Премьера «Кабаре», одного из самых известных мюзиклов в истории музыки

ЭкспертКультура

«Кабаре» в Театре Наций: искушение зрителя

В Театре Наций — премьера «Кабаре», одного из самых известных мюзиклов в истории музыки

Вячеслав Суриков

В роли конферансье — звезда театра «Сатирикон» Денис Суханов

Это первая в России лицензионная постановка мюзикла, считающегося одним из величайших в истории и увековеченного еще и очень удачной кинематографической версией. Даже в России, несмотря на то что фильм Боба Фосса, будучи снят в начале 1970-х, вышел в еще советский прокат только в самом конце 1980-х, это один из самых известных и популярных мюзиклов — номера, звучащие в нем, почти у всех на слуху. Но в обойму самых разнообразных бродвейских мюзиклов, русские версии которых шли чередой на московской сцене в 2010-годы, он не попал. Возможно, потому, что этот мюзикл не относится к категории исключительно развлекательных произведений. Мрачным финалом в мюзикле едва ли можно кого-то удивить, но сначала отечественный зритель должен был получить исключительную порцию финалов счастливых, и только потом, пережив опыт начала 2020-х годов, он, возможно, будет готов к восприятию истории без счастливого конца.

Евгений Писарев — признанный мастер режиссуры. У него за плечами работа над постановкой и драматических спектаклей, и мюзиклов, и опер. Но в мюзиклах он реализует свой талант наиболее ярко, здесь ему в России едва ли есть равные. Ему как никому другому удается выходить из пространства драмы, когда актеры говорят словами, в пространство музыки, где они начинают петь, так что шов, соединяющий их, остается незаметен. Он словно бы чувствует их в равной степени, не отдавая предпочтения ни одному из них, оттого они и получаются у него сбалансированными. В «Кабаре» в Театре Наций среди исполнителей преобладают драматические актеры, обладающие великолепными вокальным данными и одновременно богатым и разнообразным актерским опытом. Но это не значит, что слова в их ролях становятся важнее. Они остаются на своем месте, вот только музыкальные и танцевальные номера стали еще выразительнее, еще более насыщенными драматическим содержанием, иногда достигая предельных значений.

Роль одного из центральных персонажей — Салли Боулз — играет Александра Урсуляк. Она играет фантастически хорошо, ничуть не уступая Лайзе Минелли — исполнительнице в канонической киноверсии мюзикла. Но если в карьере Минелли эта роль, принесшая ей всемирную известность, стоит особняком, она словно была рождена только для этой роли, вложив в ее исполнение весь свой потенциал и в ней же его исчерпав, то в списке ролей Александры Урсуляк это одна из вершин, и мы пока не знаем, сколько их еще будет в ее карьере. Роли Салли Боулз в театральной карьере Александры Урсуляк предшествовала двойная роль в «Добром человеке из Сезуана» Бертольта Брехта в постановке Юрия Бутусова, где она играет сразу двух персонажей и совершает в финале спектакля энергетический взрыв, произнося незабываемый монолог «Как можно оставаться добрым». Этот монолог, который звучит в сопровождении ансамбля «Чистая музыка», — один из впечатляющих музыкальных номеров в отечественных драматических спектаклях. Такое не забывается.

Юрий Бутусов поставил «Доброго человека из Сезуана» на сцене Театра имени Пушкина уже в бытность Евгения Писарева его художественным руководителем, как и еще одну пьесу Брехта «Барабаны в ночи», где тоже играет Александра Урсуляк. Исток бешеной энергетики «Кабаре», его эротизм — еще из этих спектаклей. Мир Бертольта Брехта, созданный Юрием Бутусовым на сцене Театра имени Пушкина, пересекается с «Кабаре» Евгения Писарева в исполнительнице главной героини. Салли Боулз, сыгранная актрисой, прошедшей через школу «Доброго человека из Сезуана», слишком отличается от Салли Боулз Лайзы Минелли, которая готова забыть обо всем в тот момент, когда она поет. Музыкальные номера в ее исполнении могут существовать и вне контекста всей истории. Чтобы понять, о чем поет Александра Урсуляк, надо посмотреть весь спектакль. Евгений Писарев сделал ставку на целостность всей истории. Он не позволяет зрителям забыть о сюжетной линии ни на одно мгновение. «Кабаре» — мюзикл о том, как история надвигается на человека и подминает его под себя, и мы видим ее движение в каждом танцевальном па кордебалета, мы слышим ее в каждой ноте, звучащей со сцены.

«Кабаре» на сцене Театра Наций затевает опасную игру со зрителем: спектакль не пытается ему понравиться, не пытается подцепить его эмоции мелодраматическими крючками, — он рассказывает драматическую историю, которая в исторической перспективе обращается в трагедию. Мы не видим на сцене этой трагедии, но мы знаем о ней. Мы видим персонажей, танцующих на краю бездны, и мы можем представить, сколько еще шагов им осталось до того, как они в нее окончательно сорвутся. Герои ничего об этом не знают, они живут так, будто у них еще все впереди и все, что с ними происходит, — это всего лишь мелкие неурядицы, о которых они скоро забудут, скоро удача будет на их стороне, надо только продолжать жить, не останавливаться. И они не могут остановиться, каждый из них шагает в бездну своей дорогой, и только одному герою, наивному американцу, удается ее обойти. Он здесь, чтобы дать шанс на спасение Салли Боулз: каким-то образом она его заслужила, она — та, кто может вырваться из числа обреченных, но она этого не делает. Все остается на своих местах. Все идет так, как должно быть.

В роли конферансье — Денис Суханов, один из ведущих актеров «Сатирикона», актер с отличными вокальными данными и мастер создания гротескных персонажей. Конферансье в «Кабаре» существует лишь внутри музыкального шоу. Он настолько его неотъемлемая часть, что авторы либретто лишили его биографии. Мы не знаем, кто он и откуда. Он — музыка, он — танец, он — эротический нерв. Его номер Money, Money — парафраз куплетов Мефистофеля из «Фауста» Шарля Гуно. Но он не Мефистофель, он, скорее, один из его приближенных, подобно булгаковскому Коровьеву — шут при дьяволе, который на сцене Театра Наций с декабря прошлого года появляется в грандиозном творении Робера Лепажа «Мастер и Маргарита». Денис Суханов играет именно этот мотив. Он готовит человека к встрече с дьяволом. Он обольщает, развращает его, и зритель «Кабаре» может почувствовать силу его воздействия на самом себе. Конферансье Дениса Суханова раздвигает художественное пространство мюзикла и перемещает зрителей в прошлый век, начало 1930-х, в Берлин накануне исторической катастрофы.

Персонаж Сергея Кемпо — Клиффорд Брэдшоу, заброшенный в Германию волей случая, по какой-то нелепой прихоти: ему кажется, что именно там к нему придет авторское вдохновение, но вместо этого он становится свидетелем исторических событий. Это тот персонаж, с помощью которого зритель может проникнуть внутрь постановки — тот, с кем он может себя ассоциировать. Клиффорд Брэдшоу — чужеродный элемент в этой исторической реальности. Он почти призрак. У него есть необходимая доля отстраненности от сюжета, которая позволяет ему за всем наблюдать, понимать, что происходит, и при этом быть лишенным способности на что-либо повлиять. Он с другой планеты, в существование жизни на которой не в состоянии поверить никто, даже живущая с ним в одной комнате Салли Боулз. Ей проще сделать аборт, чем родить ребенка в призрачном браке с Клиффордом Брэдшоу. Вместо того чтобы уехать, ей проще остаться и жить, выбиваясь из последних сил, а потом, возможно, умереть прежде отпущенного срока. Клиффорд Брэдшоу не может спасти никого. Он — никто. Он — писатель. Он может лишь свидетельствовать о том, что видел.

В роли Салли Боулз — Александра Урсуляк, в роли Клиффорда Брэдшоу — Сергей Кемпо

«Кабаре» Евгения Писарева — это проверка чувств. Спектакль искушает зрителя. Он открывает ему самого себя, но не с той стороны, с которой он привык себя видеть. Будут эффектные танцевальные номера. Будут классические, легко ложащиеся на слух мелодии. «Кабаре» всеми силами притягивает к себе зрителя: он пришел на представление — он его получит. Он пришел, чтобы забыть о своих проблемах, — и он забудет о них. Но не потому, что услышит услаждающие слух мелодии и будет наблюдать захватывающую историю, а потому, что может легко узнать себя в каком-либо из персонажей и вместе с ними почувствовать движение времени, увидеть исторические события, когда они еще только угадываются, когда им еще только предстоит развернуться. Он может почувствовать это сладостное чувство слияния с чем-то невероятно могущественным, позволяющее приобрести какое-то совершенно новое качество личности, и ужаснуться этому или, наоборот, восхититься. Выбор остается за зрителем.

Фото: Ира Полярная/Театр Наций

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Предсказать успех Tesla: как женщины совершили прорыв на фондовых рынках Предсказать успех Tesla: как женщины совершили прорыв на фондовых рынках

Как женщины-инвесторы предсказывали рост компаний, в которые никто не верил

Forbes
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
«Правда и вера светлее солнца» «Правда и вера светлее солнца»

Репортаж из Пскова об уникальной псковской иконе

Монокль
Страшно влиятельный доктор Страшно влиятельный доктор

Из чего 105 лет назад появился первый хоррор

Weekend
Алло, гараж! Алло, гараж!

Как, зачем и для кого в России создают мотоциклы на заказ

Men Today
Тянут на себя Тянут на себя

Типаж у этих актеров разный, а сила их харизмы примерно одинакова

VOICE
В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым

Святослав Иванов рассказывает, каким получился байопик с Юрой Борисовым

Forbes
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Как найти свое счастье: бесценные научные советы Как найти свое счастье: бесценные научные советы

Формула счастья будет уникальной для каждого человека. Но как найти свою?

Psychologies
5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях 5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях

Вопросы для определения уровня взаимопонимания и эмоциональной связи с партнером

Inc.
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы

Охранная система, которая работала по принципу газового оружия, существовала

ТехИнсайдер
Актив меж двух океанов Актив меж двух океанов

Как строили и распоряжались Панамским каналом

Деньги
Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале

В феврале книжный мир еще только просыпается и готовится к выходу бестселлеров

Правила жизни
Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами

Японские инженеры разработали биогибридную руку с человеческими мышцами

N+1
Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю

Анатолий Корнеев: почему в России плохо развита культура потребления алкоголя

СНОБ
Моя прелесть Моя прелесть

История про собирательство, про страсть, которая согревает, наполняет и радует

Afternoon Seasons of life
Бой с тенью Бой с тенью

Непростая история соперничества с женщиной, которой больше нет

VOICE
В глубинах Бермудского треугольника В глубинах Бермудского треугольника

Снег в глубинах океана и те, кто им питается

Наука и жизнь
Опять двадцать пять Опять двадцать пять

Какие тренды будут изменять жизнь во второй четверти XXI века

Men Today
Европейские правые под знаменами Трампа Европейские правые под знаменами Трампа

Европу не ожидает стремительный «правый поворот» после смены администрации в США

Монокль
Атлантида Донта Атлантида Донта

Эрик Донт — создатель садов с узнаваемым стилем. Его работы будто бесконтрольны

Afternoon Seasons of life
Композиторы из будущего: как изменилась музыка за последние 100 лет Композиторы из будущего: как изменилась музыка за последние 100 лет

Как композиторы с академическим образованием пришли к постцифровой эстетике

СНОБ
Вызов простоты Вызов простоты

Как решение абстрактной задачи угрожает всей экономике?

Вокруг света
Игра цвета Игра цвета

Гармоничный диалог жизни и искусства в проекте квартиры для молодого бизнесмена

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Скорпионы и лавры: говорящие детали Скорпионы и лавры: говорящие детали

10 портретов-ребусов эпохи Возрождения

Вокруг света
Железные герцогини Железные герцогини

Тренды рынка самых дорогих классических автомобилей мира

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Мода требует жертв? Мода требует жертв?

Какие элементы гардероба на самом деле очень вредны для здоровья?

Лиза
Выбирай головой Выбирай головой

Как понять, к кому обратиться — психологу, психотерапевту и психиатру?

VOICE
Загадка сфинкса на берегу залива Загадка сфинкса на берегу залива

О восстановлении усадьбы «Тихий берег» и разорванности семейной истории

Afternoon Seasons of life
Открыть в приложении