В «Ведьмаке» много секса и крови, но это не новая «Игра престолов». Рассказываем, что пошло не так
На Netflix вышел, пожалуй, самый ожидаемый сериал года — «Ведьмак» по циклу книг польского писателя Анджея Сапковского. Шоу еще до выхода стали сравнивать с "Игрой престолов" — но приключения ведьмака Геральта из Ривии оказались гораздо слабее.
Что нужно знать о саге Анджея Сапковского
Все началось с того, что 38-летний работник торговли Анджей Сапковский предъявил претензии к подмастерью сапожника — из сказки, разумеется. Популярная история рассказывала о пронырливом башмачнике, победившем циклопических размеров дракона. Тогда Сапковский решил поучаствовать в конкурсе рассказов от журнала «Фантастика» и, так сказать, "прокачать" архетипичного героя: на смену сапожнику пришел мутант, специально обученный охоте на чудовищ и владеющий магией, оккультными практиками и умело управляющийся с мечом. Впоследствии история о ведьмаке Геральте из Ривии, также известном как Белый Волк, превратилась в сагу: открыв ее двумя сборниками рассказов исключительно об охоте на разных тварей, Сапковский продолжил еще шестью романами (в них Геральт уже невольно замешан в государственных переворотах и нескольких войнах).
Вскоре вселенная писателя разветвилась на несколько сюжетных линий, в которых помимо монстров на сцену вышли чародейки Йеннифер из Венгерберга и Трисс Меригольд (соратницы и заодно зазнобы героя), несколько других охотников на чудищ, принцесса Цири, долгое время ходившая в ведьмачках, бард-балагур и своего рода протопиарщик Лютик, воспевающий подвиги Белого Волка, и еще с полусотню действующих лиц. Охота на польскую нечисть быстро уступила магистральным сюжетам о войне супер-королевства Нильфгаард (отчасти пародирующий Третий Рейх) с альянсом северных правителей; расовой проблематике фэнтези-мира (все ненавидят эльфов и краснолюдов (как гномы, только крупнее); и, конечно, собственной версии Рагнарека, приближению которого Геральт должен воспрепятствовать.
Популярность ведмачьей одиссеи только возросла благодаря польским гейм-дизайнерам из CD Projekt RED, создавшим — пусть и с небольшими отклонениями от сюжета — вполне каноничный пересказ. После оглушительного успеха вполне кинематографичной игры The Witcher 3: Wild Hunt лучшие люди индустрии задумались, как перевести "Ведьмака" на большие экраны. Рассказываем, почему у них не получилось.
Это не «Игра престолов»
Первым делом пресса начала сравнивать еще не вышедшего «Ведьмака» с «Игрой престолов». Такая компаративистика вполне оправдана: только закончился один масштабный огнедышащий эпос как начался другой; «ответ Netflix HBO;» игра ва-банк — «Ведьмак» стоит больше «Игры» и явно собирается оккупировать территорию в пределах фэнтези-координат. При этом никто не хотел подражания и — увы — лучше бы оно было.