Для лояльных бонусы, несогласным — революция: как банановая компания United Fruit строила бизнес в Центральной Америке
Она свергала правительства, сотрудничала с ЦРУ, влияла на введение новых законов в США — чтобы продавать бананы на миллиарды долларов.
Открытие Доу Бейкера
Будущий основатель United Fruit Лоренцо Доу Бейкер родился в 1840 году на острове Баунд-Брук, штат Нью-Джерси, США. Он с детства работал: ушёл в море в 10 лет и к 20-ти годам стал капитаном.
Через несколько лет Бейкер купил судно Telegraph, на котором в июне 1870 года доставил группу золотоискателей в Венесуэлу. На обратном пути корабль встал на ремонт в ямайском городе Порт-Антонио. Там капитан, чтобы не ехать обратно пустым, искал груз или пассажиров.
Его заинтересовал местный фрукт странной формы, в то время ещё неизвестный в США, — банан. Бейкеру понравился его аромат и вкус, и он решил продавать плоды в США. Однако предприниматель не знал, будут ли они пользоваться спросом.
Бейкер рискнул: купил 450 зеленых гроздьев по 10 центов за штуку и продал их торговцам фруктами в родном порту Нью-Джерси — уже по $2. Так Бейкер решил экспортировать бананы в США.
Предприниматель отплыл обратно в Порт-Антонио за второй партией и погрузил 1408 гроздей бананов на своё судно. Он подсчитал, что преодолеет 1700 морских миль (около 3100 км) от Ямайки до Бостона менее чем за полторы недели — этого времени как раз достаточно, чтобы зелёные фрукты приобрели свой привлекательный жёлтый оттенок и не почернели.
Через несколько дней после прибытия в Бостон он нашел партнера — местного импортера Эндрю Престона. В 1885 году они собрали небольшой флот рефрижераторных пароходов и основали компанию BostonFruit для продажи бананов в США. Все корабли фирмы были белого цвета, чтобы лучше отражать тропическое солнце.
Бейкер контролировал операции на Ямайке и руководил экспансией на Кубу и Доминиканскую Республику — чтобы везти бананы из этих стран. В 1899 году к компании присоединился Майнор Купер Кейт.
Он занимался строительством железных дорог в Центральной Америке, возглавлял торгово-экспортную компанию Tropical Trading and Transport Company, был владельцем необлагаемой налогом земли и арендатором железных путей в Коста-Рике, согласно договору с премьер-министром страны «контракт Сото-Кейт». В это время компания контролировала 75% рынка бананов в США.
С приходом Кейта Boston Fruit переименовали в United Fruit — и новая компания благодаря доступу к железным дорогам наладила бесперебойную поставку бананов из Центральной Америки.
Организация работы в United Fruit
Все корабли компании сходились в Новом Орлеане, затем бананы перегружались на поезда для отправки в пункты на севере, востоке и западе. Агенты компании стремились продать все фрукты до поставки в США.
В компании работало около сотни банановых посыльных. Они следили за температурой в рефрежераторах: чтобы фрукты не замерзли или не созрели раньше времени. Посыльные защищали товар от кражи и работали с торговыми агентами, чтобы направить каждый рефрижератор в нужную точку продажи.
Руководителей United Fruit заботила бесперебойная поставка товара в США. Поэтому когда почва истощалась, её бросали и переходили на свежие плантации, чаще всего вырубая тропические леса. United Fruit использовала дешёвую рабочую силу — нанимала десятки тысяч рабочих из Центральной и Южной Америки.
Она строила для них бараки рядом с банановыми плантациями и платила им денежными знаками компании, а не долларами США или национальной валютой. Таким образом менеджеры «привязывали» рабочих к фирме, а те могли тратить зарплату только в магазинах компании.
Сотрудничество с правительством Гватемалы
В 1903 году United Fruit купила 50% акций британской банановой фирмы Elders & Fyffes и вышла на европейский рынок. В 1904-м Кейт, получив налоговые льготы в Коста-Рике, отправился в Гватемалу.
Через год Кейт подписал контракт с президентом Гватемалы Мануэлем Кабрерой, дающий компании налоговые льготы, земельные гранты и контроль над всеми железными дорогами на атлантической стороне страны.
Так правительство Гватемалы хотело привлечь иностранные инвестиции и увеличить количество банановых плантаций, что привело бы к повышению зарплат и образованности граждан.
Помимо этого, United Fruit финансово поддерживала правление Кабреры. Руководству фирмы удалось получить контроль над 42% земли в стране и договориться об освобождении от налогов и пошлин.
Фирма щедро одаривала покровителей. Например, корабли «Великого белого флота» начали принимать пассажиров. Роскошные круизы предполагали знакомство с работой компании и культурой тропических стран.
Пассажиры вместе обедали за одним столом, общались и налаживали отношения. Гости наслаждались роскошными каютами, библиотекой, изысканным меню. Экипаж делал всё возможное, чтобы развлечь публику: гольф, шаффлборд, карточные игры или музыкальные выступления.
United Fruit действовала в основном за пределами США и их законов, поэтому использовала все возможные приёмы для получения выгоды. Фирма щедро одаривала союзников и боролась с конкурентами.