«Кабаре» в Театре Наций: искушение зрителя
В Театре Наций — премьера «Кабаре», одного из самых известных мюзиклов в истории музыки
Это первая в России лицензионная постановка мюзикла, считающегося одним из величайших в истории и увековеченного еще и очень удачной кинематографической версией. Даже в России, несмотря на то что фильм Боба Фосса, будучи снят в начале 1970-х, вышел в еще советский прокат только в самом конце 1980-х, это один из самых известных и популярных мюзиклов — номера, звучащие в нем, почти у всех на слуху. Но в обойму самых разнообразных бродвейских мюзиклов, русские версии которых шли чередой на московской сцене в 2010-годы, он не попал. Возможно, потому, что этот мюзикл не относится к категории исключительно развлекательных произведений. Мрачным финалом в мюзикле едва ли можно кого-то удивить, но сначала отечественный зритель должен был получить исключительную порцию финалов счастливых, и только потом, пережив опыт начала 2020-х годов, он, возможно, будет готов к восприятию истории без счастливого конца.
Евгений Писарев — признанный мастер режиссуры. У него за плечами работа над постановкой и драматических спектаклей, и мюзиклов, и опер. Но в мюзиклах он реализует свой талант наиболее ярко, здесь ему в России едва ли есть равные. Ему как никому другому удается выходить из пространства драмы, когда актеры говорят словами, в пространство музыки, где они начинают петь, так что шов, соединяющий их, остается незаметен. Он словно бы чувствует их в равной степени, не отдавая предпочтения ни одному из них, оттого они и получаются у него сбалансированными. В «Кабаре» в Театре Наций среди исполнителей преобладают драматические актеры, обладающие великолепными вокальным данными и одновременно богатым и разнообразным актерским опытом. Но это не значит, что слова в их ролях становятся важнее. Они остаются на своем месте, вот только музыкальные и танцевальные номера стали еще выразительнее, еще более насыщенными драматическим содержанием, иногда достигая предельных значений.
Роль одного из центральных персонажей — Салли Боулз — играет Александра Урсуляк. Она играет фантастически хорошо, ничуть не уступая Лайзе Минелли — исполнительнице в канонической киноверсии мюзикла. Но если в карьере Минелли эта роль, принесшая ей всемирную известность, стоит особняком, она словно была рождена только для этой роли, вложив в ее исполнение весь свой потенциал и в ней же его исчерпав, то в списке ролей Александры Урсуляк это одна из вершин, и мы пока не знаем, сколько их еще будет в ее карьере. Роли Салли Боулз в театральной карьере Александры Урсуляк предшествовала двойная роль в «Добром человеке из Сезуана» Бертольта Брехта в постановке Юрия Бутусова, где она играет сразу двух персонажей и совершает в финале спектакля энергетический взрыв, произнося незабываемый монолог «Как можно оставаться добрым». Этот монолог, который звучит в сопровождении ансамбля «Чистая музыка», — один из впечатляющих музыкальных номеров в отечественных драматических спектаклях. Такое не забывается.
Юрий Бутусов поставил «Доброго человека из Сезуана» на сцене Театра имени Пушкина уже в бытность Евгения Писарева его художественным руководителем, как и еще одну пьесу Брехта «Барабаны в ночи», где тоже играет Александра Урсуляк. Исток бешеной энергетики «Кабаре», его эротизм — еще из этих спектаклей. Мир Бертольта Брехта, созданный Юрием Бутусовым на сцене Театра имени Пушкина, пересекается с «Кабаре» Евгения Писарева в исполнительнице главной героини. Салли Боулз, сыгранная актрисой, прошедшей через школу «Доброго человека из Сезуана», слишком отличается от Салли Боулз Лайзы Минелли, которая готова забыть обо всем в тот момент, когда она поет. Музыкальные номера в ее исполнении могут существовать и вне контекста всей истории. Чтобы понять, о чем поет Александра Урсуляк, надо посмотреть весь спектакль. Евгений Писарев сделал ставку на целостность всей истории. Он не позволяет зрителям забыть о сюжетной линии ни на одно мгновение. «Кабаре» — мюзикл о том, как история надвигается на человека и подминает его под себя, и мы видим ее движение в каждом танцевальном па кордебалета, мы слышим ее в каждой ноте, звучащей со сцены.
«Кабаре» на сцене Театра Наций затевает опасную игру со зрителем: спектакль не пытается ему понравиться, не пытается подцепить его эмоции мелодраматическими крючками, — он рассказывает драматическую историю, которая в исторической перспективе обращается в трагедию. Мы не видим на сцене этой трагедии, но мы знаем о ней. Мы видим персонажей, танцующих на краю бездны, и мы можем представить, сколько еще шагов им осталось до того, как они в нее окончательно сорвутся. Герои ничего об этом не знают, они живут так, будто у них еще все впереди и все, что с ними происходит, — это всего лишь мелкие неурядицы, о которых они скоро забудут, скоро удача будет на их стороне, надо только продолжать жить, не останавливаться. И они не могут остановиться, каждый из них шагает в бездну своей дорогой, и только одному герою, наивному американцу, удается ее обойти. Он здесь, чтобы дать шанс на спасение Салли Боулз: каким-то образом она его заслужила, она — та, кто может вырваться из числа обреченных, но она этого не делает. Все остается на своих местах. Все идет так, как должно быть.
В роли конферансье — Денис Суханов, один из ведущих актеров «Сатирикона», актер с отличными вокальными данными и мастер создания гротескных персонажей. Конферансье в «Кабаре» существует лишь внутри музыкального шоу. Он настолько его неотъемлемая часть, что авторы либретто лишили его биографии. Мы не знаем, кто он и откуда. Он — музыка, он — танец, он — эротический нерв. Его номер Money, Money — парафраз куплетов Мефистофеля из «Фауста» Шарля Гуно. Но он не Мефистофель, он, скорее, один из его приближенных, подобно булгаковскому Коровьеву — шут при дьяволе, который на сцене Театра Наций с декабря прошлого года появляется в грандиозном творении Робера Лепажа «Мастер и Маргарита». Денис Суханов играет именно этот мотив. Он готовит человека к встрече с дьяволом. Он обольщает, развращает его, и зритель «Кабаре» может почувствовать силу его воздействия на самом себе. Конферансье Дениса Суханова раздвигает художественное пространство мюзикла и перемещает зрителей в прошлый век, начало 1930-х, в Берлин накануне исторической катастрофы.
Персонаж Сергея Кемпо — Клиффорд Брэдшоу, заброшенный в Германию волей случая, по какой-то нелепой прихоти: ему кажется, что именно там к нему придет авторское вдохновение, но вместо этого он становится свидетелем исторических событий. Это тот персонаж, с помощью которого зритель может проникнуть внутрь постановки — тот, с кем он может себя ассоциировать. Клиффорд Брэдшоу — чужеродный элемент в этой исторической реальности. Он почти призрак. У него есть необходимая доля отстраненности от сюжета, которая позволяет ему за всем наблюдать, понимать, что происходит, и при этом быть лишенным способности на что-либо повлиять. Он с другой планеты, в существование жизни на которой не в состоянии поверить никто, даже живущая с ним в одной комнате Салли Боулз. Ей проще сделать аборт, чем родить ребенка в призрачном браке с Клиффордом Брэдшоу. Вместо того чтобы уехать, ей проще остаться и жить, выбиваясь из последних сил, а потом, возможно, умереть прежде отпущенного срока. Клиффорд Брэдшоу не может спасти никого. Он — никто. Он — писатель. Он может лишь свидетельствовать о том, что видел.
«Кабаре» Евгения Писарева — это проверка чувств. Спектакль искушает зрителя. Он открывает ему самого себя, но не с той стороны, с которой он привык себя видеть. Будут эффектные танцевальные номера. Будут классические, легко ложащиеся на слух мелодии. «Кабаре» всеми силами притягивает к себе зрителя: он пришел на представление — он его получит. Он пришел, чтобы забыть о своих проблемах, — и он забудет о них. Но не потому, что услышит услаждающие слух мелодии и будет наблюдать захватывающую историю, а потому, что может легко узнать себя в каком-либо из персонажей и вместе с ними почувствовать движение времени, увидеть исторические события, когда они еще только угадываются, когда им еще только предстоит развернуться. Он может почувствовать это сладостное чувство слияния с чем-то невероятно могущественным, позволяющее приобрести какое-то совершенно новое качество личности, и ужаснуться этому или, наоборот, восхититься. Выбор остается за зрителем.
Фото: Ира Полярная/Театр Наций
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl