От книжного колеса до букридера
Иллюстрированная история устройств для чтения
Оптика и освещение
Особая роль в общении с книгой принадлежит оптике. Очки, линзы, монокли, лупы — до их появления людям с плохим зрением приходилось читать лишь написанное крупными буквами либо использовать линзу. Древнеримский философ Сенека предлагал применять в качестве линзы наполненную водой прозрачную стеклянную колбу. В IX веке арабский учёный Аббас ибн Фирнас заменил колбы на «читальные камни» — большие прозрачные минералы, которые клали на страницы манускриптов для увеличения изображения.
В 1240 году на латинский язык перевели семитомный труд «Книга оптики» другого арабского мыслителя — Ибн аль-Хайсама (Альхазена), описавшего сферические стёкла для увеличения предметов. После этого полукруглые выпуклые стеклянные линзы, которые клали прямо на текст, вошли в практику монастырского чтения в Западной Европе.
Кто изобрёл очки — доподлинно неизвестно. Первые документальные свидетельства об их существовании относят к 1289 году. А уже в 1306 году флорентийский священник Джордано да Ривалто демонстрировал прихожанам очки как «одно из полезнейших приспособлений в этом мире». О предназначении очков замечательно написал в «Истории чтения» современный канадский писатель Альберто Мангель: «Очки — это съёмная функция тела, маска, через которую мы видим мир, ваше личное насекомое, вроде ручного богомола. Они скромно усаживаются, скрестив дужки, на стопке книг или терпеливо стоят на замусоренном столе, они стали эмблемой читателя, знаком его присутствия, символом его искусства».
До XVI века очки делали только с выпуклыми стёклами, поэтому ими пользовались исключительно дальнозоркие люди. Потом появились очки с вогнутыми стёклами для близоруких. В XX веке изобретатели направили свои усилия не столько на улучшение качества зрения в целом, сколько на создание оптических приспособлений специально для чтения. Появились даже призматические очки, изменяющие угол зрения на 90о. В них можно читать лёжа, не поднимая головы. Такие очки были одно время популярны у любителей читать в кровати, именуемых «либрокубикуларистами» (от латинских слов liber — свобода и cubiculum — спальня).
Для удобства чтения книга нуждается в освещении. В доэлектрическую эпоху в тёмное время суток читали при свечах, и многие изобретатели искали способы усовершенствования этого процесса. Один из них описан в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Героиня «попросила достать фонарик, прицепила его к ручке кресла и взяла из своей сумочки разрезной ножик и английский роман». Фонариками для чтения в то время пользовались довольно широко. Это было нехитрое устройство со свечкой внутри стеклянного корпуса, рефлектором и металлической ручкой для крепления. С ним читали в поездах и гостиницах при нехватке общего освещения.
Сейчас существует множество книжных светильников. Один из них, запатентованный в 1995 году как лампа, экономящая заряд элементов питания, долго пользовался большим спросом. Лампа работает следующим образом: включается микровыключатель и ток от микроэлементов питания поступает через микрорезистор и провод на светодиод (см. рисунок ниже).
Светоизлучающий диод — полупроводниковый прибор, создающий оптическое излучение при пропускании через него электрического тока в прямом направлении. Светодиоды безопасны и экологичны, обладают длительным сроком службы и широким цветовым спектром.
Самый простой современный вариант — фонарик-клипса, он крепится на книжный разворот. Такой светильник может имитировать настольную лампу, бельевую прищепку, насадку для душа, USB-флешку и т. д.
Среди новых изобретений есть, например, акриловая линза со светодиодной подсветкой, которую кладут поверх страницы книги. Такая линза освещает всю страницу равномерно и без бликов. Лёгкая и компактная (24 × 17 × 1,27 см), она рассчитана на сорок часов чтения в темноте, но может использоваться и как книжная закладка. В одной из моделей в неё встроена линза для чтения текстов с мелким шрифтом.