Как оставить лес в России
Деревообрабатывающие производства ищут возможности нарастить внутреннее потребление своей продукции и тем самым компенсировать потерю доходов от экспорта в Европу
В 2022 году Росстат зафиксировал падение объемов производства почти во всех сегментах лесопромышленного комплекса. Так, выпуск фанеры снизился на 28,8%, пеллет — на 19,5%, древесноволокнистых плит — на 12,1%, древесностружечных плит — на 10,5%. Отечественный ЛПК в минувшем году столкнулся с беспрецедентным санкционным давлением. Евросоюз пятым и восьмым пакетом санкций запретил поставки на свою территорию соответствующей российской продукции. Против лесопромышленного комплекса сыграл также рост транспортных затрат, усложнение логистики, уход западных партнеров и укрепление рубля.
В итоге экспорт продукции ЛПК из России в 2022 году относительно 2021 года сократился по всей линейке продукции: пиломатериалов — на 22% (до 23,5 млн кубометров), фанеры — на 34% (до 1,98 млн кубометров), пеллет — на 26% (до 1,8 млн тонн). Это вынудило российские компании сокращать объемы выпуска и искать новые рынки сбыта — как за границей, так и внутри страны.
Путь к себе
«Производство круглого леса и пиломатериалов в 2022 году сократилось на 20 процентов от плановых показателей», — рассказывают в группе компаний «Вологодские лесопромышленники» (ВЛП). Помимо санкций на компанию существенное влияние оказало сокращение возможности отправки грузов морем, что привело к повышению транспортных расходов.
В 2022 году объемы производства упали на всех комбинатах компании «Свеза», крупного производителя фанеры. «Внутренний рынок всегда был для нас одним из самых приоритетных, на него приходилось порядка трети от общего объема поставок. Сейчас эта доля увеличилась, и мы продолжаем на нашем рынке укрепляться. Что касается экспорта, то мы активно развиваем сотрудничество со странами, не затронутыми ограничениями. Это СНГ, Азия, Африка и Латинская Америка», — рассказали на предприятии.
В агентстве WhatWood отмечают, что полностью переориентировать российский экспорт с западного направления на восточное в среднесрочной перспективе вряд ли удастся. Во-первых, западные клиенты были готовы платить за качество высокую цену. Однако Китай или Индия этим похвастаться не могут. К тому же, например, на российские пеллеты в Азии нет такого спроса, как в Европе. Во-вторых, при экспорте продукции с северо-запада России в Китай сложная логистика и дорогая транспортировка съедает всю доходность.
«Рост внутреннего спроса на продукцию ЛПК — это одна из точек роста, в которой российским лесопромышленникам необходимо искать резервы. Развитие деревянного домостроения, развитие внутреннего рынка древесной биоэнергетики — ниши, над которыми необходимо работать», — отмечают в Союзе лесопромышленников и лесоэкспортеров России.
Что стоит дом построить
Во время совещания, посвященного проблемам российского ЛПК, Владимир Путин поручил принять меры для развития деревянного строительства в России. Он говорил о необходимости повысить объем и доступность ипотеки на строительство индивидуальных домов из древесины, а также задействовать малоэтажные деревянные дома заводского изготовления в программе расселения аварийного жилья.
По данным Росстата, на рынке ИЖС около 21% приходится на деревянное жилье. По итогам 2021 года объемы такого строительства достигли рекордных 10,8 млн кв. м. «Однако реальный объем возводимых в России домов с применением конструкций из дерева существенно выше», — отметил глава Рослесинфорга Павел Чащин. По оценкам организации, около 40% занимают дома на основе деревянного каркаса с многослойными стеновыми конструкциями, а также комбинированные дома. «Таким образом, суммарно за 2021 год в стране было введено около 20 миллионов квадратных метров жилья с использованием деревянных несущих конструкций и материалов», — добавил глава Рослесинфорга.
Однако в 2022 году объем строительства сократился на 2050% по сравнению с 2021 годом, говорят в Ассоциации деревянного домостроения.
Проникновение ипотеки в ИЖС остается низким: по оценке «Дом.РФ», в 2022 году с использованием кредитов строился лишь каждый десятый индивидуальный дом. «В перспективе может строиться каждый второй», — считает директор развития жилищной сферы «Дом.РФ» Евгений Квасенков.
Развитие ипотеки на ИЖС по-прежнему ограничивается отсутствием рынка стандартных, ликвидных частных домов. Это повышает риски кредитования и делает невозможным такой же уровень ставки, как в случае с многоквартирным жильем. Чтобы исправить ситуацию, «Дом.РФ» совместно с Минстроем провели Всероссийский конкурс типовых проектов индивидуальных и малоэтажных домов и социально-культурных объектов с использованием деревянных конструкций, а затем сформировали реестр таких проектов. Они уже начинают применяться. При ипотечном кредитовании банк берет в залог землю и сам дом после его постройки и регистрации.
Для дальнейшей стандартизации частного домостроения может использоваться и новый механизм — индустриальное жилищное строительство, когда средства граждан привлекаются на счета эскроу, а подрядчик ведет строительство с привлечением средств проектного финансирования. Кроме того, скоро будет запущена программа поддержки производителей деревянных домокомплектов: в случае приобретения домокомплекта стоимостью до 3,5 млн рублей покупатель может получить скидку 10%, которую производителю субсидирует государство.
