Камера смотрит в карман
Дорожные камеры и платные парковки должны были улучшить дорожную обстановку, но пока они в основном увеличивают объем собираемых штрафов. Относительно доходов россиян штрафы за шесть лет выросли в три раза, а относительно доходов москвичей — в семь раз
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил рассмотреть вопрос о введении штрафов для автомобилистов за превышение скорости на 10–20 км/ч — пока за это не штрафуют. Одновременно МВД планирует повысить штраф за превышение скорости с нынешних 500 рублей до трех тысяч.
За три квартала 2019-го более 14 тыс. камер «выдали» автовладельцам по всей стране 104,2 млн штрафов. Это на 10% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Столичная статистика — 20 млн штрафов с начала года, то есть пятая часть всего собранного в стране. По минимальной оценке, это принесет в бюджет свыше трех миллиардов рублей, однако реальные цифры будут гораздо более внушительными. В прошлом году в Москве собрали штрафов на 14,75 млрд рублей, в Подмосковье — на 5,37 млрд, а замыкает тройку лидеров Татарстан -- там собрали 2,97 млрд рублей.
В доходах населения уплаченные автолюбителями штрафы занимают небольшую долю — меньше процента, но впечатляет динамика: за шесть лет, с 2012-го по 2018-й, эта доля выросла для жителей всей России в три раза, а для жителей Москвы — в семь раз (см. графики 1 и 2).
Штрафы "отъедают" всё больше от доходов населения (график 1)
За этими внушительными цифрами скрываются довольно неприглядные нюансы. Несмотря на то что штрафы не так велики относительно сумм, необходимых для поддержания в порядке дорожной сети (в 2017 году, например, на это было совокупно потрачено 946,6 млрд рублей, а штрафов по всей стране собрано около 70 млрд), многие регионы начали видеть в них не только средство снизить аварийность, но и наполнить бюджет, а иной раз и личные карманы. Эту «лавочку» частично прикрыли: с 2019 года штрафы идут не напрямую в региональный бюджет, а в дорожные фонды, из которых собранные деньги куда попало не потратить. Параллельно президент Владимир Путин поручил доработать регламенты «Об обязательном информировании участников дорожного движения», добавив туда пункт, обязующий предупредить водителей, что их снимают. Однако это не решает множества других проблем и не препятствует злоупотреблениям вроде искусственного создания «дорожных ловушек», то есть участков дороги, где камеры максимально замаскированы, а многие водители нарушают ПДД. Цель камер при этом не уменьшить число нарушений, а собрать побольше штрафов.
При этом выписываемые штрафы профилактике нарушений ПДД способствуют далеко не всегда — не только из-за общего несовершенства организации движения, но и из-за множества «пограничных» ситуаций, когда камеры, с точки зрения водителя, штрафуют непонятно за что. Все это в совокупности уже создало ситуацию, когда в глазах массового водителя дорожные камеры постепенно превратились из средства, обеспечивающего безопасность, в автоматическую «доилку», которую необходимо обманывать всеми возможными способами. Сожженные недавно в Подмосковье мобильные комплексы видеофиксации Ford Transit достаточно ярко во всех смыслах этого слова продемонстрировали отношение населения к подобной системе поборов.
Камеры ловят всё больше (график 2)
С парковками ситуация складывается похожим образом, за тем лишь исключением, что с них хорошо собираются деньги только в столице; в регионах же система не слишком прибыльна. Региональные автовладельцы и вовсе стараются с платными парковками бороться всеми доступными методами, включая нелегальные.
Следим за дорогой
В этом году, по словам министра транспорта Евгения Дитриха, задача по установке камер фото- и видеофиксации уже перевыполнена на 38,13%. Выступая в Совете Федерации министр подчеркнул, что такой шаг был необходим из-за возросшей аварийности в ряде регионов. «На хорошей дороге водители превышают скорость и попадают в аварии. Предупреждение о наличии камер фотовидеофиксации заставляет водителей снижать скорость», — отметил Евгений Дитрих.
Первые стационарные комплексы фотовидеофиксации, «ловящие» нарушителей ПДД, появились в рамках программы «Повышение безопасности дорожного движения» в 2006–2007 годах. С тех пор камер на дорогах России становится все больше. На начало 2019 года в субъектах Российской Федерации насчитывалось 10,8 тыс. стационарных и 3,9 тыс. передвижных комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД. В течение прошлого года количество стационарных комплексов в стране увеличилось на 20%, передвижных — на 1%. Естественно, росло и количество зафиксированных нарушений, и объемы штрафов.
