Как прокаталась сталь
Российские производители металлургического оборудования пытаются снизить зависимость отрасли от импортных поставок прокатных валков
Потребность в одном из важнейших элементов прокатного производства — прокатных валках — Россия до последнего времени покрывала в основном за счет импортных поставок — из Украины и европейских стран. Сейчас, учитывая ситуацию, придется надеяться на собственные возможности. Производители обещают, что вполне могут справиться с этой задачей, хотя, по мнению аналитиков, далеко не по всем видам валков можно быстро добиться полной независимости.
Без валков никуда
Прокатный валок — это рабочий элемент прокатного стана цилиндрической формы. Проходя между двумя валками, металл обжимается, что придает ему нужную форму и размер, и благодаря этому с прокатного стана выходит разнообразная продукция — от стальных листов нужного размера и конфигурации до фольги. Сфера применения этой прокатной продукции огромна — машиностроение, судостроение, строительство, автопром и так далее.
Отсутствие такого расходного элемента, как валки, грозит остановкой сначала прокатных станов, а с ними и металлургических заводов.
Благодаря вводу в строй третьей машины центробежного литья валков Магнитогорский завод прокатных валков (МЗПВ, входит в группу ММК) рассчитывает полностью удовлетворить потребности российских металлургических предприятий. Как пояснили на предприятии, новая машина немецкой компании Kuettner будет выпускать валки диаметром до 1500 мм и длиной до 3500 мм. Сортамент новой машины позволит, используя в том числе новые материалы, расширить номенклатуру продукции для прокатных станов в стране. Суммарный объем инвестиций в строительство нового промышленного объекта составил около 1,5 млрд рублей.
«Ранее подобные валки в Россию поставлялись из Украины и стран Евросоюза, — заявил начальник производства ЗАО МЗПВ Евгений Скрипкин. — Производственных мощностей новой машины центробежного литья валков вполне достаточно для удовлетворения потребностей всех российских прокатных станов, включая площадки промышленных гигантов — ММК, Новолипецкого меткомбината и “Северстали”. Это примерно две тысячи валков в год, начало поставок которых МЗПВ гарантирует потребителям уже в ближайшее время».
В начале этого года состоялось событие не менее значительное: Кушвинский завод прокатных валков (КЗПВ) запустил первый отечественный комплекс полного цикла по производству прокатных валков для станов-5000 массой более 60 тонн.
Стан-5000 — прокатный стан для получения листового проката шириной до 5 метров и длиной до 24 метров. Валки массой более 60 тонн используются для проката толстого листа, который применяется при производстве труб большого диаметра для нефтегазопроводов, строительстве мостов и в судостроении.
Ранее отечественные металлургические предприятия были вынуждены закупать такие валки за границей, в основном в Германии, Японии и Китае. Создание же нового производства у себя в стране снизит долю импорта на этом рынке со 100 до 65%.
По данным из открытых источников, из 30 существующих в мире комплексов «стан-5000» в России работает три — на «Северстали», Магнитогорском металлургическом комбинате и Выксунском металлургическом заводе. Именно в Выксу под Нижним Новгородом и будут отправлены первые кушвинские 60-тонники.
Как пояснила в беседе с «Экспертом» руководитель КЗПВ Алевтина Мурикова, на предприятии свою программу технического и технологического развития с ориентацией на импортозамещение и расширение экспорта начали выстраивать еще с 2014 года. «Основные результаты, которых нам удалось добиться к текущему моменту, — освоение широкого сортамента листопрокатных валков для станов горячей прокатки, вплоть до рабочих валков для станов-5000, — продолжила Алевтина Мурикова. — Мы продолжаем развиваться в данном направлении и готовы совместно с нашими заказчиками осваивать производство наиболее значимых для них позиций прокатных валков, которые еще не производятся в России».
Инвестиции в создание комплекса составили свыше 458 млн рублей. Оборудование для термической, токарной и фрезерной обработки на 402 млн рублей было приобретено с привлечением трех займов федерального Фонда развития промышленности (ФРП). Как поясняет ФРП в своих отчетах, первый этап выделения средств был начат в 2020 году, второй и третий — в январе текущего года. Кроме того, были привлечены 56,1 млн рублей от Фонда технологического развития промышленности Свердловской области.
Кто валок к нам приволок?
Как отмечают эксперты, в принципе, отечественные производители и раньше вполне могли закрыть потребности в валках своими силами. У нас делали практически все виды (за исключением валков для стана-5000), причем как кованые, так и литые. «Если говорить о разнице между этими валками, то считается, что литые обходятся дешевле в производстве, — отметил один из аналитиков. — Но при литье возникает такая проблема, как образование различных пустот. Они не видны, но в итоге могут привести к более скорому выходу такого валка из строя. Кованые стоят дороже, но при этом они более надежны». Именно кованые валки поставляли до последнего времени в Россию украинские производители, причем по демпинговым ценам.
Причина, по которой Украина могла играть на понижение, — наличие в стране Новокраматорского машиностроительного завода (НКМЗ) — крупнейшего со времен СССР производителя прокатных валков. Как отмечали украинские аналитики, это крупное предприятие с замкнутым циклом производства. В 2018 году основными рынками сбыта продукции НКМЗ были Россия (45% объема продаж) и Украина (30,3%). Остальной объем шел в страны Европы, Ближнего Востока и Средней Азии.
С украинским демпингом пытались бороться начиная с 2011 года, когда Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) ввела 26-процентные антидемпинговые пошлины. Но уже в начале 2015 года эксперты ЕЭК признали: меры не действуют. «Несмотря на то что с 2011 года действовала антидемпинговая пошлина, в 2013 году по сравнению с 2010 годом средневзвешенная цена стальных кованых валков из Украины снизилась на 1%, хотя цена на аналогичные валки из третьих стран в то же время выросла на 18%», — отмечалось в докладе комиссии. По данным ЕЭК, в среднем валки НКМЗ оказывались вдвое дешевле аналогичной продукции из третьих стран-импортеров. Причина, по их словам, заключалась в неисчерпанном экспортном потенциале: «По имеющимся данным, в среднем степень загрузки производственных мощностей основного украинского экспортера прокатных валков составляет порядка 50%. Одновременно прогнозируется снижение внутреннего спроса на прокатные валки на рынке Украины».
В этой ситуации российские производители валков требовали сохранить и ужесточить заградительные пошлины, тогда как потребители этой продукции заявляли о необходимости снять ограничения. Как бы то ни было, сегодня проблема украинского импорта отпала сама собой.
Впрочем, сегодня практически все данные по производству, ценам и спросу на эту продукцию в России закрыты. На это указывают и ряд отраслевых аналитиков. Причем молчание хранят как производители: Уральский завод тяжелого машиностроения, Электростальский завод тяжелого машиностроения, «ОМЗ-Спецсталь», ММК, в состав которого входит Магнитогорский завод прокатных валков, — так и потребители: «Северсталь», «Евраз», НЛМК, ОМК. Ответ на запрос «Эксперта» по этой теме пришел только из Кушвы.
Три года назад информации было больше. «В 2017 году компания закупила около 880 валков, в 20182019 годах объем закупок примерно аналогичен, — делилась со СМИ данными прессслужба “Северстали”. — Поставки российских производителей растут: с 27% в 2017 году до 41% в 2018 году».
По мнению промышленного эксперта Леонида Хазанова, сегодня в силу закрытости информации затруднительно оценить состояние рынка прокатных валков в России, спрос, производство и цены. Хотя в среднем, по его словам, цены растут на 10% ежегодно.
Эх, прокатаю!
Как отмечает Леонид Хазанов, пока санкции металлургического оборудования не касаются, но он допускает, что и итальянская Danieli, и немецкая SMS Group присутствие в России все-таки сокращают, в том числе из-за отсутствия масштабных металлургических проектов.
«Формально от импорта в этом сегменте мы сейчас не зависим, и ввоза валков из-за рубежа почти нет, — отмечает он. — Наверное, это неплохо. Но для масштабного развития этого сектора в России ключевым вопросом является наличие современного оборудования и обеспечение его необходимыми запчастями. Пока акцент в его обновлении делался на использование зарубежных агрегатов, и компоненты к ним были тоже иностранные».
В свою очередь, завкафедрой обработки металлов давлением НИТУ МИСиС Александр Алещенко на вопрос, могут ли возникнуть проблемы, если Европа закроет поставку российским металлургам самих прокатных валков или других комплектующих, ответил оптимистично: «Пойдем за ними на Восток, где есть все, причем любого размера». Что же касается импортозамещения на иностранном оборудовании, то и в этом ничего зазорного нет. «В конце концов, нельзя же полностью производить все у себя, начиная с материалов и заканчивая станками и машинами, чтобы потом гордо заявить о полном избавлении от иностранных поставок, — поясняет он. — Должен быть разумный и прагматичный подход: есть то, что мы можем сделать сами и сейчас, некоторые технологии нужно разработать, а что-то можно и купить, если возникнет необходимость». К тому же, по его словам, за последние годы наша промышленность прошла этап переоснащения и на многих предприятиях появилось много уникального оборудования. Его необходимо задействовать через кооперацию, то есть производить конечную продукцию, не приобретая недостающего оборудования, а выстраивая эффективные производственные цепочки, включая в них недостающее оборудование, которое находится на «чужих» промышленных площадках. Это значительно сократит и время производства, и затраты на дооснащение.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl