Как расширить ядро
Наибольший рост конкурентоспособности в последние десять лет показали локальные отрасли, ориентированные преимущественно на внутренний рынок. Именно они, а также перерабатывающие отрасли, смежные с ядром специализации, должны быть в фокусе государственной поддержки

Санкционная война, развязанная недружественными странами против России, привела к решительной реструктуризации внешней торговли нашей страны. Многие хозяйственные игроки потеряли иностранных поставщиков и покупателей за рубежом и вынуждены искать новых контрагентов на других рынках, включая внутренний. Российская экономика вошла в полномасштабный структурный кризис, текущая фаза которого по счастливому стечению обстоятельств приходится на период высокой конъюнктуры цен на товары нашей традиционной экспортной корзины. Вместе с резким сжатием импорта это привело к формированию значительного положительного сальдо внешней торговли: за первые три квартала 2022 года оно достигло, согласно публичной оценке первого заместителя руководителя ФТС Руслана Давыдова, 251 млрд долларов (+93% к соответствующему периоду 2021 года) при экспорте в 431 млрд (+25%) и импорте в 180 млрд (−16%). Значительный внешний профицит и сверхплановые нефтегазовые доходы казны определяют в целом мягкие бюджетные ограничения в экономике в первой фазе структурного кризиса, что обусловило весьма скромные цифры спада ВВП в нынешнем году.
Тем не менее очевидно, что процесс структурной перестройки растянется на несколько лет, и было бы опрометчиво пускать его на самотек. Времена, когда российские чиновники стеснялись промышленной политики, смеем надеяться, прошли. Сейчас как никогда остро стоит вопрос целенаправленной поддержки ряда отраслей в расчете на долгосрочный рост конкурентоспособности. Но на какие отрасли есть смысл сделать стратегическую ставку?
Отраслевая «сегрегация» на подступах к кризису
Реальный сектор российской экономики подошел к нынешнему внешнему шоку четко сегментированным по отраслевому признаку (см. график 1). В ядро специализации (сюда мы относим отрасли, более половины валовой добавленной стоимости которых экспортируется) вошли топливно-энергетический комплекс, металлургия и деревообработка. К зависимым отраслям (здесь правит бал импорт — соотношение последнего к валовой добавленной стоимости превышает 60%) относятся текстильная промышленность, фармацевтика, практически все машиностроение, производство резиновых и пластмассовых изделий, мебели, прочих готовых изделий. В группу локальных отраслей (приоритет внутреннего рынка над внешними потоками) попали агропромышленный комплекс, целлюлозно-бумажная промышленность и полиграфия, а также выпуск строительных материалов, готовых металлических изделий и прочих транспортных средств (кроме автомобилей).
График 1. Классификация отраслей российской экономики по силе зависимости/ориентации на внешние рынки*
Такая отраслевая «сегрегация» хорошо известна: уже много лет говорится о сырьевой специализации экономики России и зависимости от импорта продукции с высокой добавленной стоимостью. Получается, что за последние годы мы не смогли добиться никакого прогресса в конкурентоспособности? На самом деле не совсем так.
Рассмотрим конкурентоспособность отраслей экономики России в динамике за последние десять лет (см. график 2). Измерять будем нашим индексом чистых сравнительных преимуществ**, отражающим интенсивность внешней торговли продукцией отрасли по сравнению с другими странами и знак внешнеторгового сальдо. Индекс выше нуля указывает на преобладание экспорта над импортом, и наоборот.
** Индекс впервые представлен в работе: Andrey Gnidchenko, Vladimir Salnikov (2015). Net comparative advantage index: Overcoming the drawbacks of the existing indices. HSE, Basic Research Program Working Paper WP BRP 119/EC/2015.
График 2. Как изменялся индекс конкурентоспособности отраслей за последние 10 лет
Индекс чистых сравнительных преимуществ страны по каждой отрасли рассчитывается как отношение чистого экспорта (то есть экспорта за вычетом импорта) продукции отрасли к ВВП страны, нормированное на отношение оборота мировой торговли этим товаром к глобальному ВВП. Таким образом, учитывается как внешнеторговое сальдо, так и относительная значимость торговли продукцией отрасли для страны по сравнению с мировой экономикой. Последнее обстоятельство и позволяет относить наш показатель к категории индексов сравнительных преимуществ.
По отраслям ядра специализации конкурентоспособность России оставалась высокой на протяжении всего периода. Но если в добыче нефти и производстве нефтепродуктов наращивание конкурентоспособности остановилось с 2015 года (то есть как раз после девальвации рубля и «крымских» санкций), то в деревообработке оно продолжалось, а в металлургии лишь затормозилось до пандемии.