В Москве число нарушений и штрафов росло до последнего времени вместе с числом камер (график 3)
В этом отношении мы следуем (хотя фактически несколько отстаем) за общемировой тенденцией оснащения дорог камерами. И во всем мире практически сразу же начались споры о реальной эффективности этого механизма — и в странах, где камеры начали устанавливать раньше нас, эти споры еще идут. Так, в декабре 2015 года департамент транспортной безопасности Флориды провел исследование, которое показало, что с января 2012-го по сентябрь 2014 года, после появления на перекрестках штата камер, фиксирующих проезд на красный свет (у нас такие только планируют массово поставить), серьезных аварий стало больше почти на 15%. В ряде штатов США автоматическая фиксация нарушений с автоматической же выдачей штрафов просто запрещена — общественность против. Одной из наиболее частых причин такого запрета называют уязвимость автоматических решений к злоупотреблениям. Российский опыт показывает, что действительно такая уязвимость есть.
Выгодный сбой
Самый известный скандал с «письмами счастья», рассылаемыми водителям, произошел осенью 2013 года, когда краснодарцам начали массово приходить штрафы за превышение скорости, которые якобы зафиксировали комплексы «Арена». Суммы штрафов совокупно составляли десятки тысяч рублей, а нарушения иной раз происходили одновременно в двух местах и более. Ситуацией заинтересовалась Генпрокуратура, которая обнаружила, что сотрудники краснодарского ЦФАП ГИБДД, по версии проверяющего органа, занимались фальсификацией нарушений — реальная запись с камеры удалялась и подменялась фальшивкой.
Доход от парковок в Москве (график 4)
Скандал в Краснодаре — самый крупный, однако не единственный. Кроме чисто человеческого фактора комплексы фотофиксации нарушений имеют и сугубо технические проблемы. В 2016 году уже в Москве ГИБДД была вынуждена отключить более сотни комплексов «Стрелка-плюс», которые выписывали совершенно нелепые штрафы, например из-за отброшенной автомобилем тени, пересекающей сплошную. В ГИБДД тогда отметили, что ошибочно выписанные штрафы — это единичными случаями. Однако если вспомнить, что количество выписываемых камерами штрафов измеряется десятками миллионов, очевидно, что проверить на правомерность каждый штраф удается далеко не всегда. Сложившаяся же практика «презумпции виновности» водителя, когда проще оплатить штраф с 50-процентной скидкой, чем добиваться его отмены, только усугубляет проблему.
Причем до недавнего времени ею особенно и не занимались. А причина довольно банальна: штрафы оказались весьма привлекательным средством как для пополнения бюджета ряда регионов, так и для заработка частных структур.
«Всего в 2018 году в бюджеты регионов РФ поступило доходов от штрафов за нарушение ПДД на сумму 71,31 млрд рублей, что на 2,33 млрд больше, чем в 2017 году», — говорится в исследовании аудиторско-консалтинговой группы «ФинЭкспертиза» . В 2016 году эта цифра была еще меньше — 60 млрд рублей. Если при этом посмотреть на бюджеты регионов, то получается, что штрафы приносят не так уж и мало — в частности, один из тройки лидеров по объему штрафов, Татарстан, 1,06% своего бюджета в прошлом году заработал именно на штрафах. С бюджетом столицы несколько посложнее, однако, как ранее подсчитывала «ФинЭкспертиза», в 2017 году столичный бюджет получил от штрафов 16,6 млрд рублей (0,78% бюджета). А по данным Центра организации дорожного движения (ЦОДД), на обслуживание городских камер уходит всего 1,5 млрд рублей. Получаем 15,1 млрд рублей чистой прибыли. Неудивительно, что регионы закладывают штрафы с камер в бюджеты на будущие периоды.
Подобная практика возмущает не только рядовых автомобилистов. «Привязка к количеству правонарушений — исторически сложившаяся и абсолютно извращенная форма планирования», — отмечал ранее первый зампред комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков. Даже силовики видят проблемы. «В 2018 году в области дорожного движения средствами автоматической фиксации зафиксировано около 120 миллионов правонарушений. Это означает, что почти каждый житель России совершил административное нарушение», — обозначил проблему заместитель генпрокурора Александр Буксман. Хотя по-хорошему мерилом эффективности работы МВД должно быть уменьшение числа нарушений, а не их бурный рост и уж точно не пополнение бюджетов. Господин Буксман на профильном заседании поднял и еще один важный вопрос — государственно-частное партнерство в сфере контроля за дорогами. «Во многих субъектах Российской Федерации для создания систем фотовидеофиксации используется институт концессионных соглашений, заключаемых между органами власти и частными компаниями. Порой по их условиям предпринимателям причитается до 90 процентов доходов от штрафов, наложенных с помощью камер», — подчеркнул чиновник. То есть штрафы становятся источником прибыли для частного сектора.
Коммерсанты помогают штрафовать
Сама по себе идея ГЧП в теории хороша: если у бюджета региона лишних денег на камеры нет (даже простенькая «тренога» стоит от 700 тыс. до двух миллионов рублей в зависимости от комплектации). А вот поделиться с коммерсантами частью штрафа они вполне могут. Однако фактически в этом случае происходит подмена цели. Если изначальная цель состоит в снижении аварийности, то задача коммерсанта — извлечение коммерческой выгоды. И это ожидаемо приводит к обширнейшему перечню перегибов. Кроме привычки подобных дельцов «сидеть в кустах», так как до сих пор нет нормы, обязующей предупреждать водителей о видеофиксации знаком (вернее, норма есть, но она рекомендательная), камеры ожидаемо ставятся не там, где они снизят аварийность, а там, где можно больше «срубить» штрафов с водителей. Хорошим примером такой «дорожной ловушки» может служить участок дороги с разрешенной скоростью 60 км/ч, где без какой-либо причины висит знак с ограничением скорости «40». Если еще вспомнить, что Верховный суд признал в прошлом году законной установку камер под временными (желтыми) знаками, то создать такую скоростную ловушку еще проще. Достаточно «забыть» знак после дорожных работ. Это, кстати, косвенно подтверждает и статистика зафиксированных нарушений, где уверенно лидирует (70–80% штрафов) превышение скорости. Федерация автовладельцев России (ФАР), которая проверяла, как подобные камеры установлены, неоднократно находила небрежности и откровенные нарушения, которые, естественно, приводили к ошибочным и незаконным штрафам.
Подобная практика установки «треног» как попало уже привела к массовому недовольству водителей. К тому же она пагубно действует на систему обеспечения безопасности дорожного движения в целом. «Несколько лет назад мы проводили опрос, и большая часть автовладельцев считали, что камеры реально помогают снизить аварийность. Подобный же опрос недавно показал, что почти все считают камеры средством заработать денег», — говорит активист и координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. По его словам, эффективность штрафов как меры профилактики из-за порочных практик сведена на нет, так как «дорожные ловушки» изначально сделаны для того, чтобы водителя оштрафовать.
Фактически объемы злоупотреблений и несовершенства достигли таких масштабов, что теперь приходится в срочном порядке менять сложившуюся ситуацию. В апреле этого года вице-премьер Максим Акимов, курирующий вопросы транспорта, поручил Генпрокуратуре проверить законность установки частными компаниями средств видеофиксации на дорогах. А Владимир Путин в июле поручил изменить систему фотовидеофиксации нарушений ПДД — в том числе фактически запретить прятать камеры. Ну и наконец, важно, что штрафы, полученные за текущий год, пойдут в дорожные фонды напрямую.
Льем на асфальт
Раньше штрафы поступали в бюджет региона, в котором они были собраны. И регион распоряжался этими деньгами по своему усмотрению. С начала этого года собранные за нарушение ПДД штрафы пойдут в дорожные фонды. Напомним, дорожные фонды существуют с 2011 года, основной источник их пополнения — акциз на топливо. После того как в 2014 году был произведен налоговый маневр (пошлины на топливо снизили, а налог на добычу полезных ископаемых повысили), дорожные фонды сильно пострадали: в них стало поступать меньше денег. Если в 2016 году доход от акцизов на бензин составил 293 млрд рублей, то в 2017-м — 219 млрд.
Это и стало одной из причин того, что Минтранс решил перенаправить штрафы в фонды. Заодно субъекты федерации больше не смогут затыкать штрафами дыры в бюджете. Ранее Вячеслав Лысаков оценил закон как справедливый, так как это снизит мотивацию региональных властей гнаться за максимальной «доходностью» этой статьи.
Нечто подобное происходит и с платными парковками — правда, масштабы там немного другие. Деньги за стоянку в центре Москвы начали брать с ноября 2012 года, к настоящему времени зона платной парковки расширилась практически до МКАД. В других регионах, пусть и с некоторым запозданием, происходит тот же процесс. «Главная цель проекта платного парковочного пространства не получение дохода, а упорядочение парковки, сокращение числа нарушений, создание благоприятной, комфортной среды для пешеходов, городского транспорта и автомобилистов», — говорят в ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП).
Однако тарифы на парковки неуклонно растут, чем и объясняется заметный рост доходов от московских парковок в последние годы — 11,6 млрд рублей в 2018 году против 5,6 млрд рублей в 2017-м. Причиной роста самих тарифов городские власти называют переполненность парковок. «Когда количество парковочных мест заполняется более чем на 80 процентов, во всем мире есть один рецепт — увеличение цены парковочного места», — объяснял ситуацию мэр Москвы Сергей Собянин. Сейчас в городе свыше 81,8 тыс. платных парковочных мест, притом что, по данным ГИБДД, в 2019 году количество зарегистрированных в Москве машин составляет более 7,2 млн.
Однако не все принимают эту логику. Как ранее заявлял экономист Михаил Делягин, проблемы пробок решаются по принципу недобросовестных врачей из платных и дорогих клиник: лечить, но не до конца. В качестве истинной причины экономист назвал не комфорт жителей столицы, а опять-таки же больший объем штрафов и платежей за парковки.
Аналогичной точки зрения придерживается и Петр Шкуматов. «Платная парковка влияет на нарушение правил парковки только косвенно, — говорит он. — Если людям надо приехать, они приедут. И 380 рублей в час их не остановят. Кроме того, как ни парадоксально, платные парковки увеличивают загруженность прилегающих дорог». Оборачиваемость (количество приезжающих и уезжающих машин) на бесплатном месте в разы ниже. «Максим Ликсутов говорил про пять машин в день на одном парковочном месте). А значит, эти пять машин должны приехать и уехать. Как итог, движение в этих местах получается непропорционально интенсивнее — растет загрузка дорожной сети», — объясняет механизм г-н Шкуматов. И именно поэтому, по его оценкам, количество парковочных мест было в центре Москвы значительно сокращено, в противном случае весь центр стоял бы в бесконечной пробке.
Еще стоит напомнить, что кроме Москвы, где уровень жизни традиционно выше, недовольство граждан непопулярными мерами (а платные парковки — мера определенно непопулярная) оказалось настолько сильным, что вылилось в акты вандализма. Например, за две недели работы парковок в Воронеже пропали более 170 знаков о платной парковке и пострадали десятки паркоматов. Аналогичная история происходила в Санкт-Петербурге. Не стоит забывать, что эти парковки еще и оказались по итогу убыточными. В частности, на 115 млн рублей, которые были вложены в воронежские парковки, за год удалось заработать 86 млн рублей, из которых большая часть ушла на текущие нужды и налоги. ООО «Городские парковки», если верить их данным, на возврат инвестиций в воронежские парковки в итоге направили только 0,45 млн рублей.
В Екатеринбурге ситуация примерно такая же: в 2017 году МБУ «Городская служба автопарковок» заработало 8 млн рублей, а бюджет организации составил 28 млн рублей. По состоянию на прошлый год в систему парковок было вложено 300 млн рублей.
Очевидно, что проекты региональных платных парковок будут стараться подтягивать до «успешного» московского уровня, а значит, тарифы определенно будут расти.
И это без учета того, что нагрузка из налогов и платежей на население отнюдь не падает. Автовладельцам приходится дополнительно к этому списку платить еще и транспортный налог, на который приходится более половины всех имущественных налоговых поступлений от физических лиц (55%, или 132,1 млрд рублей в 2018 году).
А штрафы в России вовсе не такие низкие, как принято считать. Например, на среднюю зарплату немец может превысить скорость и заплатить штраф 57 раз, русский же, если штраф поднимут до трех тысяч рублей, — всего 15 раз. Сейчас пока еще 91.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl