чем значительнее и известнее становилась коллекция Костаки, тем больше усиливалось внешнее давление — оно в конце концов и заставило его покинуть Советский Союз, расставшись с гигантской частью своей коллекции, которая поступила в распоряжение Третьяковской галереи.

Коллекционер собирает коллекцию под воздействием собственной страсти, но, когда ее размер уже превышает разумные пределы, когда картин становится все больше и больше, она начинает существовать сама по себе. И словно обретает самостоятельность, оказывается в состоянии делать выбор, в каком месте ей находиться и какие новые картины заслуживают того, чтобы ее пополнить. Коллекция создает вокруг себя интеллектуальное поле, находясь внутри которого ее владелец преображается, как преобразился Костаки — из администратора по хозяйству в центральную фигуру художественной жизни Москвы. И остался таковым на протяжении нескольких десятилетий — до отъезда из СССР. В его гостеприимном доме бывали младший брат Джона Кеннеди Эдвард, заезжие эмигранты Игорь Стравинский и Марк Шагал. Последнего сам Костаки и уговорил приехать в Москву. Коллекция — это еще и магнит, собирающий вокруг себя людей, достойных ее созерцать.

Олег Целков. Портрет Георгия Костаки, 1976

Мог бы занять место Георгия Костаки кто-то еще? Получилось бы у когонибудь вместо него собрать самую большую коллекцию русского авангарда и художников-нонконформистов? Возможно. Но не оказалось никого именно в этом месте и в этот исторический момент, кто был бы наделен такой же страстью, такой же самоотдачей, таким же пониманием, что собирает коллекцию не для себя. Миссия коллекционера еще и в том, чтобы предвидеть будущее, разглядеть искусство там, где его еще никто не в состоянии увидеть. Можно собирать старых мастеров, мечтать приобрести картину Леонардо да Винчи и даже в конце концов купить какой-нибудь росчерк его грифеля и променять таким образом шанс создать свой собственный мир на возможность оказаться в мире прекрасном, но сконструированном кем-то другим. Это ловушка для коллекционеров, сгибающихся под тяжестью накопленных денег и пытающихся как можно скорее сбросить с себя такой груз.

Коллекционер не просто придает картине стоимость — он выводит ее в вещный мир, где та начинает исполнять свое предназначение. В этот момент наступает новый этап ее творения: она выходит за пределы того, какой вообразил ее автор, и начинает наполняться впечатлениями всех, кто ее увидит, проникает сквозь время и превращается в отпечаток ушедшей эпохи, становится изображением ускользающего времени — посланием людям будущего. И коллекционер наряду с музеями — хранитель этого послания. Он почтальон — несет его сквозь время для тех, кто окажется способен его прочитать. Но он еще и автор текста. Послание — это не только каждая приобретенная им картина, но и вся коллекция в целом. Всякая работа — пиктограмма, меняющая свое значение в зависимости от пиктограммы, которая оказывается с ней рядом. Коллекция — текст, написанный ее собирателем. Это может быть короткое, как трехстишие, сообщение, вобравшее в себя весь смысл бытия, или роман, длинный, как «Анна Каренина», с которым человечество не расстается второе столетие.

Длинный «роман», написанный Костаки, распался на два «тома». Один, состоящий из 144 произведений живописи и 656 — графики, остался в России и хранится в Третьяковской галерее, второй «том», объемом более тысячи экспонатов, находится Музее современного искусства в Салониках. Но есть еще одна «книга», составленная Георгием Костаки. Она повествует о жизни и творчестве художника Анатолия Зверева. Шестьсот его работ, когда-то купленных Костаки, ныне находятся в ведении музея AZ — их безвозмездно передала ему дочь Костаки Алика, подтвердив таким образом репутацию отца как истинного коллекционера, для которого смысл жизни заключается не в том, чтобы обладать картиной, а в том, чтобы отдавать. Но отдавать в тот момент, когда ее смысл, значение, ценность становятся очевидными не только ему одному, но и всем остальным. Иногда кажется, что для этого должно произойти какое-то чудо, но случай Зверева убеждает нас: чудеса случаются.

Фото: Игорь Пальмин; собрание И. Г. костаки

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Владимир Леви: «Нет ни одной рекомендации, которая кому-нибудь бы да не помогла» Владимир Леви: «Нет ни одной рекомендации, которая кому-нибудь бы да не помогла»

Книги, которые делают умных умнее

Эксперт
Виктор Цой. 1989 – 1990 Виктор Цой. 1989 – 1990

24 июня 1990 года группа «Кино» дает концерт на стадионе «Лужники»

Esquire
Жилье для цифровых кочевников Жилье для цифровых кочевников

Для цифровой эпохи нужны новые форматы недвижимости

Эксперт
Легальный наркотик: как избавиться от пристрастия к сосудосуживающим каплям Легальный наркотик: как избавиться от пристрастия к сосудосуживающим каплям

Насколько опасно пристрастие к каплям от насморка?

