Популярная механикаПутешествия
Постой, паровоз: что будет, если дёрнуть стоп-кран
Вам когда-нибудь хотелось дёрнуть красный рычаг и проверить, что же случится с поездом? Но вы наверно понимаете, что это плохая идея. Мы выяснили, как работают стоп-краны в вагонах, были ли они в первых поездах, и что произойдёт, если всё-таки дернуть за ручку тормоза.
Как останавливались паровозы
Предки современных «Сапсанов» и «Ласточек» ездили на такой низкой скорости, что обходились ручной системой торможения. Кондукторы или, как их ещё называли, «тормозильщики», останавливали каждый вагон отдельно. Привод ручного тормоза находился на специальных открытых площадках, куда служащие выходили после сигнала машиниста, чтобы повернуть винт и опустить колодки на колеса. Это было физически тяжело и не всегда эффективно, так как величина тормозного нажатия зависела от умений и силы кондуктора.
Был в первых поездах и свой «стоп-кран»: сигнальный шнур, проходящий по всей длине состава вдоль потолка. Он соединялся с колокольчиком (позже – с электрической сигнализацией) в локомотиве. В любой непонятной ситуации кондуктор или пассажир с его помощью могли сообщить о том, что поезд надо немедленно остановить.
Над альтернативой ручных тормозов инженеры задумались почти сразу после появления общественных поездов. Первую пневматическую (использующую сжатый воздух) систему в 60-х годах XIX века придумал инженер Джордж Вестингауз. В 1872-м он организовал компанию по производству деталей для своего изобретения и вышел с ней на рынки США, Европы, и России.
Вслед за Вестингаузом, другие изобретатели тоже включились в разработку железнодорожных тормозов. В 80-х годах XIX новинка была введена на всех российских направлениях. Историки насчитывают до девяти систем, придуманных как в России, так и за рубежом. Но, увы, вплоть до Первой мировой войны, далеко не все вагоны были оснащены собственными пневматическими тормозами.
О том, что ситуацию надо менять, правительство и железнодорожники задумались в 1897 году, после крушения воинского поезда на перегоне Бокенгоф — Эльва (сейчас Эстония). Локомотив состава сошел с рельсов, из-за чего три вагона упали на бок, а остальные продолжили ход и «наскочили» друг на друга по инерции:
Поезд миновал уже станцию Эльва и вследствие уклона, несмотря на тормоза, шёл очень быстро. Остановить его не было возможности, и через какую-нибудь четверть часа он очутился в целом море воды. Здесь произошло нечто ужасное: подмытые водой шпалы не в состоянии были удержать напора вагонов, и паровоз, сойдя с рельсов, потянул в сторону весь поезд. Стук колес, треск ломающихся вагонов, стоны пассажиров — все слилось в воздухе в один общий гул. Через несколько мгновений исковерканный поезд остановился...