Facebook пытается справиться с нарастающим общественным и политическим давлением

ЭкспертОбщество

Facebook боится устареть

Крупнейшая социальная сеть пытается справиться с нарастающим общественным и политическим давлением. План Цукерберга — сделать сеть максимально приватной, внедрив современные механизмы шифрования

Заур Мамедьяров

Теракт в Новой Зеландии: используя фейсбук, террорист в прямом эфире транслировал, как убивает людей

Основатель Facebook Марк Цукерберг объявил о своем новом видении компании, и самым главным, по его мнению, должна стать конфиденциальность пользователей и их информации. Суть плана в том, чтобы добавить сквозное шифрование на различные платформы обмена сообщениями в рамках Facebook. По сути, речь идет о дублировании механизмов, использующихся в WhatsApp. Сквозное шифрование уже применяется многими компаниями, в том числе Apple, и не раз вызывало обеспокоенность властей невозможностью отследить экстремистскую информацию. Борьба между намерением развивать технологии шифрования и стремлением к надзору и модерации стала, пожалуй, важнейшей трудностью цифровой эпохи. Беспрецедентные масштабы Facebook поставили соцсеть на передовую в этой борьбе, и от дальнейших шагов компании будет во многом зависеть то, как будут развиваться цифровые коммуникации в ближайшие годы.

Марк Цукерберг уже высказался в пользу усиления шифрования и переформатирования сети. «Частные коммуникации людей должны быть безопасными. Сквозное шифрование не позволяет никому, в том числе нам, видеть, чем пользователи делятся на наших сервисах», — написал он в большой статье, где изложил свое видение будущего компании.

Пожалуй, самым известным и технологически совершенным примером использования сквозного шифрования стал Telegram Павла Дурова. Технология, внедренная Павлом, позволила его мессенджеру быстро набрать популярность и конкурировать на перенасыщенном рынке мобильного общения. В то же время во многих странах, в том числе в России, Telegram столкнулся с противодействием властей именно из-за невозможности раскрыть сквозное шифрование без внесения изменений в алгоритмы мессенджера. Непонятно, как новые технологические изменения в Facebook будут восприняты в мире, но в самих США всерьез нарастает давление на хайтек-гигантов: ведутся судебные расследования об использовании персональных данных, звучат призывы к ограничению монопольных позиций компаний и даже их возможного раздела на более мелкие. На этом фоне любое общественно заметное событие способно стать триггером к пересмотру вопроса о правах и обязанностях крупнейших интернеткорпораций.

Цифровой экстремизм

Очередная волна недовольства действиями Facebook и технологическими гигантами в целом захватила мир после теракта в Новой Зеландии. Двадцативосьмилетний австралиец Брентон Таррант, обвиняемый в убийстве 50 человек в мечетях новозеландского Крайстчерча, приложил все усилия, чтобы у теракта было как можно больше свидетелей, и социальные сети способствовали этому. Незадолго до атаки предполагаемый стрелок рассказал о своих планах в твиттере и в 8chan — онлайн-форуме, который неоднократно обвиняли в распространении детской порнографии и разжигании ненависти. Посты сопровождались ссылками на 74-страничный манифест, направленный против мусульман и иммигрантов и содержащий множество отсылок к интернет-мемам и видеоиграм. Автор заявлял, что пришло время «прекратить шитпостинг» и осуществить свои экстремистские планы. В постах также содержались ссылки на соцсети Тарранта, где позже велась онлайн-трансляция с места преступления — в прямом эфире транслировались 17 минут атаки на мечети. Террорист снимал видео на нательную экшн-камеру GoPro, имитируя видеоигры-шутеры от первого лица. Все это стало беспрецедентным событием в западных онлайн-медиа и послужило мощным стимулом к новым нападкам на Facebook.

Трагедия в Крайстчерче показала не только беспомощность местной полиции, которая не успела вовремя распознать в интернете потенциального террориста, но и абсолютную неспособность Facebook, YouTube и Twitter оперативно управлять контентом, размещенным на их платформах. Алгоритмам Facebook не удалось даже самостоятельно заметить видеозапись, хотя, как ранее заявляли в компании, социальная сеть использует искусственный интеллект (ИИ), чтобы распознавать и блокировать экстремистский контент. В данном случае ИИ не сработал (анализировать видеоконтент для него намного сложнее, чем проводить семантический анализ текста или распознавать статичные фотоизображения). Facebook обратил внимание на запись и аккаунт предполагаемого преступника, только когда о террористическом контенте сообщила новозеландская полиция.

В блоге Facebook сообщается, что первая жалоба на видео массового убийства появилась через 29 минут после начала онлайн-трансляции. На момент удаления оригинальной записи ее посмотрели четыре тысячи пользователей — в их числе двести зрителей, которые смотрели видео в прямом эфире. Казалось бы, четыре тысячи пользователей из многомиллионной аудитории социальной сети — капля в море, но видео успело приобрести вирусный характер, и в итоге руководству компании пришлось блокировать более полутора миллионов копий. Из них 1,2 млн копий удалось заблокировать еще на этапе загрузки, но 300 тысяч все же успели просочиться в Сеть.

В Facebook заявили, что помимо автоматического распознавания видео используют технологию распознавания аудио, чтобы найти все возможные версии видео, даже если они являются укороченной или измененной версией оригинального видео Тарранта. Кроме того, представители Facebook заявили, что социальная сеть блокирует все посты, которые выражают одобрение террористов. Понятно, что все это говорится в попытке погасить общественное недовольство. Реальные технические возможности компании ограниченны. Даже YouTube, который блокирует видео наиболее передовыми алгоритмами, имеет недостатки. Любые точные копии оригинальной видеозаписи теракта удаляются автоматически, однако алгоритм видеохостинга не работает для удаления отредактированных версий видео; более того, это сделано специально, чтобы под блокировку не попали новостные материалы, в которых содержатся фрагменты видеозаписи.

Поскольку ИИ-алгоритмы несовершенны, в дополнение к ним Facebook, YouTube, Google и Twitter используют ручной труд модераторов, отсматривающих подозрительные видеозаписи. Не помогает и это: даже через несколько дней после трагедии в Крайстчерче в интернете все еще можно было найти копии видео. Произошедшие события заставили западные общества всерьез задуматься над необходимостью ограничить функционал онлайн-трансляций через соцсети, ряд ведущих специалистов Facebook демонстративно уволились из компании, а Брайан Эктон, один из основателей WhatsApp, вообще призвал перестать пользоваться Facebook.

Свободный интернет не сработал

Всю вторую половину 2018 года котировки акций Facebook непрерывно снижались, капитализация компании упала почти вдвое, но с началом нового года она смогла несколько отыграть позиции, хотя еще очень далека до исторических максимумов. По оценкам исследователей постов в Twitter, негативное отношение к Facebook в последние пару недель выросло до максимумов за период с прошлого июля, когда началась масштабная распродажа акций компании на фоне плохих финансовых результатов. Более того, как показывают опросы, репутация Facebook упала настолько, что она оказалась в самом конце списка ста наиболее заметных компаний США. Facebook после стольких месяцев скандалов и обвинений во всевозможных нарушениях все больше ассоциируется с утечками данных, фейк-ньюс, пропагандой, проблемами с конфиденциальностью.

В последние годы появилось множество альтернативных каналов общения, и стремление Марка Цукерберга изменить принципы работы компании, фокусируясь на хорошо защищенном общении между людьми, понятен. Цукерберг хочет уйти от масштабности Facebook, которая стала причиной проблем. Но планируемое внедрение сквозного шифрования контента сделает для Facebook еще более трудным поиск и удаление материалов вроде видеоролика из Новой Зеландии. Может получиться так, что подобные видео, да и любые другие материалы будут рассылаться как спам напрямую пользователям, и соцсеть не сможет это быстро отслеживать. Подобные случаи уже известны, например, в WhatsApp. Безусловно, такое шифрование способно замаскировать поведение пользователей в Сети, и это отведет новые удары общественности от Facebook, но не решит проблему. Учитывая жесткую позицию США по отношению к экстремистским материалам, не очень понятно, насколько согласованы грядущие изменения с правоохранительными и военными структурами США. В последние годы хайтек-гиганты нанимали большое число сотрудников для отслеживания экстремистского и иного запрещенного контента и делились информацией со спецслужбами. Это же делал и Facebook на пике скандала с фейк-ньюс.

Telegram Павла Дурова
стал известен своим
сквозным шифрованием
и «секретными чатами»

Важно понимать, что отслеживанием занимались тысячи сотрудников в ежедневном режиме, и подобные статьи расходов не могут устраивать корпорации, стремящиеся создать автоматические технологии фильтрации контента. Однако машинный интеллект не может улавливать смыслы единиц информации и неизбежно будет ошибаться, поэтому проблема фильтрации видео в соцсетях будет лишь усиливаться по мере все большего распространения интерактивного и видеоконтента, который сравнительно плохо анализируется автоматически. Известно, что с 2015 года ИТ-компании работают над созданием базы данных «цифровых отпечатков» ранее идентифицированного контента, чтобы лучше обнаруживать экстремистские материалы, однако все эти усилия не смогли помешать событиям в Новой Зеландии. Можно констатировать, что пока одними лишь технологическими инновациями спасти свободный интернет с его прозрачностью и возможностями не удалось. Если даже в США пошли разговоры об ограничениях для онлайн-сервисов и хайтек-компаний, то стоит признать, что ИТ-гиганты просто не смогли справиться с масштабом и объемами информации, которые взяли на себя.

«Яндекс» почистит ауру

Пока крупнейшие западные соцсети воюют с экстремистским контентом и языком вражды, «Яндекс» тестирует собственную социальную сеть «Аура» — без мата, оскорблений и жаргонной лексики.

Одним из средств продвижения «Яндекса» стал собственный смартфон со встроенными сервисами компании. Все это способствует диверсификации бизнеса и уходу от рекламной зависимости

На фоне новостей о трагедии в Новой Зеландии, когда терроризм оказался тесно связан с враждебными высказываниями в соцсетях, стало известно, что «Яндекс» запускает бетаверсию социальной сети под названием «Аура», в которой язык вражды под запретом. «Яндекс» позиционирует это не как цензуру, а как попытку сделать онлайн-пространство более дружелюбным. Новый сервис оказался доступен лишь ограниченному числу пользователей, успевших получить туда приглашения от друзей, но в будущем разработчики обещают открыть проект, хотя и не сообщают когда. На данный момент точное число участников «Ауры» неизвестно, в интернете говорят о 15 тысячах человек. Недоступность, своего рода эксклюзивность «Ауры» стала удачным пиар-ходом — о сервисе быстро узнали миллионы людей.

Главная особенность «Ауры», как сказано на сайте «Яндекса», не в контроле контента, а в «умном» поиске друзей. Для этого разработчики используют технологии машинного обучения, призванные прогнозировать и анализировать поведение пользователей: их интересы, лайки, дружеские контакты, содержание постов. Показательно, что «Ауру» не стали делать самостоятельным приложением: она добавлена в виде нового сервиса в приложении «Яндекс», и неясно, будет ли когда-нибудь существовать отдельно. Приложение «Яндекс» для смартфонов объединяет все основные сервисы компании, однако, если судить по количеству оценок приложения в App Store (чуть более шести тысяч), в популярности оно сильно уступает самостоятельным приложениям этих же сервисов — например, у «Яндекс.Такси» более 470 тыс. оценок, а у «Яндекс.Браузера» — свыше 242 тыс. Все это позволило экспертам предположить, что новая социальная сеть станет лишь инструментом для повышения популярности приложения, а также средством развития рекламных алгоритмов компании.

Новшества «Ауры», безусловно, обращают на себя внимание — так, у соцсети отсутствует привычный механизм вертикального скроллинга, вместо этого, как в сервисе онлайн-знакомств Tinder, используются горизонтальные свайпы (смахивания), то есть разработчики пытаются переучить нас на «горизонтальное» потребление контента, что теоретически способно увеличивать время просмотра каждого поста. Формирование ленты новостей в «Ауре» отдано всецело на откуп искусственному интеллекту, что дает любому посту возможность оказаться очень популярным. Эти технические нюансы способны создать новые виды рекламы, и если сеть станет массовой, стоит ожидать новых рекламных форматов, как это происходило на пике развития Instagram.

Доля выручки «Яндекса» от рекламы за 2018 год составила 80% против 93% годом ранее, и компания постоянно стремится улучшать рекламные алгоритмы, не без помощи средств анализа данных пользователей. Для этих целей «Аура» может быть вполне интересным экспериментальным продуктом — очевидно, что классические соцсети вроде Facebook или «ВКонтакте» уступают место более мобильным мессенджерам, меняются способы взаимодействия пользователей друг с другом и с элементами информации. Ведущие компании мира стремятся найти новые алгоритмы и решения, и «Яндекс» пытается оставаться в тренде, экспериментируя с форматами.

Меняется позиционирование социальных сетей (можно даже сказать, что это уже вообще не социальная сеть): раньше было «найди всех своих друзей», теперь — «стань звездой в незнакомом окружении». Или «читай то, что действительно интересно тебе, а не то, что интересно твоим друзьям и знакомым». Такой переход пытается совершить «Аура». В «Ауре» не нужно искать знакомых из реальной жизни — сервис сам предлагает подходящих друзей. Пользователи «Ауры» также могут таргетировать свои посты на определенную аудиторию. В то же время функционал новой сети во многом кажется сборной солянкой из различных мировых сервисов. Интерфейс, как отмечают первые пользователи, сильно напоминает Tinder: свайп вправо означает лайк, а непонравившиеся публикации пользователь смахивает влево — так, свайпнув пост, пользователь дает «Яндексу» информацию о своих предпочтениях. Есть сходство с разделом «Популярное» в Instagram, где отображаются в первую очередь те посты, которые набрали больше всего лайков и при этом соответствуют интересам конкретного пользователя. «Умный» поиск друзей есть и в Facebook: пользователи знают, насколько навязчиво соцсеть предлагает добавить в друзья тех, с кем вы когда-то работали или учились.

Напрашивается и аналогия с социальной сетью Google+, которую Google после долгих мучительных лет наконец-то закрывает — по официальной версии, из-за массовой утечки пользовательских данных, хотя в реальности в Google, вероятно, просто устали тащить невостребованный проект, на один только запуск которого в 2011 году потратили 585 млн долларов. При всех гипотетических возможностях новых форматов история с Google+ показывает, как сложно даже интернет-гигантам снискать успех в мире соцсетей. Популярность новых сервисов практически невозможно прогнозировать, после многочисленных попыток оживить Google+ в компании в итоге заявили, что 90% посещений сервиса длятся менее пяти секунд. Экспериментальную «Ауру» оценивать преждевременно, ее реальная востребованность будет зависеть от способности и дальше поддерживать свежесть формата, предлагая пользователям альтернативу классическим соцсетям с их вырождающимся функционалом.

«Яндекс» последовательно снижает зависимость от рекламных доходов

Источник: «Яндекс»
ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Желтый полиэтиленовый пакет Желтый полиэтиленовый пакет

Что Чичваркин вывез из России в Лондон в крепком желтом пакете «Евросети»

Forbes
Не только «Сбербанк»: пять самых эпичных ошибок искусственного интеллекта Не только «Сбербанк»: пять самых эпичных ошибок искусственного интеллекта

Случаи, в которых роботы пытаются заменить человека, но у них пока не получается

Forbes
Клей нации. Как присоединение Крыма раскалывает общество Клей нации. Как присоединение Крыма раскалывает общество

Крым стал рутиной и в то же время расколол нацию, склеенную одним мифом

Forbes
Частное станет явным Частное станет явным

Прогноз экспертов: мы вступаем в эпоху «конца приватности»

Огонёк
Купить не глядя. Почему онлайн-продажи машин никак не разгонятся Купить не глядя. Почему онлайн-продажи машин никак не разгонятся

AliExpress начнет реализовывать в России автомобили марки Chery

Forbes
Прощание с пакетом Прощание с пакетом

Чем торгуют магазины без упаковки

РБК
«Динамика доходов говорит о стагнации». Владимир Мау о реальном состоянии российской экономики «Динамика доходов говорит о стагнации». Владимир Мау о реальном состоянии российской экономики

Интервью с ректором РАНХиГС Владимиром Мау

Forbes
От Репина до Шагала: сколько стоит русское искусство на Западе От Репина до Шагала: сколько стоит русское искусство на Западе

В Париже открылась ярмарка рисунка Salon du Dessin

Forbes
В свете дня В свете дня

Шведская компания SolarImpact показала 3d-прототип яхты на солнечных батареях

Robb Report
4 ситуации, когда расстаться с девушкой в мессенджере нормально (иначе никак) 4 ситуации, когда расстаться с девушкой в мессенджере нормально (иначе никак)

Как расстаться с девушкой в мессенджере

Playboy
Крыло для Boeing Крыло для Boeing

Константин Иванов помогает SpaceX, Tesla и Boeing печатать детали на 3D-принтере

Forbes
33 веб-несчастья 33 веб-несчастья

Эксперты Positive Technologies зафиксировали рост приложений с уязвимостями

РБК
Audi A8: Горе от ума Audi A8: Горе от ума

Всем хороша «восьмерка» от Audi: красива, комфортабельна и быстроходна

АвтоМир
«Точки красоты»: что отвечает за молодость лица «Точки красоты»: что отвечает за молодость лица

Как сформировать осанку, которая позволит лицу сохранить сияние юности?

Psychologies
Сапоги гоу-гоу: что такое Go-Go Boots и как носить эту обувь Сапоги гоу-гоу: что такое Go-Go Boots и как носить эту обувь

Зарождении тренда на сапоги, в которых было модно танцевать

Cosmopolitan
Лягушка в камуфляже: знакомьтесь с представителем нового вида Лягушка в камуфляже: знакомьтесь с представителем нового вида

Коричневая спинка, оранжевое брюшко и белые пятнышки

National Geographic
Редкие практики Редкие практики

Сравнительный тест Kia Ceed SW и Ford Focus

АвтоМир
В продаже появилась Библия для миллениалов в стиле «Инстаграма» В продаже появилась Библия для миллениалов в стиле «Инстаграма»

Последний шанс вернуть хипстеров в лоно церкви!

Maxim
OCCRP рассказал об «офшорной империи» «Тройки Диалог» OCCRP рассказал об «офшорной империи» «Тройки Диалог»

Инвестбанк «Тройка Диалог» создал сеть офшоров

Forbes
«Почему мне (пока) не нужна работа мечты» «Почему мне (пока) не нужна работа мечты»

Что, если вы пока не нашли себя и занимаетесь тем, что не нравится

Psychologies
Дворцовые интерьеры Светланы Таккори Дворцовые интерьеры Светланы Таккори

Создательница марки Tak.Ori показала Vogue свои апартаменты в центре Милана

Vogue
Андрей Мовчан: «Миллиардеры не смогут передать свое богатство по наследству» Андрей Мовчан: «Миллиардеры не смогут передать свое богатство по наследству»

Экономист Андрей Мовчан о том, чем отличается неравенство в России

Forbes
«Любовь ее будет длиться вечно»: история эротоманки «Любовь ее будет длиться вечно»: история эротоманки

Безумная страсть и запретная любовь могут вызвать сильнейший душевный разлад

Psychologies
Опять двойка Опять двойка

Коллаборации в мире красоты появились давно

Elle
Масленица – для хардкорщиков: 15 самых криповых чучел (горящих и еще живых) Масленица – для хардкорщиков: 15 самых криповых чучел (горящих и еще живых)

Всех с масленичной неделей!

Playboy
По соображениям разума: как экономика предотвращает войну По соображениям разума: как экономика предотвращает войну

В XX веке между Индией и Пакистаном произошло немало кровопролитных столкновений

Forbes
7 cтадий опьянения: что происходит с организмом во время пьянки 7 cтадий опьянения: что происходит с организмом во время пьянки

Чем лучше твоему мозгу, тем хуже всему остальному организму

Playboy
Как менялся стиль Криса Пайна Как менялся стиль Криса Пайна

Как менялся стиль актера, который, кажется, родился в костюме-тройке

GQ
Шикарные Шикарные

Swanky Tunes четыре года подряд входят в сотню лучших диджеев мира

Playboy
Как модные корпорации поддерживают женщин Как модные корпорации поддерживают женщин

Женщин поддерживает добрая половина брендов

Vogue
Открыть в приложении