Cosmopolitan
Российское производство с немецким качеством Российское производство с немецким качеством

Как российские производства могут соответствовать высоким мировым стандартам

Эксперт
«12 стульев» не по-русски, или Ильф и Петров в иностранном кино «12 стульев» не по-русски, или Ильф и Петров в иностранном кино

Эксперты насчитывают от 13 до 16 экранизаций книги «Двенадцать стульев»

Maxim
Жертвы домашнего насилия среди звезд: истории Рианны, Жасмин и других девушек Жертвы домашнего насилия среди звезд: истории Рианны, Жасмин и других девушек

Самые шокирующие истории знаменитостей, о которых они не побоялись рассказать

Cosmopolitan
ABC (Испания): зловещая причина, по которой человек разумный выиграл у неандертальцев ABC (Испания): зловещая причина, по которой человек разумный выиграл у неандертальцев

Неандертальцы были сильнее человека разумного. Однако наш вид жив, а они вымерли

ИноСМИ
Меланома: 11 важных вопросов Меланома: 11 важных вопросов

Меланома: что вам нужно знать о рисках и защите

Домашний Очаг
Владимир Ластовский: Cтартап — это осознанный шаг в неизвестность Владимир Ластовский: Cтартап — это осознанный шаг в неизвестность

Основатель kiozk — что такое фрагментарное чтение и как монетизировать контент

СНОБ
Как взорвать прогресс: разрушительная история динамита Как взорвать прогресс: разрушительная история динамита

История по-настоящему революционной взрывчатки

Популярная механика
Сетевые соблазны: как выйти на маркетплейс и не потерять свой бренд Сетевые соблазны: как выйти на маркетплейс и не потерять свой бренд

Какими преимуществами обладают маркетплейсы?

Forbes
Как зумеры меняют бьюти-индустрию и понятие маскулинности: 5 главных трендов Как зумеры меняют бьюти-индустрию и понятие маскулинности: 5 главных трендов

Пять подходов к бьюти-рутине, в которых однозначно стоит брать с зумеров пример

Esquire
Люксовый чемодан со свободой и демократией. Что объединяет скандалы вокруг Навального и Рудковской Люксовый чемодан со свободой и демократией. Что объединяет скандалы вокруг Навального и Рудковской

Отечественные стандарты поведения бренд-амбассадоров

СНОБ
Как сохранить самоуважение во времена больших перемен Как сохранить самоуважение во времена больших перемен

Как не скатиться к негативному самовосприятию во время жизненного кризиса?

Psychologies
Сад камней Сад камней

Обустраиваем габионы на даче своими руками

Лиза
«Цивилизация запахов. XVI — начало XIX века» «Цивилизация запахов. XVI — начало XIX века»

Отрывок из книги Робер Мюшембле о восприятиях запаха

N+1
The Scientist (США): новые открытия в анатомии человека The Scientist (США): новые открытия в анатомии человека

Ученые открыли новые части человеческого тела и перевернули прежние заблуждения

ИноСМИ
Звезды в открытых браках: Уилл Смит, Тильда Суинтон и другие полигамные актеры Звезды в открытых браках: Уилл Смит, Тильда Суинтон и другие полигамные актеры

Некоторые пары договариваются, что в их браке найдется место и другим партнерам

Cosmopolitan
Издатель Михаил Лопатин — о гиде «Ресторанный навигатор», критике и пиаре Издатель Михаил Лопатин — о гиде «Ресторанный навигатор», критике и пиаре

Возмутитель спокойствия ресторанного мира выпустил «Ресторанный навигатор»

РБК
Кто такой социопат, и есть ли признаки социопатии у тебя? Кто такой социопат, и есть ли признаки социопатии у тебя?

В последнее время называть себя социопатом стало модно

Cosmopolitan
Обувь протеста: как кроссовки стали важной частью акций против расизма в США (и целью мародеров) Обувь протеста: как кроссовки стали важной частью акций против расизма в США (и целью мародеров)

Америку захлестнула волна протестов после убийства Джорджа Флойда

Esquire
Как правильно загорать? Лучшие лайфхаки красивого загара для светлой кожи Как правильно загорать? Лучшие лайфхаки красивого загара для светлой кожи

Пока погода радует солнечными деньками, ловите момент – и загорайте!

Cosmopolitan
Новую рыбу-педофага назвали в честь рождественского духа Крампуса Новую рыбу-педофага назвали в честь рождественского духа Крампуса

Как связаны рыбы и дух, крадущий детей?

N+1
Как $10 млрд от Баффета помогут энергетикам из США получать миллионы кубометров газа из навоза Как $10 млрд от Баффета помогут энергетикам из США получать миллионы кубометров газа из навоза

Dominion Energy превращается в гиганта возобновляемой энергетики

Forbes
«Женщин чаще перебивают». Как защищать свои интересы на рабочем месте «Женщин чаще перебивают». Как защищать свои интересы на рабочем месте

Лоис Франкел помогает десяткам тысяч женщин преуспевать в карьере и жизни

Forbes
Как правильно забивать кальян в домашних условиях: пошаговая инструкция Как правильно забивать кальян в домашних условиях: пошаговая инструкция

Получи дымное удовольствие

Playboy
Фокус удался Фокус удался

Елена Акимова отреставрировала и оформила старинный дом под Веной

AD
Нужна ли нам гордость? Нужна ли нам гордость?

Почему гордость может нас окрылять и мотивировать?

Psychologies
Алина Фаркаш знает, как стать идеальной матерью: просто соблюдай эти правила! Алина Фаркаш знает, как стать идеальной матерью: просто соблюдай эти правила!

Любая женщина, решившая родить ребенка, должна прочитать эту статью

Cosmopolitan
Открыть в приложении