«Мы крайне настороженно относимся к тому, что частное деревянное домостроение может “вытянуть” российский ЛПК. Главная проблема: деревянный частный дом — это дорого. Дом из клееного бруса или CLT-панелей — это не массовый сегмент, а премиум-класс. В условиях снижения реальных располагаемых доходов населения и общей экономической неопределенности возможности граждан построить частный деревянный дом очень ограничены», — считают в WhatWood.
Более оптимистично в агентстве смотрят на строительство деревянных общественных зданий — школ, детских садов, почтовых отделений, административных центров, а также домов в рамках программы расселения аварийного жилья.
В некоторых регионах уже существуют подобные проекты. Так, в Коми по заказу компании «Лузалес» был разработан проект типовых многоквартирных жилых домов, которые будут построены с использованием МХМ-панелей (немецкая технология Massiv-Holz-Mauer). МХМ-панель представляет собой деревянную многослойную конструкцию, изготовленную на специализированном оборудовании. Панели собираются как конструктор. Они изготавливаются из сухих пиломатериалов, которые не дают усадки. Это позволяет вести отделочные работы непосредственно после монтажа.
Согласно проекту, в четырехэтажных зданиях площадью от 3500 до 5500 кв. м будет расположено порядка 88 жилых помещений. «Реализация этого проекта в Республике Коми в первую очередь может стать решением при переселении граждан из аварийного жилья в просторные и комфортные квартиры», — говорят в «Лузалесе».
Обогреем эффективно
До ввода санкций в Европу поставлялся практически весь объем производимых в России пеллет — спрессованных отходов деревообработки, которые используются как биотопливо. Теперь ввоз такой продукции в ЕС запрещен, и в России задумались над тем, как перевести собственные котельные на это экологичное топливо. «В России избыток мощностей по пеллетам, которые создавались преимущественно на северо-западе страны под европейские рынки», — рассказывают в Союзе лесопромышленников и лесоэкспортеров.
В Минпромторге «Эксперту» пояснили, что использование пеллет на внутреннем рынке не превышает 10% от общего производства. Чтобы помочь производителям и нарастить сбыт пеллет внутри страны, президент на недавнем совещании распорядился в ближайшие два года выделить не менее 15 млрд рублей инфраструктурных бюджетных кредитов на перевод муниципальных котельных на пеллеты. В России уже есть опыт использования котельных, работающих на древесном биотопливе, в том числе в Республике Коми, Хабаровском крае, Архангельской области. В Минпромторге отметили, что использование пеллет в коммунальной теплоэнергетике становится экономически целесообразным более чем через 20 лет при наличии достаточного объема биотоплива с гарантированными ритмичными поставками и средним логистическим плечом 100 км.
«Выделенные средства помогут ускорить перевод котельных на древесное биотопливо в регионах и особенно в труднодоступных населенных пунктах, подвоз к которым традиционного топлива (угля, мазута, газа) ограничен», — добавили в министерстве.
Кроме того, сейчас повышается спрос на пеллеты со стороны домохозяйств, особенно тех, где отсутствует газоснабжение. Как объяснили в магазине TeploSvarka.ru, обогрев помещений биотопливом в разы эффективнее, чем дровами. Так, для поддержания комфортной температуры в доме дрова в котел нужно закидывать раз в пять-шесть часов. В пеллетный котел топливо поступает из специального бункера, который заполняется раз в неделю. Такая система может поддерживать в доме заданную температуру, автоматически включаясь и выключаясь. И хотя пеллетные котлы в среднем стоят 100 тыс. рублей, то есть на 5570 тыс. дороже дровяных, окупаются они быстрее. Теплоотдача биотоплива в два — два с половиной раза выше, чем у дров. По данным TeploSvarka.ru, часто покупатели сначала приобретают дровяной котел, а через три-четыре месяца возвращаются, чтобы докупить к нему пеллетную горелку и бункер. За счет этого обычный дровяной котел быстро превращается в полноценную биотопливную систему отопления.
Бумага все стерпит
В группе компаний «Карелия Палп», основным продуктом которой является газетная бумага, экспорт превышал 80% от всего объема производства. Уход крупных логистических компаний с российского рынка в компании назвали не иначе как шоком: «Это создало серьезные проблемы, ведь каждые сутки мы отправляем две тысячи тонн, или сто вагонов, готовой продукции. И получаем столько же вагонов леса и других грузов».
Для сохранения и развития производства компания решила расширить ассортимент своей продукции. «В 2022 году мы вышли на рынок B2C с нашим новым продуктом — потребительской бумагой EKKO формата А4. Сегодня продукцию Кондопожского ЦБК можно найти в свободной продаже в крупных интернет-магазинах и торговых сетях. Мы также прикладываем немало усилий для выпуска важного для нас и для отрасли продукта — растворимой целлюлозы», — говорят на предприятии.
Нарастил выпуск и пермский производитель мелованной бумаги и картона «Кама». Именно на его бумаге печатается «Эксперт». Ранее журнал использовал финскую продукцию, однако после начала СВО европейцы ушли с российского рынка. В итоге «Кама» стала монополистом в сфере тонкой журнальной бумаги, и цена на нее за год поднялась примерно на 50%.
В Союзе лесопромышленников и лесоэкспортеров отметили, что в случае деревообрабатывающих компаний спрос на внутреннем рынке вряд ли сможет полностью компенсировать потери от закрытия западных границ. В то же время производство разных типов бумаги и картона даст России возможность заместить продукцию, которая ранее поставлялась из недружественных государств, и наконец развить в стране глубокую переработку древесины.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl